Постановление фас северо-кавказского округа от 05.05.2003 n ф08-1495/2003 ответчик обладает всеми признаками, присущими юридическому лицу, и по своему правовому статусу является состоящим на бюджетном финансировании государственным учреждением, которое отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда
кассационной инстанции
от 5 мая 2003 года
Дело N Ф08-1495/2003
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд
Северо-Кавказского округа при участии в
заседании представителей от истца -
закрытого акционерного общества "Дедал",
представителей от третьего лица -
Министерства обороны Российской Федерации,
в отсутствие представителей ответчика -
Краснодарской квартирно-эксплуатационной
части КЭЧ СКВО и третьих лиц: Фонда
государственного имущества Краснодарского
края, департамента имущественных отношений
Краснодарского края, Министерства
имущественных отношений Российской
Федерации, Российского фонда федерального
имущества, муниципального предприятия
"Бюро технической инвентаризации г.
Краснодара", надлежащим образом извещенных
о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев кассационную жалобу
Министерства обороны Российской Федерации
на постановление апелляционной инстанции
от 06.12.2002 Арбитражного суда Краснодарского
края по делу N А32-6143/2001-31/126-16/71-2002-41/329,
установил следующее.
ЗАО "Дедал"
обратилось в арбитражный суд с иском к
войсковой части 20650 об истребовании
помещений, расположенных по адресу: г.
Краснодар, Рашпилевская, 72, обозначенных
литерами Б, Б1, С, общей площадью 441,1 кв. м из
незаконного владения войсковой части путем
выселения последней из указанных
помещений. В качестве третьих лиц к участию
в деле привлечены Фонд государственного
имущества Краснодарского края, департамент
имущественных отношений Краснодарского
края, Краснодарская
квартирно-эксплуатационная часть
района.
Решением арбитражного суда от
07.06.2001, оставленным без изменения
постановлением апелляционной инстанции от
16.08.2001, исковые требования удовлетворены.
Постановлением кассационной инстанции от
16.10.2001 судебные акты отменены, дело передано
на новое рассмотрение в арбитражный суд
первой инстанции.
При новом
рассмотрении дела в качестве ответчика
привлечена Краснодарская
квартирно-эксплуатационная часть района г.
Краснодара (далее - Краснодарская КЭЧ).
Истец в порядке статьи 37 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации уточнил исковые требования и
просил устранить препятствия в пользовании
имуществом, истребовать из незаконного
владения ответчика нежилые помещения,
обозначенные под литером Б - второй этаж
левого крыла административного здания,
литер Б1 - помещение гаража, второй этаж
склада - литер С, путем выселения
последнего.
Решением от 24.01.2002,
оставленным без изменения постановлением
апелляционной инстанции от 23.04.2002, в
отношении войсковой части 20650 производство
по делу прекращено. Суд обязал
Краснодарскую КЭЧ устранить препятствия в
пользовании собственностью ЗАО "Дедал"
путем выселения (освобождения от имущества,
прекращения эксплуатации) из нежилых
помещений здания, расположенного по ул.
Рашпилевской, 72 (согласно паспорту БТИ
помещения под литером Б - второй этаж левого
крыла административного здания помещения -
84,5 кв. м, помещение литер Б1 - гаража площадью
235,7 кв. м, второй этаж помещения склада литер
С - площадью 121,9 кв. м).
Постановлением
кассационной инстанции от 15.07.2002 судебные
акты в части прекращения производства по
делу в отношении войсковой части 20650 и
выселения Краснодарской КЭЧ из помещений
склада литер С площадью 121,9 кв. м оставлены в
силе, в остальной части судебные акты
отменены, и дело передано на новое
рассмотрение в суд первой инстанции. Суду
предложено установить состав имущества,
переданного в аренду и выкупленного истцом
по договору купли-продажи, дополнительно
исследовать время и основания передачи
спорных помещений ответчику.
При новом
рассмотрении дела к участию в деле в
качестве третьего лица привлечено Бюро
технической инвентаризации г.
Краснодара.
ЗАО "Дедал" в порядке статьи
49 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации уточнило исковые
требования и просило истребовать спорные
помещения у Краснодарской КЭЧ.
Определением суда от 11.09.2002 производство по
делу прекращено на основании пункта 1
статьи 150 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации в связи с тем,
что Краснодарская КЭЧ не является
юридическим лицом, истец не воспользовался
правом на уточнение ответчика либо его
замену на надлежащего ответчика.
Постановлением апелляционной инстанции от
06.12.2002 определение суда от 11.09.2002 отменено,
дело направлено на новое рассмотрение в суд
первой инстанции. Постановление
мотивировано тем, что Краснодарская КЭЧ
обладает признаками юридического лица,
предусмотренными статьей 48 Гражданского
кодекса Российской Федерации.
В
кассационной жалобе Министерство обороны
Российской Федерации просит отменить
постановление апелляционной инстанции от
06.12.2002 по следующим основаниям:
-
постановление принято в отсутствие
Министерства обороны Российской Федерации,
не извещенного надлежащим образом о
времени и месте судебного заседания;
-
необоснованно признано, что Краснодарская
КЭЧ является юридическим лицом на основе
свидетельства о постановке последней на
учет в налоговом органе, не исследованы
обстоятельства о порядке регистрации в
налоговом органе воинских частей и военных
организаций, изложенном в письме
Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам от 03.12.99 N ФС-6-12/962, согласно
которому для организаций, не
зарегистрированных в органах
государственной регистрации, сведения о
регистрации не заполняются.
Отзыв на
кассационную жалобу в суд не
представлен.
Изучив материалы дела и
выслушав представителей участвующих в деле
лиц, Федеральный арбитражный суд
Северо-Кавказского округа считает, что
кассационная жалоба не подлежит
удовлетворению.
В силу статьи 48
Гражданского кодекса Российской Федерации
юридическим лицом признается организация,
которая имеет в собственности,
хозяйственном ведении или оперативном
управлении обособленное имущество и
отвечает по своим обязательствам этим
имуществом, может от своего имени
приобретать и осуществлять имущественные и
личные неимущественные права, нести
обязанности. Юридические лица должны иметь
самостоятельный баланс или смету.
Согласно Положению о
квартирно-эксплуатационной службе и
квартирном довольствии Советской Армии и
Военно-морского флота, утвержденному
Приказом Министра обороны СССР от 22.02.77 N 75,
КЭЧ является самостоятельным лицом,
руководит квартирно-эксплуатационной
службой, ведает всеми видами квартирного
довольствия воинских частей, приписанных к
КЭЧ района, производит финансирование
квартирно-эксплуатационных расходов
воинских частей, для чего имеет счет в
банковском учреждении и вправе заключать
хозяйственные договоры с другими
организациями.
Из материалов дела
видно, что Краснодарская КЭЧ имеет в
оперативном управлении обособленное
имущество, смету доходов и расходов, а также
централизованные (бюджетные) источники
финансирования. Краснодарская КЭЧ
зарегистрирована в Краснодарском краевом
комитете государственной статистики,
состоит на налоговом учете в
территориальной инспекции МНС Российской
Федерации N 1 г. Краснодара, сдает
предусмотренную законодательством
отчетность.
Изложенное свидетельствует
о том, что Краснодарская КЭЧ обладает всеми
признаками, присущими юридическому лицу, и
по своему правовому статусу является
состоящим на бюджетном финансировании
государственным учреждением, которое
отвечает по своим обязательствам
находящимися в его распоряжении денежными
средствами.
Довод кассационной жалобы о
том, что суд апелляционной инстанции вынес
постановление в отсутствие Министерства
обороны Российской Федерации, не
извещенного надлежащим образом о времени и
месте судебного заседания, несостоятелен.
Определением от 31.10.2002 рассмотрение дела
отложено на 05.12.2002. Определением от 05.12.2002 в
судебном заседании объявлен перерыв до
06.12.2002 до 11 часов 00 минут. Таким образом,
Министерство обороны надлежащим образом
извещено о времени и месте судебного
заседания, назначенного на 05.12.2002, о чем
свидетельствует уведомление от 14.11.2002 N 39885.
Отсутствие извещения о перерыве в судебном
заседании не является в силу статьи 288
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации основанием для отмены
постановления апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Северо-Кавказского
округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление
апелляционной инстанции Арбитражного суда
Краснодарского края от 06.12.2002 по делу N
А32-6143/2001-31/126-16/71-2002-41/329 оставить без
изменения, а кассационную жалобу - без
удовлетворения.
Постановление вступает
в законную силу со дня его принятия.