Постановление фас северо-кавказского округа от 26.10.2004 n ф08-5112/2004-1937а суд, сделав неправильный вывод о продаже товаров с лотка, не выяснил, что собой представляет фактически торговое место предпринимателя. при новом рассмотрении суду необходимо исследовать фактические обстоятельства осуществления торговли предпринимателем на рынке и выяснить, к какому виду помещений относится торговое место предпринимателя и не относится ли оно к тем из них, при осуществлении торговли из которых предприниматель должен применять контрольно-кассовую машину.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда
кассационной инстанции
от 26 октября 2004
года Дело N Ф08-5112/2004-1937А
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд
Северо-Кавказского округа при участии в
судебном заседании заявителя -
предпринимателя без образования
юридического лица Двуреченской А.П.,
представителя от заинтересованного лица -
Инспекции Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам N 5 по г.
Краснодару, рассмотрев кассационную жалобу
Инспекции Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам N 5 по г.
Краснодару на решение Арбитражного суда
Краснодарского края от 12.07.2004 по делу N
А32-13376/2004-5/222-19АЖ, установил следующее.
Предприниматель без образования
юридического лица Двуреченская А.П. (далее -
предприниматель) обратилась в Арбитражный
суд Краснодарского края с заявлением о
признании незаконным и отмене
постановления ИМНС России N 5 по г.
Краснодару (далее - налоговая инспекция) от
14.04.2004 N 03/118а о привлечении заявителя к
административной ответственности по
статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях за
неприменение контрольно-кассовой машины
при расчетах с населением.
Решением от
12.07.2004 суд удовлетворил ходатайство о
восстановлении срока на подачу заявления в
суд, признал незаконным и отменил
оспариваемое постановление налогового
органа.
Решение мотивировано тем, что
предприниматель осуществляла розничную
торговлю с лотка, который не обеспечивает
сохранность товара, поэтому применение ею
контрольно-кассовой техники
необязательно.
Законность и
обоснованность судебного акта в
апелляционной инстанции не проверялись.
В Федеральный арбитражный суд
Северо-Кавказского округа обратилась
налоговая инспекция с кассационной
жалобой, в которой просит решение от 12.07.2004
отменить, ссылаясь на то, что деятельность
предпринимателя подпадает под действие
Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О
применении контрольно-кассовой техники при
осуществлении денежных расчетов и (или)
расчетов с использованием платежных карт"
(далее - Закон N 54-ФЗ), поскольку ее торговое
место не является лотком, а представляет
собой стационарное рабочее место.
Предприниматель представила отзыв на
кассационную жалобу, в котором считает
обжалуемый судебный акт законным и
обоснованным и просит кассационную жалобу
оставить без удовлетворения.
В судебном
заседании представитель налоговой
инспекции поддержал доводы, изложенные в
кассационной жалобе. Предприниматель
просила решение оставить без изменения, а
кассационную жалобу - без
удовлетворения.
Изучив материалы дела,
заслушав представителей участвующих в деле
лиц, Федеральный арбитражный суд
Северо-Кавказского округа считает, что
жалоба подлежит удовлетворению по
следующим основаниям.
Постановлением
налоговой инспекции от 14.04.2004 N 03/118а,
принятым на основании протокола об
административном правонарушении от 09.04.2004 N
000446, предприниматель привлечена к
административной ответственности,
предусмотренной статьей 14.5 Кодекса
Российской Федерации об административных
правонарушениях, в виде взыскания 3 тысяч
рублей штрафа за осуществление наличных
денежных расчетов с покупателем при
продаже пачки чая без применения
контрольно-кассовой машины в торговом
месте N 51, расположенном на рынке "Лэтсар".
Постановление обжаловано предпринимателем
в арбитражный суд.
При разрешении спора
суд первой инстанции сделал вывод о том, что
предприниматель не обязана применять
контрольно-кассовую машину, поскольку ее
торговое место представляет собой лоток и
это подтверждается договором аренды от
08.07.2004 N 55 торгового места N 51 с ООО "Лэтсар" (г.
Краснодар, ул. Трудовой славы, 9).
Однако
пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от
22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении
контрольно-кассовой техники при
осуществлении денежных расчетов и (или)
расчетов с использованием платежных карт"
(далее - Закон N 54-ФЗ) установлено, что
организации и индивидуальные
предприниматели могут производить
наличные денежные расчеты без применения
контрольно-кассовой техники в случае
осуществления с лотка разносной
мелкорозничной торговли
продовольственными и непродовольственными
товарами. В письме Комитета Российской
Федерации по торговле от 28.04.94 N 1-574/38-9 "О
понятии мелкорозничной торговли" дается
разъяснение, согласно которому лоток
представляет собой специально
оборудованное приспособление для торговли
вразвоз и вразнос.
Как видно из
материалов дела, предприниматель
осуществляет стационарную торговлю в одном
торговом месте на территории рынка ООО
"Лэтсар" в г. Краснодаре.
Таким образом,
довод налоговой инспекции о том, что
торговое место предпринимателя не отвечает
понятию лотка, является обоснованным.
В
отзыве на заявление налоговая инспекция
указала на то, что торговое место
предпринимателя в соответствии с ГОСТом РФ
Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения"
фактически является киоском, в связи с чем
при продаже товаров необходимо применять
контрольно-кассовую машину.
В судебном
заседании предприниматель пояснила, что
осуществляет торговлю продовольственными
товарами из помещения, которое
представляет металлические конструкции,
имеет со всех сторон металлические стены,
закрывается в ночное время суток.
Предприниматель считает, что не должна
применять при продаже в данном случае
контрольно-кассовую машину.
Суд, сделав
неправильный вывод о продаже товаров с
лотка, не выяснил, что собой представляет
фактически торговое место предпринимателя.
Эти обстоятельства имеют существенное
значение для правильного разрешения спора,
поскольку на основании пункта 3 статьи 2
указанного Закона индивидуальные
предприниматели в силу специфики своей
деятельности либо особенностей своего
местонахождения могут производить
наличные денежные расчеты без применения
контрольно-кассовой техники при
осуществлении торговли на рынках, ярмарках,
в выставочных комплексах, а также на других
территориях, отведенных для осуществления
торговли, за исключением находящихся в этих
местах торговли магазинов, павильонов,
киосков, палаток, автолавок, автомагазинов,
автофургонов, помещениий контейнерного
типа и других, аналогично обустроенных и
обеспечивающих показ и сохранность товара
торговых мест (помещений и
автотранспортных средств, в том числе
прицепов и полуприцепов), открытых
прилавков и внутри крытых рыночных
помещений при торговле
непродовольственными товарами.
Поскольку вывод суда не соответствует
фактическим обстоятельствам, решение суда
подлежит отмене, а дело - направлению на
новое рассмотрение. При новом рассмотрении
суду необходимо исследовать фактические
обстоятельства осуществления торговли
предпринимателем на рынке "Лэтсар" и
выяснить, к какому виду помещений относится
торговое место предпринимателя и не
относится ли оно к тем из них, при
осуществлении торговли из которых согласно
Закону N 54-ФЗ предприниматель должен
применять контрольно-кассовую машину.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Северо-Кавказского
округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение
Арбитражного суда Краснодарского края
12.07.2004 по делу N А32-13376/2004-5/222-19АЖ отменить,
дело направить на новое рассмотрение в тот
же суд.
Постановление вступает в
законную силу со дня его принятия.