Постановление фас северо-кавказского округа от 26.10.2004 n ф08-5112/2004-1937а суд, сделав неправильный вывод о продаже товаров с лотка, не выяснил, что собой представляет фактически торговое место предпринимателя. при новом рассмотрении суду необходимо исследовать фактические обстоятельства осуществления торговли предпринимателем на рынке и выяснить, к какому виду помещений относится торговое место предпринимателя и не относится ли оно к тем из них, при осуществлении торговли из которых предприниматель должен применять контрольно-кассовую машину.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 26 октября 2004 года Дело N Ф08-5112/2004-1937А

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании заявителя - предпринимателя без образования юридического лица Двуреченской А.П., представителя от заинтересованного лица - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по г. Краснодару, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по г. Краснодару на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.07.2004 по делу N А32-13376/2004-5/222-19АЖ, установил следующее.
Предприниматель без образования юридического лица Двуреченская А.П. (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления ИМНС России N 5 по г. Краснодару (далее - налоговая инспекция) от 14.04.2004 N 03/118а о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неприменение контрольно-кассовой машины при расчетах с населением.
Решением от 12.07.2004 суд удовлетворил ходатайство о восстановлении срока на подачу заявления в суд, признал незаконным и отменил оспариваемое постановление налогового органа.
Решение мотивировано тем, что предприниматель осуществляла розничную торговлю с лотка, который не обеспечивает сохранность товара, поэтому применение ею контрольно-кассовой техники необязательно.
Законность и обоснованность судебного акта в апелляционной инстанции не проверялись.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой, в которой просит решение от 12.07.2004 отменить, ссылаясь на то, что деятельность предпринимателя подпадает под действие Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ), поскольку ее торговое место не является лотком, а представляет собой стационарное рабочее место.
Предприниматель представила отзыв на кассационную жалобу, в котором считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Предприниматель просила решение оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением налоговой инспекции от 14.04.2004 N 03/118а, принятым на основании протокола об административном правонарушении от 09.04.2004 N 000446, предприниматель привлечена к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания 3 тысяч рублей штрафа за осуществление наличных денежных расчетов с покупателем при продаже пачки чая без применения контрольно-кассовой машины в торговом месте N 51, расположенном на рынке "Лэтсар". Постановление обжаловано предпринимателем в арбитражный суд.
При разрешении спора суд первой инстанции сделал вывод о том, что предприниматель не обязана применять контрольно-кассовую машину, поскольку ее торговое место представляет собой лоток и это подтверждается договором аренды от 08.07.2004 N 55 торгового места N 51 с ООО "Лэтсар" (г. Краснодар, ул. Трудовой славы, 9).
Однако пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) установлено, что организации и индивидуальные предприниматели могут производить наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники в случае осуществления с лотка разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами. В письме Комитета Российской Федерации по торговле от 28.04.94 N 1-574/38-9 "О понятии мелкорозничной торговли" дается разъяснение, согласно которому лоток представляет собой специально оборудованное приспособление для торговли вразвоз и вразнос.
Как видно из материалов дела, предприниматель осуществляет стационарную торговлю в одном торговом месте на территории рынка ООО "Лэтсар" в г. Краснодаре.
Таким образом, довод налоговой инспекции о том, что торговое место предпринимателя не отвечает понятию лотка, является обоснованным.
В отзыве на заявление налоговая инспекция указала на то, что торговое место предпринимателя в соответствии с ГОСТом РФ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения" фактически является киоском, в связи с чем при продаже товаров необходимо применять контрольно-кассовую машину.
В судебном заседании предприниматель пояснила, что осуществляет торговлю продовольственными товарами из помещения, которое представляет металлические конструкции, имеет со всех сторон металлические стены, закрывается в ночное время суток. Предприниматель считает, что не должна применять при продаже в данном случае контрольно-кассовую машину.
Суд, сделав неправильный вывод о продаже товаров с лотка, не выяснил, что собой представляет фактически торговое место предпринимателя. Эти обстоятельства имеют существенное значение для правильного разрешения спора, поскольку на основании пункта 3 статьи 2 указанного Закона индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещениий контейнерного типа и других, аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков и внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.
Поскольку вывод суда не соответствует фактическим обстоятельствам, решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение. При новом рассмотрении суду необходимо исследовать фактические обстоятельства осуществления торговли предпринимателем на рынке "Лэтсар" и выяснить, к какому виду помещений относится торговое место предпринимателя и не относится ли оно к тем из них, при осуществлении торговли из которых согласно Закону N 54-ФЗ предприниматель должен применять контрольно-кассовую машину.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края 12.07.2004 по делу N А32-13376/2004-5/222-19АЖ отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Судебная практика: Северо-Кавказский регион »
Читайте также