Решение санкт-петербургского городского суда от 16.05.2001 по делу n 3-211/2000 <о признании недействующей ст. 4 закона санкт-петербурга о лекарственном обеспечении льготных категорий жителей санкт-петербурга>


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 16 мая 2001 г. N 3-211/2000
Именем Российской Федерации
Санкт-Петербургский городской суд в составе судьи Антоневич Н.Я. с участием прокурора Кузьминой И.Д. при секретаре Деревягиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Кольцовой Людмилы Павловны о признании недействующими и не подлежащими применению ст. 4, 5 Закона Санкт-Петербурга "О лекарственном обеспечении льготных категорий жителей Санкт-Петербурга", установил:
30 декабря 1997 года был принят Закон Санкт-Петербурга "О лекарственном обеспечении льготных категорий граждан Санкт-Петербурга".
В соответствии со ст. 4 указанного закона условиями реализации прав на лекарственное обеспечение льготных категорий жителей Санкт-Петербурга являются:
1) наличие формуляра лекарственных средств для льготных категорий жителей (далее - формуляр);
2) финансовые гарантии реализации формуляра;
3) государственный заказ на лекарственное обеспечение льготных категорий жителей Санкт-Петербурга;
4) наличие системы аптечных государственных предприятий и учреждений и государственного регионального органа по контролю качества и сертификации лекарств;
5) меры по обеспечению гласности в сфере реализации прав на лекарственное обеспечение льготных категорий жителей Санкт-Петербурга;
6) наличие системы учета льготных категорий жителей;
7) наличие системы учета, контроля и обмена информацией по обращению лекарственных препаратов.
Согласно ст. 5 Закона Санкт-Петербурга "О лекарственном обеспечении льготных категорий граждан Санкт-Петербурга" формуляр ежегодно определяет номенклатуру и потребность в жизненно необходимых лекарственных средствах для льготных категорий жителей и служит основанием для формирования государственного заказа.
При составлении формуляра используется принцип наибольшего лечебного эффекта на единицу затрат.
Формуляр разрабатывается органом управления здравоохранением, утверждается и вносится губернатором Санкт-Петербурга в качестве приложения к проекту закона о бюджете Санкт-Петербурга в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга.
Формуляр публикуется в виде приложения к закону о бюджете Санкт-Петербурга.
Кольцова Л.П., являющаяся инвалидом 2 группы по общему заболеванию, а также ветераном Великой Отечественной войны - жителем блокадного Ленинграда (л. д. ), обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой о признании недействующими и не подлежащими применению ст. 4, 5 Закона Санкт-Петербурга "О лекарственном обеспечении льготных категорий жителей Санкт-Петербурга". При этом она указала, что данные правовые нормы закона Санкт-Петербурга противоречат федеральному законодательству и нарушают ее право на бесплатное обеспечение всеми лекарствами по рецептам врачей, предоставленное ей ст. 18 ФЗ "О ветеранах", ст. 13 Закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст. 27 и 44 Закона РФ "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 02.10.1992 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890.
В судебном заседании представитель Кольцовой Л.П., Кольцов С.В., поддержал жалобу в полном объеме.
Представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Гринева В.М. и представитель губернатора Санкт-Петербурга Глотова Н.С. возражали против удовлетворения заявленных требований, полагая, что оспоренные Кольцовой Л.П. ст. 4, 5 Закона Санкт-Петербурга "О лекарственном обеспечении льготных категорий жителей Санкт-Петербурга" не противоречат федеральному законодательству и не нарушают право Кольцовой Л.П. на бесплатное обеспечение лекарствами, представив в суд мотивированные возражения, приобщенные к материалам дела (л. д. ).
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные сторонами доказательства, заслушав заключение прокурора Кузьминой И.Д., полагавшей предъявленные требования подлежащими удовлетворению в части признания недействующей и не подлежащей применению ст. 4 Закона Санкт-Петербурга "О лекарственном обеспечении льготных категорий граждан Санкт-Петербурга", а в остальной части подлежащими отклонению, суд находит подлежащей удовлетворению жалобу Кольцовой Л.П. в части признания недействующей и не подлежащей применению ст. 4 Закона Санкт-Петербурга "О лекарственном обеспечении льготных категорий граждан Санкт-Петербурга". Жалобу Кольцовой Л.П. в части требований о признании недействующей и не подлежащей применению ст. 5 этого же закона Санкт-Петербурга суд находит не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы координации здравоохранения, социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй статьи 76 Конституции Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Как следует из представленной Кольцовой Л.П. в суд справки ВТЭК, она с 16.06.1998 является нетрудоспособным инвалидом 2 группы бессрочно. Кроме того, согласно представленному Кольцовой Л.П. удостоверению она жила в блокадном Ленинграде в годы Великой Отечественной войны, имеет льготы, в том числе на бесплатное получение лекарств (л. д. ).
Согласно ст. 27 Закона РФ "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" инвалиды имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях.
Свое дальнейшее развитие указанная правовая норма получила в Законе РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В соответствии со ст. 13 Закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам, включая лекарственное обеспечение, осуществляется бесплатно или на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Порядок и условия оказания квалифицированной медицинской помощи различным категориям инвалидов определяются Правительством Российской Федерации.
Кроме того, согласно п. 7 ч. 1 ст. 18 Закона РФ "О ветеранах" лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", предоставляется бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам врачей в порядке, определяемом субъектом Российской Федерации, не ниже норм, установленных Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (в последующих редакциях, в том числе и в ред. от 21.09.2000 N 707) утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение N 1). Из данного Перечня N 1 следует, что всем категориям лиц, внесенным в данный Перечень, в том числе и лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", а также неработающим инвалидам 2 группы, все указанные в Перечне лекарственные средства по рецептам врачей отпускаются бесплатно.
Пунктом 4 этого же постановления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Кроме того, в пп. "е" п. 2 ч. 1 ст. 10 Закона РФ "О ветеранах" также указано, что расходы на обеспечение ветеранов лекарствами возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Закона Санкт-Петербурга "О лекарственном обеспечении льготных категорий жителей Санкт-Петербурга", содержащей определения понятий и терминов, используемых в настоящем законе, льготная категория жителей - жители Санкт-Петербурга, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право на обеспечение лекарственными средствами на льготных условиях.
При таких обстоятельствах суд находит, что оспоренная Кольцовой Л.П. ст. 4 Закона Санкт-Петербурга, устанавливающая необходимые условия реализации прав на лекарственное обеспечение льготной категории жителей Санкт-Петербурга, такие как наличие формуляра лекарственных средств для льготных категорий жителей, финансовых гарантий реализации формуляра, государственного заказа на лекарственное обеспечение льготных категорий жителей Санкт-Петербурга и др., противоречит ст. 27 Закона РФ "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", ст. 13 Закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст. 18 Закона РФ "О ветеранах", которыми указанным выше категориям лиц при амбулаторном лечении предоставлено безусловное право на обеспечение их бесплатно или с 50% скидкой лекарственными средствами по рецептам врача.
Доводы представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Гриневой В.М. и представителя губернатора Санкт-Петербурга Глотовой Н.С. о том, что ст. 4 Закона Санкт-Петербурга "О лекарственном обеспечении льготных категорий жителей Санкт-Петербурга" устанавливает в пределах компетенции субъекта Российской Федерации порядок, в соответствии с которым на территории Санкт-Петербурга осуществляется финансирование льготного обеспечения граждан лекарственными средствами за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, и не предусматривает каких-либо ограничений прав граждан на льготное обеспечение лекарственными средствами, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
Статья 4 указанного закона Санкт-Петербурга имеет название "Необходимые условия реализации прав на лекарственное обеспечение льготных категорий жителей Санкт-Петербурга". Из содержания данной правовой нормы следует, что перечисленные в ней обстоятельства являются условиями реализации прав на лекарственное обеспечение льготных категорий жителей Санкт-Петербурга. Согласно Толковому словарю русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой понятия "порядок" и "условие" не являются синонимами. Как указано в данном Толковом словаре, порядок - это последовательный ход чего-нибудь, а условие - это обстоятельства, от которых что-нибудь зависит. Таким образом, по мнению суда, ст. 4 Закона Санкт-Петербурга "О лекарственном обеспечении льготных категорий жителей Санкт-Петербурга" устанавливает именно условия, то есть обстоятельства, от которых зависит реализация прав на лекарственное обеспечение льготных категорий жителей Санкт-Петербурга, однако такого права субъектам Российской Федерации действующим федеральным законодательством не предоставлено.
Более того, в соответствии с п. 4 ст. 11 Федерального закона "О ветеранах", федеральные законы и иные нормативные правовые акты, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, ограничивающие права и льготы, предусмотренные для ветеранов настоящим федеральным законом, являются недействительными.
Суд также находит, что указанной нормой нарушаются права инвалидов и ветеранов, в том числе Кольцовой Л.П., являющейся инвалидом 2 группы по общему заболеванию, а также ветераном Великой Отечественной войны - жителем блокадного Ленинграда, на бесплатное обеспечение лекарственными средствами по рецепту врачей, так как из представленных Кольцовой Л.П. ответов на ее заявления о льготном обеспечении ее лекарственными средствами в соответствии с рецептом врача следует, что она не может быть обеспечена необходимыми ей лекарственными препаратами, так как они не включены в "Формуляр лекарственных средств для льготных категорий жителей Санкт-Петербурга" и не закупаются в централизованном порядке (л. д. ). Данный вывод суда подтверждается также действующим распоряжением Комитета по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга от 9 октября 1998 года N 211-р, которым руководителям органов управления здравоохранением территориальных управлений административных районов и государственных учреждений здравоохранения в пункте 1.3 было предписано обеспечить выписку лекарственных средств для льготных категорий жителей Санкт-Петербурга с учетом поставок лекарственных средств по государственному заказу на основании "Формуляра лекарственных средств для льготных категорий жителей Санкт-Петербурга", утвержденного в установленном порядке, а также решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 24 июня 1997 года по жалобе Кольцовой Л.П. на действия губернатора Санкт-Петербурга, отказавшего ей в возмещении расходов, понесенных заявительницей на приобретение лекарств (л.д. ).
С учетом изложенного суд находит подлежащей удовлетворению жалобу Кольцовой Л.П. в части признания недействующей и не подлежащей применению ст. 4 Закона Санкт-Петербурга "О лекарственном обеспечении льготных категорий жителей Санкт-Петербурга".
Вместе с тем суд не усматривает противоречия статьи 4 Закона Санкт-Петербурга "О лекарственном обеспечении льготных категорий жителей Санкт-Петербурга" статье 44 Закона РФ "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан".
Указанная правовая норма Федерального закона содержит положения о том, что категории граждан, обеспечиваемых лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения индивидуального пользования на льготных условиях, устанавливаются Правительством Российской Федерации, правительствами республик в составе Российской Федерации. Право на выписку рецептов для лекарственного обеспечения на льготных условиях имеют лечащие врачи государственной муниципальной и частной систем здравоохранения. Однако ст. 4 указанного выше закона Санкт-Петербурга не регулирует вопросы, являющиеся предметом регулирования ст. 44 данного федерального закона, в связи с чем не имеется оснований утверждать, что ст. 4 Закона Санкт-Петербурга "О лекарственном обеспечении льготных категорий жителей Санкт-Петербурга" противоречит ст. 44 Закона РФ "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан".
Суд также не усматривает оснований для удовлетворения требования Кольцовой Л.П. о признании недействующей и не подлежащей применению

Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области »
Читайте также