Постановление фас северо-кавказского округа от 18.10.2005 n ф08-4888/2005-1946а в нарушение требований действующего законодательства минфином открытый конкурс по отбору финансовой организации для осуществления отдельных операций со средствами бюджета края проведен не был. привлечение кредитной организации осуществлено заявителем путем запроса котировок, в связи с чем антимонопольным органом правомерно приняты решение и предписание о нарушении антимонопольного законодательства.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 18 октября 2005 года Дело N Ф08-4888/2005-1946А

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заинтересованного лица - Управления федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, в отсутствие заявителя - Министерства финансов Ставропольского края и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, - Правительства Ставропольского края, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Ставропольского края на решение от 12 мая 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 11 июля 2005 года Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-3747/2005-14, установил следующее.
Министерство финансов Ставропольского края (далее - Минфин) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения от 23.03.2005 N 5 Управления федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - Управление) и предписания от 23.03.2005 N 4 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Решением суда от 12 мая 2005 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11 июля 2005 года, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что в случае определения финансовой организации для оказания финансовых услуг для государственных нужд края выбор данной организации надлежит осуществлять с учетом требований Федерального закона от 23.06.99 N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг". В нарушение требований действующего законодательства Минфин Ставропольского края осуществил действия по привлечению финансовой организации для финансирования дефицита бюджета края без проведения открытого конкурса.
В кассационной жалобе Минфин просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции, вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя жалобы, решение и предписание Управления являются незаконными, поскольку возлагают на Минфин и Правительство Ставропольского края ничем не обусловленные дополнительные обязанности. Действия Минфина и Правительства Ставропольского края по привлечению кредита на покрытие дефицита бюджета Ставропольского края не содержат признаков состава правонарушения, предусмотренного статьей 13 Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг". Минфин действовал в рамках статьи 2 Закона Ставропольского края от 18.12.97 N 38-КЗ "О поставках продукции для государственных нужд Ставропольского края", предусматривающей осуществление закупок продукции из единственного источника.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить решение суда и постановление апелляционной инстанции без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы отзыва на жалобу.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, считает, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в связи с дефицитом бюджета края, Приказом Минфина Ставропольского края от 18.11.2004 N 250/1 образована котировочная комиссия по проведению размещения заказа на заимствование денежных средств на покрытие дефицита бюджета.
В адрес 9 кредитных организаций 19 ноября 2004 года направлены письма о намерении Минфина привлечь кредитные ресурсы для финансирования дефицита бюджета Ставропольского края с запросом условий предоставления кредита.
По результатам заседания котировочной комиссии по размещению заказа способом запроса котировок утверждено решение о привлечении кредитных ресурсов АКБ ОАО "Еврофинанс-Моснарбанк", предложившего наилучшие условия кредитования.
Распоряжением Правительства Ставропольского края от 06.12.2004 N 500-рп одобрен и внесен на рассмотрение в Государственную Думу Ставропольского края проект Закона Ставропольского края "О внесении изменений в Закон Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края", которым предусмотрено направление на погашение дефицита бюджета привлеченных кредитных ресурсов банковских организаций.
Распоряжением Правительства Ставропольского края от 10.12.2004 N 505-рп Минфину от имени Правительства Ставропольского края поручено осуществить заимствования в АКБ ОАО "Еврофинанс-Моснарбанк" в сумме 250000 тыс. рублей со сроком погашения до 25.03.2005 с уплатой процентов по ставке 11,5 процентов годовых.
В соответствии с выпиской из протокола от 23.12.2004 N 80 заседания Правления АКБ ОАО "Еврофинанс-Моснарбанк" утверждено решение кредитного комитета от 21.12.2004 о предоставлении Ставропольскому краю в лице Минфина кредита.
Между АКБ ОАО "Еврофинанс-Моснарбанк" и Ставропольским краем 29 декабря 2004 года заключено кредитное соглашение N КК/91.02.93. Кредит на сумму 250 млн. рублей предоставляется для покрытия дефицита краевого бюджета. Сумма процентов составляет 250 тыс. рублей. В качестве обязательного условия установлено предоставление Минфином документов о внесении изменения в Закон Ставропольского края от 29.12.2004 N 46-кз "О бюджете Ставропольского края на 2005 год", позволяющих произвести привлечение кредита у банка и включить расходы по погашению и обслуживанию кредита в бюджет 2005 года.
Статьей 34 Закона Ставропольского края от 31.12.2004 N 126-кз "О бюджете Ставропольского края на 2005 год" установлен предел расходов на обслуживание государственного долга в размере 103 млн. рублей. В приложении 1 "Источники финансирования дефицита бюджета Ставропольского края" и в приложении 16 "Программа внутренних заимствований ставропольского края на 2005 год" к указанному Закону отдельной строкой предусмотрены средства на погашение основного долга по указанному кредитному соглашению в размере 250 млн. рублей.
Открытый конкурс по отбору финансовой организации для осуществления отдельных операций со средствами бюджета края проведен не был, порядок его проведения не согласован с Управлением федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю.
Решением Управления от 23.03.2005 N 5 действия Правительства Ставропольского края и Минфина признаны нарушающими статьи 12, 13, 14 Федерального закона от 23.06.99 N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" в части ограничения конкуренции на рынке финансовых услуг ввиду проведения открытого конкурсного отбора финансовой организации для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета Ставропольского края.
На основании данного решения Управлением вынесено предписание от 23.03.2005 N 4 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. Не согласившись с решением и предписанием, Минфин оспорил их в судебном порядке.
Указом Президента Российской Федерации от 08.04.97 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупок продукции для государственных нужд" установлено, что заказы на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд размещаются на торгах (конкурсах), кроме случаев, когда иное предусмотрено федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.
В силу статей 13, 14 Федерального закона от 23.06.99 N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" перечень финансовых организаций, привлекаемых для осуществления отдельных операций со средствами местного бюджета, определяется путем проведения открытого конкурса. Порядок проведения открытого конкурса в целях определения финансовых организаций, привлекаемых для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета, устанавливается по согласованию с федеральным антимонопольным органом с учетом следующих требований: установления регламента образования и деятельности конкурсной комиссии, установления порядка организации и проведения открытого конкурса и требований, предъявляемых к его участникам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 23.06.99 N 117-ФЗ отношения, влияющие на конкуренцию на рынке финансовых услуг и связанные с защитой конкуренции на рынке финансовых услуг, регулируются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих регулирование на рынке финансовых услуг.
Судом сделан обоснованный вывод о том, что к данным правоотношениям не подлежит применению статья 2 Закона Ставропольского края от 18.12.97 N 38-КЗ "О поставках продукции для государственных нужд Ставропольского края".
В нарушение требований действующего законодательства Минфином открытый конкурс по отбору финансовой организации для осуществления отдельных операций со средствами бюджета Ставропольского края проведен не был. Привлечение кредитной организации осуществлено заявителем путем запроса котировок. Работа по привлечению финансовой организации для финансирования дефицита бюджета Ставропольского края фактически велась в отношении одного кредитного учреждения, о чем свидетельствуют даты проведения котировочной комиссии, распоряжения от 10.12.2004 N 505-рп и выписки из протокола от 23.12.2004 N 80 заседания правления АКБ ОАО "Еврофинанс-Моснарбанк".
Материалами дела установлено, что погашение кредита и выплата процентов осуществляется за счет средств краевого бюджета и, соответственно, проводятся операции со средствами бюджета.
Таким образом, действия Минфина и Правительства Ставропольского края нарушают статьи 12, 13, 14 Федерального закона от 23.06.99 N 117-ФЗ в части ограничения конкуренции на рынке финансовых услуг. Доводы жалобы были предметом исследования судебных инстанций, им дана правовая оценка. Доводы, приведенные Минфином в жалобе, опровергаются материалами дела и по существу направлены на переоценку доказательств и выводов суда. В соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не имеет полномочий исследовать и устанавливать новые обстоятельства дела, а также переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют. Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12 мая 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 11 июля 2005 года Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-3747/2005-14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Судебная практика: Северо-Кавказский регион »
Читайте также