ПИСЬМО Департамента социальной защиты населения мэрии Санкт-Петербурга от 05.02.96 n 1-532 О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВДОВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПОГИБШИХ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
МЭРИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ДЕПАРТАМЕНТ
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПИСЬМО
от 5 февраля
1996 г. N 1-532
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ
ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ВДОВ
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПОГИБШИХ
В ПЕРИОД
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
В
соответствии с пунктом "б" части второй
статьи 5 Закона РСФСР от 20.11.90 "О
государственных пенсиях в РСФСР" (в
редакции Федерального закона от 07.05.95 "Об
улучшении пенсионного обеспечения
участников Великой Отечественной войны и
вдов военнослужащих, погибших в Великую
Отечественную войну, получающих пенсию по
Закону РСФСР "О государственных пенсиях в
РСФСР") вдовам военнослужащих, погибших в
Великую Отечественную войну, не вступившим
в новый брак, с 1 мая 1995 года могли быть
назначены одновременно две пенсии. Одна из
этих пенсий - по случаю потери кормильца - за
погибшего мужа, вторая - по старости (или по
инвалидности, за выслугу лет, социальная).
Оба вида пенсий подлежали назначению в
органах социальной защиты населения по
нормам Закона РСФСР от 20.11.90.
Однако, в
соответствии со статьей 7 Закона Российской
Федерации от 12.02.93 "О пенсионном обеспечении
лиц, проходивших военную службу, службу в
органах внутренних дел, и их семей" (в
редакции Федерального закона от 28.11.95 "О
внесении изменений и дополнений в Закон
Российской Федерации "О пенсионном
обеспечении лиц, проходивших военную
службу, службу в органах внутренних дел, и
их семей") с 1 января 1996 года жены
военнослужащих, указанных в статье 1 Закона
Российской Федерации от 12.02.93, погибших в
период Великой Отечественной войны, не
вступившие в новый брак, имеют право на
пенсию по случаю потери кормильца за
погибшего мужа НЕЗАВИСИМО ОТ ПОЛУЧЕНИЯ ИМИ
ДРУГОЙ ПЕНСИИ.
Это означает, что с 01.01.96
указанные вдовы военнослужащих имеют право
выбора места получения пенсии по случаю
потери кормильца за погибшего мужа.
Указанный вид пенсии может быть им назначен
как от органов социальной защиты населения,
так и от других ведомств (по линии
Министерства обороны Российской Федерации,
Министерства внутренних дел Российской
Федерации, Министерства безопасности
Российской Федерации). При этом вторая
пенсия по старости (или по инвалидности, за
выслугу лет, социальная) могут назначаться
органами социальной защиты населения
независимо от места получения пенсии по
случаю потери кормильца.
Две пенсии по
случаю потери кормильца не назначаются.
Статьями 38 и 45 Закона Российской Федерации
от 12.02.93 предусмотрены надбавки и повышения,
начисляемые к пенсии по случаю потери
кормильца. Основания начисления указанных
надбавок и повышений АНАЛОГИЧНЫ тем,
которые начисляются по нормам Закона РСФСР
от 20.11.90 (статьи 21, 38, 70, 86 и 110 названного
Закона).
В соответствии с разъяснениями
"О порядке применения отдельных статьей
Закона РСФСР "О государственных пенсиях в
РСФСР", утвержденными постановлением
Верховного Совета РСФСР от 19.04.91 N 1031-1,
надбавки и повышения носят компенсационный
характер для всех пенсионеров, они
начисляются к одной из пенсий по выбору
пенсионера.
Таким образом, если жена
погибшего военнослужащего имеет право на
надбавки и повышения по определенному
основанию, то они начисляются только к
одной из пенсий. Аналогично решается вопрос
и в том случае, если вдова пенсионируется от
различных ведомств. Так, например, если
вдова, являющаяся жителем блокадного
Ленинграда, получает пенсию по старости от
органов соцзащиты, а пенсию по случаю
потери кормильца - по линии Министерства
обороны, то повышение в размере 100 процентов
минимальной пенсии по старости как лицу,
награжденному знаком "Жителю блокадного
Ленинграда", может быть начислено только к
одной из пенсий (либо к пенсии по старости,
либо к пенсии по случаю потери
кормильца).
В связи с изложенным, при
обращении пенсионерки в районную службу
социальной защиты населения с заявлением о
прекращении выплаты пенсии по случаю
потери кормильца в органах соцзащиты (для
назначения ее от другого ведомства),
районная служба социальной защиты
населения должна выдать заявительнице
следующие документы:
1. дополнительный
аттестат с указанием срока прекращения
выплаты пенсии по случаю потери
кормильца;
2. справку о виде и размере
пенсии, выплата которой продолжается в
органах соцзащиты. Размер пенсии должен
быть расшифрован (указаны все начисленные
надбавки и повышения).
Аналогичные
документы должны быть представлены от
других ведомств, где вдова получает пенсию
по случаю потери кормильца, также и в том
случае, когда вдова обращается за
назначением второй пенсии от органов
соцзащиты.
При этом следует обратить
внимание на размер надбавки или повышения,
предоставив вдове право выбора наиболее
выгодного варианта их начисления. Так,
например, размер повышения Героям
Социалистического Труда в соответствии с
пунктом "а" статьи 110 Закона РСФСР от 20.11.90
составляет 50 процентов размера пенсии, но
не менее чем 100 процентов минимальной
пенсии по старости, а размер повышения за
указанное звание по пункту "б" статьи 45
Закона Российской Федерации от 12.02.93
составляет 25 процентов размера пенсии, но
не менее чем 50 процентов минимальной пенсии
по старости.
В настоящее время на вдову
погибшего военнослужащего, получающую
одновременно две пенсии от органов
социальной защиты населения, заводится
одно пенсионное дело и открывается один
лицевой счет на оба вида пенсии. В связи с
этим имели место случаи, когда закрывая
выплату одной пенсии, одновременно
прекращалась выплата и второй пенсии. В
целях недопущения подобных ситуаций
предлагаем оформлять на каждый вид пенсии
отдельное пенсионное дело и присваивать
каждому делу собственный лицевой
счет.
Начальник отдела
пенсий и
пособий
М.Н.Моисеева