Постановление фас северо-кавказского округа от 30.07.2004 n ф08-3218/2004-1245а изложенные в законе рсфср о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках требования, за нарушение которых общество привлечено к административной ответственности по нормам кодекса российской федерации об административных правонарушениях, на вновь созданные общества не распространяется.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 30 июля 2004 года Дело N Ф08-3218/2004-1245А

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Алунекст-М", представителя заинтересованного лица - Ростовского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, рассмотрев кассационную жалобу Ростовского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства на решение от 10.02.2004 и постановление апелляционной инстанции от 14.04.2004 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-563/2004-С5-29, установил следующее.
ООО "Алунекст-М" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Ростовскому территориальному управлению Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (далее - Управление) об отмене постановления Управления от 27.10.2003 N 132 о наложении штрафа в размере 50000 рублей за нарушение антимонопольного законодательства и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Решением суда от 10.02.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.04.2004, постановление Управления от 27.10.2003 N 132 о наложении на общество административного штрафа в размере 500 МРОТ, что составляет 50000, признано незаконным с момента вынесения и отменено полностью. Дело об административном правонарушении ООО "Алунекст-М" прекращено.
Судебные акты мотивированы тем, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения. Суд указал, что ООО "Алунекст-М" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 03.10.2002, в связи с чем оно не могло обратиться до государственной регистрации в антимонопольный орган за получением предварительного согласия.
В кассационной жалобе Ростовское территориальное управление Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства просит отменить принятые по делу судебные акты. По мнению заявителя, общество обоснованно привлечено к административной ответственности, поскольку: ООО "Алунекст-М" не представило ходатайство о приобретении более 20 процентов акций ЗАО "Алунекст", нарушив тем самым пункты 1, 3 статьи 18 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"; данное правонарушение является длящимся, поэтому срок привлечения общества к административной ответственности не истек.
Согласно представленному заявителем пояснению к кассационной жалобе, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2004 года N 379-р, Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 года N 189 "Вопросы Федеральной антимонопольной службы" и Приказом Федеральной антимонопольной службы от 18 мая 2004 г. N 12 "О приеме в ведение Федеральной антимонопольной службы территориальных управлений МАП России и их переименовании" Ростовское территориальное управление Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства передано в ведение Федеральной антимонопольной службы по состоянию на 01.06.2004 и переименовано в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Алунекст-М" просит оставить без изменения решение и постановление апелляционной инстанции, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 14 час. 00 мин. 30.07.2004.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ООО "Алунекст-М" зарегистрировано ИМНС России по г. Белая Калитва 03.10.2002, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за N 1026101884434.
В соответствии с учредительным договором о создании ООО "Алунекст-М" вклад каждого учредителя в уставной капитал общества состоял из денежных средств и бездокументарных именных акций ЗАО "Алунекст" - 53 процента, из них у Селиванова А.И. - 28 процентов, у Виноградского Л.В. - 21 процент и у фирмы "TiE; DOW&Вена S.A." - 4 процента.
Управление, 01.08.2003 получив информацию от ОАО "Белокалитвенское металлургическое производственное объединение" о том, что ООО "Алунекст-М" владеет 53 процентами акций с правом голоса в уставном капитале ЗАО "Алунекст", вынесло постановление от 27.10.2003 N 132 о наложении на ООО "Алунекст-М" штрафа в размере 500 МРОТ, что составило 50000 рублей, за нарушение, предусмотренное статьей 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По мнению Управления, общество, в нарушение статьи 18 Закона РСФСР от 22.03.91 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", приобрело акции без предварительного согласия антимонопольного органа.
Вывод суда первой и апелляционной инстанций об отсутствии в действиях ООО "Алунекст-М" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.
Согласно статье 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы или в орган регулирования естественных монополий, его территориальные органы ходатайств, заявлений, сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством, либо представление заведомо недостоверных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Объектом данного правонарушения является установленный законодательством порядок управления, выраженный в соблюдении порядка представления ходатайств, заявлений, сведений в антимонопольный орган.
Из оспариваемого постановления антимонопольного органа следует, что ООО "Алунекст-М" не представило ходатайство, предусмотренное статьей 18 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" о приобретении 53 процентов акций с правом голоса в уставном капитале ЗАО "Алунекст".
Привлекая общество к административной ответственности, Управление полагало, что при создании общества совершена сделка по приобретению акций ЗАО "Алунекст" и в этом случае ООО "Алунекст-М" обязано было предварительно согласовать с антимонопольным органом приобретение акций. Поскольку общество этого не сделало, то оно должно нести ответственность за нарушение антимонопольного законодательства. Данная позиция антимонопольного органа поддержана в судебном заседании кассационной инстанции его представителем.
В соответствии со статьей 4 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" хозяйствующими субъектами являются российские и иностранные коммерческие и некоммерческие организации, имеющие статус юридического лица.
Статьей 51 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.
То обстоятельство, что ООО "Алунекст-М" зарегистрировано 03.10.2002, подтверждается материалами дела и не оспаривается антимонопольным органом.
Следовательно, с указанной даты общество является юридическим лицом. До регистрации в качестве юридического лица общество не могло обратиться в антимонопольный орган с заявлением о даче предварительного согласия на приобретение акций.
Изложенные в статье 18 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" требования, за нарушение которых общество привлечено к административной ответственности по статье 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на вновь созданные общества не распространяется.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно, нарушений материальных и процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.02.2004 и постановление апелляционной инстанции от 14.04.2004 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-563/2004-С5-29 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Судебная практика: Северо-Кавказский регион »
Читайте также