Постановление фас северо - кавказского округа от 24.11.2000 n ф08-3212/2000 в удовлетворении исковых требований о признании недействительной регистрации некоммерческой организации, созданной для занятия лоцманской деятельностью, отказано, поскольку на морском транспорте предусмотрена возможность занятия лоцманской деятельностью на коммерческой основе при наличии соответствующей лицензии. кроме того, создание организации - ответчика не затрагивает интересов истца.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 24 ноября 2000 года Дело N Ф08-3212/2000

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа при участии в судебном заседании представителей государственного учреждения морская администрация порта Новороссийск (истца), администрации города Новороссийска (ответчика), представителей автономной некоммерческой организации "Морские лоцманы Новороссийска" и международной общественной организации "Ассоциация морских лоцманов России" (третьих лиц), рассмотрев кассационную жалобу морской администрации порта Новороссийск на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Краснодарского края от 05.10.2000 по делу N А32-9109/2000-5/281, установил следующее.
Государственное учреждение морская администрация порта Новороссийск обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительной регистрации автономной некоммерческой организации "Морские лоцманы Новороссийска", произведенной администрацией города Новороссийска за N 300 от 26.04.2000.
Решением арбитражного суда от 15.08.2000 иск удовлетворен на том основании, что согласно статье 87 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации негосударственные организации по лоцманской проводке судов создаются с учетом особенностей, определяемых Постановлением Правительства Российской Федерации, требований названного Кодекса и иными правовыми актами Российской Федерации. На момент создания автономной некоммерческой организации Правительством Российской Федерации не утвержден перечень портов, в которых допускается деятельность негосударственных организаций по лоцманской проводке судов. Регистрация некоммерческой организации по лоцманской проводке судов в акватории порта Новороссийск - зоне ответственности морской администрации порта Новороссийск нарушает интересы истца как государственного учреждения.
Постановлением апелляционной инстанции от 05.10.2000 решение от 15.08.2000 отменено, в иске отказано, поскольку регистрация АНО "Морские лоцманы Новороссийска" не нарушает права истца. Кроме того, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что морская администрация порта Новороссийск не вправе ставить вопрос о признании недействительной регистрации юридического лица по мотиву несоответствия закону отдельного положения его Устава.
В кассационной жалобе морская администрация порта Новороссийск просит отменить постановление апелляционной инстанции от 05.10.2000, оставить в силе решение арбитражного суда от 15.08.2000. По мнению заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции неправильно применил нормы материального права, не учел требования пункта 2 статьи 87 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации. Администрация города Новороссийска зарегистрировала автономную некоммерческую организацию в нарушение установленного законом порядка образования юридического лица, создание негосударственной организации по осуществлению лоцманской проводки судов не предусмотрено действующим законодательством.
В судебном заседании представители морской администрации порта Новороссийск поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, представили дополнительное пояснение к ней. Представитель администрации города Новороссийска высказался за удовлетворение жалобы, а представители третьих лиц просили оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 26.04.2000 за N 300 администрация города Новороссийска осуществила государственную регистрацию автономной некоммерческой организации "Морские лоцманы Новороссийска", единственным учредителем которой является международная общественная организация "Ассоциация морских лоцманов России".
Исходя из смысла статей 51 и 61 Гражданского кодекса Российской Федерации акт органа, осуществляющего регистрацию юридических лиц, может быть признан недействительным в случае нарушения установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствия его учредительных документов закону.
Согласно статье 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иски о признании недействительными ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, несоответствующих законам и иным нормативным правовым актам, могут быть поданы в случае, когда такие акты нарушают права и законные интересы организаций и граждан.
Согласно Уставу автономная некоммерческая организация "Морские лоцманы Новороссийска" создана в целях обеспечения безопасности плавания судов и предотвращения происшествий с судами, защиты морской среды, квалифицированного лоцманского обслуживания морских и других судов. В пункте 2.3 Устава предусмотрен перечень видов деятельности, которыми может заниматься организация, в том числе оказание услуг по лоцманскому, швартовому, буксирному, спасательному обслуживанию морского транспорта, содействие в контроле и надзоре за качественным обеспечением безопасности мореплавания, оказание услуг правового характера, консультации по вопросам мореплавания, информационное обеспечение процессов лоцманской деятельности, создание баз компьютерных и иных данных, внешнеэкономическая деятельность, привлечение добровольных пожертвований.
В соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.08.93 N 840 предусмотрено, что лицензированию подлежит осуществляемая на коммерческой основе на морском транспорте проводка судов лоцманами и береговой службой управления движением судов, т.е. на морском транспорте предусмотрена возможность занятия лоцманской деятельностью на коммерческой основе при наличии соответствующей лицензии.
На момент рассмотрения спора в арбитражном суде автономная некоммерческая организация "Морские лоцманы Новороссийска" не имеет лицензии на осуществление проводки судов лоцманами и этой деятельностью не занимается, поэтому создание упомянутой организации не затрагивает интересов морской администрации порта Новороссийск.
В силу статьи 88 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации государственный контроль за деятельностью лоцманских служб негосударственных организаций по лоцманской проводке судов осуществляют в пределах своей компетенции федеральный орган исполнительной власти в области транспорта и федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства. Пунктом 2 названной статьи Закона предусмотрено, что эти федеральные органы исполнительной власти вправе принимать решение о прекращении деятельности лоцманских служб организаций, не отвечающих требованиям к их оснащенности, численности и квалификации их работников для целей лоцманской проводки судов.
При таких обстоятельствах постановление апелляционной инстанции от 05.10.2000 соответствует нормам материального и процессуального права, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
В связи с необоснованностью жалобы судебные расходы по кассационной жалобе согласно статье 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174, 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Краснодарского края от 05.10.2000 по делу N А32-9109/2000-5/281 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

Судебная практика: Северо-Кавказский регион »
Читайте также