Постановление фас северо - кавказского округа от 13.03.2001 n ф08-231/2001 решение суда об отказе в иске о взыскании платы за пользование вагоном отменено, т.к. суд в нарушение норм арбитражного процессуального кодекса рф в мотивировочной части решения не указал доказательства, на которых основан вывод суда. он также не подтвержден материалами дела.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 13 марта 2001 года Дело N Ф08-231/2001

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа с участием представителей государственного унитарного предприятия "Северо - Кавказская железная дорога", представителей ОАО "Туапсинский морской торговый порт", рассмотрев кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Северо - Кавказская железная дорога" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.11.2000 по делу N А32-9915/2000-6/299, установил следующее.
Государственное унитарное предприятие "Северо - Кавказская железная дорога" обратилось в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу "Туапсинский морской торговый порт" о взыскании платы за пользование вагоном в размере 3456 руб., и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 221,76 руб.
Арбитражный суд Краснодарского края решением от 15.11.2000 в удовлетворении исковых требований отказал, сославшись на п. 2.9 Правил перевозки экспортных и импортных грузов, следующих через морские порты и пограничные станции не в прямом международном сообщении от 22.01.91. Согласно этому пункту в случае прибытия в порт несогласованных к завозу экспортных грузов и невозможности их выгрузки в порту внешнеэкономическая организация, в адрес которой прибыл груз, обязана распорядиться этим грузом. Расходы по простою вагонов и другие, связанные с прибытием таких грузов расходы, оплачиваются за счет внешнеэкономической организации.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
ГУП "СКЖД" в кассационной жалобе просит отменить решение суда и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований, указывая, что обязанность ответчика уплатить требуемую сумму следует из узлового соглашения, заключенного между сторонами.
В отзыве на кассационную жалобу ответчик возражает против доводов жалобы и просит оставить решение суда без изменения. ОАО "ТМТП" считает, что не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку, действуя по доверенности внешнеэкономической организации, не могло принять несогласованный к перевозке груз, который поступил в спорном вагоне. Вагон находился на путях станции Туапсе в ожидании распоряжения грузом внешнеэкономической организации.
Представители сторон в суде поддержали доводы жалобы и отзыва.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 127 АПК РФ в мотивировочной части решения должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах.
В нарушение данной нормы в решении не указано, на каких доказательствах основан вывод суда о том, что в спорном вагоне в порт прибыл несогласованный к завозу груз, и порт не имел возможности выгрузить его. Данный вывод также не следует из имеющихся в деле доказательств. В акте общей формы N 437 от 07.04.2000, который имеется в деле, указано не о прибытии несогласованного к завозу груза, а о несоответствии фракции угля, прибывшего в вагоне, фракции, указанной в накладной. В соответствии с пунктом 2.8 Правил от 22.01.91 обнаружение несоответствия между наименованием груза в натуре и данными, указанными в перевозочных документах, не является основанием к отказу в приеме портом груза, а является основанием к оформлению коммерческого акта.
Кассационная инстанция не вправе давать оценку документам, представленным ответчиком в подтверждение довода о прибытии в порт несогласованного к завозу груза, поэтому дело подлежит направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо также исследовать вопрос о правоотношениях между ГУП "СКЖД" и внешнеэкономической организацией фирмой "Тимекс" и между этой фирмой и портом. Требует проверки довод истца о том, что единственным документом, регулирующим отношения дороги и грузополучателя, является узловое соглашение, заключенное между портом и дорогой, по которому за время нахождения вагонов у грузополучателя либо за время ожидания их подачи или приема, порт вносит плату железной дороге. Для правильного применения п. 2.9 Правил, возлагающих расходы, связанные с прибытием в порт несогласованного к завозу груза, на внешнеэкономическую организацию необходимо исследовать вопрос о том, кому должна возмещать расходы внешнеэкономическая организация, порту или железной дороге. Для этого необходимо установить взаимоотношения между портом и внешнеэкономической организацией, чем они регулируются, и какие обязанности возложены на каждую сторону, в частности, порядок расчетов за пользование вагонами, рассмотреть вопрос о возможности привлечения фирмы "Тимекс" к участию в деле.
Руководствуясь статьями 171, 174, 175, 176, 177 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.11.2000 по делу N А32-9915/2000-6/299 отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

Судебная практика: Северо-Кавказский регион »
Читайте также