Решение санкт-петербургского городского суда от 16.05.2001 по делу n 3-211/2000 <о признании недействующей ст. 4 закона санкт-петербурга о лекарственном обеспечении льготных категорий жителей санкт-петербурга>
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ
СУД
РЕШЕНИЕ
от 16 мая 2001 г. N
3-211/2000
Именем Российской
Федерации
Санкт-Петербургский городской
суд в составе судьи Антоневич Н.Я. с
участием прокурора Кузьминой И.Д. при
секретаре Деревягиной Е.С.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по жалобе
Кольцовой Людмилы Павловны о признании
недействующими и не подлежащими применению
ст. 4, 5 Закона Санкт-Петербурга "О
лекарственном обеспечении льготных
категорий жителей Санкт-Петербурга",
установил:
30 декабря 1997 года был принят
Закон Санкт-Петербурга "О лекарственном
обеспечении льготных категорий граждан
Санкт-Петербурга".
В соответствии со ст.
4 указанного закона условиями реализации
прав на лекарственное обеспечение льготных
категорий жителей Санкт-Петербурга
являются:
1) наличие формуляра
лекарственных средств для льготных
категорий жителей (далее - формуляр);
2)
финансовые гарантии реализации
формуляра;
3) государственный заказ на
лекарственное обеспечение льготных
категорий жителей Санкт-Петербурга;
4)
наличие системы аптечных государственных
предприятий и учреждений и
государственного регионального органа по
контролю качества и сертификации
лекарств;
5) меры по обеспечению
гласности в сфере реализации прав на
лекарственное обеспечение льготных
категорий жителей Санкт-Петербурга;
6)
наличие системы учета льготных категорий
жителей;
7) наличие системы учета,
контроля и обмена информацией по обращению
лекарственных препаратов.
Согласно ст. 5
Закона Санкт-Петербурга "О лекарственном
обеспечении льготных категорий граждан
Санкт-Петербурга" формуляр ежегодно
определяет номенклатуру и потребность в
жизненно необходимых лекарственных
средствах для льготных категорий жителей и
служит основанием для формирования
государственного заказа.
При
составлении формуляра используется
принцип наибольшего лечебного эффекта на
единицу затрат.
Формуляр
разрабатывается органом управления
здравоохранением, утверждается и вносится
губернатором Санкт-Петербурга в качестве
приложения к проекту закона о бюджете
Санкт-Петербурга в Законодательное
Собрание Санкт-Петербурга.
Формуляр
публикуется в виде приложения к закону о
бюджете Санкт-Петербурга.
Кольцова Л.П.,
являющаяся инвалидом 2 группы по общему
заболеванию, а также ветераном Великой
Отечественной войны - жителем блокадного
Ленинграда (л. д. ), обратилась в
Санкт-Петербургский городской суд с
жалобой о признании недействующими и не
подлежащими применению ст. 4, 5 Закона
Санкт-Петербурга "О лекарственном
обеспечении льготных категорий жителей
Санкт-Петербурга". При этом она указала, что
данные правовые нормы закона
Санкт-Петербурга противоречат
федеральному законодательству и нарушают
ее право на бесплатное обеспечение всеми
лекарствами по рецептам врачей,
предоставленное ей ст. 18 ФЗ "О ветеранах", ст.
13 Закона РФ "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации", ст. 27 и 44 Закона РФ
"Основы законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан", п. 1
Указа Президента Российской Федерации от
02.10.1992 "О дополнительных мерах
государственной поддержки инвалидов в
Российской Федерации", постановлением
Правительства Российской Федерации от
30.07.1994 N 890.
В судебном заседании
представитель Кольцовой Л.П., Кольцов С.В.,
поддержал жалобу в полном объеме.
Представитель Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга Гринева В.М. и
представитель губернатора
Санкт-Петербурга Глотова Н.С. возражали
против удовлетворения заявленных
требований, полагая, что оспоренные
Кольцовой Л.П. ст. 4, 5 Закона
Санкт-Петербурга "О лекарственном
обеспечении льготных категорий жителей
Санкт-Петербурга" не противоречат
федеральному законодательству и не
нарушают право Кольцовой Л.П. на бесплатное
обеспечение лекарствами, представив в суд
мотивированные возражения, приобщенные к
материалам дела (л. д. ).
Выслушав
объяснения лиц, участвующих в деле,
исследовав представленные сторонами
доказательства, заслушав заключение
прокурора Кузьминой И.Д., полагавшей
предъявленные требования подлежащими
удовлетворению в части признания
недействующей и не подлежащей применению
ст. 4 Закона Санкт-Петербурга "О
лекарственном обеспечении льготных
категорий граждан Санкт-Петербурга", а в
остальной части подлежащими отклонению,
суд находит подлежащей удовлетворению
жалобу Кольцовой Л.П. в части признания
недействующей и не подлежащей применению
ст. 4 Закона Санкт-Петербурга "О
лекарственном обеспечении льготных
категорий граждан Санкт-Петербурга". Жалобу
Кольцовой Л.П. в части требований о
признании недействующей и не подлежащей
применению ст. 5 этого же закона
Санкт-Петербурга суд находит не подлежащей
удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции
Российской Федерации вопросы координации
здравоохранения, социальной защиты,
включая социальное обеспечение, находятся
в совместном ведении Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации.
В
силу ст. 76 Конституции Российской Федерации
по предметам совместного ведения
Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации издаются федеральные
законы и принимаемые в соответствии с ними
законы и иные нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации. Законы и
иные нормативные правовые акты субъектов
Российской Федерации не могут
противоречить федеральным законам,
принятым в соответствии с частями первой и
второй статьи 76 Конституции Российской
Федерации. В случае противоречия между
федеральным законом и иным актом, изданным
в Российской Федерации, действует
федеральный закон.
Как следует из
представленной Кольцовой Л.П. в суд справки
ВТЭК, она с 16.06.1998 является нетрудоспособным
инвалидом 2 группы бессрочно. Кроме того,
согласно представленному Кольцовой Л.П.
удостоверению она жила в блокадном
Ленинграде в годы Великой Отечественной
войны, имеет льготы, в том числе на
бесплатное получение лекарств (л. д. ).
Согласно ст. 27 Закона РФ "Основы
законодательства Российской Федерации об
охране здоровья граждан" инвалиды имеют
право на медико-социальную помощь,
реабилитацию, обеспечение лекарствами,
протезами, протезно-ортопедическими
изделиями, средствами передвижения на
льготных условиях.
Свое дальнейшее
развитие указанная правовая норма получила
в Законе РФ "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации". В соответствии со ст.
13 Закона РФ "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации" оказание
квалифицированной медицинской помощи
инвалидам, включая лекарственное
обеспечение, осуществляется бесплатно или
на льготных условиях в соответствии с
законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской
Федерации. Порядок и условия оказания
квалифицированной медицинской помощи
различным категориям инвалидов
определяются Правительством Российской
Федерации.
Кроме того, согласно п. 7 ч. 1
ст. 18 Закона РФ "О ветеранах" лицам,
награжденным знаком "Жителю блокадного
Ленинграда", предоставляется бесплатное
обеспечение лекарствами по рецептам врачей
в порядке, определяемом субъектом
Российской Федерации, не ниже норм,
установленных Правительством Российской
Федерации.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 30
июля 1994 года N 890 "О государственной
поддержке развития медицинской
промышленности и улучшении обеспечения
населения и учреждений здравоохранения
лекарственными средствами и изделиями
медицинского назначения" (в последующих
редакциях, в том числе и в ред. от 21.09.2000 N 707)
утвержден Перечень групп населения и
категорий заболеваний, при амбулаторном
лечении которых лекарственные средства и
изделия медицинского назначения
отпускаются по рецептам врачей бесплатно
(приложение N 1). Из данного Перечня N 1
следует, что всем категориям лиц, внесенным
в данный Перечень, в том числе и лицам,
награжденным знаком "Жителю блокадного
Ленинграда", а также неработающим инвалидам
2 группы, все указанные в Перечне
лекарственные средства по рецептам врачей
отпускаются бесплатно.
Пунктом 4 этого
же постановления органам исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
предписано своевременно обеспечивать
оплату лекарственных средств и изделий
медицинского назначения, отпускаемых в
установленном порядке населению по
рецептам врачей бесплатно или со
скидкой.
Кроме того, в пп. "е" п. 2 ч. 1 ст. 10
Закона РФ "О ветеранах" также указано, что
расходы на обеспечение ветеранов
лекарствами возмещаются за счет средств
бюджетов субъектов Российской
Федерации.
В соответствии со ст. 2 Закона
Санкт-Петербурга "О лекарственном
обеспечении льготных категорий жителей
Санкт-Петербурга", содержащей определения
понятий и терминов, используемых в
настоящем законе, льготная категория
жителей - жители Санкт-Петербурга, которые в
соответствии с законодательством
Российской Федерации имеют право на
обеспечение лекарственными средствами на
льготных условиях.
При таких
обстоятельствах суд находит, что
оспоренная Кольцовой Л.П. ст. 4 Закона
Санкт-Петербурга, устанавливающая
необходимые условия реализации прав на
лекарственное обеспечение льготной
категории жителей Санкт-Петербурга, такие
как наличие формуляра лекарственных
средств для льготных категорий жителей,
финансовых гарантий реализации формуляра,
государственного заказа на лекарственное
обеспечение льготных категорий жителей
Санкт-Петербурга и др., противоречит ст. 27
Закона РФ "Основы законодательства
Российской Федерации об охране здоровья
граждан", ст. 13 Закона РФ "О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации",
ст. 18 Закона РФ "О ветеранах", которыми
указанным выше категориям лиц при
амбулаторном лечении предоставлено
безусловное право на обеспечение их
бесплатно или с 50% скидкой лекарственными
средствами по рецептам врача.
Доводы
представителя Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга Гриневой В.М. и
представителя губернатора
Санкт-Петербурга Глотовой Н.С. о том, что ст.
4 Закона Санкт-Петербурга "О лекарственном
обеспечении льготных категорий жителей
Санкт-Петербурга" устанавливает в пределах
компетенции субъекта Российской Федерации
порядок, в соответствии с которым на
территории Санкт-Петербурга
осуществляется финансирование льготного
обеспечения граждан лекарственными
средствами за счет средств бюджета
Санкт-Петербурга, и не предусматривает
каких-либо ограничений прав граждан на
льготное обеспечение лекарственными
средствами, суд находит несостоятельными
по следующим основаниям.
Статья 4
указанного закона Санкт-Петербурга имеет
название "Необходимые условия реализации
прав на лекарственное обеспечение льготных
категорий жителей Санкт-Петербурга". Из
содержания данной правовой нормы следует,
что перечисленные в ней обстоятельства
являются условиями реализации прав на
лекарственное обеспечение льготных
категорий жителей Санкт-Петербурга.
Согласно Толковому словарю русского языка
С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой понятия "порядок"
и "условие" не являются синонимами. Как
указано в данном Толковом словаре, порядок -
это последовательный ход чего-нибудь, а
условие - это обстоятельства, от которых
что-нибудь зависит. Таким образом, по мнению
суда, ст. 4 Закона Санкт-Петербурга "О
лекарственном обеспечении льготных
категорий жителей Санкт-Петербурга"
устанавливает именно условия, то есть
обстоятельства, от которых зависит
реализация прав на лекарственное
обеспечение льготных категорий жителей
Санкт-Петербурга, однако такого права
субъектам Российской Федерации
действующим федеральным законодательством
не предоставлено.
Более того, в
соответствии с п. 4 ст. 11 Федерального закона
"О ветеранах", федеральные законы и иные
нормативные правовые акты, законы и иные
нормативные правовые акты субъектов
Российской Федерации, ограничивающие права
и льготы, предусмотренные для ветеранов
настоящим федеральным законом, являются
недействительными.
Суд также находит,
что указанной нормой нарушаются права
инвалидов и ветеранов, в том числе
Кольцовой Л.П., являющейся инвалидом 2
группы по общему заболеванию, а также
ветераном Великой Отечественной войны -
жителем блокадного Ленинграда, на
бесплатное обеспечение лекарственными
средствами по рецепту врачей, так как из
представленных Кольцовой Л.П. ответов на ее
заявления о льготном обеспечении ее
лекарственными средствами в соответствии с
рецептом врача следует, что она не может
быть обеспечена необходимыми ей
лекарственными препаратами, так как они не
включены в "Формуляр лекарственных средств
для льготных категорий жителей
Санкт-Петербурга" и не закупаются в
централизованном порядке (л. д. ). Данный
вывод суда подтверждается также
действующим распоряжением Комитета по
здравоохранению Администрации
Санкт-Петербурга от 9 октября 1998 года N 211-р,
которым руководителям органов управления
здравоохранением территориальных
управлений административных районов и
государственных учреждений
здравоохранения в пункте 1.3 было предписано
обеспечить выписку лекарственных средств
для льготных категорий жителей
Санкт-Петербурга с учетом поставок
лекарственных средств по государственному
заказу на основании "Формуляра
лекарственных средств для льготных
категорий жителей Санкт-Петербурга",
утвержденного в установленном порядке, а
также решением Кировского районного суда
Санкт-Петербурга от 24 июня 1997 года по жалобе
Кольцовой Л.П. на действия губернатора
Санкт-Петербурга, отказавшего ей в
возмещении расходов, понесенных
заявительницей на приобретение лекарств
(л.д. ).
С учетом изложенного суд находит
подлежащей удовлетворению жалобу
Кольцовой Л.П. в части признания
недействующей и не подлежащей применению
ст. 4 Закона Санкт-Петербурга "О
лекарственном обеспечении льготных
категорий жителей Санкт-Петербурга".
Вместе с тем суд не усматривает
противоречия статьи 4 Закона
Санкт-Петербурга "О лекарственном
обеспечении льготных категорий жителей
Санкт-Петербурга" статье 44 Закона РФ "Основы
законодательства Российской Федерации об
охране здоровья граждан".
Указанная
правовая норма Федерального закона
содержит положения о том, что категории
граждан, обеспечиваемых лекарственными
средствами и изделиями медицинского
назначения индивидуального пользования на
льготных условиях, устанавливаются
Правительством Российской Федерации,
правительствами республик в составе
Российской Федерации. Право на выписку
рецептов для лекарственного обеспечения на
льготных условиях имеют лечащие врачи
государственной муниципальной и частной
систем здравоохранения. Однако ст. 4
указанного выше закона Санкт-Петербурга не
регулирует вопросы, являющиеся предметом
регулирования ст. 44 данного федерального
закона, в связи с чем не имеется оснований
утверждать, что ст. 4 Закона
Санкт-Петербурга "О лекарственном
обеспечении льготных категорий жителей
Санкт-Петербурга" противоречит ст. 44 Закона
РФ "Основы законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан".
Суд также не усматривает оснований для
удовлетворения требования Кольцовой Л.П. о
признании недействующей и не подлежащей
применению