Постановление фас северо - кавказского округа от 25.10.2001 n ф08-3499/2001 в связи с отсутствием у бюджетного учреждения денежных средств суд правомерно взыскал задолженность по коммунальным услугам с субсидиарного ответчика - главного распорядителя бюджетных средств.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 25 октября 2001 года Дело N Ф08-3499/2001

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Главного командования внутренних войск МВД РФ на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 04.07.2001 и постановление апелляционной инстанции того же суда от 22.08.2001 по делу N А61-393/01-13, установил следующее.
Муниципальное унитарное предприятие "Спецавтохозяйство" обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с иском к войсковой части 3737, Северо - Кавказскому округу ВВ МВД РФ, Главному командованию ВВ МВД РФ и МВД РФ о взыскании 1304824 руб. задолженности за оказанные услуги по вывозу твердых бытовых отходов.
Решением арбитражного суда от 04.07.2001, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.08.2001, исковые требования удовлетворены частично в сумме 1296587 руб. за счет Главного командования ВВ МВД РФ.
Суд мотивировал решение ненадлежащим исполнением войсковой частью обязательства по оплате оказанных по договору услуг. В связи с отсутствием у войсковой части денежных средств, исковые требования удовлетворены в порядке субсидиарной ответственности на основании статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Главное командование ВВ МВД РФ не согласилось с принятыми судебными актами, обжаловав их в кассационном порядке. Заявитель жалобы считает, что суд необоснованно возложил ответственность по долгам войсковой части на Главное командование ВВ МВД РФ, ссылаясь на то, что оно не является главным распорядителем бюджетных средств.
Исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом, и это подтверждается материалами дела, с 1996 года МУП "Спецавтохозяйство" оказывало войсковой части 3737 услуги по вывозу твердых бытовых отходов. С августа 1999 года между сторонами был заключен договор N 180 на выполнение указанных услуг. Ответчик надлежащим образом оплату за оказанные истцом услуги не производил, в связи с этим за ответчиком образовалась задолженность в сумме 1296587 руб., которая подтверждается двусторонним актом сверки расчетов и ответчиками не оспаривается.
В соответствии со статьями 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства, возникшие из договора, должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, одностороннее изменение условий обязательства, как и односторонний отказ от его исполнения, не допускаются, за исключением случаев, указанных в законе.
Судом установлено, что войсковая часть 3737 является юридическим лицом, создана приказом МВД РФ в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона "О внутренних войсках МВД РФ", имеет организационно - правовую форму в виде учреждения.
Из материалов дела усматривается, что причиной ненадлежащего исполнения обязательства по оплате оказанных услуг явилось недостаточное финансирование войсковой части из федерального бюджета. Судом установлено, что на момент рассмотрения настоящего спора у войсковой части денежных средств не имеется. Другие источники финансирования войсковой части, кроме бюджетного финансирования, у войсковой части отсутствуют.
Согласно статье 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" соединения и воинские части входят в состав округов внутренних войск, которые в гражданско - правовых отношениях выступают в качестве организаций и могут быть юридическими лицами.
Финансирование воинских частей МВД РФ в соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете на 1997 - 2000 годы предусматривается в самостоятельном подразделе "внутренние войска". Следовательно, ответственность по обязательствам войсковой части должен нести или сам должник, или то юридическое лицо, через которое непосредственно осуществляется финансирование из бюджета.
Согласно Указу Президента РФ от 03.03.99 N 281 Главное командование внутренних войск Министерства внутренних дел МВД РФ обладает статусом юридического лица, является главным распорядителем бюджетных ассигнований на содержание внутренних войск.
Подпунктами 22, 24, 27 пункта 8 Положения о Главном командовании внутренних войск МВД России предусмотрено, что в функции командования входит распределение ассигнований из федерального бюджета по смете внутренних войск для их материально - технического обеспечения, управление недвижимым и движимым имуществом внутренних войск, разработка проекта сметы внутренних войск и его защита в Министерстве финансов РФ, истребование ассигнований, а также финансирование внутренних войск.
В силу пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени казны Российской Федерации по искам подведомственных предприятий и учреждений, предъявляемых в порядке субсидиарной ответственности.
Имущество внутренних войск Министерства внутренних дел РФ согласно статье 4 Федерального закона "О внутренних войсках МВД РФ" находится в федеральной собственности и передается внутренним войскам в пользование на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Таким образом, МВД России не является ни собственником, ни распорядителем средств федерального бюджета для внутренних войск, а, следовательно, и ответственность за финансово - хозяйственную деятельность подразделений внутренних войск нести не может. Поэтому доводы кассационной жалобы в этой части необоснованны.
При таких обстоятельствах суд правомерно в пользу истца в порядке субсидиарной ответственности по долгам бюджетного учреждения взыскал задолженность по договору услуг с казны Российской Федерации в лице главного распорядителя средств соответствующего бюджета - Главного командования внутренних войск МВД РФ.
С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, оснований к их отмене или изменению не имеется.
Руководствуясь статьями 171, 174, 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 04.07.2001 и постановление апелляционной инстанции того же суда от 22.08.2001 по делу N А61-393/01-13 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

Постановление фас северо - кавказского округа от 25.10.2001 n ф08-3497/2001 решение суда о взыскании стоимости поставленного оборудования и произведенных шеф - монтажных и пусконаладочных работ является законным, поскольку стоимость оборудования и работ определена в соответствии с условиями договора и заключением эксперта.  »
Судебная практика: Северо-Кавказский регион »
Читайте также