Постановление фас северо-кавказского округа от 03.02.2004 n ф08-4132/2003-1751а вывод арбитражного суда о том, что на налоговом органе лежит обязанность доведения до организации информации о необходимости замены используемой модели контрольно-кассовой машины, необоснован. обязанность применять контрольно-кассовые машины, допущенные к использованию в соответствии с классификатором контрольно-кассовых машин, законом возложена на организации.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда
кассационной инстанции
от 3 февраля 2004
года Дело N Ф08-4132/2003-1751А
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд
Северо-Кавказского округа без участия
представителей заявителя - закрытого
акционерного общества "Аялун" и
заинтересованного лица - Межрайонной
инспекции Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам N 4 по
Карачаево-Черкесской Республике,
надлежащим образом извещенных о времени и
месте судебного заседания, рассмотрев
кассационную жалобу МИ МНС России N 4 по КЧР
на решение Арбитражного суда
Карачаево-Черкесской Республики от 18.08.2003
по делу N А25-1116/2003-10, установил следующее.
ЗАО "Аялун" обратилось в суд к МИ МНС России N
4 по КЧР (далее - налоговая инспекция) с
заявлением о признании незаконным и отмене
постановления налоговой инспекции от 30.04.2003
N 000496 о привлечении заявителя к
административной ответственности в виде
30000 рублей штрафа на основании статьи 14.5
Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях (далее -
Кодекс) за неприменение
контрольно-кассовой машины (далее - ККМ) при
расчетах наличными денежными средствами с
населением.
Решением суда от 18.08.2003
заявление ЗАО "Аялун" удовлетворено,
оспариваемое постановление налоговой
инспекции от 30.04.2003 N 000496 признано
незаконным и отменено.
Решение суда
мотивировано тем, что Классификатор
контрольно-кассовых машин, которым
запрещено применение при торговле газом
модели контрольно-кассовой машины,
используемой ЗАО "Аялун", не был опубликован
в официальных печатных органах, поэтому он
не обязателен к применению. В действиях ЗАО
"Аялун" отсутствует вина в совершении
административного правонарушения,
поскольку налоговой инспекцией не доказан
факт доведения до его сведения информации о
необходимости замены используемой им
модели контрольно-кассовой машины.
В
апелляционной инстанции законность и
обоснованность решения не проверялись.
Налоговая инспекция обратилась с
кассационной жалобой на данный судебный
акт, просит его отменить и принять новое
решение об отказе в удовлетворении
заявления ЗАО "Аялун". Налоговый орган
считает, что в действиях заявителя имеется
вина в неприменении ККМ, что выражается в
использовании модели ККМ, не разрешенной к
применению на автогазозаправочных
станциях при реализации газа.
Рассмотрев кассационную жалобу и проверив
законность и обоснованность обжалованного
судебного акта, Федеральный арбитражный
суд Северо-Кавказского округа считает, что
решение суда от 18.08.2003 подлежит отмене по
следующим основаниям.
ЗАО "Аялун"
зарегистрировано администрацией г.
Черкесска 29.01.96 (свидетельство о
государственной регистрации N 13). Налоговой
инспекцией 18.04.2003 проведена проверка АГЗС,
принадлежащей заявителю, по вопросу
соблюдения Закона Российской Федерации "О
применении контрольно-кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с
населением". Проверкой установлено, что
заявителем при торговле газом применяется
ККМ модели "Миника 1101Ф", которая в
соответствии с Классификатором не должна
применяться в сфере торговли газом через
автогазозаправочную станцию.
Налоговым
органом составлен протокол об
административном правонарушении от 18.04.2003 N
0002083 и вынесено постановление от 30.04.2003 N 000496
о привлечении ЗАО "Аялун" к
административной ответственности в виде
30000 рублей штрафа на основании статьи 14.5
Кодекса. Не согласившись с постановлением
налоговой инспекции, ЗАО "Аялун" обратилось
в суд с заявлением о признании его
незаконным и отмене.
Суд установил, что
на момент проверки ЗАО "Аялун" использовал
на АГЗС ККМ модели "Миника 1101Ф", применение
которой с 26.09.2002 при реализации газа не
допускается на основании протокола N 6-71-2002
Государственной межведомственной
экспертной комиссии по контрольно-кассовым
машинам (ГКМЭК).
Удовлетворяя заявление,
суд сделал ошибочный вывод о том, что
решение о привлечении к административной
ответственности является незаконным
вследствие отсутствия вины ЗАО "Аялун" в
совершении правонарушения, а налоговая
инспекция не доказала факт доведения до
сведения заявителя информации о
необходимости замены используемой модели
контрольно-кассовой машины.
Однако
судом не принят во внимание ряд
обстоятельств, имеющих существенное
значение для принятия правильного решения.
Согласно статье 1 Закона Российской
Федерации от 18.06.93 N 5215-1 "О применении
контрольно-кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с
населением", действовавшего на момент
проведения проверки, денежные расчеты с
населением при осуществлении торговых
операций или оказания услуг на территории
Российской Федерации производятся всеми
предприятиями (в том числе физическими
лицами, осуществляющими
предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, в случае
осуществления ими торговых операций или
оказания услуг) с обязательным применением
контрольно-кассовых машин.
В
соответствии со статьями 3 и 5 названного
Закона требования к контрольно-кассовым
машинам, включая порядок, условия их
применения и регистрации, определяются
Положением по применению
контрольно-кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с
населением. Данное Положение утверждено
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 30 июля 1993 года N 745 (в редакции
от 07.01.99), действовавшим на момент проверки.
Перечень допускаемых к использованию на
территории Российской Федерации моделей
контрольно-кассовых машин определяется
Государственной межведомственной
экспертной комиссией по
контрольно-кассовым машинам (ГМЭК) и
вносится в Государственный реестр
контрольно-кассовых машин. Информация о
моделях ККМ, допускаемых к использованию,
должна быть опубликована в печати.
Подпунктами "б" и "в" пункта 7 Положения
установлено, что при осуществлении
денежных расчетов с населением подлежат
применению контрольно-кассовые машины,
обозначенные в Классификаторе
контрольно-кассовых машин и имеющие в
случаях, установленных Государственной
межведомственной экспертной комиссией,
прикладные программы, допущенные ГМЭК к
использованию.
Решением ГМЭК по
контрольно-кассовым машинам (протокол от
08.08.2000 N 3/57-2000) утверждены Технические
требования к электронным
контрольно-кассовым машинам, используемым
при осуществлении денежных расчетов за
нефтепродукты и оказании услуг в сфере
обеспечения нефтепродуктами. Указанные
Технические требования запрещают задание
дозы отпуска и команд управления с иных
устройств ввода, в том числе и
функциональной клавиатуры контроллера
управления топливо-раздаточной колонки. С
учетом данных обстоятельств решениями ГМЭК
разрешены к применению для торговли
нефтепродуктами не все контрольно-кассовые
машины. К использованию допущены только
модели, оснащенные контроллерами
управления топливо-раздаточными колонками
в соответствии с пунктом 3.1 Классификатора
контрольно-кассовых машин.
------------------------------------------------------------------
В официальном тексте документа, видимо,
допущена опечатка: Протокол ГМЭК N 6/65-2001
издан 27 ноября 2001 года, а не 27 ноября 2002
года.
------------------------------------------------------------------
Протоколом ГМЭК от 27.11.2002 N 6/65-2001 разрешено
при реализации газа использование
установленной ЗАО "Аялун" на АГЗС
контрольно-кассовой машины модели "Миника
1101Ф" только до 01.01.2003.
Вывод арбитражного
суда о том, что на налоговом органе лежит
обязанность доведения до организации
информации о необходимости замены
используемой модели контрольно-кассовой
машины, нельзя признать правильным.
Обязанность применять контрольно-кассовые
машины, допущенные к использованию в
соответствии с Классификатором ККМ,
законом возложена на организации.
Кроме
того, из ответа Государственной
межведомственной экспертной комиссии по
контрольно-кассовым машинам от 15.07.2003 на
запрос суда следует, что Классификатор ККМ
был опубликован в журналах
"Контрольно-кассовые машины", "Консультант
предпринимателя" и специальном выпуске
газеты "Витрина-Петербург" (л.д. 12).
Выводы налогового органа о том, что
применение ЗАО "Аялун" на АГЗС
контрольно-кассовой машины марки "Миника
1101Ф", не разрешенной к использованию для
торговли газом, следует квалифицировать
как неприменение ККМ и нарушение
требований Закона Российской Федерации "О
применении контрольно-кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с
населением", являются обоснованными.
Таким образом, выводы суда не соответствуют
обстоятельствам дела, а решение принято с
неправильным применением норм
материального права, что является
основанием для его отмены.
В
удовлетворении заявления ЗАО "Аялун" о
признании незаконным и отмене
постановления налоговой инспекции от 30.04.2003
N 000496 следует отказать.
Учитывая
изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 -
289 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Северо-Кавказского
округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение
Арбитражного суда Карачаево-Черкесской
Республики от 18.08.2003 по делу N А25-1116/2003-10
отменить. В удовлетворении заявления ЗАО
"Аялун" отказать.
Постановление
вступает в законную силу со дня его
принятия.