Постановление фас северо - кавказского округа от 06.08.2001 n ф08-2410/2001-759а железная дорога, являясь лицом ответственным за использование транспортного средства, осуществляющего перевозку груза в соответствии с заключенным договором, является перевозчиком. при несоблюдении сроков доставки груза к ответственности должна привлекаться железная дорога, к которой относится станция назначения.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 6 августа 2001 года Дело N Ф08-2410/2001-759А

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя Краснодарского отделения СКЖД МПС РФ, в отсутствие представителя Новороссийской таможни, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Новороссийской таможни на решение от 26.03.2001 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-10453/2000-48/274, установил следующее.
Краснодарское отделение СКЖД МПС РФ, г. Краснодар, обратилось в арбитражный суд с иском к Новороссийской таможне о признании недействительным постановления Краснодарской таможни N 05300-655/00 от 01.06.2000.
Решением от 26.03.2001 исковые требования удовлетворены.
Решение мотивировано тем, что лицом, ответственным за использование транспортного средства, осуществляющего перевозку груза в соответствии с заключенным договором, является железная дорога, следовательно, железная дорога является перевозчиком в соответствии с определением, приведенным в п. 11 статьи 18 Таможенного кодекса Российской Федерации, и как перевозчик в случае утраты или не доставления в таможенный орган Российской Федерации товаров, транспортных средств и документов на них должна привлекаться к ответственности по статье 254 Таможенного кодекса Российской Федерации (Письмо ГТК РФ от 18.01.2001 N 01-06/1777). Суд указал, что ответчиком нарушены требования статей 230, 231 Таможенного кодекса Российской Федерации, согласно которым к ответственности за нарушение таможенных правил могут быть привлечены лица, совершившие эти нарушения.
Новороссийская таможня подала кассационную жалобу на решение от 26.03.2001, которое просит отменить как незаконное и принять новое решение.
В отзыве на кассационную жалобу Краснодарское отделение СКЖД МПС РФ просит оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель истца возражал против доводов кассационной жалобы по основаниям, указанным в отзыве на кассационную жалобу, просил оставить решение без изменения, полагая, что оно принято в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Изучив материалы дела и выслушав представителя Краснодарского отделения СКЖД МПС РФ, Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
01.06.2000 первым заместителем начальника Новороссийской таможни вынесено постановление по делу о НТП N 05300-655/00 о признании Краснодарского отделения СКЖД МПС РФ совершившим нарушение таможенных правил, предусмотренное частью 1 статьи 254 Таможенного кодекса Российской Федерации, и наложении штрафа в размере 1% стоимости товара, что составляет 9318,31 руб. Из данного постановления следует, что на станцию Грушевая вагоно - цистерны прибыли с нарушением срока, указанного таможенным органом.
Пунктом 1 статьи 254 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за выдачу без разрешения таможенного органа Российской Федерации, утрату или непредставление в определенное таможенным органом Российской Федерации место товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем.
Статьей 140 Таможенного кодекса Российской Федерации обязанность доставки товаров, транспортных средств и документов на них возложена на перевозчика. В соответствии со статьей 18 Таможенного кодекса перевозчиком является лицо, фактически перемещающее товары либо являющееся ответственным за использование транспортного средства.
В соответствии с Правилами перевозок грузов, утвержденными МПС СССР (в редакции от 23.10.98), Федеральным законом от 08.01.98 N 2-ФЗ "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации" (регулирующим отношения, возникающие между железными дорогами Российской Федерации и грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами федерального железнодорожного транспорта, и определяет их права, обязанности и ответственность), полномочиями по организации перевозочного процесса и соответствующими контролирующими полномочиями наделены железные дороги, на которые возлагается обязанность доставить груз по назначению в определенные место и сроки, а также возлагается имущественная ответственность за не сохранность грузов. Отделения железных дорог, имея статус юридического лица, реально не наделены полномочиями по контролю за перевозочным процессом, а обеспечивают лишь процесс перевозки грузов по железной дороге, не организуя и не контролируя его и, как следствие, не отвечают за вред, причиненный в процессе перевозки перед третьими лицами (грузоотправитель, грузополучатель, таможенные и другие государственные органы).
Таким образом, железная дорога, являясь лицом ответственным за использование транспортного средства, осуществляющего перевозку груза в соответствии с заключенным договором, является перевозчиком (пункт 11 статьи 18 Таможенного кодекса Российской Федерации). При несоблюдении сроков доставки груза к ответственности должна привлекаться железная дорога, к которой относится станция назначения, в данном случае - Северо - Кавказская железная дорога.
Кроме того, Новороссийская таможня неправильно квалифицировала состав таможенного правонарушения, имевшего место в данном случае.
Следовательно, суд сделал правильный вывод о том, что постановление Новороссийской таможни N 05300-655/00 от 01.06.2000 о привлечении Краснодарского отделения СКЖД к ответственности по пункту 1 статьи 254 Таможенного кодекса Российской Федерации не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы истца и правомерно признал указанное постановление недействительным.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174, 175 (пунктом 1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.03.2001 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-10453/2000-48/274 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

Судебная практика: Северо-Кавказский регион »
Читайте также