Постановление фас северо-кавказского округа от 22.09.2005 n ф08-4420/2005 в силу статьи субсидиарная ответственность гражданского кодекса российской федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником, кредитор должен предъявить требование к основному должнику.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 22 сентября 2005 года Дело N Ф08-4420/2005

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии представителя от истца - открытого акционерного общества "Кавминэнергострой", в отсутствие ответчиков - администрации г. Железноводска и общеобразовательного учреждения "Южно-Российский лицей казачества и народов Кавказа" и третьих лиц - Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "ЕЭС России" и правительства Ставропольского края, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Кавминэнергострой" на решение от 06.04.2005 и постановление апелляционной инстанции от 06.06.2005 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-152/2004-С3, установил следующее.
ОАО "Кавминэнергострой" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к администрации г. Железноводска (далее - администрация) и общеобразовательному учреждению "Южно-Российский лицей казачества и народов Кавказа" (далее - лицей) о взыскании в порядке субсидиарной ответственности 1442484 рублей 03 копеек задолженности за выполненные строительно-ремонтные работы, установленной решением Арбитражного суда Ставропольского края от 31.01.2003 по делу N А63-1456/02-С3 (уточненные требования).
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество отказалось от иска к лицею и просило взыскать задолженность с администрации.
Решением от 12.04.2004 в иске отказано, в отношении лицея производство по делу прекращено. Суд пришел к выводу, что поскольку спорная задолженность возникла в период, когда в соответствии с учредительным договором на РАО "ЕЭС России" как учредителе лицея лежала обязанность по содержанию недвижимого имущества, именно РАО "ЕЭС России" должно нести субсидиарную ответственность по долгам лицея перед обществом.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.07.2004 (вх. Ф08-3267/2004) решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение, так как суд определил права и обязанности лица, не привлеченного к участию в деле (РАО "ЕЭС России"). Кассационная инстанция указала на необходимость привлечения к участию в деле РАО "ЕЭС России" и правительства Ставропольского края как бывших учредителей лицея и установления лица, которое должно нести субсидиарную ответственность по долгам лицея как собственник соответствующего имущества.
При новом рассмотрении дела определением от 15.11.2004 РАО "ЕЭС России" привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением от 17.01.2005 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено правительство Ставропольского края.
Решением от 06.04.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.06.2005, в иске отказано, в отношении лицея производство по делу прекращено. Судебные инстанции исходили из того, что в период образования задолженности лицея перед обществом собственником недвижимого имущества и лицом, обязанным нести расходы по его содержанию, являлось РАО "ЕЭС России". Поскольку учредительный договор, которым установлены указанные обязанности РАО "ЕЭС России", не расторгнут, именно РАО "ЕЭС России" должно нести субсидиарную ответственность по долгам учреждения перед обществом.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции и удовлетворить иск. Заявитель указывает, что единственным учредителем лицея на момент подачи иска и рассмотрения спора являлась администрация. В силу пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник соответствующего имущества. Задолженность лицея возникла в результате выполнения обществом строительно-ремонтных работ находящейся в оперативном управлении у лицея недвижимости, отнесенной к муниципальной собственности. Следовательно, именно администрация несет субсидиарную ответственность по долгам лицея перед обществом.
Отзывы на жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и выслушав представителя истца, считает, что судебные акты надлежит отменить с направлением дела на новое рассмотрение.
Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Ставропольского края от 31.01.2003 по делу N А63-1456/2002-С3 с лицея в пользу общества взыскана задолженность в сумме 1442484 рублей 03 копеек за выполненные в 1998 году ремонтно-строительные работы.
Постановлением подразделения службы судебных приставов г. Железноводска от 10.04.2003 N 10 в отношении лицея возбуждено исполнительное производство.
23 июня 2003 года ПССП г. Железноводска составлен акт о невозможности взыскания, в котором отражено, что у лицея отсутствуют имущество и денежные средства.
Так как по уставу от 09.04.2003 учредителем лицея является администрация, истец обратился в суд с требованием о привлечении администрации к субсидиарной ответственности.
При рассмотрении дела судебные инстанции установили, что лицей создан на основании учредительного договора от 09.01.97, подписанного правительством Ставропольского края, РАО "ЕЭС России" и администрацией.
Согласно данному договору РАО "ЕЭС России" приняло на себя затраты по содержанию недвижимого имущества (текущий и капитальный ремонт, коммунальные платежи), расходы на оплату труда по дополнительному штатному расписанию и содержание общежития. Администрация, в свою очередь, обязалась нести расходы на оплату труда и организацию общеобразовательного процесса, а правительство Ставропольского края выступать гарантом и оказывать помощь в изыскании финансовых средств при их недостаточности в местном бюджете.
Устав лицея, учредителями которого выступили указанные лица, зарегистрирован постановлением главы администрации от 24.09.96 N 758.
В последующем устав принят в новой редакции и зарегистрирован в установленном законом порядке 09.04.2003. Единственным учредителем лицея осталась администрация.
Отказывая в иске, судебные инстанции пришли к выводу, что поскольку учредительный договор, которым установлены обязанности РАО "ЕЭС России" нести бремя содержания недвижимого имущества, не расторгнут, именно РАО "ЕЭС России" должно нести субсидиарную ответственность по долгам учреждения перед обществом.
Вместе с тем суды не учли следующее.
Материалами дела подтверждается, что собственником недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении лицея, является не РАО "ЕЭС России", а муниципальное образование - г. Железноводск.
Согласно статье 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
В силу статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником, кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Предъявление обществом требований к основному должнику (лицею) подтверждается материалами дела.
В соответствии со статьей 215 Кодекса имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Поскольку долг лицея перед истцом возник в результате выполнения последним ремонтно-строительных работ недвижимого имущества, собственником которого является муниципальное образование - г. Железноводск, на основании пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации именно муниципальное образование несет субсидиарную ответственность по долгам лицея перед обществом.
Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" при удовлетворении иска за счет муниципального образования взыскание денежных сумм производится за счет средств соответствующего бюджета, а при отсутствии их - за счет иного имущества, составляющего соответствующую казну.
В силу пункта 1 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальное образование отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности. На основании пункта 4 статьи 214 Кодекса указанное имущество составляет казну субъекта Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципального образования могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Таким образом, ответственность муниципального образования как собственника имущества лицея наступает при соблюдении установленного законом определенного порядка привлечения его к участию в деле в качестве ответчика в лице соответствующего финансового органа.
При таких обстоятельствах решение и постановление апелляционной инстанции надлежит отменить, а дело - направить на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо установить, какой орган выступает в суде от имени казны муниципального образования г. Железноводск (как это предусмотрено пунктом 5 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации для главных распорядителей средств федерального бюджета) при предъявлении требования в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам учреждения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.04.2005 и постановление апелляционной инстанции от 06.06.2005 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-152/2004-С3 отменить, направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Судебная практика: Северо-Кавказский регион »
Читайте также