Постановление фас северо-кавказского округа от 15.07.2004 n ф08-3085/2004-1190а за нарушение порядка выдачи листков нетрудоспособности врачи государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения несут только дисциплинарную или уголовную ответственность. довод диспансера о том, что обязанность проверки нетрудоспособности для выплаты пособия лежит на администрации предприятия, которое выплачивает своему работнику соответствующее пособие, является обоснованным.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 15 июля 2004 года Дело N Ф08-3085/2004-1190А

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие заявителя - открытого акционерного общества Калмыцкий коммерческий банк "Кредитбанк" и заинтересованного лица - Калмыцкого республиканского противотуберкулезного диспансера, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Калмыцкого республиканского противотуберкулезного диспансера на решение от 06.04.2004 Арбитражного суда Республики Калмыкия по делу N А22-173/2004/11-22, установил следующее.
Открытое акционерное общество Калмыцкий коммерческий банк "Кредитбанк" (далее - ОАО "Кредитбанк") обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании 22 тыс. рублей с Калмыцкого республиканского противотуберкулезного диспансера (далее - диспансер) убытков, причиненных ненадлежащим оформлением листов нетрудоспособности, в связи с чем Фондом социального страхования указанная сумма не принята к зачету.
Решением суда от 06.04.2004 заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу, что нарушение диспансером требований Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, повлекло причинение убытков заявителю.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
Диспансер обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебный акт и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований банка. Заявитель жалобы отмечает, что судом не принято во внимание отсутствие причинной связи между действиями диспансера и предъявленными убытками. Также, по его мнению, суд не учел, что банком не были приняты необходимые меры для предотвращения указанных убытков.
Отзыв по существу доводов кассационной жалобы банком в суд не представлен.
Изучив материалы дела, рассмотрев кассационную жалобу и проверив законность и обоснованность обжалованного судебного акта, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение суда от 06.04.2004 подлежит отмене ввиду следующего.
На основании решения от 15.12.2003 N 539 Фондом социального страхования проведена выездная проверка банка по вопросам начисления, уплаты страхователем взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2003 по 30.09.2003.
В ходе проверки установлено, что при оформлении четырех листов нетрудоспособности работнику банка Хван Н.М. диспансером были допущены нарушения требований пункта 2.3 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной совместным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и ФСС Российской Федерации от 19.10.94 N 206/21.
По итогам проверки Фондом принято решение от 17.12.2003 N 161 о непринятии к зачету расходов страхователя - плательщика страховых взносов в размере 22000 рублей.
Полагая, что убытки возникли по вине диспансера, ненадлежащим образом оформившего листки нетрудоспособности, банк обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании 22000 рублей.
В соответствии с пунктом 1.1 Инструкции N 206/21 документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность и подтверждающим временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности.
Согласно пункту 9 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 N 13-6, единственным основанием для назначения пособий по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, выданный в установленном порядке.
Пунктом 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.94 N 101, предусмотрено, что выплата пособий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Здесь же сказано, что ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
Согласно пункту 18 этого Положения расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе суммы пособий по временной нетрудоспособности, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
За нарушение порядка выдачи листков нетрудоспособности врачи государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в соответствии с пунктом 9 названной выше Инструкции несут только дисциплинарную или уголовную ответственность.
Исходя из изложенного, довод диспансера о том, что обязанность проверки правильности оформления листов нетрудоспособности и, соответственно, обоснованности выплаты пособия лежит на администрации предприятия, выплачивающего данное пособие своему работнику, является обоснованным. Только при исполнении указанной обязанности у предприятия возникает право возмещения средств за счет Фонда социального страхования Российской Федерации.
Обоснованность выдачи листка нетрудоспособности Хван Н.М. сторонами не оспаривается. Не проверив правильность оформления этого листка нетрудоспособности и выплатив по нему пособие по социальному страхованию, ответчик допустил нарушение расходования средств социального страхования, которые правомерно не приняты Фондом к зачету.
Поскольку причинная связь между установленными Фондом нарушениями выдачи диспансером листков нетрудоспособности и возникших у заявителя расходов (убытков) отсутствовала, то оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имелось.
Кроме того, судом не принято во внимание, что нарушения, допущенные при выдаче листов нетрудоспособности, являются устранимыми. Однако банком меры для их устранения и, соответственно, для снижения размера убытков не были приняты.
Таким образом, при рассмотрении спора по настоящему делу суд неправильно применил нормы материального права, что повлекло за собой принятие неправильного решения, в связи с чем оно подлежит отмене.
Учитывая, что обстоятельства дела подтверждены документально и не требуют дополнительного исследования, в удовлетворении иска ОАО "Кредитбанк" надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.04.2004 Арбитражного суда Республики Калмыкия по делу N А22-173/2004/11-22 отменить.
В удовлетворении требований открытого акционерного общества Калмыцкий коммерческий банк "Кредитбанк" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Судебная практика: Северо-Кавказский регион »
Читайте также