Постановление фас северо-кавказского округа от 22.11.2005 n ф08-4743/2005 вынесение решения о правах лица, не привлеченного к участию в деле, является основанием для отмены судебного акта в силу норм арбитражного процессуального кодекса российской федерации.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда
кассационной инстанции
от 22 ноября 2005
года Дело N Ф08-4743/2005
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд
Северо-Кавказского округа при участии
представителя от истца -
специализированного государственного
учреждения "Российский фонд федерального
имущества", представителя от ответчика -
Ставропольской таможни, представителя от
муниципального унитарного предприятия
"Пятигорскмолоко", представителя от
заявителя жалобы - Федерального агентства
по сельскому хозяйству, в отсутствие
третьих лиц: Южного таможенного управления
и открытого акционерного общества
"Молочный комбинат "Ставропольский",
извещенных о времени и месте судебного
заседания в установленном порядке,
рассмотрев в кассационном порядке
заявление Федерального агентства по
сельскому хозяйству о пересмотре решения
Арбитражного суда Ростовской области от
06.11.2003 по делу N А53-12260/2003-С5-19, установил
следующее.
Специализированное
государственное учреждение "Российский
фонд федерального имущества" (далее - фонд
имущества) обратилось (с учетом уточненных
требований) о признании технологического
оборудования для производства жидких и
пастообразных продуктов для детей раннего
возраста, ввезенного на территорию России
по контракту от 05.06.96 N 72/7.25.03730 бесхозяйным и
обязании Ставропольской таможни передать
бесхозяйное оборудование фонду имущества в
порядке, предусмотренном "Временным
соглашением о порядке передачи имущества в
Российский фонд федерального имущества".
Решением суда от 06.11.2003 иск удовлетворен.
Суд не признал оборудование бесхозяйным,
однако с учетом того, что МУП
"Пятигорскмолоко" отказывается от его
получения и таможенного оформления, обязал
таможню передать оборудование фонду
имущества.
В апелляционном порядке
решение суда не проверялось.
Федеральное агентство сельского хозяйства
(далее - агентство) обратилось в Высший
Арбитражный Суд Российской Федерации с
заявлением о пересмотре решения от 06.11.2003 в
порядке надзора. Заявитель указывает, что
собственником оборудования выступает
Российская Федерация; заказчиком
оборудования по контракту N 72/7.25.03730
является Минсельхоз России, которому
поручено представлять интересы
Правительства Российской Федерации в
арбитражных судах по восстановлению
нарушенного права собственности на
технологическое оборудование по
производству детского питания.
Определением от 02.09.2005 N 9847/05 Высший
Арбитражный Суд Российской Федерации
передал материалы дела N А53-12260/2003-С5-19 в
Федеральный арбитражный суд
Северо-Кавказского округа для проверки
правильности применения норм права в
кассационном порядке.
С учетом правил
главы 35 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации Федеральный
арбитражный суд Северо-Кавказского округа
рассматривает заявление агентства о
пересмотре решения от 06.11.2003 в качестве
кассационной жалобы и проверяет
правильность применения норм права, исходя
из доводов заявления (статья 286
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации).
В отзыве на
заявление Ставропольская таможня указала,
что не считает себя надлежащим ответчиком,
к участию в деле должен быть привлечен
собственник ввезенного в Россию
оборудования.
В судебном заседании
представитель агентства поддержал доводы,
изложенные в жалобе.
Федеральный
арбитражный суд Северо-Кавказского округа,
изучив материалы дела, доводы заявителя
жалобы и выслушав представителей сторон,
считает, что решение от 06.11.2003 следует
отменить.
Как видно из материалов дела и
установлено судом, Указом Президента
Российской Федерации от 18 августа 1994 года N
1696 утверждена Федеральная программа "Дети
России", в которую включена Государственная
программа развития индустрии детского
питания в РСФСР на 1991 - 1995 годы. Указом
Президента от 19 февраля 1996 года N 210 действие
программы продлено на 1996 - 1997 годы.
В
соответствии с паспортом Федеральной
целевой программы "Развитие индустрии
детского питания" предусматривалось
создание материально-технической базы по
производству специальных продуктов
питания для детей раннего возраста и
повышение уровня обеспечения населения
этими продуктами. Государственным
заказчиком программы назначен Минсельхоз
России.
В рамках программы "Развитие
индустрии детского питания" по контракту от
05.06.96 N 72/7.25.03730 на территорию России ввезено
спорное оборудование, оплата которого
проведена за счет средств федерального
бюджета.
Распоряжением Правительства
Российской Федерации от 08.05.96 N 738-р
утвержден перечень предприятий, которым
должно передаваться оборудование, в том
числе ОАО "Молочный комбинат
"Ставропольский".
В связи с отказом ОАО
"Молочный комбинат "Ставропольский" от
получения оборудования Распоряжением
Правительства Российской Федерации от
21.08.2001 N 1096-р оборудование передано МУП
"Пятигорскмолоко". Минсельхозу России
совместно с Минимуществом России поручено
осуществить действия по оформлению
документации о передаче оборудования
предприятию.
Предприятие не произвело
таможенное оформление оборудования. Часть
оборудования находится на складе
временного хранения таможни, часть - под
открытым небом на территории ОАО "Молочный
комбинат "Ставропольский".
Фонд
имущества обратился с иском о признании
оборудования бесхозяйным и обязании
таможни передать его фонду имущества в
порядке, предусмотренном "Временным
соглашением о порядке передачи имущества в
Российский фонд федерального имущества".
Рассмотрение спора относительно
оборудования затрагивает права и интересы
государственного заказчика федеральной
программы, в рамках которой это
оборудование ввезено на территорию
Российской Федерации. Вместе с тем
Минсельхоз России и его правопреемники к
участию в деле не привлекались, их позиция
относительно имущества не учитывалась.
Вынесение решения о правах лица, не
привлеченного к участию в деле, является
основанием для отмены судебного акта в силу
подпункта 4 пункта 4 статьи 288 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации. Согласно статье 287 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации дело следует передать на новое
рассмотрение.
При новом рассмотрении
необходимо привлечь к участию в деле
государственный орган, выполняющий функции
заказчика Федеральной целевой программы
"Развитие индустрии детского питания".
Кроме того, по условиям временного
соглашения о порядке передачи имущества в
Российский фонд федерального имущества,
фонду могут передаваться вещи:
-
конфискованные по решению суда;
-
помещенные под таможенный режим отказа от
товара в пользу государства;
-
имущество, признанное судом бесхозяйным.
При новом рассмотрении суду следует
выяснить, отвечает ли спорное оборудование
условиям временного соглашения и может ли
оно передаваться Российскому фонду
федерального имущества.
Руководствуясь
статьями 284 - 289 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации, Федеральный арбитражный суд
Северо-Кавказского
округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение
Арбитражного суда Ростовской области от
06.11.2003 по делу N А53-12260/2003-С5-19 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в суд
первой инстанции.
Постановление
вступает в законную силу со дня его
принятия.