Постановление фас северо-кавказского округа от 22.11.2005 n ф08-4743/2005 вынесение решения о правах лица, не привлеченного к участию в деле, является основанием для отмены судебного акта в силу норм арбитражного процессуального кодекса российской федерации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 22 ноября 2005 года Дело N Ф08-4743/2005

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии представителя от истца - специализированного государственного учреждения "Российский фонд федерального имущества", представителя от ответчика - Ставропольской таможни, представителя от муниципального унитарного предприятия "Пятигорскмолоко", представителя от заявителя жалобы - Федерального агентства по сельскому хозяйству, в отсутствие третьих лиц: Южного таможенного управления и открытого акционерного общества "Молочный комбинат "Ставропольский", извещенных о времени и месте судебного заседания в установленном порядке, рассмотрев в кассационном порядке заявление Федерального агентства по сельскому хозяйству о пересмотре решения Арбитражного суда Ростовской области от 06.11.2003 по делу N А53-12260/2003-С5-19, установил следующее.
Специализированное государственное учреждение "Российский фонд федерального имущества" (далее - фонд имущества) обратилось (с учетом уточненных требований) о признании технологического оборудования для производства жидких и пастообразных продуктов для детей раннего возраста, ввезенного на территорию России по контракту от 05.06.96 N 72/7.25.03730 бесхозяйным и обязании Ставропольской таможни передать бесхозяйное оборудование фонду имущества в порядке, предусмотренном "Временным соглашением о порядке передачи имущества в Российский фонд федерального имущества".
Решением суда от 06.11.2003 иск удовлетворен. Суд не признал оборудование бесхозяйным, однако с учетом того, что МУП "Пятигорскмолоко" отказывается от его получения и таможенного оформления, обязал таможню передать оборудование фонду имущества.
В апелляционном порядке решение суда не проверялось.
Федеральное агентство сельского хозяйства (далее - агентство) обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре решения от 06.11.2003 в порядке надзора. Заявитель указывает, что собственником оборудования выступает Российская Федерация; заказчиком оборудования по контракту N 72/7.25.03730 является Минсельхоз России, которому поручено представлять интересы Правительства Российской Федерации в арбитражных судах по восстановлению нарушенного права собственности на технологическое оборудование по производству детского питания.
Определением от 02.09.2005 N 9847/05 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации передал материалы дела N А53-12260/2003-С5-19 в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа для проверки правильности применения норм права в кассационном порядке.
С учетом правил главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа рассматривает заявление агентства о пересмотре решения от 06.11.2003 в качестве кассационной жалобы и проверяет правильность применения норм права, исходя из доводов заявления (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В отзыве на заявление Ставропольская таможня указала, что не считает себя надлежащим ответчиком, к участию в деле должен быть привлечен собственник ввезенного в Россию оборудования.
В судебном заседании представитель агентства поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы заявителя жалобы и выслушав представителей сторон, считает, что решение от 06.11.2003 следует отменить.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1994 года N 1696 утверждена Федеральная программа "Дети России", в которую включена Государственная программа развития индустрии детского питания в РСФСР на 1991 - 1995 годы. Указом Президента от 19 февраля 1996 года N 210 действие программы продлено на 1996 - 1997 годы.
В соответствии с паспортом Федеральной целевой программы "Развитие индустрии детского питания" предусматривалось создание материально-технической базы по производству специальных продуктов питания для детей раннего возраста и повышение уровня обеспечения населения этими продуктами. Государственным заказчиком программы назначен Минсельхоз России.
В рамках программы "Развитие индустрии детского питания" по контракту от 05.06.96 N 72/7.25.03730 на территорию России ввезено спорное оборудование, оплата которого проведена за счет средств федерального бюджета.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.05.96 N 738-р утвержден перечень предприятий, которым должно передаваться оборудование, в том числе ОАО "Молочный комбинат "Ставропольский".
В связи с отказом ОАО "Молочный комбинат "Ставропольский" от получения оборудования Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 N 1096-р оборудование передано МУП "Пятигорскмолоко". Минсельхозу России совместно с Минимуществом России поручено осуществить действия по оформлению документации о передаче оборудования предприятию.
Предприятие не произвело таможенное оформление оборудования. Часть оборудования находится на складе временного хранения таможни, часть - под открытым небом на территории ОАО "Молочный комбинат "Ставропольский".
Фонд имущества обратился с иском о признании оборудования бесхозяйным и обязании таможни передать его фонду имущества в порядке, предусмотренном "Временным соглашением о порядке передачи имущества в Российский фонд федерального имущества".
Рассмотрение спора относительно оборудования затрагивает права и интересы государственного заказчика федеральной программы, в рамках которой это оборудование ввезено на территорию Российской Федерации. Вместе с тем Минсельхоз России и его правопреемники к участию в деле не привлекались, их позиция относительно имущества не учитывалась.
Вынесение решения о правах лица, не привлеченного к участию в деле, является основанием для отмены судебного акта в силу подпункта 4 пункта 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело следует передать на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении необходимо привлечь к участию в деле государственный орган, выполняющий функции заказчика Федеральной целевой программы "Развитие индустрии детского питания". Кроме того, по условиям временного соглашения о порядке передачи имущества в Российский фонд федерального имущества, фонду могут передаваться вещи:
- конфискованные по решению суда;
- помещенные под таможенный режим отказа от товара в пользу государства;
- имущество, признанное судом бесхозяйным.
При новом рассмотрении суду следует выяснить, отвечает ли спорное оборудование условиям временного соглашения и может ли оно передаваться Российскому фонду федерального имущества.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.11.2003 по делу N А53-12260/2003-С5-19 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Судебная практика: Северо-Кавказский регион »
Читайте также