Постановление фас северо-кавказского округа от 18.05.2005 n ф08-1979/2005 суды пришли к правомерному выводу о том, что условия договоров об исполнении министерством обязанностей в пределах предоставленных данному учреждению полномочий не противоречат нормам материального права, а оснований для признания указанных договоров недействительными не имеется.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 18 мая 2005 года Дело N Ф08-1979/2005

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании истца - государственного предприятия пассажирского автотранспорта Республики Ингушетия, ответчика - Министерства труда и социального развития Республики Ингушетия, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Государственного предприятия пассажирского автотранспорта Республики Ингушетия на решение от 09.08.2004 и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Ингушетия от 11.02.2005 по делу N А18-1002/2004, установил следующее.
Государственное предприятие пассажирского автотранспорта Республики Ингушетия (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд к Министерству труда и социального развития Республики Ингушетия (далее - министерство) с иском о признании недействительными договоров от 20.03.2002 и 01.01.2003. Требование обосновано тем, что условия договоров противоречат Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.12.2000 N 946, устанавливающему порядок возмещения выпадающих доходов за перевозку льготников, исполнение договоров привело к образованию задолженности по заработной плате и платежам в размере 2665 тыс. рублей.
Решением от 09.08.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.02.2005, в удовлетворении исковых требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что спорные договоры заключены в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2000 N 946.
В кассационной жалобе предприятие просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. По мнению заявителя, выводы судебных инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить решение от 09.08.2004 и постановление без изменения от 11.02.2005, а кассационную жалобу - без удовлетворения, указывая на законность и обоснованность судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно материалов дела и установлено судебными инстанциями, предприятие и министерство заключили договоры от 20.03.2002 и 01.01.2003 на возмещение выпадающих доходов предприятия при осуществлении бесплатной перевозки пассажиров из числа льготной категории населения на маршрутах городского и пригородного сообщений.
Заявляя требование о признании данных договоров недействительными, истец ссылается на противоречие условий договора Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.12.2000 N 946, регламентирующему порядок возмещения выпадающих доходов за перевозку льготников. Истец считает, что исполнение недействительных договоров привело к образованию у него задолженности по заработной плате и платежам на сумму 2665 тыс. рублей.
Отказывая в удовлетворении требований о расторжении договоров, судебные инстанции исходили из соответствия условий договора содержанию Постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2000 N 946.
Правоотношения, возникающие между организациями, предоставляющими услуги получателям льгот и уполномоченными государством органами, производящими выплаты, являются бюджетно-финансовыми и относятся к публичным. Стороны, заключившие договоры, не являются распорядителями бюджетных средств.
Уполномоченной действовать по поручения государства стороной в договорах от 20.03.2002 и от 01.01.2003 является министерство, принявшее на себя гражданско-правовое обязательство по оплате услуг по перевозке. Министерство является учреждением, финансируемым из республиканского бюджета, у него отсутствуют собственные денежные средства для погашения долга перед предприятием.
В силу статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства от 14.12.2000 N 946 финансирование расходов, связанных с реализацией ветеранами льгот по оплате проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах", производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Министерству труда и социального развития Российской Федерации на реализацию льгот ветеранами, пенсионное обеспечение которых осуществляется органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации либо территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации. Министерство труда и социального развития Российской Федерации в пределах ежемесячно выделяемых Министерством финансов Российской Федерации объемов финансирования подготавливает платежные документы с указанием сумм, подлежащих перечислению органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, и представляет их в Министерство финансов Российской Федерации (пункт 5 Постановления Правительства от 14.12.2000 N 946).
Из данных пунктов следует, что министерство не является финансирующим органом. На него возложена функция согласования численности льготников. Оно обязано проверять обоснованность расчетов предприятия о размере выпадающих доходов, численность льготных категорий граждан и по мере поступления бюджетных средств производить возмещение расходов предприятия на предоставление льгот за перевозку согласно выставленным счетам, актам сверок и копиям документов, подтверждающим факт предоставления льготы.
Кроме того, отсутствие бюджетного финансирования на возмещение затрат при наличии доказательств фактического предоставления льгот не может являться основанием для неисполнения обязанности по их возмещению. Законом предусмотрен учет соответствующих затрат во взаимоотношениях с вышестоящими бюджетами.
В письме Министерства финансов Российской Федерации от 04.04.2002 N 10-02-10 разъяснен порядок подачи заявок на дополнительное выделение субвенций, к письму приложен образец заявки, в которой отражается также и кредиторская задолженность по выплатам.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о том, что условия договоров от 20.03.2002 и 01.01.2003 об исполнении министерством обязанностей в пределах предоставленных данному учреждению полномочий не противоречат нормам материального права, а оснований для признания указанных договоров недействительными не имеется.
Нормы права при разрешении спора суд применил правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.08.2004 и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Ингушетия от 11.02.2005 по делу N А18-1002/2004 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с государственного предприятия пассажирского автотранспорта Республики Ингушетия в доход федерального бюджета 1 тыс. рублей госпошлины по кассационной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Судебная практика: Северо-Кавказский регион »
Читайте также