Постановление фас северо-кавказского округа от 16.12.2003 n ф08-4528/2003 поскольку участие финансового управления в настоящем деле не связано с защитой им государственных и общественных интересов, то основания для освобождения от уплаты государственной пошлины отсутствуют.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 16 декабря 2003 года Дело N Ф08-4528/2003

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие истца - федерального государственного унитарного предприятия "Управление специального строительства по территории N 4", ответчиков - муниципального учреждения "Комитет по управлению жилищно-коммунальным хозяйством г. Новороссийска", администрации г. Новороссийска, Финансового управления департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в г. Новороссийске, третьего лица - муниципального учреждения "Управление капитального строительства администрации г. Новороссийска", извещенных в установленном порядке о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Финансового управления департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в г. Новороссийске на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.09.2003 по делу N А32-12081/2003-7/186, установил следующее.
ФГУП "Управление специального строительства по территории N 4" (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с иском к МУ "Комитет по управлению жилищно-коммунальным хозяйством г. Новороссийска" (далее - учреждение) о взыскании 308530 рублей задолженности по договору подряда N 25 и 25556 рублей 50 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами. Третьим лицом в исковом заявлении указано МУ "Управление капитального строительства администрации г. Новороссийска" (далее - УКС).
Определением от 10.09.2003 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены администрация г. Новороссийска (далее - администрация) и Финансовое управление департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в г. Новороссийске (далее - финансовое управление).
Определением от 19.09.2003 суд утвердил мировое соглашение и прекратил производство по делу. Истцу выдана справка на возврат из федерального бюджета 4140 рублей 86 копеек государственной пошлины. С финансового управления в пользу предприятия взыскано 4140 рублей 86 копеек расходов по государственной пошлине.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе финансовое управление просит отменить определение в части взыскания с финансового управления в пользу предприятия 4140 рублей 86 копеек расходов по государственной пошлине. По мнению заявителя, финансовое управление является государственным органом и в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной пошлине" освобождено от уплаты государственной пошлины.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие просит отказать в ее удовлетворении и указывает, что расходы, возложенные судом на финансовое управление, являются не государственной пошлиной, а возмещением затрат истца по уплате государственной пошлины.
УКС в отзыве просит удовлетворить кассационную жалобу финансового управления.
В возражениях на отзыв предприятия на кассационную жалобу финансовое управление указывает на нарушение норм материального права, считая, что суд неправильно взыскал расходы по государственной пошлине с государственного органа - одного их трех ответчиков.
Предприятие, финансовое управление, учреждение и УКС заявили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, которые в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат удовлетворению.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что определение в части взыскания с финансового управления расходов по государственной пошлине подлежит изменению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 08.05.2002 учреждение (заказчик), УКС (управление) и предприятие (генподрядчик) заключили договор подряда N 25, согласно которому генподрядчик обязался провести работы по текущему ремонту парапета подпорной стенки вдоль улиц Набережная и им. адмирала Серебрякова на участке от Западного мола до ул. Черняховского в г. Новороссийске. По условиям договора учреждение обязалось оплатить работы.
В связи с неоплатой учреждением выполненных работ по договору от 08.05.2002 N 25 предприятие обратилось с иском в арбитражный суд о взыскании 334116 рублей 50 копеек, в том числе 308560 рублей задолженности и 25556 рублей 50 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
При подаче искового заявления истец перечислил в федеральный бюджет 8281 рубль 73 копейки государственной пошлины.
В ходе рассмотрения дела стороны заключили мировое соглашение, по условиям которого администрация и финансовое управление признали задолженность в размере 308530 рублей перед предприятием и обязались погасить ее в 2003 году в соответствии с утвержденным графиком.
Условие о распределении судебных расходов в мировом соглашении отсутствует.
Суд утвердил мировое соглашение, прекратил производство по делу и взыскал с финансового управления в пользу предприятия 4140 рублей 86 копеек расходов по государственной пошлине (50% от перечисленной истцом в федеральный бюджет государственной пошлины).
------------------------------------------------------------------

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется ввиду часть 3 статьи 140 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а не Гражданского кодекса РФ.
------------------------------------------------------------------
В силу части 3 статьи 140 Гражданского кодекса Российской Федерации при отсутствии в мировом соглашении условия о распределении судебных расходов арбитражный суд разрешает этот вопрос в общем порядке, установленном Кодексом.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
При таких обстоятельствах суд правомерно взыскал с финансового управления в пользу предприятия расходы по государственной пошлине.
Довод финансового управления о том, что оно является органом государственной власти и в силу Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" освобождено от уплаты государственной пошлины, подлежит отклонению. В соответствии с пунктом 3 статьи 5 названного Закона от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются органы государственной власти, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 20.03.97 N 6 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине" указал, что если названные органы обращаются в арбитражные суды с исковыми заявлениями (заявлениями), апелляционными и кассационными жалобами по делам, связанным с их участием в гражданско-правовых отношениях в качестве учреждений, они обязаны уплатить государственную пошлину в установленном порядке.
Поскольку участие финансового управления в настоящем деле не связано с защитой им государственных и общественных интересов, то основания для освобождения от уплаты государственной пошлины отсутствуют.
Несостоятелен и довод заявителя в части нарушения судом норм материального права при возложении судебных расходов только на финансовое управление. Согласно утвержденному мировому соглашению финансовое управление и администрация признали долг перед предприятием и обязались погасить его. Суд правомерно возложил судебные расходы на заявителя как распорядителя бюджетных средств.
Между тем по утвержденному судом мировому соглашению финансовое управление и администрация обязались перечислить предприятию 308530 рублей. Поэтому с финансового управления подлежат взысканию в пользу предприятия судебные расходы (государственная пошлина) пропорционально удовлетворенным исковым требованиям и с учетом возвращения истцу из федерального бюджета половины уплаченной им государственной пошлины - 3885 рублей 30 копеек.
В остальной части определение не обжалуется.
С финансового управления подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина с кассационной жалобы в размере 97 рублей 13 копеек.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287, 288, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.09.2003 по делу N А32-12081/2003-7/186 изменить: уменьшить расходы по государственной пошлине, взысканные с Финансового управления департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в г. Новороссийске в пользу ФГУП "Управление специального строительства по территории N 4", до 3885 рублей 30 копеек.
В остальной части определение оставить без изменения.
Взыскать с Финансового управления департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в г. Новороссийске в доход федерального бюджета 97 рублей 13 копеек государственной пошлины с кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление фас северо-кавказского округа от 16.12.2003 n ф08-3261/2003-1235а по нормам арбитражного процессуального кодекса российской федерации арбитражный суд может пересмотреть принятый им и вступивший в законную силу судебный акт при наличии вновь открывшихся обстоятельств.  »
Судебная практика: Северо-Кавказский регион »
Читайте также