Постановление фас северо-кавказского округа от 27.09.2004 n ф08-3946/2004 законодатель не исключает возможность установления в нормативном порядке отчислений на содержание органов государственного энергетического надзора для энергоснабжающих организаций, для которых тарифы (цены) устанавливаются органами государственного регулирования.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 27 сентября 2004 года Дело N Ф08-3946/2004

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии представителя от истца - федерального государственного учреждения "Управление государственного энергетического надзора по Республике Ингушетия", представителя от ответчика - открытого акционерного общества "Ингушэнерго", рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ингушэнерго" на решение от 29.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 02.02.2004 Арбитражного суда Республики Ингушетия по делу N А18-1225/2003, установил следующее.
Федеральное государственное учреждение "Управление государственного энергетического надзора по Республике Ингушетия" (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с иском к ОАО "Ингушэнерго" о взыскании 2200 тыс. рублей задолженности по договору от 14.03.2003 N 1 "Об объеме и порядке финансирования управления в 2003 году" и 113021 рубля 23 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами и обязании ответчика выплачивать определенную в договоре N 1 сумму ежемесячно до 25 числа каждого расчетного месяца.
Решением от 29.10.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.02.2004, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе ОАО "Ингушэнерго" просит отменить судебные акты. По мнению заявителя, договор от 14.03.2003 N 1 подписан неуполномоченным лицом; взимание платежей на содержание учреждений государственного энергетического надзора законом не предусмотрено; органы государственного энергетического надзора осуществляют свои функции за счет бюджетных средств; договор N 1 не предусматривает каких-либо конкретных услуг, которые бы обязался выполнить истец, т.е. отсутствует предмет договора, что влечет его недействительность.
В отзыве на кассационную жалобу управление отклонило ее доводы, считая судебные акты соответствующими закону и условиям договора.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 14.03.2003 стороны заключили договор N 1, в соответствии с которым ОАО "Ингушэнерго" обязалось перечислить 3300 тыс. рублей на содержание органа госэнергонадзора ежемесячно равными долями с января 2003 года.
Невыполнение ответчиком обязанности по финансированию послужило основанием для обращения с иском. Требования обоснованы Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.96 N 560 "О реорганизации органов и учреждений государственного энергетического надзора в Российской Федерации" и договором N 1.
В соответствии с пунктом 2 названного Постановления (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.98 N 938) управления государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации финансируются за счет средств, включаемых региональными энергетическими комиссиями (РЭК) в тарифы на электрическую и тепловую энергию. Отчисления по установленному Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации нормативу на содержание управлений государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации включаются в состав затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) акционерных обществ энергетики и электрификации и других энергоснабжающих организаций.
Порядок отчисления средств энергоснабжающими организациями на содержание органов госэнергонадзора согласно пункту 4 Постановления устанавливается Федеральной энергетической комиссией (ФЭК) Российской Федерации.
Постановлением от 24.02.2003 N 4 Региональная энергетическая комиссия Республики Ингушетия утвердила средства, отчисляемые ответчиком на целевое финансирование истца в 2003 году, в размере 3300 тыс. рублей.
Определением кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2001 N КАС01-208 пункты 2 и 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.96 N 560 признаны недействительными. В дальнейшем Постановлением Президиума того же Суда от 24.04.2002 указанный судебный акт изменен - пункты 2 и 4 названного Постановления признаны противоречащими закону и недействующими со дня вступления Определения в законную силу, т.е. с 19.06.2001.
В связи с изложенными обстоятельствами ответчик считает договор от 14.03.2003 N 1 недействительным.
Однако из Постановления Правительства Российской Федерации от 05.09.2003 N 554 "О финансировании мероприятий по надзору и контролю, проводимых учреждениями государственного энергетического надзора", Приказов Минэнерго Российской Федерации от 12.11.2003 N 449 и от 19.12.2003 N 498 следует, что данными нормативными актами также установлена обязанность отчислений на содержание органов государственного энергетического надзора для энергоснабжающих организаций, для которых тарифы (цены) устанавливаются органами государственного регулирования. Названные нормативные акты не признаны недействующими в установленном порядке. Из смысла пункта 46 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации законодатель не исключает возможность установления данных отчислений. Таким образом, доводы ответчика о незаконном установлении спорных отчислений необоснованны.
Основанием иска управление указало невыполнение ОАО "Ингушэнерго" обязательств по договору от 14.03.2003 N 1. В то же время суд не дал надлежащей оценки доводам ОАО "Ингушэнерго" об отсутствии у Нальгиева Т.М. полномочий на подписание договора от имени общества. Согласно пункту 19.11 устава ОАО "Ингушэнерго" по решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть переданы по договору управляющей организации. Ответчик сослался на то, что данные полномочия переданы Кавказской энергетической управляющей компании, которая не поручала Нальгиеву Т.М. заключать договор. В подтверждение суду кассационной инстанции представлены протоколы общего собрания акционеров от 28.12.2001 и совета директоров от 15.02.2002. Суд данные обстоятельства не исследовал и не дал им надлежащей оценки.
Согласно пункту 1.1 договора финансирование территориального органа госэнергонадзора осуществляется путем включения его затрат на содержание в тарифы энергоснабжающей организации.
Суд не дал оценки доводам ОАО "Ингушэнерго" о том, что тарифы на электроэнергию были утверждены в январе 2003 года, а спорный договор заключен 14.03.2003, в связи с чем расходы на содержание истца не могли быть включены в тариф. Таким образом, ответчик, являющийся коммерческой организацией, лишен, по его мнению, возможности возместить за счет стоимости продаваемого товара отчисления на расходы по содержанию органа энергонадзора.
При изложенных неисследованных обстоятельствах, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, решение и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение. Суду необходимо проверить полномочия лица, подписавшего договор от имени ОАО "Ингушэнерго"; возможность включения спорных расходов в тариф в 2003 году и в связи с этим наличие оснований для взыскания их с ответчика.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 02.02.2004 Арбитражного суда Республики Ингушетия по делу N А18-1225/2003 отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Судебная практика: Северо-Кавказский регион »
Читайте также