Постановление фас северо-кавказского округа от 01.06.2005 n ф08-1679/2005 объекты животного мира, численность которых подлежит регулированию, а также порядок регулирования определяются специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда
кассационной инстанции
от 1 июня 2005 года
Дело N Ф08-1679/2005
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд
Северо-Кавказского округа при участии в
судебном заседании представителей от истца
- Ставропольской краевой общественной
организации охотников и рыболовов,
представителей от ответчика - Управления по
охране, контролю и регулированию
использования охотничьих животных
Ставропольского края, в отсутствие третьих
лиц: правительства Ставропольского края и
министерства сельского хозяйства
Ставропольского края, извещенных в
установленном порядке о времени и месте
судебного разбирательства, рассмотрев
кассационную жалобу Управления по охране,
контролю и регулированию использования
охотничьих животных Ставропольского края
на решение Арбитражного суда
Ставропольского края от 17.02.2005 по делу N
А63-7594/2004-С4, установил следующее.
Ставропольская краевая общественная
организация охотников и рыболовов (далее -
организация) обратилась в Арбитражный суд
Ставропольского края к Управлению по
охране, контролю и регулированию
использования охотничьих животных
Ставропольского края (далее -
Ставрополькрайохотуправление) с
заявлением о признании недействительными
приказов от 19.07.2004 N 24, 05.08.2004 N 25, 09.08.2004 N 26,
12.08.2004 N 27 (уточненные требования).
Определением от 22.09.2004 суд к участию в деле в
качестве третьих лиц по ходатайству
ответчика привлек правительство
Ставропольского края и министерство
сельского хозяйства Ставропольского
края.
Решением от 17.02.2005 требования
организации удовлетворены, признаны
недействительными приказы
Ставрополькрайохотуправления от 19.07.2004 N 24,
05.08.2004 N 25, 09.08.2004 N 26, 12.08.2004 N 27. Суд
руководствовался статьей 201 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации и указал, что оспариваемые
приказы нарушают нормы законодательства и
права заявителя.
В кассационной жалобе
Ставрополькрайохотуправление просит
отменить состоявшийся судебный акт и
передать дело на новое рассмотрение. По
мнению заявителя, выводы суда не
соответствуют закону, фактическим
обстоятельствам и материалам дела.
В
отзыве на кассационную жалобу организация
просит решение от 17.02.2005 оставить без
изменения, ссылаясь на его законность и
обоснованность, а кассационную жалобу - без
удовлетворения.
Третье лицо -
Правительство Ставропольского края в
отзыве на кассационную жалобу поддержало
возражения организации против отмены
обжалованного судебного акта.
Изучив
материалы дела и доводы кассационной
жалобы, выслушав представителей сторон,
Федеральный арбитражный суд
Северо-Кавказского округа считает, что
кассационная жалоба подлежит
удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно материалов дела и установлено
судом, Ставрополькрайохотуправлением
издан приказ от 19.07.2004 N 24 "О сроках и порядке
проведения летне-осенней охоты на пернатую,
водоплавающую и болотную дичь в 2004 году", в
котором охота разрешена при наличии
именной разовой лицензии, выдаваемой
охотопользователем - организацией. Данным
приказом установлены нормы добычи на
одного охотника за день охоты: диких
голубей - 20 штук, перепелов - 15 штук,
водоплавающей дичи - 10 штук, из них гуся не
более 5 штук, куликов - 10 штук.
Предписанием от 05.08.2004 N 314 заявителю указано
привести в соответствие с приказом от 19.07.2004
N 24 приказ организации от 02.08.2004 N 71,
прекратить выдачу путевок в обязательном
порядке и предоставить калькуляцию затрат
по путевке.
В связи с нарушением приказа
от 19.07.2004 N 24 Ставрополькрайохотуправлением
издан приказ от 05.08.2004 N 25 о приостановлении
лицензии организации до 09.08.2004. Приказом от
09.08.2004 N 26 продлен срок приостановления
лицензии до устранения недостатков,
указанных в предписании от 05.08.2004 N 317
(содержание предписания от 05.08.2004 N 317
аналогично предписанию от 05.08.2004 N 314).
Приказом от 12.08.2004 N 27
Ставрополькрайохотуправление
аннулировало действие долгосрочной
лицензии серии ХХ N 0566, выданной организации
16.11.2001 на право пользования объектами
животного мира. Охотникам разрешена охота
на пернатую дичь при наличии именной
разовой лицензии, выдаваемой штатными
сотрудниками управления.
Данные
обстоятельства послужили основанием для
обращения в суд.
Ответчик в суд
предоставил ряд судебных актов, справок о
результатах проверки деятельности
организации, свидетельствующих, на его
взгляд, о нарушении истцом норм
природоохранного законодательства и
правил пользования объектами животного
мира.
При рассмотрении заявления суд не
исследовал в полном объеме фактические
обстоятельства дела, имеющие существенное
значение для правильного разрешения спора,
и сделал выводы, не соответствующие нормам
материального права.
В соответствии с
частью 4 статьи 200 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации при рассмотрении дел об
оспаривании ненормативных правовых актов,
решений и действий (бездействия)
государственных органов, органов местного
самоуправления, иных органов, должностных
лиц арбитражный суд в судебном заседании
осуществляет проверку оспариваемого акта
или его отдельных положений и их
соответствие закону или иному нормативному
правовому акту, устанавливает наличие
полномочий у органа или лица, которые
приняли оспариваемый акт, решение или
совершили оспариваемые действия
(бездействие), а также устанавливает,
нарушают ли оспариваемый акт, решение и
действия (бездействие) права и законные
интересы заявителя в сфере
предпринимательской и иной экономической
деятельности.
При рассмотрении спора
суд не опроверг доводы ответчика о том, что
причиной аннулирования действия
долгосрочной лицензии серии ХХ N 0566,
выданной организации 16.11.2001 на право
пользования объектами животного мира,
явилось не только невыполнение требования
о выдаче именной разовой лицензии, но и иные
документально подтвержденные нарушения.
Оценку предоставленным ответчиком
доказательствам суд не дал.
Согласно
статье 1 Федерального закона от 24.04.95 N 52-ФЗ "О
животном мире" (далее - Закон) именная
разовая лицензия - специальное разрешение
на однократное использование определенных
объектов животного мира с указанием места и
срока его действия, а также количества
допустимых к использованию объектов
животного мира.
К полномочиям органов
государственной власти Российской
Федерации в области охраны и использования
животного мира относится установление
порядка предоставления лицензий на
пользование объектов животного мира
(статья 5 Закона).
Объекты животного мира
могут предоставляться органами
государственной власти, уполномоченными
осуществлять права собственника от имени
Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации, гражданам в
краткосрочное пользование на основании
именной разовой лицензии (статья 33
Закона).
В соответствии со статьей 40
Закона (в редакции Федерального закона от
11.11.2003 N 148-ФЗ) пользователи животным миром
имеют право заключать договоры с
юридическими лицами и гражданами на
использование ими объектов животного мира
с одновременной выдачей именных разовых
лицензий.
Охота является одним из видов
пользования животным миром; отношения в
области охоты и охотничьего хозяйства
регулируются на основе указанного выше
Закона специальным федеральным законом и
принимаемыми в соответствии с ним другими
федеральными законами, иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, а
также законами и иными нормативными
правовыми актами субъектов Российской
Федерации (статьи 34, 41 Федерального закона
"О животном мире").
В настоящее время нет
специального федерального закона,
регулирующего отношения в области охоты и
охотничьего хозяйства. Эти отношения
урегулированы иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, в
том числе Постановлением Совета Министров -
Правительства Российской Федерации от 26.07.93
N 728 "О любительской и спортивной охоте в
Российской Федерации".
Из анализа
абзаца 2 пункта 1 этого Постановления, в
совокупности с другими нормативными
правовыми актами Российской Федерации,
следует, что путевка по своей сути является
документом, свидетельствующим о заключении
между пользователем животным миром и
гражданином (охотником) договора
возмездного оказания охотничьим
хозяйством услуг на использование объектов
животного мира посредством изъятия этих
объектов (охотничьих животных) из среды их
обитания.
Из пункта 4 Положения об охоте
и охотничьем хозяйстве РСФСР,
утвержденного Постановлением Совета
Министров РСФСР от 10.10.1960 N 1548 (в редакции
Постановления Правительства РФ от 03.05.94 N 436),
во взаимосвязи с абзацем 1 пункта 1
Постановления Совета Министров -
Правительства Российской Федерации от 26.07.93
N 728 видно, что в состав охотничьих угодий
входят угодья, закрепленные за
государственными, кооперативными и
общественными организациями; любительская
и спортивная охота с соблюдением
установленных правил в угодьях, в которых
охотничье хозяйство ведется общественными
охотничьими организациями, другими
юридическими и физическими лицами,
осуществляется с их разрешения.
Форма
путевки на право охоты и рыбной ловли,
утвержденная письмом Минфина России от
14.04.95 N 16-00-30-30, содержит все существенные
условия (наименование и подписи сторон,
название охотничьего хозяйства, срок и
особенности охоты, количество и норма
добычи зверей, птиц, сведения об основной и
дополнительных услугах и об их оплате),
позволяющие на основании правил статей 432,
434 Гражданского кодекса Российской
Федерации после подписания и выдачи
путевки считать заключенным в надлежащей
форме договор на использование объектов
животного мира. Заключение такого договора
между охотпользователем и охотником
основано на положениях статьи 40
Федерального закона "О животном мире".
Вывод суда о том, что требование о
прекращении выдачи путевок является
незаконным, правомерен. Вместе с тем в
обжалуемых приказах запрета выдавать
путевки не содержится. Суд не обсудил
доводы управления о том, что путевка не
является обязательным документом,
удостоверяющим право охоты, а является
договором, заключаемым охотником и
охотопользователем в добровольном порядке.
В связи с этим подлежит выяснению вопрос о
полномочиях управления выступать в
интересах граждан и проверять
обоснованность платы, взимаемой на
основании путевки для возмещения затрат по
выполнению условий лицензии. По путевке
плата вносится за предоставляемые
обществом услуги, облагается
установленными налогами и направляется не
в бюджет, а на покрытие расходов
конкретного охотопользователя по охране,
воспроизводству охотничьих животных и
других, связанных с этим расходов.
Довод
кассационной жалобы о том, что единственным
разрешением на право охоты является
выдаваемая охотопользователем в
соответствии с требованиями статьи 37
Федерального закона "О животном мире"
именная разовая лицензия, нельзя признать
обоснованным.
Вместе с тем суд без
ссылок на нормы материального права принял
во внимание довод организации о том, что при
наличии путевки именная разовая лицензия
выдаваться не должна, а управление не
вправе устанавливать количество
подлежащих отстрелу пернатых.
При
разрешении спора суд не принял во внимание
Приказ Минсельхоза РФ от 04.01.2001 N 3 "Об
утверждении Положения о порядке выдачи
именных разовых лицензий на использование
объектов животного мира, отнесенных к
объектам охоты", в котором предусмотрен
порядок выдачи именных разовых лицензий.
Лицензии выдаются гражданам, имеющим
удостоверения на право охоты. Лицензии
выдаются территориальными
охотуправлениями и юридическими лицами,
осуществляющими пользование охотничьими
животными в установленном порядке.
Лицензия не является единственным
документом, удостоверяющим право на
осуществление охоты. Данное право
удостоверяется совокупностью документов, в
число которых помимо лицензии входят, в
частности, охотничьи билеты с
соответствующими отметками, разрешение на
хранение и ношение охотничьего оружия.
Включение в состав этих документов путевки,
подтверждающей факт заключения договора с
конкретным охотничьим хозяйством на
использование объектов животного мира в
закрепленных за ним охотничьих угодьях, не
противоречит федеральному закону.
Согласно статье 72 Конституции Российской
Федерации, статье 4 Федерального закона "О
животном мире" вопросы владения,
пользования и распоряжения землей, недрами,
водным и другими природными ресурсами, а
также вопросы природопользования, охраны
окружающей среды и обеспечения
экологической безопасности находятся в
совместном ведении Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации, животный
мир в пределах территории Российской
Федерации является государственной
собственностью.
В силу статьи 35 Закона
пользование животным миром осуществляется
с соблюдением федеральных и
территориальных стандартов, правил,
лимитов и нормативов, разрабатываемых в
соответствии с законами и другими
нормативными правовыми актами Российской
Федерации, а также законами и другими
нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации. Пользование животным
миром осуществляется в комплексе с
системой мер по охране и воспроизводству
объектов животного мира, сохранению среды
их обитания.
В соответствии со статьей 13
Закона и пунктом 2.4 Положения о
Ставрополькрайохотуправлении к основной
функции специально уполномоченных
государственных органов по охране,
контролю и регулированию использования
объектов животного мира и среды его
обитания является осуществление
нормирования в области использования и
охраны животного мира и среды его
обитания.
Объекты животного мира,
численность которых подлежит
регулированию, а также порядок
регулирования определяются специально
уполномоченным государственным органом по
охране, контролю и регулированию
использования объектов животного мира и
среды обитания. Ответчик относится к
указанным органам.
Судом не обсужден
вопрос о том, направлено ли требование о
выдаче именной разовой лицензии на
выполнение функций управления по охране,
контролю и регулированию использования
объектов животного мира и среды
обитания.
При рассмотрении спора суд не
принял во внимание, что статья 10 Закона
Ставропольского края от 11.03.2004 N 12-КЗ "Об
охоте и охотничьем хозяйстве"
предусматривает, что охотопользователь
(организация) имеет право самостоятельно
осуществлять нормирование добычи
охотничьих животных только в пределах
установленных квот и лимитов пользования
охотничьими животными.
Изложенное выше
свидетельствует о том, что судебный акт
принят без достаточной полноты
исследования обстоятельств, имеющих
существенное значение для принятия
правильного решения.
При новом
рассмотрении дела арбитражному суду
следует устранить отмеченные недостатки,
проверить доводы сторон о необходимости
выдачи именных разовых лицензий и путевок,
исследовать условия предоставления
долгосрочной лицензии и оценить
документальное подтверждение их нарушения,
уточнить полномочия ответчика в области
контроля за использованием и охраны
животного мира, нормирования отстрела
животных (птиц), дать оценку каждому
оспариваемому приказу на предмет нарушения
имущественных интересов истца, принять
новое решение с учетом обстоятельств, не
выясненных при первоначальном
рассмотрении спора между сторонами.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Северо-Кавказского
округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение
Арбитражного суда Ставропольского края от
17.02.2005 по делу N А63-7594/2004-С4 отменить, дело
передать на новое рассмотрение в первую
инстанцию того же суда.
Постановление
вступает в законную силу со дня его
принятия.