Постановление фас северо - кавказского округа от 07.02.2002 n ф08-256/2002-88а поскольку срок, установленный нормами налогового кодекса российской федерации, является пресекательным и восстановлению не подлежит, предъявление налоговым органом искового заявления в арбитражный суд о взыскании сумм штрафа за пределами данного срока влечет отказ в иске.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции
по проверке законности
и
обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную
силу
от 7 февраля 2002 года Дело N
Ф08-256/2002-88А
(извлечение)
Федеральный
арбитражный суд Северо - Кавказского округа
при участии в судебном заседании
представителя ГУ Отделение Пенсионного
фонда Российской Федерации по
Краснодарскому краю, в отсутствие
представителей Инспекции МНС РФ по городу
Кропоткину и ГУП "СКЖД", надлежащим образом
извещенных о времени и месте судебного
заседания, рассмотрев кассационную жалобу
Инспекции МНС РФ по городу Кропоткину на
решение от 12.11.2001 Арбитражного суда
Краснодарского края по делу N А32-17938/2001-42/464,
установил следующее.
Инспекция МНС РФ
по городу Кропоткину обратилась в
Арбитражный суд Краснодарского края с
иском к ГУП "СКЖД" о взыскании налоговых
санкций в сумме 31373,49 руб.
К участию в
деле в качестве третьего лица привлечено ГУ
Отделение Пенсионного фонда по
Краснодарскому краю.
Решением от 12.11.2001
в иске отказано.
Решение мотивировано
истечением срока давности взыскания
налоговой санкции, предусмотренного
статьей 115 Налогового кодекса Российской
Федерации. Суд указал, что с 15.07.99 органы
Пенсионного фонда обладали полномочиями
налогового органа и получили право на
обращение с исками о взыскании налоговых
санкций в суд в порядке статьи 115 Налогового
кодекса Российской Федерации и до 16.01.2000
Отделение Пенсионного фонда обязано было
обратиться в суд с подобным иском.
Определением от 17.12.2001 исправлены опечатки
в мотивировочной части решения от 12.11.2001.
Законность и обоснованность решения суда
первой инстанции в апелляционной инстанции
не проверялись.
Инспекция МНС РФ по
городу Кропоткину подала кассационную
жалобу на решение от 12.11.2001, которое просит
отменить, как незаконное, исковые
требования удовлетворить. Податель
кассационной жалобы полагает, что,
поскольку акты сверок расчетов плательщика
страховых взносов с Пенсионным фондом
Российской Федерации были получены
Инспекцией МНС РФ по городу Кропоткину
25.05.2001, следовательно, этот день и является
днем обнаружения налоговым органом
правонарушения, а в соответствии со статьей
115 Налогового кодекса Российской Федерации
налоговые органы могут обратиться в суд с
иском не позднее шести месяцев со дня
обнаружения правонарушения. В жалобе
указано, что до 01.01.2001 Отделением
Пенсионного фонда налоговые санкции не
были взысканы ни в бесспорном, ни в судебном
порядке, сведения о задолженности
указанных выше обособленных подразделений
перед Пенсионным фондом Российской
Федерации по состоянию на 01.01.2001 нашли
отражение в актах сверок расчетов
плательщиков страховых взносов с
Пенсионным фондом Российской Федерации.
Отзыв на кассационную жалобу не
представлен.
В судебном заседании
кассационной инстанции представитель ГУ
Отделение Пенсионного фонда Российской
Федерации поддержал доводы налогового
органа, просил отменить решение суда и
передать дело на новое рассмотрение в
первую инстанцию того же суда.
Представитель третьего лица пояснил, что
задолженность по уплате страховых взносов,
исчисленная по результатам деятельности
указанных в исковом заявлении
подразделений Краснодарского отделения
СКЖД, была установлена документальными
проверками, по результатам которых
составлены имеющиеся в данном деле акты N 108
от 06.05.97, N 11 от 08.05.97, N 16 от 10.03.99, N 112 от 08.05.97, N 34
от 28.02.97, N 495 от 24.12.96, N 32 от 16.03.99, дата
составления которых и является днем
обнаружения правонарушения. При передаче
материалов налоговому органу Отделением
Пенсионного фонда Российской Федерации и
плательщиками страховых взносов
производилась сверка имевшейся
задолженности, которая составила 31373,49 руб.
Указанная задолженность с плательщиков
страховых взносов Пенсионным фондом не
взыскивалась.
Федеральный арбитражный
суд Северо - Кавказского округа, изучив
материалы дела и выслушав представителя ГУ
Отделение Пенсионного фонда РФ по
Краснодарскому краю, считает, что
кассационная жалоба удовлетворению не
подлежит по следующим основаниям.
Как
следует из материалов дела, Отделением
Пенсионного фонда проведены сверки
имевшейся задолженности с плательщиками
страховых взносов - Кавказской дистанцией
пути, Кавказским локомотивным депо СКЖД,
Кавказским вагонным депо Краснодарского
отделения СКЖД, Кавказской дистанцией
сигнализации и связи Краснодарского
отделения СКЖД, Опорной железнодорожной
станцией "Кавказская" Краснодарского
отделения СКЖД - по состоянию на 01.01.2001.
Каждая из вышеуказанных сверок оформлена
актом, свидетельствующим об имевшейся у
вышеуказанных плательщиков задолженности
по уплате страховых взносов, пени и штрафов
в Пенсионный фонд Российской Федерации (л.д.
18, 24, 30, 36, 43). Задолженность по штрафам у
вышеназванных плательщиков страховых
взносов составила, соответственно, 1380,09
руб., 487,90 руб., 2244,24 руб., 1706,24 руб., 25555,02 руб., а
всего - 31373,49 руб. Пункты 6 актов сверок,
указанных выше, содержат указание на то, что
сверки произведены по данным плательщиков
и Пенсионного Фонда Российской Федерации
без проведения документальной проверки за
период, соответственно, с 01.04.97 по 30.06.99, с
01.01.97 по 31.12.99, с 01.07.98 по 30.09.99, с 01.04.97 по 30.07.99, с
01.04.97 по 31.12.98. Данные акты 25.05.2001 были
переданы Пенсионным фондом Инспекции МНС
РФ по городу Кропоткину.
21.06.2001
Инспекция МНС РФ по городу Кропоткину
направила требования об уплате, в том числе,
штрафов в срок до 26.06.2001 Краснодарскому
отделению СКЖД за Кавказскую дистанцию
пути, Кавказское локомотивное депо,
Кавказское вагонное депо, Кавказскую
дистанцию сигнализации и связи, станцию
"Кавказская" (л.д. 46, 48, 50, 52, 54). Поскольку в
добровольном порядке штрафные санкции
уплачены не были, Инспекция МНС РФ по городу
Кропоткину обратилась в суд с данным
иском.
Всесторонне и полно исследовав
фактические обстоятельства по делу, дав
оценку представленным доказательствам и
доводам сторон, суд правомерно пришел к
выводу об отсутствии оснований для
удовлетворения исковых требований
налогового органа в связи с истечением
срока давности, предусмотренного статьей 115
Налогового кодекса Российской
Федерации.
Статьей 9 Федерального
Закона N 118-ФЗ от 05.08.2000 "О введении в действие
части второй Налогового кодекса Российской
Федерации и внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации
о налогах" предусмотрено, что с 1 января 2001
года контроль за правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью внесения
взносов в государственные социальные
внебюджетные фонды (Пенсионный фонд
Российской Федерации, Фонд социального
страхования Российской Федерации и фонды
обязательного медицинского страхования),
уплачиваемых в составе единого социального
налога (взноса), осуществляется налоговыми
органами Российской Федерации. Взыскание
сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в
государственные социальные внебюджетные
фонды (Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального страхования
Российской Федерации, Государственный Фонд
занятости населения Российской Федерации и
фонды обязательного медицинского
страхования), образовавшихся на 1 января 2001
года, осуществляется налоговыми органами
Российской Федерации в порядке,
установленном Налоговым кодексом
Российской Федерации.
Общие положения
об ответственности за совершение налоговых
правонарушений установлены главой 15
Налогового кодекса Российской Федерации,
согласно части первой статьи 115 которой
налоговые органы могут обратиться в суд с
иском о взыскании налоговой санкции не
позднее шести месяцев со дня обнаружения
налогового правонарушения и составления
соответствующего акта. Установленный
данной статьей срок для обращения с иском о
взыскании налоговых санкций за допущенные
налоговые правонарушения является
пресекательным и восстановлению не
подлежит.
Судом установлено,
подтверждается материалами дела и не
оспаривается сторонами, что Отделением
Пенсионного фонда Российской Федерации по
Краснодарскому краю на подразделения
Краснодарского отделения СКЖД до
реорганизации последнего в 2001 году
наложены штрафные санкции за неуплату
страховых взносов, а именно: на Кавказскую
дистанцию пути - в сумме 920,06 руб. (акт N 108 от
06.05.97), Кавказское локомотивное депо СКЖД - в
сумме 1600 руб. и 183 руб. (акты N 11 от 08.05.97 и N 16 от
10.03.99), Кавказское вагонное депо СКЖД - в
сумме 1496,16 руб. (акт N 112 от 08.05.97), Кавказскую
дистанцию сигнализации и связи
Краснодарского СКЖД - в сумме 853,13 руб. (акт N
34 от 28.02.97), Опорную железнодорожную станцию
"Кавказскую" Краснодарского отделения СКЖД
- в сумме 232,51 руб., 12545 руб. (акт N 495 от 24.12.96,
акт N 32 от 16.03.99).
Следовательно,
правонарушения, за которые на плательщиков
страховых взносов были наложены штрафные
санкции, имели место до 01.01.2001, обнаружены
ОПФ России по Краснодарскому краю в ходе
проведения документальных проверок
плательщиков страховых взносов в 1996, 1997, 1999
годах (л.д. 61, 62, 64, 65, 66, 67, 68), и по состоянию на
01.01.2001 истек срок давности для предъявления
исков о взыскании штрафных санкций на
основании данных вышеуказанных
проверок.
Налоговый орган был бы вправе
с 01.01.2001 обратиться в суд с иском о взыскании
штрафных санкций за неуплату страховых
взносов при условии, что по состоянию на
01.01.2001 не истекли шесть месяцев со дня
обнаружения правонарушения, а этой датой
является день обнаружения правонарушения
Пенсионным фондом.
Доводы налогового
органа о том, что днем обнаружения
правонарушений, за которые на плательщиков
страховых взносов наложены налоговые
санкции, следует считать 25.05.2001 - день
передачи Пенсионным фондом Инспекции МНС
РФ по городу Кропоткину актов сверки
имевшейся задолженности - ошибочны,
поскольку 25.05.2001 налоговый орган узнал о
том, что в 1996, 1997, 1999 годах Пенсионным фондом
были обнаружены правонарушения и наложены
налоговые санкции на плательщиков
страховых взносов.
Поскольку срок,
установленный п. 1 ст. 115 Налогового кодекса
Российской Федерации, является
пресекательным и восстановлению не
подлежит, предъявление налоговым органом
искового заявления в арбитражный суд о
взыскании сумм штрафа за пределами данного
срока влечет отказ в иске.
При таких
обстоятельствах оснований для отмены
решения суда первой инстанции не
имеется.
Учитывая изложенное и
руководствуясь статьями 174, 175 (пункт 1), 177
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Северо - Кавказского
округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.11.2001
Арбитражного суда Краснодарского края по
делу N А32-17938/2001-42/464 оставить без изменения, а
кассационную жалобу - без
удовлетворения.
Постановление вступает
в законную силу с момента его принятия и
обжалованию не подлежит.