Постановление фас северо-кавказского округа от 26.01.2004 n ф08-5446/2003-2096а налоговый орган не представил доказательств наличия фактических обстоятельств, перечисленных в статье условия прекращения деятельности крестьянского хозяйства закона рсфср о крестьянском (фермерском) хозяйстве и являющихся основанием для прекращения деятельности крестьянского фермерского хозяйства, поэтому отказ в удовлетворении заявления о ликвидации хозяйства следует признать правомерным.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 26 января 2004 года Дело N Ф08-5446/2003-2096А

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа без участия представителей заявителя - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по г. Краснодару и заинтересованного лица - крестьянского фермерского хозяйства "Заря", надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по г. Краснодару на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.10.2003 по делу N А32-19272/2003-36/320, установил следующее.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по г. Краснодару (далее - налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением о ликвидации крестьянского фермерского хозяйства "Заря" (далее - КФХ "Заря") на основании пункта 3 статьи 26 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц".
Решением суда от 08.10.2003 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в соответствии с разъяснением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (Постановление от 03.07.2001 N 6151/99) нормы, установленные статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, не могут применяться к крестьянским фермерским хозяйствам.
Законность и обоснованность судебного акта в апелляционной инстанции не проверялись.
Не согласившись с принятым судебным актом, налоговый орган обратился в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда. Налоговая инспекция считает, что суд не применил закон, подлежащий применению, а именно Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц", согласно которому уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу данного Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу данного Федерального закона представить в регистрирующий орган необходимые сведения. Невыполнение указанного требования является основанием для принятия судом решения о ликвидации такого юридического лица на основании заявления регистрирующего органа (пункт 3 статьи 26). Ответчик не представляет в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "д" пункта 1 статьи 5 указанного Закона.
КФХ "Заря" отзыв на кассационную жалобу в суд не представило.
Изучив материалы дела, рассмотрев кассационную жалобу и проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, крестьянское фермерское хозяйство "Заря" зарегистрировано постановлением администрации г. Краснодара от 13.02.92 N 73 и состоит на налоговом учете в ИМНС Российской Федерации по г. Краснодару. Поскольку крестьянское фермерское хозяйство в нарушение пункта 3 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" в течение шести месяцев с момента вступления названного Закона в силу не представило в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "д" пункта 1 статьи 5 Закона "О государственной регистрации юридических лиц", налоговая инспекция обратилась в суд с настоящим заявлением.
При вынесении решения по данному делу суд правомерно указал на то, что в настоящем случае не подлежит применению пункт 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления им деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, поскольку порядок ликвидации крестьянских хозяйств регламентируется специальным законом.
Учитывая, что ответчик является крестьянским (фермерским) хозяйством, деятельность которого регулируется Законом РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 22.11.90 N 348-1 (с последующими изменениями и дополнениями), выводы суда являются обоснованными.
Статьями 32, 33 названного Закона определены условия и порядок прекращения деятельности крестьянского хозяйства. В связи с тем, что неоднократные или грубые нарушения закона в качестве оснований прекращения деятельности крестьянского хозяйства в соответствии с данным Законом не являются основанием для ликвидации крестьянского хозяйства, нормы статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации о ликвидации юридического лица к крестьянскому (фермерскому) хозяйству не подлежат применению.
------------------------------------------------------------------

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду подпункты "а" - "д" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной регистрации юридических лиц".
------------------------------------------------------------------
Статьей 32 Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" определены порядок осуществления прекращения деятельности крестьянского хозяйства. Данная статья не содержит условий прекращения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с неоднократными и грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, в том числе и в случае непредставления в регистрирующий орган сведений, предусмотренных пунктами "а" - "д" Закона Российской Федерации "О государственной регистрации юридических лиц".
Кроме того, в соответствии со статьей 33 Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" решение о прекращении деятельности крестьянского хозяйства по основаниям, предусмотренным статьей 32 названного Закона, может принимать районная администрация. Принятие решения о ликвидации крестьянского хозяйства действующим законодательством к компетенции налоговых органов не отнесено. При указанных обстоятельствах доводы заявителя о том, что суд при вынесении решения должен был руководствоваться Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц", также являются необоснованными.
Принимая во внимание, что заявитель не представил доказательств наличия фактических обстоятельств, перечисленных в статье 32 Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и являющихся основанием для прекращения деятельности крестьянского фермерского хозяйства, отказ в удовлетворении заявления следует признать правомерным. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Таким образом, суд полностью исследовал обстоятельства дела и дал им соответствующую правовую оценку. Нормы материального права применены судом правильно.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебного акта по основаниям, предусмотренным статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 8 октября 2003 года по делу N А32-19272/2003-36/320 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Судебная практика: Северо-Кавказский регион »
Читайте также