Постановление фас северо-кавказского округа от 21.10.1998 n ф08-1354/98 имущество морских портов, не подлежащее приватизации, должно закрепляться за морскими администрациями портов и не может передаваться другим государственным организациям.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции
по проверке законности
и
обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную
силу
от 21 октября 1998 года Дело N
Ф08-1354/98
(извлечение)
Федеральный
арбитражный суд Северо - Кавказского округа
при участии в заседании представителей
Северо - Кавказской транспортной
прокуратуры (заявителя иска), Комитета по
управлению государственным имуществом
Краснодарского края (ответчика), третьих
лиц: ГСЭП "Ростэк - Сочи", ОАО "Сочинский
морской торговый порт", морской
администрации порта Новороссийск, в
отсутствие третьего лица - ООО
"Сочиремфлот", извещенного в установленном
порядке о времени и месте судебного
заседания, рассмотрев кассационные жалобы
Северо - Кавказской транспортной
прокуратуры и ОАО "Сочинский морской
торговый порт" на постановление
апелляционной инстанции Арбитражного суда
Краснодарского края от 24.06.98, установил
следующее.
Первый заместитель Северо -
Кавказского транспортного прокурора
обратился в арбитражный суд с иском к
Комитету по управлению государственным
имуществом Краснодарского края о признании
недействительным его распоряжения от 27.02.97 N
05/27 "О закреплении государственного
имущества за госпредприятием таможенного
комитета РФ "Ростэк - Сочи" и обязании
Комитета по управлению государственным
имуществом Краснодарского края передать
государственное имущество - причал N 12 и
эллинг судоремонтных мастерских порта Сочи
на баланс и в оперативное управление
морской администрации порта Сочи.
Решением арбитражного суда от 10.03.98 исковые
требования удовлетворены частично -
признано недействительным распоряжение от
27.02.97, в остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от
24.06.98 решение суда первой инстанции
отменено, в иске о признании
недействительным распоряжения Комитета по
управлению государственным имуществом
Краснодарского края от 27.02.97 N 05/27 отказано, в
остальной части производство по делу
прекращено.
В кассационных жалобах их
податели просят отменить постановление
апелляционной инстанции и оставить в силе
решение суда. Основаниями для отмены
постановления в жалобах указаны нарушение
порядка распоряжением объектами морского
транспорта, целей деятельности строительно
- эксплуатационных предприятий таможенного
комитета, порядка заключения сделок.
Комитет по управлению государственным
имуществом Краснодарского края и ГСЭП
"Ростэк - Сочи" выступили против
удовлетворения жалоб.
Исследовав
материалы дела, выслушав представителей
сторон, Федеральный арбитражный суд Северо
- Кавказского округа считает, что
кассационная жалоба подлежит частичному
удовлетворению по следующим основаниям.
Оспариваемым распоряжением Комитет по
управлению государственным имуществом
Краснодарского края, обладающий правами
территориального агентства
Государственного комитета по управлению
имуществом Российской Федерации, обязал
ООО "Сочиремфлот" передать, а ГСЭП "Ростэк -
Сочи" принять государственное имущество,
находящееся в аренде у общества
"Сочиремфлот" на основании договора аренды
от 25.11.91, дополнительного соглашения N 1 от
07.10.96 и распоряжения комитета N 05/119 от 14.08.96
(данным распоряжением было решено передать
на баланс ООО "Сочиремфлот" арендованное им
имущество и заключить дополнительное
соглашение к договору аренды).
Распоряжением от 27.02.97 также предписывалось
передать акт приема - передачи имущества в
Комитет по управлению государственным
имуществом Краснодарского края в
десятидневный срок со дня составления.
Кроме того в распоряжении указано:
"Распоряжение комитета N 05/119 от 14.08.96 г.
считать утратившим силу, а договор аренды
от 25.11.91 г. с дополнительным соглашением N 1
от 07.10.96 г. - расторгнутым по соглашению
сторон".
Согласно оспариваемому
распоряжению наряду с другим имуществом
передаче подлежали причал и эллинг,
числящиеся в составе арендованного
обществом "Сочиремфлот" под инвентарными
номерами 101 (причал), 102 (места стапельные
эллинга), 439 (кран башенный), 437
(судоподъемник), 4371 (эстакада и подкрановые
пути).
Из материалов дела видно, что
распоряжение от 27.02.97 N 05/27 оспаривается
заявителем иска именно в части этого
имущества. В части передачи указанного
имущества распоряжение не соответствует
действующему законодательству.
Для
объектов морского транспорта в целях
обеспечения государственной транспортной
политики установлен специальный правовой
режим. Это следует, в частности, из
постановления Правительства Российской
Федерации от 17.12.93 N 1299 и распоряжений
Государственного комитета Российской
Федерации по управлению государственным
имуществом от 16.09.92 N 444-р, от 04.11.92 N 700-р и от
10.01.93 N 19-р. Данными правовыми актами
установлено, что преобразование
организаций морского транспорта без
выделения портов допускается только по
представлению Министерства транспорта,
имущество морских портов, не подлежащее
приватизации, должно передаваться морским
администрациям портов.
Спорное
имущество предназначено для обеспечения
деятельности порта. Оно не может как
передаваться в частную собственность, так и
передаваться организациям, не входящим в
систему Министерства транспорта
Российской Федерации без согласия
последнего.
Данным распоряжением были
нарушены гражданские права и законные
интересы морской администрации порта Сочи.
Нельзя не заметить, что распоряжением
затронуты и государственные интересы в
части осуществления транспортной
политики.
Кроме того, государство
заинтересовано в том, чтобы его имущество
использовалось по назначению, а
создаваемые государством организации
осуществляли ту деятельность, которая
соответствует целям их создания, что
следует из пункта 1 статьи 295 Гражданского
кодекса Российской Федерации. ГСЭП "Ростэк -
Сочи" создано для строительства и
эксплуатации таможенных объектов, а не для
ремонта судов. К тому же, как пояснил
представитель этого предприятия, до
настоящего времени ГСЭП "Ростэк - Сочи" не
получило лицензию на осуществление ремонта
судов.
При таких обстоятельствах
распоряжение N 05/27 на основании статьи 13
Гражданского кодекса Российской Федерации
следует признать недействительным в части
передачи предприятию "Ростэк - Сочи" причала
и эллинга.
В части требования об
обязании Комитета по управлению
государственным имуществом Краснодарского
края передать причал N 12 и эллинг на баланс и
в оперативное управление морской
администрации порта Сочи апелляционная
инстанция обоснованно отменила решение
суда и прекратила производство по делу
ввиду его неподведомственности
арбитражному суду, в связи с чем эту часть
постановления следует оставить без
изменения. Отмена решения в части признания
оспариваемого распоряжения
недействительным также обоснованна,
поскольку у суда первой инстанции не
имелось оснований для признания его
недействительным в полном объеме. Это
распоряжение по существу оспорено только в
определенной части и только в этой части
затронуло интересы морской администрации
порта Сочи.
Учитывая, что апелляционная
жалоба необоснованно удовлетворена в
полном объеме, что привело к неправильному
возврату ГСЭП "Ростэк - Сочи" уплаченной
пошлины и подаче кассационной жалобы,
судебные расходы по кассационной жалобе
согласно статье 95 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации следует отнести на ГСЭП "Ростэк -
Сочи".
На основании изложенного,
руководствуясь статьями 174, 175, 176, 177
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Северо - Кавказского
округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление
апелляционной инстанции Арбитражного суда
Краснодарского края от 24.06.98 по делу N
А32-148/98-20/9 отменить в части отказа в иске и
распределения судебных расходов.
Распоряжение Комитета по управлению
государственным имуществом Краснодарского
края от 27.02.97 N 05/27 "О закреплении
государственного имущества за
госпредприятием таможенного комитета РФ
"Ростэк - Сочи" признать недействительным в
части закрепления за предприятием "Ростэк -
Сочи" причала N 12 и эллинга.
В остальной
части постановление от 24.06.98 оставить без
изменения.
Взыскать с ГСЭП "Ростэк -
Сочи" в пользу ОАО "Сочинский морской
торговый порт" 417,5 рубля расходов по уплате
государственной пошлины.
Поручить
арбитражному суду Краснодарского края
выдать исполнительный лист. Постановление
вступает в законную силу с момента его
принятия и обжалованию не подлежит.