Постановление фас северо-кавказского округа от 31.05.2004 n ф08-2252/2004-871а суд обоснованно признал несостоятельными доводы банка об отмене налога на пользователей автомобильных дорог в спорный период и отказал в удовлетворении заявленных требований.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда
кассационной инстанции
от 31 мая 2004 года
Дело N Ф08-2252/2004-871А
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд
Северо-Кавказского округа при участии в
судебном заседании представителей от
заявителя - акционерного коммерческого
Сберегательного банка Российской
Федерации (открытое акционерное общество) в
лице Новочеркасского отделения N 1799, в
отсутствие от заинтересованного лица -
Межрайонной инспекции Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам N 13
по Ростовской области, надлежаще
извещенной о времени и месте судебного
заседания (уведомление N 8616 и ходатайство о
рассмотрении жалобы без участия
представителя имеются в деле), рассмотрев
кассационную жалобу акционерного
коммерческого Сберегательного банка
Российской Федерации (открытое акционерное
общество) в лице Новочеркасского отделения
N 1799 на решение от 03.02.2004 Арбитражного суда
Ростовской области по делу N А53-447/2004-С6-34,
установил следующее.
Открытое
акционерное общество акционерный
коммерческий Сберегательный банк
Российской Федерации в лице
Новочеркасского отделения N 1799 (далее - банк)
обратилось в арбитражный суд с заявлением о
признании недействительным письма
Межрайонной ИМНС России N 13 по Ростовской
области от 03.11.2003 N 16-03-12772, в котором
содержится отказ в возврате из бюджета
налога.
Решением от 03.02.2004 в
удовлетворении заявленных требований
отказано с указанием на обоснованную
уплату в бюджет налога на пользователей
автомобильных дорог в сентябре - декабре 2002
года.
В суде апелляционной инстанции
законность и обоснованность решения суда
не проверялись.
Банк обратился с
кассационной жалобой, в которой просит
отменить решение суда от 03.02.2004 и
удовлетворить заявленные требования. По
мнению заявителя жалобы, в связи с
вступлением в силу Федерального закона от 24
июля 2002 года N 110-ФЗ "О внесении изменений и
дополнений в часть вторую Налогового
кодекса Российской Федерации и некоторые
другие акты законодательства Российской
Федерации", с 01.09.2002 прекращается уплата
налога на пользователей автомобильных
дорог. Заявитель также просит обязать
налоговый орган возвратить
государственную пошлину, уплаченную при
подаче заявления и кассационной жалобы.
В отзыве на кассационную жалобу налоговая
инспекция просит решение суда оставить без
изменения как законное и обоснованное.
Проверив законность обжалуемого судебного
акта, изучив материалы дела, доводы
кассационной жалобы, отзыва, выслушав
представителей банка, Федеральный
арбитражный суд Северо-Кавказского округа
считает, что жалоба удовлетворению не
подлежит по следующим основаниям.
Как
видно из материалов дела, в период с 01.09.2002
по 01.01.2003 банк уплачивал налог на
пользователей автомобильных дорог
согласно статье 5 Закона Российской
Федерации от 18 октября 1991 года N 1759-1 "О
дорожных фондах в Российской Федерации".
В связи с вступлением в силу Федерального
закона от 24 июля 2002 года N 110-ФЗ "О внесении
изменений и дополнений в часть вторую
Налогового кодекса Российской Федерации и
некоторые другие акты законодательства
Российской Федерации" банк обратился в
налоговый орган с заявлением от 01.10.2003 о
возврате из бюджета налога на
пользователей автомобильных дорог,
уплаченного в размере 236997 рублей 85 копеек
за сентябрь - декабрь 2002 года.
В письме
от 03.11.2003 Межрайонная ИМНС России N 13 по
Ростовской области отказала банку в
возврате налога, что послужило основанием
для обращения налогоплательщика в суд с
заявленными требованиями.
Согласно
статье 2 Федерального закона от 31 июля 1998
года N 147-ФЗ "О введении в действие части
первой Налогового кодекса Российской
Федерации" налоги, сборы, пошлины и другие
платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не
установленные статьями 19, 20 и 21 Закона
Российской Федерации "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации", не
взимаются.
В силу подпункта "м" пункта 1
статьи 19 Закона Российской Федерации "Об
основах налоговой системы в Российской
Федерации" к федеральным налогам относятся
налоги, служащие источником образования
дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в
порядке, определяемом законодательными
актами о дорожных фондах в Российской
Федерации.
Пунктом 1 статьи 3 и статьей 5
Закона Российской Федерации от 18 октября 1991
года N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской
Федерации" установлено, что одним из
источников образования дорожных фондов
является налог на пользователей
автомобильных дорог.
Таким образом,
налог на пользователей автомобильных дорог
следует считать установленным и уплата
данного налога должна производиться
налогоплательщиками на основании статьи 5
Закона Российской Федерации "О дорожных
фондах в Российской Федерации".
В
соответствии со статьей 9 Федерального
закона от 24 июля 2002 года N 110-ФЗ "О внесении
изменений и дополнений в часть вторую
Налогового кодекса Российской Федерации и
некоторые другие акты законодательства
Российской Федерации" из Закона Российской
Федерации "О дорожных фондах в Российской
Федерации" исключена статья 5. При этом из
статьи 21 Федерального закона N 110-ФЗ следует,
что данный Закон вступает в силу по
истечении одного месяца со дня его
официального опубликования, за исключением
ряда норм, которые вводятся в действие в
особом порядке.
Так, согласно
вышеуказанной статье статья 9 данного
Закона, а также статья 2, в соответствии с
которой из пункта 1 статьи 19 Закона
Российской Федерации "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации" исключен
подпункт "м", а подпункт 1 статьи 20 этого же
Закона дополнен подпунктом "ж" -
"транспортный налог", вступают в силу с 1
января 2003 года. Следовательно, до 1 января 2003
года налог на пользователей автомобильных
дорог не отменен.
Этот же вывод следует
из статьи 4 Федерального закона N 110-ФЗ,
которая оговаривает порядок исчисления и
уплаты налога на пользователей
автомобильных дорог в бюджет
соответствующего субъекта Российской
Федерации, исходя из ставки налога,
действовавшей в 2002 году, в срок до 15.01.2003.
Кроме того, статьями 17 и 39 Бюджетного
кодекса Российской Федерации
регламентировано, что территориальные
дорожные фонды относятся к целевым
бюджетным фондам, а доходы территориальных
дорожных фондов подлежат учету обособленно
в составе доходов консолидированных
бюджетов субъектов Российской
Федерации.
В соответствии с приложением
N 2 к Федеральному закону "О федеральном
бюджете на 2002 год" доходы от уплаты налога
на пользователей автомобильных дорог
являются источником формирования
консолидированного бюджета. Согласно
статье 53 Бюджетного кодекса Российской
Федерации внесение изменений и дополнений
в законодательство о налогах и сборах,
предполагающих их вступление в силу в
течение текущего финансового года,
допускается только в случае внесения
соответствующих изменений и дополнений в
федеральный закон о федеральном бюджете на
текущий финансовый год. В Федеральный закон
"О федеральном бюджете на 2002 год" изменения
в части формирования консолидированного
бюджета доходами от уплаты налога на
пользователей автомобильных дорог не
вносились, поэтому налог подлежит
уплате.
Данный вывод подтверждается и
тем, что в абзаце 4 статьи 20 Федерального
закона N 110-ФЗ Правительству Российской
Федерации поручено в связи с отменой с 1
января 2003 года налога на пользователей
автомобильных дорог предусмотреть
выделение из федерального бюджета
субвенций.
Суд обоснованно признал
несостоятельными доводы банка об отмене
налога на пользователей автомобильных
дорог с 01.09.2003 и отказал в удовлетворении
заявленных требований. При этом суд
правильно применил нормы материального и
процессуального законодательства.
Учитывая изложенное, суд кассационной
инстанции не находит оснований для отмены
или изменения обжалованного судебного
акта.
Согласно требованиям статей 102, 110
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации и статьи 5 Закона
Российской Федерации "О государственной
пошлине" судебные расходы по делу относятся
на банк, поэтому требования кассационной
жалобы о обязании налогового органа
возвратить заявителю государственную
пошлину подлежат отклонению.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Северо-Кавказского
округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.02.2004
Арбитражного суда Ростовской области по
делу N А53-447/2004-С6-34 оставить без изменения, а
жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со
дня его принятия.