Постановление фас северо-кавказского округа от 22.03.1999 n ф08-421/99-88а иск заявлен к предпринимателю о взыскании штрафа за нарушение требований закона рф о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением. постановление апелляционной инстанции об отказе в иске отменено, оставлено в силе решение о взыскании с ответчика штрафа. в нарушение типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением ответчиком не были своевременно приняты меры к устранению неисправности контрольно-кассовой машины.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции
по проверке законности
и
обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную
силу
от 22 марта 1999 года Дело N
Ф08-421/99-88А
(извлечение)
Федеральный
арбитражный суд Северо-Кавказского округа
в отсутствие представителей сторон,
надлежащим образом извещенных о времени и
месте судебного заседания, рассмотрев в
судебном заседании кассационную жалобу
Госналогинспекции по Юстинскому району на
постановление апелляционной инстанции
арбитражного суда Республики Калмыкия от
20.01.99 по делу N А22/1034-98/3-85, установил
следующее.
Государственная налоговая
инспекция по Юстинскому району, п.
Цаган-Аман (Госналогинспекция по
Юстинскому району), обратилась в
арбитражный суд Республики Калмыкия с
иском к предпринимателю Сангаджиевой
Любови Манджиевне, прож. п. Цаган-Аман, ул.
Октябрьская, 79, о взыскании штрафа в сумме
16698 руб. за нарушение требований статьи 2
Закона Российской Федерации "О применении
контрольно - кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с
населением".
Решением от 26.11.98 исковые
требования удовлетворены. Решение
мотивировано тем, что факт использования
ответчиком неисправной
контрольно-кассовой машины подтвержден
контрольной лентой, приобщенной к делу, на
которой дата оформления покупки не
соответствует фактической дате, а также
объяснением предпринимателя Сангаджиевой
Л.М.
Постановлением апелляционной
инстанции от 20.01.99 решение от 26.11.98 отменено.
В иске Госналогинспекции по Юстинскому
району отказано. Постановление
апелляционной инстанции мотивировано тем,
что согласно акту Енотаевского ЦТО ККМ ОАО
"Астраханьторгтехника", поступившая на
ремонт ККМ N 2022803 типа ЭКР 2101 исправна, сбой в
отпечатке даты чека происходит из-за
скачков напряжения. Суд указал, что
перепады напряжения в электросети,
явившиеся причиной выдачи
контрольно-кассовой машиной
некачественных чеков, являются
обстоятельствами непредотвратимыми, не
зависящими от воли и умысла лица, в
частности предпринимателя Сангаджиевой
Л.М.
Госналогинспекция по Юстинскому
району подала кассационную жалобу на
постановление апелляционной инстанции от
20.01.99, которое просит отменить, полагая, что
оно является незаконным, оставить в силе
решение от 26.11.98. Отзыв на кассационную
жалобу не представлен.
Изучив материалы
дела, рассмотрев доводы кассационной
жалобы, Федеральный арбитражный суд
Северо-Кавказского округа считает, что
постановление апелляционной инстанции
арбитражного суда Республики Калмыкия от
20.01.99 по настоящему делу подлежит отмене, а
решение суда первой инстанции от 26.11.98 -
оставлению в силе по следующим
основаниям.
Как видно из материалов
дела, Госналогинспекцией по Юстинскому
району при проверке кафе "Айс"
(предприниматель Сангаджиева Л.М.) по
вопросу соблюдения правил торговли и
требований Закона Российской Федерации от
18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно -
кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением" установлено
нарушение статьи 2 указанного Закона,
выразившееся в использовании ответчиком
неисправной контрольно-кассовой машины при
осуществлении денежных расчетов с
населением. По результатам проверки
составлен акт от 27.08.98 (л.д. 8), а 02.09.98
Госналогинспекцией по Юстинскому району
принято решение (л.д. 6) о взыскании с
предпринимателя Сангаджиевой Л.М. штрафа в
сумме 16698 руб. за использование неисправной
контрольно-кассовой машины. Статьей 2
Закона Российской Федерации "О применении
контрольно-кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с
населением" предусмотрена обязанность
предприятий, которые в соответствии со
статьей 1 настоящего Закона должны
применять контрольно-кассовые машины,
использовать исправные
контрольно-кассовые машины для
осуществления денежных расчетов с
населением. Согласно Положению по
применению контрольно-кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с
населением на выдаваемом покупателям чеке
должна быть отражена дата совершения
покупки. Имеющаяся в материалах дела
контрольная лента (л.д. 18-22) не позволяет
получить данные о фактической дате
совершения покупки. Из объяснения
предпринимателя Сангаджиевой Л.М. (л.д. 10)
следует, что контрольно-кассовая машина
стала давать сбои в печатании месяца и года
из-за неисправности адаптера, а кассир по
неопытности не обращала на это внимания.
Согласно данным акта Енотаевского ЦТО ККМ
ОАО "Астраханьторгтехника" (л.д. 44), при сдаче
кассовой машины N 2022803 тип ЭКР 2101 в ремонт
механиком по ремонту кассовых машин
установлен сбой ОЗУ (оперативно
запоминающего устройства) и указано на
ремонт адаптера.
В нарушение "Типовых
правил эксплуатации контрольно-кассовых
машин при осуществлении денежных расчетов
с населением", утвержденных письмом Минфина
Российской Федерации от 30.08.93 N 104,
ответчиком не были своевременно приняты
меры к устранению неисправности
контрольно-кассовой машины. Неисправная
контрольно-кассовая машина
эксплуатировалась ответчиком с 17.08.98 по
24.08.98, что подтверждается материалами дела.
Принимая постановление об отказе в иске,
апелляционная инстанция неправильно
применила статью 401 Гражданского кодекса
Российской Федерации, поскольку к
имущественным отношениям, основанным на
административном или ином властном
подчинении одной стороны другой, в том
числе к налоговым и другим финансовым и
административным отношениям, гражданское
законодательство не применяется, если иное
не предусмотрено законодательством. При
таких обстоятельствах Госналогинспекция
по Юстинскому району правомерно привлекла
предпринимателя Сангаджиеву Л.М. к
ответственности за использование
неисправной контрольно-кассовой машины, и у
суда апелляционной инстанции не имелось
законных оснований для отмены решения суда
первой инстанции и освобождения ответчика
от ответственности за допущенное им
правонарушение. В соответствии со статьей 95
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации судебные расходы
относятся на лиц, участвующих в деле,
пропорционально размеру удовлетворенных
исковых требований. Следовательно,
госпошлина по апелляционной и кассационной
жалобам в сумме 767 руб. 92 коп. подлежит
взысканию с предпринимателя Сангаджиевой
Л.М.
Руководствуясь статьями 91, 95, 171, 174,
175 (пункт 6), 177 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Законом
Российской Федерации "О государственной
пошлине", Федеральный арбитражный суд
Северо-Кавказского
округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление
апелляционной инстанции арбитражного суда
Республики Калмыкия от 20.01.99 по делу
А22/1034-98/3-85 отменить, оставить в силе решение
суда первой инстанции от 26.11.98.
Взыскать
с предпринимателя Сангаджиевой Л.М. в доход
федерального бюджета госпошлину по
апелляционной и кассационной жалобам в
сумме 767 руб. 92 коп. Поручить арбитражному
суду Республики Калмыкия выдать
исполнительный лист.
Постановление
вступает в законную силу с момента его
принятия и обжалованию не подлежит.