Постановление фас северо - кавказского округа от 06.08.2001 n ф08-2410/2001-759а железная дорога, являясь лицом ответственным за использование транспортного средства, осуществляющего перевозку груза в соответствии с заключенным договором, является перевозчиком. при несоблюдении сроков доставки груза к ответственности должна привлекаться железная дорога, к которой относится станция назначения.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции
по проверке законности
и
обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную
силу
от 6 августа 2001 года Дело N
Ф08-2410/2001-759А
(извлечение)
Федеральный
арбитражный суд Северо - Кавказского округа
при участии в судебном заседании
представителя Краснодарского отделения
СКЖД МПС РФ, в отсутствие представителя
Новороссийской таможни, надлежащим образом
извещенной о времени и месте судебного
заседания, рассмотрев кассационную жалобу
Новороссийской таможни на решение от 26.03.2001
Арбитражного суда Краснодарского края по
делу N А32-10453/2000-48/274, установил следующее.
Краснодарское отделение СКЖД МПС РФ, г.
Краснодар, обратилось в арбитражный суд с
иском к Новороссийской таможне о признании
недействительным постановления
Краснодарской таможни N 05300-655/00 от 01.06.2000.
Решением от 26.03.2001 исковые требования
удовлетворены.
Решение мотивировано
тем, что лицом, ответственным за
использование транспортного средства,
осуществляющего перевозку груза в
соответствии с заключенным договором,
является железная дорога, следовательно,
железная дорога является перевозчиком в
соответствии с определением, приведенным в
п. 11 статьи 18 Таможенного кодекса
Российской Федерации, и как перевозчик в
случае утраты или не доставления в
таможенный орган Российской Федерации
товаров, транспортных средств и документов
на них должна привлекаться к
ответственности по статье 254 Таможенного
кодекса Российской Федерации (Письмо ГТК РФ
от 18.01.2001 N 01-06/1777). Суд указал, что ответчиком
нарушены требования статей 230, 231
Таможенного кодекса Российской Федерации,
согласно которым к ответственности за
нарушение таможенных правил могут быть
привлечены лица, совершившие эти
нарушения.
Новороссийская таможня
подала кассационную жалобу на решение от
26.03.2001, которое просит отменить как
незаконное и принять новое решение.
В
отзыве на кассационную жалобу
Краснодарское отделение СКЖД МПС РФ просит
оставить решение суда без изменения.
В
судебном заседании кассационной инстанции
представитель истца возражал против
доводов кассационной жалобы по основаниям,
указанным в отзыве на кассационную жалобу,
просил оставить решение без изменения,
полагая, что оно принято в соответствии с
действующим законодательством и
обстоятельствами дела.
Изучив
материалы дела и выслушав представителя
Краснодарского отделения СКЖД МПС РФ,
Федеральный арбитражный суд Северо -
Кавказского округа считает, что
кассационная жалоба удовлетворению не
подлежит по следующим основаниям.
01.06.2000
первым заместителем начальника
Новороссийской таможни вынесено
постановление по делу о НТП N 05300-655/00 о
признании Краснодарского отделения СКЖД
МПС РФ совершившим нарушение таможенных
правил, предусмотренное частью 1 статьи 254
Таможенного кодекса Российской Федерации,
и наложении штрафа в размере 1% стоимости
товара, что составляет 9318,31 руб. Из данного
постановления следует, что на станцию
Грушевая вагоно - цистерны прибыли с
нарушением срока, указанного таможенным
органом.
Пунктом 1 статьи 254 Таможенного
кодекса Российской Федерации
предусмотрена ответственность за выдачу
без разрешения таможенного органа
Российской Федерации, утрату или
непредставление в определенное таможенным
органом Российской Федерации место товаров
и транспортных средств, находящихся под
таможенным контролем.
Статьей 140
Таможенного кодекса Российской Федерации
обязанность доставки товаров, транспортных
средств и документов на них возложена на
перевозчика. В соответствии со статьей 18
Таможенного кодекса перевозчиком является
лицо, фактически перемещающее товары либо
являющееся ответственным за использование
транспортного средства.
В соответствии
с Правилами перевозок грузов,
утвержденными МПС СССР (в редакции от 23.10.98),
Федеральным законом от 08.01.98 N 2-ФЗ
"Транспортный устав железных дорог
Российской Федерации" (регулирующим
отношения, возникающие между железными
дорогами Российской Федерации и
грузоотправителями, грузополучателями,
пассажирами, другими физическими и
юридическими лицами при пользовании
услугами федерального железнодорожного
транспорта, и определяет их права,
обязанности и ответственность),
полномочиями по организации перевозочного
процесса и соответствующими
контролирующими полномочиями наделены
железные дороги, на которые возлагается
обязанность доставить груз по назначению в
определенные место и сроки, а также
возлагается имущественная ответственность
за не сохранность грузов. Отделения
железных дорог, имея статус юридического
лица, реально не наделены полномочиями по
контролю за перевозочным процессом, а
обеспечивают лишь процесс перевозки грузов
по железной дороге, не организуя и не
контролируя его и, как следствие, не
отвечают за вред, причиненный в процессе
перевозки перед третьими лицами
(грузоотправитель, грузополучатель,
таможенные и другие государственные
органы).
Таким образом, железная дорога,
являясь лицом ответственным за
использование транспортного средства,
осуществляющего перевозку груза в
соответствии с заключенным договором,
является перевозчиком (пункт 11 статьи 18
Таможенного кодекса Российской Федерации).
При несоблюдении сроков доставки груза к
ответственности должна привлекаться
железная дорога, к которой относится
станция назначения, в данном случае - Северо
- Кавказская железная дорога.
Кроме
того, Новороссийская таможня неправильно
квалифицировала состав таможенного
правонарушения, имевшего место в данном
случае.
Следовательно, суд сделал
правильный вывод о том, что постановление
Новороссийской таможни N 05300-655/00 от 01.06.2000 о
привлечении Краснодарского отделения СКЖД
к ответственности по пункту 1 статьи 254
Таможенного кодекса Российской Федерации
не соответствует нормам действующего
законодательства и нарушает права и
законные интересы истца и правомерно
признал указанное постановление
недействительным.
При таких
обстоятельствах оснований для отмены
решения суда первой инстанции не
имеется.
Учитывая изложенное и
руководствуясь статьями 174, 175 (пунктом 1), 177
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Северо - Кавказского
округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.03.2001
Арбитражного суда Краснодарского края по
делу N А32-10453/2000-48/274 оставить без изменения, а
кассационную жалобу - без
удовлетворения.
Постановление вступает
в законную силу с момента его принятия и
обжалованию не подлежит.