Инструкция государственного предприятия горэлектротранс инструкция кондуктора трамвая (троллейбуса)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
"ГОРЭЛЕКТРОТРАНС"
УТВЕРЖДЕНО
Приказом
от 2 марта 1998 г. N
38
ИНСТРУКЦИЯ
кондуктора трамвая
(троллейбуса)
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. На
должность кондуктора принимаются лица не
моложе 18 лет.
1.2. Кондуктор является
материально ответственным лицом в полном
объеме за обеспечение сохранности
вверенных ему материальных ценностей и
денежных средств.
1.3. Кондуктор
непосредственно подчиняется начальнику
маршрута.
1.4. Кондуктор допускается к
работе только после заключения договора о
полной материальной ответственности.
1.5. Кондуктор работает по установленным для
трамвая (троллейбуса) графикам сменности с
суммированным учетом рабочего времени.
1.6. Кондуктор, закрепленный за определенным
маршрутом, вагоном (троллейбусом), в случае
производственной необходимости может быть
направлен на другой маршрут, вагон
(троллейбус), обслуживаемый парком.
1.7.
Всякий отказ от работы на маршруте из-за его
незнания или по другим неуважительным
причинам рассматривается как отказ от
работы.
1.8. Кондуктор оперативно
подчиняется:
- диспетчеру парка;
-
линейным работникам и диспетчерам службы
движения;
- водителям-наставникам
парка;
- дежурному мастеру цеха
"Профилакторий".
1.9. Кондуктор обязан
регулярно посещать технические занятия,
инструктажи и другие мероприятия,
направленные на обеспечение безопасности
движения, техники безопасности, качества
обслуживания пассажиров, проводимые в
парке.
1.10. Кондуктор обязан проходить в
установленные сроки периодический
медицинский осмотр.
1.11. Уходя в отпуск,
кондуктор обязан сдать числящиеся за ним
все виды билетной продукции.
1.12. При
исполнении своих обязанностей кондуктор
должен быть вежливым с пассажирами,
называть свою фамилию по требованию.
2.
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Кондуктор
должен знать и выполнять:
2.1. Правила
перевозки пассажиров, багажа (ручной
клади);
2.2. Правила дорожного движения в
части, касающейся пешеходов, а также
порядка остановки автотранспорта (трамвая,
троллейбуса);
2.3. Формы проездных
документов;
2.4. Перечень категорий
пассажиров, пользующихся правом
бесплатного проезда;
2.5. Порядок ведения
билетно-учетной документации;
2.6.
Тарифную плату за проезд пассажиров и
провоз багажа;
2.7. Размеры штрафов за
безбилетный проезд;
2.8. Названия
остановочных пунктов, трассы маршрутов,
обслуживаемых парком;
2.9. Инструкцию по
охране труда для кондукторов;
2.10.
Порядок получения, хранения, реализации
билетной продукции, сдачи денежных средств
и остатков билетной продукции;
2.11.
Приказы, распоряжения, указания, касающиеся
его работы;
2.12. График своего выхода на
работу;
2.13. Установленный план сбора
выручки;
2.14. Настоящую инструкцию.
3.
ОБЩИЕ ОБЯЗАННОСТИ КОНДУКТОРА И ПОРЯДОК
РАБОТЫ
Кондуктор ОБЯЗАН:
3.1. Основной
обязанностью кондуктора является сбор
платы за проезд и провоз багажа, реализация
другой билетной продукции, выданной парком,
и выполнение финансового плана при высокой
культуре обслуживания пассажиров;
3.2. Не
менее чем за 10 минут прибыть к указанному в
наряде на работу месту начала работы;
3.3.
При заступлении на работу иметь при себе:
3.3.1. Служебное удостоверение;
3.3.2.
Кондукторскую сумку;
3.3.3. Достаточный
запас проездных билетов;
3.3.4. Наряд на
работу;
3.3.5. Фирменный знак
кондуктора.
3.4. Кондуктору запрещается
приступать к работе при наличии
алкогольного, наркотического, токсического
опьянения или при наличии запаха алкоголя,
болезненном состоянии, склонности ко
сну.
3.5. Перед началом работы кондуктор
обязан:
3.5.1. Получить у диспетчера парка
(на конечной станции - у диспетчера) отметку
о прибытии на работу.
3.5.2. До выезда из
парка - получить в кассе установленную для
реализации билетную продукцию в
количестве, достаточном на смену данного
наряда трамвая (троллейбуса), а билеты
разового пользования - с запасом на
следующую рабочую смену;
3.5.3. Заполнить
свой наряд - билетно-учетный лист -
записями:
- бортовой номер вагона
(троллейбуса);
- серии и номера проездных
билетов всех книжек;
- на оборотной
стороне наряда - билетно-учетного листа
сделать запись серии и номера проездного
билета, реализуемой билетной книжки;
3.5.4. Прибыв на вагон (троллейбус), кондуктор
обязан:
- представиться водителю и
сообщить ему свой табельный номер;
-
проверить исправность звонковой
сигнализации к водителю;
- проверить
исправность компостеров.
ПРИМЕЧАНИЕ. В
случае неисправности звонковой
сигнализации к водителю трамвайный вагон
(троллейбус) должен быть снят с линии,
особенно если это поезд.
3.6. Находясь на
территории парка, конечной станции, в
салоне вагона (троллейбуса), кондуктор
обязан строго соблюдать Правила техники
безопасности.
Курить разрешается
только в отведенных для этого местах.
3.7.
В случае прибытия на работу на данный вагон
(троллейбус) второго кондуктора с нарядом
"Дубликат" к работе допускается кондуктор,
имеющий наряд "Дубликат", а другой кондуктор
решает вопрос о дальнейшей работе с
диспетчером парка.
3.8. В случае
опоздания на работу кондуктор действует по
указанию диспетчера парка с
соответствующим оформлением наряда на
работу.
3.9. Кондуктору запрещается
заходить в кабину водителя и включать
(выключать) какие-либо приборы, поднимать
или опускать токоприемник.
3.10.
Кондуктору запрещается отвлекать водителя
посторонними разговорами и находиться в
кабине водителя во время движения трамвая
(троллейбуса).
4. ОБЯЗАННОСТИ КОНДУКТОРА
ПРИ РАБОТЕ НА ЛИНИИ
4.1. Сбор платы за
проезд:
4.1.1. Для полного сбора платы за
проезд кондуктор обязан:
- при большом
наполнении вагона (троллейбуса) на конечном
пункте проводить сбор платы с пассажиров,
не ожидая отправки трамвая (троллейбуса) в
рейс;
- систематически проходить по
салону трамвая (троллейбуса), предлагая
пассажирам предъявить проездной билет
длительного пользования или оплатить
проезд;
- наблюдать за всеми входящими в
трамвай (троллейбус) и запоминать еще не
уплативших за проезд, вежливо и настойчиво
предлагать приобрести проездные билеты;
- при большой посадке пассажиров проходить
к накопительным площадкам, стараясь
собрать плату на одном перегоне;
-
периодически, 2-3 раза за рейс, проверять
наличие билетов и проездных документов у
пассажиров;
- при большом наполнении
салона трамвая (троллейбуса) громко и
вежливо требовать передачи денег для
уплаты за проезд;
- при отсутствии сдачи
с крупных денег принять меры к размену их у
пассажиров.
4.1.2. При выявлении
пассажира, не желающего оплачивать проезд и
предъявлять проездной документ, предложить
ему выйти из трамвая (троллейбуса) на
следующей остановке. Запрещается отбирать
какие-либо вещи, документы у пассажиров, не
оплативших свой проезд, высаживать их на
ходу трамвая (троллейбуса), вне зоны
остановки; вступать в конфликт с
пассажирами.
4.1.3. При работе с
пассажиром:
- получить деньги от
пассажира, громко назвать полученную сумму,
до конца расчета деньги не убирать;
-
выдать билетную продукцию;
- произвести
окончательный расчет с пассажиром, после
чего полученные деньги можно убрать.
4.1.4. Предлагать пассажирам билеты
длительного пользования.
4.1.5. Подъезжая
к конечному пункту и окончив продажу
билетов, кондуктор обязан производить
порейсовую запись верхних номеров книжки
проездных билетов.
4.1.6. При начале
реализации новой книжки проездных билетов
записать в билетно-учетном листе место,
время, серию и номер верхнего билета.
4.1.7. По окончании смены записать в наряде
последний номер билетной книжки.
4.1.8.
Все записи в наряде - билетно-учетном листе
должны производиться четко. Запрещается
делать подчистки и исправления
написанного. Если сделана ошибочная запись,
кондуктор должен вычеркнуть всю строчку и
произвести в следующей строке правильную
запись.
Примечание. Обнаружив опечатку
или другой брак в билетной книжке,
кондуктор должен изъять бракованные билеты
из реализации и сдать их в кассу парка.
4.1.9. При смене на промежуточном пункте
сменяемый кондуктор обязан передать
сменяющему кондуктору подсменный листок, в
котором указывается табельный номер
кондуктора, время смены и номер билета,
проданного с начала последнего рейса.
4.2. Обязанности кондуктора на конечной
станции (распорядительной):
4.2.1. Делать
отметку в наряде на работу у диспетчера
конечной станции после каждого рейса.
4.2.2. Получив распоряжение диспетчера
конечной станции об отправке в рейс,
кондуктор, прибыв на вагон (троллейбус),
должен дать водителю сигнал к отправке.
Примечание. На оборотных конечных пунктах
кондукторы из салона трамвая (троллейбуса)
не выходят, наряд оформляется как по
окончании рейса.
4.2.3. При обнаружении
оставленных пассажирами вещей - сумок,
пакетов, свертков и т.д. - не трогать их и
немедленно сообщить водителю для принятия
дальнейших мер.
4.2.4. По окончании смены
(независимо от места окончания) кондуктор
обязан немедленно прибыть в парк и сдать
выручку и остатки билетной продукции
вместе с нарядом на работу.
4.3. Кондуктор
обязан предъявлять наряд на работу -
билетно-учетный лист и свое служебное
удостоверение работникам Центрального
агентства городского пассажирского
транспорта, работникам ГП
"Горэлектротранс", имеющим удостоверение с
правом контроля и отдачи распоряжений,
начальникам маршрутов,
водителям-наставникам парка.
4.4. Если
пассажиру в трамвае (троллейбусе) стало
плохо, кондуктор должен немедленно
сообщить об этом водителю и до прибытия
медицинской помощи с помощью пассажиров
оказать первую доврачебную помощь.
Примечание. Сигналы, подаваемые
кондуктором водителю для остановки трамвая
(троллейбуса):
- три коротких звонка - для
немедленной остановки,
- один звонок -
сигнал служебной остановки.
4.5. В случае
заболевания в пути - заявить об этом
водителю.
4.6. При внезапном заболевании
водителя - сообщить о случившемся
диспетчеру ЦДС (телефон указан в наряде на
работу) и дальше действовать по указанию
диспетчера ЦДС.
4.7. Если кто-то из
пассажиров оказался зажатым створками
двери, немедленно подать водителю сигнал
экстренной остановки.
4.8. Кондуктор
обязан сдавать и принимать смену только в
месте, указанном в наряде на работу.
4.9. В
случае неявки смены сообщить диспетчеру
парка и продолжать работу не менее двух
рейсов до прибытия кондуктора из запаса,
при этом смена не должна превышать 10
часов.
4.10. Обязанности кондуктора при
контроле:
4.10.1. Кондуктор несет
ответственность за провоз безбилетных
пассажиров и неоплаченного багажа и должен
добиваться полного сбора платы за
проезд.
4.10.2. Кондуктор обязан
потребовать от контролера предъявления
документа на право контроля и только после
этого, по его требованию, предъявить наряд -
билетно-учетный лист для сверки номера,
серии проездных билетов у пассажиров.
4.10.3. Запрещается передача контролеру в руки
любой билетной продукции или контрольный
подсчет выручки.
4.11. Обязанности
кондуктора при изменении пути следования
трамвая (троллейбуса):
4.11.1. При движении
поезда не по своему маршруту или с
возвратом кондуктор обязан на всех
остановках предупреждать пассажиров об
изменении пути следования трамвая
(троллейбуса).
4.11.2. При возврате трамвая
(троллейбуса), отправке его в парк по
какой-либо причине с середины рейса
кондуктор должен предложить пассажирам
перейти в следующий сзади поезд, объяснив
причину пересадки.
4.11.3. При возврате
трамвая (троллейбуса) кондуктор обязан
отметить в своем наряде место и время
возврата и номер последнего билета на этом
рейсе.
4.11.4. В случае выбытия трамвая
(троллейбуса) из движения по любым причинам
(простой на конечной станции, возврат в парк
для замены и т.д.) кондуктор обязан оформить
в наряде время простоя у диспетчера. При
замене трамвая (троллейбуса) - записать в
наряд новый бортовой номер трамвая
(троллейбуса).
4.12. Обязанности
кондуктора в аварийных ситуациях:
4.12.1.
При появлении запаха гари, дыма или
возгорании (пожаре) в трамвае (троллейбусе)
кондуктор обязан:
- немедленно сообщить
водителю и выполнять его указания;
- из
второго вагона (троллейбуса) остановить
поезд сигналом немедленной остановки;
-
принять меры к ликвидации паники среди
пассажиров и помочь им безопасно покинуть
салон трамвая (троллейбуса).
4.12.2. При
получении сообщения от пассажиров "бьет
током" кондуктор обязан:
- немедленно
сообщить водителю;
- не разрешать
пассажирам прикасаться к элементам
подвижного состава, находящимся под
напряжением;
- вместе с водителем
принять меры к высадке пассажиров из салона
трамвая (троллейбуса).
4.12.3. При обрыве
провода контактной сети кондуктор
обязан:
- не подходить к оборванному
проводу в радиусе 10 м и не допускать в эту
зону пассажиров;
- выполнить указания
водителя по сообщению о поврежденной
контактной сети старшему центральному
диспетчеру службы движения.
4.12.4. При
столкновении с транспортом, не замеченном
водителем (наезд в "бок" или "хвост" трамвая
(троллейбуса), кондуктор обязан:
- подать
сигнал водителю об экстренной остановке;
- сообщить водителю о случившемся;
-
записать гос.номер транспортного
средства;
- записать не менее 2
свидетелей.
4.12.5. При разрыве
трамвайного (троллейбусного) поезда:
-
кондуктор первого вагона (троллейбуса)
подает водителю сигнал служебной
остановки;
- кондуктор второго вагона
обязан включить выключатель экстренной
остановки вагона.
5. КОНДУКТОРУ
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
5.1. Покидать подвижной
состав во время рейса, самовольно
обмениваться нарядами на работу с другим
кондуктором.
5.2. Курить, есть и
заниматься посторонними делами (читать,
вязать, спать и т.д.).
5.3. Передавать смену
кондуктору, находящемуся в нетрезвом
состоянии или с запахом алкоголя.
5.4.
Передавать свои обязанности посторонним
лицам.
5.5. Принимать от пассажиров
проданные билеты и возвращать полученные
деньги.
5.6. Продавать билеты, числящиеся
ранее проданными.
5.7. Продавать билетную
продукцию, приобретенную вне парка.
5.8.
Работать без разовых проездных билетов.
6.
ОБЯЗАННОСТИ КОНДУКТОРА ПРИ ВОЗВРАЩЕНИИ
С ЛИНИИ В ПАРК
6.1. При обнаружении
каких-либо неисправностей в салоне трамвая
(троллейбуса) - сообщить об этом водителю.
6.2. На последней остановке перед въездом в
парк высадить из вагона всех пассажиров,
закрыть форточки окон.
6.3. При въезде в
парк получить отметку у приемщика вагонов
(троллейбусов) в своем наряде фактического
времени прибытия в парк.
6.4. Сдать
выручку в кассу отдела сборов парка и
произвести расчет с кассиром в порядке,
установленном инструкцией о работе с
кассой отдела сбора выручки парка.
6.5.
Получить необходимый запас проездных
билетов на следующую смену.
6.6. В случае
недостачи денег до полной суммы выручки
кондуктор обязан возместить недостачу, в
противном случае кондуктор не допускается
к работе до выяснения причин недостачи и ее
погашения.
6.7. Распоряжение о сдаче
выручки кому бы то ни было, кроме кассира
отдела сбора выручки, кондуктор выполнять
не должен.
6.8. О всех происшествиях на
линии кондуктор должен сообщить письменно
начальнику маршрута в течение суток.
7.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
7.1. Кондуктор несет
полную ответственность за сохранность
полученной в парке билетной продукции,
своевременную и полную сдачу выручки.
7.2. За нарушения требований настоящей
инструкции, а также инструкции по охране
труда.
Инструкция разработана на
основании тарифно-квалификационных
характеристик по общеотраслевым
профессиям рабочих, утвержденных
постановлением Министерства труда
Российской Федерации от 31.01.97 N
5.
Начальник Службы подвижного состава
трамвая и троллейбуса
А.А.Григорьев