Постановление фас северо-кавказского округа от 25.09.2003 n ф08-3689/2003-1406а образцы квитанций, применяемые обществом при денежных расчетах, представленные в материалы дела, не соответствуют форме бланков строгой отчетности. так, обязательный реквизит указанных квитанций (номер) нанесен нетипографским способом, что является нарушением норм законодательства в отношении бланков строгой отчетности.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда
кассационной инстанции
от 25 сентября 2003
года Дело N Ф08-3689/2003-1406А
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд
Северо-Кавказского округа в отсутствие в
судебном заседании представителей сторон,
надлежащим образом уведомленных о времени
и месте проведения судебного заседания,
рассмотрев кассационную жалобу Инспекции
Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам по Крымскому району
Краснодарского края на решение от 02.06.2003
Арбитражного суда Краснодарского края по
делу N А32-9717/2003-55/348-32АЖ, установил
следующее.
ООО "ЭРРО" обратилось в
арбитражный суд с заявлением к Инспекции
Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам по Крымскому району
Краснодарского края (далее - налоговая
инспекция) о признании незаконным и отмене
постановления налоговой инспекции от 25.04.2003
N 182 о привлечении заявителя к
административной ответственности по
статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях (далее -
КоАП РФ).
Решением от 02.06.2003
постановление налоговой инспекции от 25.04.2003
N 182 признано незаконным и отменено.
Судебный акт мотивирован тем, что форматы
утвержденных документов строгой
отчетности являются рекомендательными, их
оформление и техническое редактирование
определяются организацией самостоятельно.
Поскольку налоговая инспекция не
представила доказательств того, что в
оформлении бланков строгой отчетности ООО
"ЭРРО" допущены нарушения, постановление от
25.04.2003 N 182 признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе налоговая инспекция
просит отменить решение суда первой
инстанции. Заявитель жалобы полагает, что
документы строгой отчетности ООО "ЭРРО" не
соответствуют установленным требованиям.
Применение при расчетах ненадлежащим
образом составленных бланков является
основанием для привлечения организации к
административной ответственности по
статье 14.5 КоАП РФ.
Федеральный
арбитражный суд Северо-Кавказского округа,
изучив материалы дела, считает, что
кассационная жалоба подлежит
удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговой
инспекцией проведена проверка
деятельности ООО "ЭРРО" на предмет
соблюдения Закона Российской Федерации "О
применении контрольно-кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с
населением" (далее - Закон о применении ККМ).
По результатам проверки составлены акт от
22.04.2003 и протокол об административном
правонарушении от 23.04.2003 N 2.9/182.
В ходе
проверки установлен факт приема
металлолома без применения
контрольно-кассовой машины и применения
документов строгой отчетности
неустановленного образца.
На основании
материалов проверки руководителем ИМНС по
Крымскому району Краснодарского края
принято постановление от 25.04.2003 N 182 о
привлечении ООО "ЭРРО" к административной
ответственности, предусмотренной статьей
14.5 КоАП РФ, за использование документов
строгой отчетности неустановленного
образца в виде штрафа в размере 30000
рублей.
Не согласившись с
постановлением налоговой инспекции, ООО
"ЭРРО" обратилось с заявлением в суд,
полагая, что нормы законодательства в
отношении бланков строгой отчетности ООО
"ЭРРО" соблюдены.
Удовлетворяя
заявленные требования и отменяя
постановление налогового органа, суд
первой инстанции сделал ошибочный вывод о
том, что применение бланков строгой
отчетности неустановленной формы не
образует состава правонарушения,
предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ.
Статьей 1 Закона о применении ККМ
предусмотрена обязанность организаций,
предприятий, в том числе физических лиц,
осуществляющих деятельность без
образования юридического лица, производить
денежные расчеты с населением при оказании
услуг на территории Российской Федерацией
с обязательным применением
контрольно-кассовой машины.
В
соответствии с пунктом 1 Перечня отдельных
категорий организаций, предприятий,
учреждений, их филиалов и других
обособленных подразделений, которые в силу
специфики своей деятельности либо
особенностей местонахождения могут
осуществлять денежные расчеты с населением
без применения контрольно-кассовых машин,
утвержденного Постановлением Совета
Министров - Правительства Российской
Федерации от 30.07.93 N 745, организации могут
осуществлять денежные расчеты с населением
без применения контрольно-кассовых машин в
случае оказания ими услуг населению при
условии выдачи клиентам документов строгой
отчетности, приравниваемых к чекам, по
формам, утвержденным Министерством
финансов России по согласованию с
Государственной межведомственной
экспертной комиссией по
контрольно-кассовым машинам.
Согласно
письму Министерства финансов Российской
Федерации (далее - Минфин России) от 23.08.2001 N
16-00-24/70 документы строгой отчетности должны
содержать наряду с показателями,
характеризующими специфику оформляемых
операций, следующие обязательные
реквизиты: гриф утверждения, наименование
формы документа; шестизначный номер; серию;
код формы по Общероссийскому
классификатору управленческой
документации (ОКУД); дату осуществления
расчета; наименование и код организации по
Общероссийскому классификатору
предприятий и организаций (ОКПО); код ИНН;
вид оказываемых работ (услуг); единицы
измерения оказанных услуг (в натуральном и
денежном выражении); наименование
должности лица, ответственного за
совершение хозяйственной операции и
правильность ее оформления, с личной
подписью.
Утвержденные Минфином России
по согласованию с Государственной
межведомственной экспертной комиссией по
контрольно-кассовым машинам формы
документов строгой отчетности
распространяются на все организации,
занимающиеся видами деятельности, для
которых эти формы были утверждены.
Из
материалов дела усматривается, что ООО
"ЭРРО", осуществляя деятельность по приему
металлолома, вправе использовать бланки
строгой отчетности, соответствующие
образцу, утвержденному письмом Минфина
России от 23.08.2001 N 16-00-24/70.
Однако образцы
квитанций, применяемые ООО "ЭРРО" при
денежных расчетах, представленные в
материалы дела, не соответствуют форме
бланков строгой отчетности, утвержденной
письмом Минфина России N 16-00-24/70. Так,
обязательный реквизит указанных квитанций
(номер) нанесен нетипографским способом,
что является нарушением норм
законодательства в отношении бланков
строгой отчетности.
При изложенных
обстоятельствах ООО "ЭРРО" обоснованно
привлечено к административной
ответственности за осуществление денежных
расчетов с населением без применения
бланков строгой отчетности или
контрольно-кассовой машины.
Следовательно, суд необоснованно признал
незаконным и отменил постановление
налоговой инспекции от 25.04.2003 N 182 о
привлечении ООО "ЭРРО" к административной
ответственности в виде штрафа в размере 30000
рублей.
Учитывая изложенное и
руководствуясь статьями 284, 285, 286, 287, 288
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Северо-Кавказского
округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение
Арбитражного суда Краснодарского края от
02.06.2003 по делу N А32-9717/2003-55/348-32АЖ отменить, в
удовлетворении заявления ООО "ЭРРО"
отказать.
Постановление вступает в
законную силу со дня его принятия.