Постановление фас северо-кавказского округа от 16.04.2003 n ф08-1114/2003 освобождение от ответственности основного должника по обязательству - управления - и возложение ответственности на собственника имущества противоречит нормам гражданского кодекса рф.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 16 апреля 2003 года Дело N Ф08-1114/2003

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии от истца - Северо-Осетинского закрытого акционерного общества ПМК-Газ Акционерной компании "Газстрой" - директора, представителей, в отсутствие представителей Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия - Алания, Управления капитального строительства Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия - Алания и Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 01.11.2002 по делу N А61-1208/2002-6, установил следующее.
Северо - Осетинское закрытое акционерное общество ПМК-Газ Акционерной компании "Газстрой" обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с иском к Минсельхозпроду РСО - Алания, Управлению капитального строительства Минсельхозпрода РСО - Алания (далее - управление) и Минфину РСО - Алания о взыскании 679967 рублей долга за выполненные работы по договору подряда N 6 от 09.07.2001.
Решением от 01.11.2002 в пользу истца взыскано с Минфина РСО - Алания 560000 рублей долга и с управления - 119967 рублей. В обоснование решения суд сослался на пункт 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации. В иске к Минсельхозпроду РСО - Алания отказано.
В кассационной жалобе Минфин РСО - Алания просит отменить решение и в иске отказать. По мнению заявителя, субсидиарную ответственность по обязательствам управления должно нести Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия - Алания, как главный распорядитель бюджетных средств.
В отзыве Минсельхозпрод РСО - Алания просит оставить решение суда без изменения, ссылаясь на его законность.
В судебном заседании представители истца возражали против удовлетворения кассационной жалобы, указывая на необоснованность ее доводов.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и выслушав представителей истца, считает, что решение подлежит изменению по следующим основаниям.
Между истцом (подрядчик) и управлением (заказчик) заключен договор от 09.07.2001 N 6, согласно которому истец обязался выполнить работы по газоснабжению села Малгобек Моздокского района стоимостью 560000 рублей. Пунктом 3.3 договора предусмотрено, что оплата работ производится по мере поступления денежных средств из бюджета РСО - Алания или зачетами взаимных платежей в республиканский бюджет.
Как видно из материалов дела, Постановлением Парламента РСО - Алания от 24.05.2001 N 380/30 указанные работы включены в инвестиционную программу РСО - Алания на 2001 год с лимитом финансирования на 560000 рублей. Программой также предусмотрено выделение денежных средств на погашение кредиторской задолженности на сумму 270000 рублей.
Согласно акту приемки выполненных работ формы N 2 за июнь 2001 года и справки о стоимости выполненных работ истец выполнил работы на сумму 713011 рублей, которые приняты управлением. Оплата работ произведена частично в связи с отсутствием финансирования. Задолженность составила 679967 рублей.
При указанных обстоятельствах суд обоснованно взыскал 560000 рублей задолженности с Министерства финансов РСО - Алания, сославшись на статью 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающую субсидиарную ответственность собственника имущества учреждения по его обязательствам при недостаточности у учреждения денежных средств.
В то же время освобождение от ответственности в части взыскания указанной задолженности основного должника по обязательству - управления - противоречит требованиям статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Поэтому задолженность за выполненные работы в сумме 560000 рублей подлежит взысканию с управления, а при недостаточности денежных средств - с Минфина РСО - Алания на основании статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Стоимость работ на сумму 119967 рублей обоснованно взыскана с управления, поскольку истец выполнил работы на сумму 713011 рублей, которые приняты управлением и факт их выполнения не оспаривается. Однако, взыскивая с управления задолженность в сумме 119967 рублей, суд не учел, что согласно статье 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества. Исходя из этого долг в сумме 119967 рублей при недостаточности денежных средств у управления также подлежит взысканию с Минфина РСО - Алания на основании статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, решение суда следует изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции: взыскать с Управления капитального строительства Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия - Алания, а при недостаточности у него денежных средств - с Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания в пользу Северо-Осетинского закрытого акционерного общества ПМК-Газ Акционерной компании "Газстрой" 679967 рублей долга. В иске к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия - Алания отказать.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что субсидиарную ответственность должно нести Минсельхозпрод РСО - Алания, не может быть принят во внимание, поскольку суд установил, что на основании статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации субсидиарную ответственность по обязательствам управления несет Министерство финансов РСО - Алания.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 01.11.2002 по делу N А61-1208/2002-6 изменить и изложить резолютивную часть в следующей редакции: взыскать с Управления капитального строительства Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия - Алания, а при недостаточности у него денежных средств - с Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания в пользу Северо-Осетинского закрытого акционерного общества ПМК-Газ Акционерной компании "Газстрой" 679967 рублей долга. В иске к Министерству сельского хозяйства и продовольствия РСО - Алания отказать.
Взыскать с Управления капитального строительства Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия - Алания в пользу Северо-Осетинского закрытого акционерного общества ПМК-Газ Акционерной компании "Газстрой" 755 рублей 45 копеек госпошлины.
Поручить Арбитражному суду Республики Северная Осетия - Алания выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Судебная практика: Северо-Кавказский регион »
Читайте также