Постановление фас северо-кавказского округа от 16.12.2003 n ф08-4884/2003-1879а распределение налога по месту нахождения обособленных филиалов как специально оговоренное правило содержалось в статье особенности исчисления и уплаты налога по месту нахождения обособленных подразделений организации налогового кодекса рф, которая отменена федеральным законом о внесении изменений и дополнений в часть вторую налогового кодекса российской федерации и в отдельные законодательные акты российской федерации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 16 декабря 2003 года Дело N Ф08-4884/2003-1879А

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Научно-проектно-производственная фирма "Краснодаравтодорсервис", представителя от заинтересованного лица - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Лабинску, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Лабинску на решение от 12.08.2003 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-12275/2003-52/432, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Научно-проектно-производственная фирма "Краснодаравтодорсервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Лабинску (далее - налоговая инспекция) с заявлением:
- о признании действий налоговой инспекции по направлению обществу требования по уплате НДС в сумме 115520 рублей и пени в сумме 14203 рублей незаконными;
- о признании действий налоговой инспекции по сторнированию 289337 рублей суммы НДС по расчетам с бюджетом общества в связи с деятельностью Лабинского филиала общества незаконными;
- об обязании налоговой инспекции восстановить переплату НДС в сумме 173817 рублей и передать сальдо расчетов с бюджетом по НДС Лабинского филиала общества в ИМНС России N 3 по г. Краснодару.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель уточнил требования и просил:
- признать недействительным требование налоговой инспекции от 18.04.2003 N 4946 в части обязанности уплаты обществом НДС в сумме 115520 рублей и пени по НДС в сумме 14293 рублей;
- обязать налоговую инспекцию восстановить на лицевом счете общества переплату НДС в сумме 173817 рублей.
Ходатайство заявителя судом рассмотрено и удовлетворено.
Решением от 12.08.2003 признано незаконным требование налоговой инспекции от 18.04.2003 N 4946 в части возложения обязанности на общество уплатить НДС в сумме 115520 рублей 46 копеек, пени по НДС в сумме 14293 рублей. В остальной части производство по делу прекращено. Судебный акт мотивирован тем, что в соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, а материалами дела подтверждается отсутствие недоимки у заявителя (включая все филиалы) по уплате НДС после принятия налоговой инспекцией уточненных деклараций. Суд указывает, что требование об обязании налоговой инспекции восстановить на лицевом счете общества переплату НДС в сумме 173817 рублей не подлежит рассмотрению арбитражным судом и производство по делу в этой части подлежит прекращению.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 12.08.2003 и направить дело на новое рассмотрение. Податель жалобы считает, что судом не учтены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, внесенные Федеральным законом от 29 мая 2002 года N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Согласно указанному Закону общество, являющееся налогоплательщиком НДС, с 01.01.2002 должно уплачивать НДС только по месту учета в ИМНС России N 3 по г. Краснодару. Налоговая инспекция указывает на неправомерное непринятие судом во внимание того, что в силу пункта 4 статьи 176, пункта 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации декларации на возмещение (зачет, возврат) НДС должны были быть представлены обществом в ИМНС России N 3 по г. Краснодару. Податель жалобы полагает, что требование об уплате налога направлено обществу правомерно, по данным налоговой инспекции без учета ошибочно представленных в ИМНС России по г. Лабинску дополнительных налоговых деклараций.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, как законное и обоснованное.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве на нее.
Изучив доводы кассационной жалобы, отзыв на кассационную жалобу, материалы дела, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение суда от 10.09.2003 подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Судом при принятии решения установлено следующее.
Общество, находящееся в г. Краснодаре, имеет филиал в г. Лабинске и является плательщиком НДС. Общество состоит на налоговом учете в ИМНС России по г. Лабинску по месту нахождения своего филиала и по месту нахождения головной организации. У общества в ИМНС России по г. Лабинску по состоянию на 20.06.2002 числилась недоимка по НДС в сумме 115067 рублей 87 копеек, задолженность по пене по НДС в сумме 5657 рублей 51 копейки.
Общество представило в ИМНС России по г. Лабинску 21.06.2003 дополнительные расчеты по НДС. Указанные дополнительные расчеты по декларациям налоговой инспекцией проведены по лицевому счету, вследствие этого у общества по месту нахождения филиала возникла переплата по НДС в сумме 173817 рублей 54 копеек.
Налоговой инспекцией в результате камеральной проверки сторнировано уменьшение НДС, проведенное по лицевому счету налогоплательщика по дополнительным расчетам: за апрель 2001 года НДС в сумме 153809 рублей, пени по НДС в сумме 5293 рублей 52 копеек; за апрель 2002 года НДС в сумме 135529 рублей. При этом налоговая инспекция сослалась на то, что статья 175 Налогового кодекса Российской Федерации отменена Федеральным законом от 29 мая 2002 года N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действие указанных изменений распространено на период с 01.01.2002.
ИМНС России по г. Лабинску выставлено налогоплательщику требование от 18.04.2003 N 4946 и от 19.05.2003 N 5482 об уплате, в том числе НДС в сумме 115520 рублей, пени по НДС в сумме 16441 рубля.
Согласно статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, и др. сведения.
Сроки и условия направления требования об уплате налога определены статьями 70, 88 Налогового кодекса Российской Федерации.
По смыслу статьей 80, 81 Налогового кодекса Российской Федерации изменения (дополнения) вносятся в налоговую декларацию конкретного налогового периода и представляют собой письменное заявление налогоплательщика о данных, связанных с исчислением и уплатой налога за конкретный период.
Под недоимкой названный Кодекс в статье 11 подразумевает сумму налога или сумму сбора, не уплаченную в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Принимая решение, суд первой инстанции не применил указанные нормы права и не установил существенные для разрешения спора обстоятельства. Прежде всего, о том, за какой налоговый период отыскиваются недоимка и пени по оспариваемому требованию об уплате налога. По какому налоговому периоду поданы первоначальные и дополнительные декларации. Не установил должный размер налогового обязательства за спорный период. Судом не исследовалось, когда была проведена камеральная проверка, не установлена причинная связь между проведением проверки и выставлением требования.
Принимая решение, суд обоснованно исходил из того, что размер налогового обязательства должен определяться от деятельности общества в целом, а не по конкретному филиалу, тем более после отмены статьи 175 Налогового кодекса Российской Федерации. Однако при этом вывод суда о том, что у общества (включая все филиалы) отсутствует недоимка по уплате НДС после принятия ответчиком уточненных деклараций, не подтверждается материалами дела. По Туапсинскому и Курганинскому филиалам данные отсутствуют. Сведения по филиалу г. Лабинска и по головной организации в г. Краснодаре необходимо рассмотреть на предмет относимости (статья 67 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) с учетом конкретного налогового периода, даты выставления требования.
В материалах дела отсутствует заявление налогоплательщика от 06.12.2002 о зачете имеющейся переплаты по НДС в счет исполнения обязанности по уплате единого социального налога в части, зачисляемой в федеральный бюджет.
Судом не дано оценки тому обстоятельству, что заявление о переплате, возможно, подано после отмены статьи 175 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 144 указанного Кодекса установлена обязанность по постановке на учет в качестве налогоплательщика в налоговых органах в соответствии со статьями 83, 84 Кодекса и с учетом особенностей, предусмотренных главой 21 этого же Кодекса.
Статьей 83 Кодекса предусмотрена обязанность организации по постановке на учет в качестве налогоплательщика как в налоговом органе по месту нахождения организации (по месту ее государственной регистрации), так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Глава 21 названного Кодекса на день выставления оспариваемого требования не содержала каких-либо особенностей по постановке на учет организаций в связи с изменениями, внесенными в Кодекс Федеральным законом от 29 мая 2002 года N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Однако произведение расчетов по НДС через налоговый орган по месту учета организации (по месту ее нахождения) обусловлено общим принципом налогообложения юридического лица в целом, а не по деятельности его обособленных подразделений.
В связи с чем суд необоснованно сослался на статью 78 Кодекса в том, что ею не установлена обязанность по зачету переплаты только налоговым органом по месту нахождения организации.
Распределение налога по месту нахождения обособленных филиалов как специально оговоренное правило содержалось в статье 175 Налогового кодекса Российской Федерации, которая отменена Федеральным законом от 29 мая 2002 года N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Применяя Федеральный закон от 29 мая 2002 года N 57-ФЗ, суду необходимо учесть порядок вступления в законную силу его отдельных положений, оговоренный в статье 16 этого же Закона.
Суд кассационной инстанции не принимает довод налоговой инспекции о необходимости применения пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку указанный пункт регулирует возмещение НДС, связанное с применением налоговой ставки 0 процентов.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенные выше обстоятельства, полно и всесторонне исследовать обстоятельства дела и представленные в дело доказательства, доводы сторон, дать им надлежащую правовую оценку.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.08.2003 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-12275/2003-52/432 отменить, направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Судебная практика: Северо-Кавказский регион »
Читайте также