Постановление фас северо-кавказского округа от 16.12.2002 n ф08-4547/2002-1569 отсутствие в помещении кассы заявителя внутренней двери в виде стальной решетки, соответствующего крепления сейфа и исправного огнетушителя отвечает признакам состава административного правонарушения - несоблюдения порядка хранения свободных денежных средств, предусмотренного статьей нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций кодекса российской федерации об административных правонарушениях.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда
кассационной инстанции
от 16 декабря 2002
года Дело N Ф08-4547/2002-1569А
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд
Северо-Кавказского округа при участии в
судебном заседании представителей
заявителя - общества с ограниченной
ответственностью "Кубанские вина", от
заинтересованного лица - Управления
федеральной службы налоговой полиции по
Краснодарскому краю, рассмотрев
кассационную жалобу ООО "Кубанские вина" на
решение Арбитражного суда Краснодарского
края от 10.10.2002 по делу N А32-15858/2002-42/465-5АЖ,
установил следующее.
ООО "Кубанские
вина", г. Краснодар, обратилось с заявлением
о признании незаконным и отмене
постановления отдела по г. Краснодару
Управления федеральной службы налоговой
полиции по Краснодарскому краю от 17.07.2002 N 5008
по делу об административном
правонарушении.
Решением от 14.10.2002 в
удовлетворении заявления отказано. Суд
пришел к выводу, что отсутствие в помещении
кассы заявителя внутренней двери,
отсутствие соответствующего крепления
сейфа к полу и стенам и отсутствие в
помещении кассы исправного огнетушителя
является административным правонарушением
в виде несоблюдения порядка хранения
свободных денежных средств,
предусмотренным статьей 15.1 Кодекса
Российской Федерации об административных
правонарушениях.
В апелляционной
инстанции законность и обоснованность
решения суда первой инстанции не
проверялись.
В кассационной жалобе ООО
"Кубанские вина" просит решение от 14.10.2002
отменить, полагая его незаконным. Заявитель
указывает, что письмо Центрального банка
Российской Федерации от 4 октября 1993 г. N 18,
которым утвержден Порядок ведения кассовых
операций в Российской Федерации, не
подлежит применению, поскольку не
зарегистрировано в Министерстве юстиции
Российской Федерации. Кроме того, заявитель
ссылается на нарушение органом налоговой
полиции порядка производства по делу об
административном правонарушении,
поскольку протокол об административном
правонарушении был составлен без
свидетелей, постановление от 17.07.2002 N 5008 было
вручено без подписи лица, принявшего его, и
без печати.
В отзыве на жалобу
Управление ФСНП по Краснодарскому краю
просит решение суда первой инстанции
оставить без изменения, полагает, что оно
является законным и обоснованным.
В
судебном заседании представители
заявителя и заинтересованного лица
поддержали соответственно доводы
кассационной жалобы и отзыва на жалобу.
Федеральный арбитражный суд
Северо-Кавказского округа считает
кассационную жалобу не подлежащей
удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 10 июля 2002 года
работником отдела налоговой полиции по г.
Краснодару Управления ФСПН по
Краснодарскому краю в отношении ООО
"Кубанские вина" был составлен протокол N 600
об административном правонарушении, из
которого следует, что в помещении кассы ООО
"Кубанские вина" отсутствует внутренняя
дверь, которая должна быть изготовлена в
виде стальной решетки и открываться в
сторону внутреннего расположения кассы.
Имеющийся металлический сейф для хранения
денег не прикреплен к строительным
конструкциям пола и стены стальными ершами,
а также не имеется исправного
огнетушителя.
На основании данного
протокола начальником отдела налоговой
полиции по г. Краснодару принято
постановление от 17.07.2002 N 5008, в соответствии
с которым ООО "Кубанские вина" признано
виновным в несоблюдении порядка хранения
свободных денежных средств и привлечено к
административной ответственности по
статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях.
------------------------------------------------------------------
В официальном тексте документа, видимо,
допущена опечатка: письмо Центрального
банка Российской Федерации N 18 "Об
утверждении "Порядка ведения кассовых
операций в Российской Федерации" имеет дату
4 октября 1993 года, а не 4 декабря 1993 года.
------------------------------------------------------------------
Разрешая спор, суд первой инстанции
правильно определил подлежащими
применению к спорным правоотношениям нормы
Порядка ведения кассовых операций в
Российской Федерации, утвержденного
письмом Центрального банка Российской
Федерации от 4 декабря 1993 года N 18. При этом
суд обоснованно отклонил доводы заявителя
о невозможности применения данного
нормативного акта ввиду отсутствия его
государственной регистрации в
Министерстве юстиции Российской Федерации,
поскольку согласно пункту 1 Разъяснений о
применении положения о порядке
государственной регистрации ведомственных
нормативных актов акты органов,
подотчетных только Верховному Совету
Российской Федерации (в настоящее время
Правительству Российской Федерации) или
находящихся в непосредственном ведении
Президента Российской Федерации, не
подлежат направлению на государственную
регистрацию (письмо Министерства юстиции
Российской Федерации от 03.06.93).
Пунктом 3
названного Порядка ведения кассовых
операций в Российской Федерации
установлено, что для осуществления
расчетов наличными деньгами каждое
предприятие должно иметь кассу.
Руководители предприятий обязаны
оборудовать кассу (изолированное
помещение, предназначенное для приема,
выдачи и временного хранения наличных
денег) и обеспечить сохранность денег в
помещении кассы (пункт 29 Порядка ведения
кассовых операций в Российской
Федерации).
Единые требования по
технической укрепленности и оборудованию
сигнализацией помещений касс предприятий
установлены в приложении N 3 Порядка ведения
кассовых операций в Российской Федерации,
где указано, что для обеспечения надежной
сохранности наличных денежных средств и
ценностей помещение кассы должно
закрываться на две двери: внешнюю,
открывающуюся наружу, и внутреннюю,
изготовленную в виде стальной решетки,
открывающейся в сторону внутреннего
расположения кассы; иметь сейф
(металлический шкаф) для хранения денег и
ценностей, в обязательном порядке прочно
прикрепленный к строительным конструкциям
пола и стены стальными ершами; располагать
исправным огнетушителем.
Невыполнение
данных требований нормативного правового
акта отвечает признакам состава
административного правонарушения -
несоблюдения порядка хранения свободных
денежных средств, предусмотренного статьей
15.1 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях.
Таким образом, установив отсутствие в
помещении кассы заявителя внутренней двери
в виде стальной решетки, соответствующего
крепления сейфа и исправного огнетушителя,
а также факт расчетов наличными денежными
средствами в день проверки (10 июля 2002 года),
отдел налоговой полиции по г. Краснодару
Управления ФСНП по Краснодарскому краю
правильно квалифицировал деяние ООО
"Кубанские вина" как несоблюдение порядка
хранения свободных денежных средств.
Доводы кассационной жалобы о нарушении
отделом налоговой полиции по г. Краснодару
порядка производства по делу об
административном правонарушении являлись
предметом исследования судом первой
инстанции и правомерно были им отклонены,
как не соответствующие материалам дела.
При таких обстоятельствах предусмотренных
статьей 288 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации оснований для
отмены или изменения судебных актов не
имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286 -
289 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Северо-Кавказского
округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение
Арбитражного суда Краснодарского края от
10.10.2002 по делу N А32-15858/2002-42/465-5АЖ оставить без
изменения, а кассационную жалобу - без
удовлетворения.
Постановление вступает
в законную силу со дня его принятия и
обжалованию не подлежит.