Постановление фас северо-кавказского округа от 31.05.2004 n ф08-2252/2004-871а суд обоснованно признал несостоятельными доводы банка об отмене налога на пользователей автомобильных дорог в спорный период и отказал в удовлетворении заявленных требований.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 31 мая 2004 года Дело N Ф08-2252/2004-871А

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителей от заявителя - акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) в лице Новочеркасского отделения N 1799, в отсутствие от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 13 по Ростовской области, надлежаще извещенной о времени и месте судебного заседания (уведомление N 8616 и ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя имеются в деле), рассмотрев кассационную жалобу акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) в лице Новочеркасского отделения N 1799 на решение от 03.02.2004 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-447/2004-С6-34, установил следующее.
Открытое акционерное общество акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации в лице Новочеркасского отделения N 1799 (далее - банк) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным письма Межрайонной ИМНС России N 13 по Ростовской области от 03.11.2003 N 16-03-12772, в котором содержится отказ в возврате из бюджета налога.
Решением от 03.02.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано с указанием на обоснованную уплату в бюджет налога на пользователей автомобильных дорог в сентябре - декабре 2002 года.
В суде апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Банк обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 03.02.2004 и удовлетворить заявленные требования. По мнению заявителя жалобы, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 24 июля 2002 года N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", с 01.09.2002 прекращается уплата налога на пользователей автомобильных дорог. Заявитель также просит обязать налоговый орган возвратить государственную пошлину, уплаченную при подаче заявления и кассационной жалобы.
В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей банка, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в период с 01.09.2002 по 01.01.2003 банк уплачивал налог на пользователей автомобильных дорог согласно статье 5 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации".
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 24 июля 2002 года N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" банк обратился в налоговый орган с заявлением от 01.10.2003 о возврате из бюджета налога на пользователей автомобильных дорог, уплаченного в размере 236997 рублей 85 копеек за сентябрь - декабрь 2002 года.
В письме от 03.11.2003 Межрайонная ИМНС России N 13 по Ростовской области отказала банку в возврате налога, что послужило основанием для обращения налогоплательщика в суд с заявленными требованиями.
Согласно статье 2 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные статьями 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", не взимаются.
В силу подпункта "м" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" к федеральным налогам относятся налоги, служащие источником образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 3 и статьей 5 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" установлено, что одним из источников образования дорожных фондов является налог на пользователей автомобильных дорог.
Таким образом, налог на пользователей автомобильных дорог следует считать установленным и уплата данного налога должна производиться налогоплательщиками на основании статьи 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" из Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" исключена статья 5. При этом из статьи 21 Федерального закона N 110-ФЗ следует, что данный Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением ряда норм, которые вводятся в действие в особом порядке.
Так, согласно вышеуказанной статье статья 9 данного Закона, а также статья 2, в соответствии с которой из пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" исключен подпункт "м", а подпункт 1 статьи 20 этого же Закона дополнен подпунктом "ж" - "транспортный налог", вступают в силу с 1 января 2003 года. Следовательно, до 1 января 2003 года налог на пользователей автомобильных дорог не отменен.
Этот же вывод следует из статьи 4 Федерального закона N 110-ФЗ, которая оговаривает порядок исчисления и уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 году, в срок до 15.01.2003.
Кроме того, статьями 17 и 39 Бюджетного кодекса Российской Федерации регламентировано, что территориальные дорожные фонды относятся к целевым бюджетным фондам, а доходы территориальных дорожных фондов подлежат учету обособленно в составе доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с приложением N 2 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2002 год" доходы от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог являются источником формирования консолидированного бюджета. Согласно статье 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации внесение изменений и дополнений в законодательство о налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год. В Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2002 год" изменения в части формирования консолидированного бюджета доходами от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог не вносились, поэтому налог подлежит уплате.
Данный вывод подтверждается и тем, что в абзаце 4 статьи 20 Федерального закона N 110-ФЗ Правительству Российской Федерации поручено в связи с отменой с 1 января 2003 года налога на пользователей автомобильных дорог предусмотреть выделение из федерального бюджета субвенций.
Суд обоснованно признал несостоятельными доводы банка об отмене налога на пользователей автомобильных дорог с 01.09.2003 и отказал в удовлетворении заявленных требований. При этом суд правильно применил нормы материального и процессуального законодательства.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалованного судебного акта.
Согласно требованиям статей 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" судебные расходы по делу относятся на банк, поэтому требования кассационной жалобы о обязании налогового органа возвратить заявителю государственную пошлину подлежат отклонению.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.02.2004 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-447/2004-С6-34 оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Судебная практика: Северо-Кавказский регион »
Читайте также