Постановление фас северо - кавказского округа от 22.05.2000 n ф08-1138/2000 на момент рассмотрения заявления о признании ответчика банкротом задолженность перед федеральным бюджетом не погашена; не погашены долги перед республиканским и местным бюджетами; сумма задолженности превышает 500 минимальных размеров оплаты труда; имеются признаки неплатежеспособности предприятия; вместе с тем у должника имеется возможность восстановить платежеспособность, поэтому судом обоснованно введена процедура внешнего управления.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 22 мая 2000 года Дело N Ф08-1138/2000

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа при участии в судебном заседании представителей ОАО "Калмыкия" и агентства по Республике Калмыкия Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, рассмотрев кассационную жалобу ОАО "Калмыкия" на определение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 06.03.2000 по делу N А22-1101/99-8-23, установил следующее.
Агентство Поволжского межрегионального территориального органа Федеральной службы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению по Республике Калмыкия обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) открытого акционерного общества "Калмыкия" (ОАО "Калмыкия").
Определением от 26.10.99 введено внешнее управление в отношении ОАО "Калмыкия" сроком на шесть месяцев, отстранен от обязанностей генеральный директор общества, внешним управляющим назначен Цорохов О.А., судом введены ограничения и запреты, предусмотренные статьей 70 Федерального закона "О несостоятельности". В апелляционной инстанции определение не пересматривалось.
Постановлением кассационной инстанции от 10.01.2000 определение суда первой инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение в связи с неисследованностью вопроса, связанного с решением собрания кредиторов ОАО "Калмыкия" о введении внешнего управления, кроме того, суд, при назначении внешнего управляющего, не установил, зарегистрирован ли он в качестве индивидуального предпринимателя и имеет ли он соответствующую лицензию.
Определением от 06.03.2000 судом введено внешнее управление имуществом должника ОАО "Калмыкия" сроком на 12 месяцев, внешним управляющим назначен Цохоров О.А., отстранен от должности генеральный директор, введен мораторий на удовлетворение требований кредиторов. В апелляционной инстанции определение не проверялось.
В кассационной жалобе ОАО "Калмыкия" просит отменить определение суда о введении внешнего управления, ссылаясь на то, что задолженность в федеральный бюджет погашена путем перечисления денежных средств через банк "СБС - Агро", а также подписания должником и отдельными кредиторами соглашений о взаимозачете, при этом содержится ссылка на справку Министерства по налогам и сборам РФ по Республике Калмыкия об отсутствии задолженности в местный бюджет в связи с проведенным взаимозачетом. Заявитель кассационной жалобы полагает, что при таких обстоятельствах отсутствуют основания введения процедуры внешнего управления имуществом должника.
В отзыве на кассационную жалобу ФСДН по Республике Калмыкия возражает против доводов кассационной жалобы, поскольку в отношении должника был проведен полный компьютерный анализ структуры баланса, результаты которого показали, что общество неплатежеспособно и не имеет возможности восстановить платежеспособность в ближайшие 6 месяцев. Лица, с которыми должником были произведены взаимозачеты, не значатся в числе дебиторов должника и не указаны в списке кредиторов. ФСДН по Республике Калмыкия является самым крупным кредитором, задолженность в федеральный бюджет не погашена, уменьшение суммы задолженности на 92 тысячи рублей не влияет на структуру баланса должника.
В судебном заседании представители ОАО "Калмыкия" повторили доводы кассационной жалобы и пояснили, что платежи в федеральный бюджет проведены через банк "СБС - Агро". Сумма налога считается погашенной с момента предъявления в банк платежного поручения об уплате налога, поэтому должна быть снижена задолженность перед федеральным бюджетом, перед местным бюджетом задолженности нет, поэтому у суда отсутствовали основания введения процедуры внешнего управления имуществом должника и отстранения от должности директора общества. Кроме того, у должника достаточно имущества для погашения долгов, но введение моратория на удовлетворение требований кредиторов мешает ему рассчитаться по долгам.
Представитель ФСДН по Республике Калмыкия повторила доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу и пояснила, что Распоряжение Правительства Республики Калмыкия, допускавшее проведение взаимозачета, отменено, кроме того, на основании Письма Министерства финансов РФ и Министерства РФ по налогам и сборам от 29.12.99 уплата налогов в бюджет должна производиться только денежными средствами и проведение взаимозачета не допускается.
Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа, изучив материалы дела и выслушав представителей ОАО "Калмыкия" и ФСДН по Республике Калмыкия, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что основанием для обращения с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) ОАО "Калмыкия" явилась не погашенная в течение трех месяцев задолженность перед бюджетами всех уровней и кредиторская задолженность на сумму 1164566 рублей. В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее пятисот минимальных размеров оплаты труда. Из баланса должника за II квартал 1999 года, представленного в материалы дела, видно, что общая кредиторская задолженность составляет 1164566 рублей. В 1999 году Министерством по налогам и сборам выставлялись инкассовые поручения для оплаты задолженности, но указанные документы были помещены в картотеку N 2 ввиду отсутствия денежных средств на счете должника. Задолженность перед федеральным бюджетом не погашена.
Судом первой инстанции дана оценка письму Калмыцкого регионального филиала АКБ "СБС - Агро" от 06.02.2000, из которого следует, что денежные средства, перечисленные на расчетный счет ОАО "Калмыкия", не перечислены в федеральный бюджет ввиду моратория на удовлетворение требований кредиторов банка. Из пояснений в судебном заседании суда кассационной инстанции генерального директора ОАО "Калмыкия" следует, что должник знал о том, что в отношении банка "СБС - Агро" ведется процедура банкротства с августа 1999 года, банк не производит платежей, а лишь принимает поступления на счета клиентов. Таким образом, ОАО "Калмыкия" заведомо знало о том, что средства, направленные им по платежным поручениям N 1 от 02.03.2000 на сумму 47763,41 рубля и N 2 от 02.03.2000 на сумму 11747 рублей, не могут быть зачислены в счет погашения задолженности ввиду неплатежеспособности банка. Указанные действия должника кассационная инстанция расценивает как форму злоупотребления правом. В этой части доводы кассационной жалобы кассационной инстанцией не принимаются.
Соглашениям о взаиморасчетах и актам сверок погашения задолженности перед республиканским и местным бюджетами судом дана оценка, которая соответствует действующему налоговому законодательству, письмам Министерства финансов РФ и Министерства РФ по налогам и сборам, и в силу статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не вправе переоценивать обстоятельства, которым судом дана соответствующая оценка, поэтому в этой части доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" решение об отказе в признании должника банкротом может быть признано судом при отсутствии признаков банкротства предприятия или в случае полного погашения долгов кредиторам. На момент рассмотрения заявления о признании ОАО "Калмыкия" банкротом задолженность перед федеральным бюджетом не погашена, не погашены долги перед республиканским и местным бюджетами, сумма задолженности превышает 500 минимальных размеров оплаты труда, имеются признаки неплатежеспособности предприятия, вместе с тем у должника имеется возможность восстановить платежеспособность, поэтому судом обоснованно введена процедура внешнего управления имуществом должника. Кредиторы ОАО "Калмыкия" на собрании от 22.02.2000 большинством голосов поддержали введение внешнего управления имуществом должника и предложили кандидатуру управляющего, которая соответствует требованиям статьи 19 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Изложенное свидетельствует о том, что определение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 06.03.2000 является законным, обоснованным и отмене либо изменению не подлежит.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 171, 174, 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение от 06.03.2000 Арбитражного суда Республики Калмыкия по делу N А22-1101/99-8-23 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

Судебная практика: Северо-Кавказский регион »
Читайте также