Постановление фас северо-кавказского округа от 25.12.2002 n ф08-4782/2002-1659а излишне уплаченная сумма ндс подлежит возврату налогоплательщику, так как до 1 июля 2001 года при ввозе товаров с территории азербайджанской республики ндс таможенными органами не взимается.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 25 декабря 2002 года Дело N Ф08-4782/2002-1659А

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского в отсутствие сторон: предпринимателя Мирзаева Тагира Абдуллаевича и представителей ответчика - Дагестанской таможни, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, рассмотрев кассационную жалобу Дагестанской таможни на решение от 26.08.2002 и постановление от 25.09.2002 апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Дагестан по делу N А15-1354/2002-1, установил следующее.
Решением арбитражного суда от 26.08.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.09.2002, удовлетворен иск предпринимателя Мирзаева Тагира Абдуллаевича об обязании Дагестанской таможни возвратить излишне уплаченный налог на добавленную стоимость в сумме 436423 рублей.
Не согласившись с судебными актами, Дагестанская таможня обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, поскольку отношения по уплате налога на добавленную стоимость по товарам, ввезенным на территорию Российской Федерации из Азербайджанской Республики, с 1 апреля 2001 года регулируются Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики от 29 ноября 2000 года "О принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле", ратифицированным Законом Российской Федерации от 24 марта 2001 года N 31-ФЗ.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив доводы жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и постановление суда апелляционной инстанции надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Мирзаев Тагир Абдуллаевич в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица зарегистрирован 19.11.99 администрацией Буйнакского района, что подтверждается свидетельством серии БР N 363.
При перемещении товаров (свежих томатов и алычи) из Азербайджанской Республики на таможенную территорию Российской Федерации по таможенным приходным ордерам от 05.06.2001 N 90605/050601/АБ-3723367, от 09.06.2001 N 90605/090601/АБ-3723431, от 16.06.2001 N 90605/160601/АБ-3723437 и от 21.06.2001 N 90605/210601/ВВ-0888443 Мирзаевым Т.А. был уплачен налог на добавленную стоимость в общей сумме 436423 рублей.
03.07.2002 предприниматель обратился в Дагестанскую таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм налога на добавленную стоимость в указанном размере согласно статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Письмом от 11.07.2002 N 14-30/9211 таможенный орган отказал предпринимателю в этом на том основании, что взимание налога на добавленную стоимость по товарам, ввозимым из Азербайджанской Республики, правомерно, поэтому уплаченные суммы налога возврату или зачету не подлежат.
Не согласившись с выводами таможенного органа, предприниматель обратился с заявленными требованиями в суд.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд правомерно исходил из того, что отношения по уплате налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, происходящих и ввозимых с территории Азербайджанской Республики, регулируются Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики от 29 ноября 2000 года "О принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле" (далее - Соглашение).
Вышеуказанное межправительственное Соглашение устанавливает принцип взимания косвенных налогов при осуществлении внешнеторговых операций между хозяйствующими субъектами Российской Федерации и Азербайджанской Республики.
В статье 4 Соглашения установлен принцип налогообложения при ввозе товаров, в соответствии с которым товары, ввозимые на таможенную территорию государства одной Стороны и вывозимые с таможенной территории государства другой Стороны, облагаются косвенными налогами в стране назначения в соответствии с ее национальным законодательством. Таким образом, международный договор содержит норму, отсылающую к национальному законодательству стран - участниц Соглашения.
В период таможенного оформления товаров (июнь 2001 года) отношения по уплате налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, происходящих и ввозимых с территории Азербайджанской Республики, регулировались статьей 13 (часть 2) Федерального закона от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (далее - Федеральный закон "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации"). Следует отметить, что Законом Российской Федерации от 24 марта 2001 года N 33-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации" внесены изменения в часть 2 вышеуказанной статьи 13 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Федеральный закон от 24 марта 2001 года N 33-ФЗ вступил в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования (Собрание законодательства Российской Федерации от 26.03.2001 N 13; Парламентская газета от 27.03.2001 N 56; Российская газета от 28.03.2001 N 61). Таким образом, в период до 27.04.2001 действовала часть 2 статьи 13 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации" в редакции от 5 августа 2000 года, а после 27.04.2001 - часть 2 статьи 13 указанного Закона в редакции от 24 марта 2001 года.
Обе редакции части 2 статьи 13 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации" содержат одинаковое положение о том, что до 1 июля 2001 года при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, происходящих и ввозимых с территории государств - участников Содружества Независимых Государств, налог на добавленную стоимость таможенными органами Российской Федерации не взимается.
То обстоятельство, что российский законодатель при ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики от 29 ноября 2000 года не предусматривал взимания налога на добавленную стоимость с товаров, происходящих и ввозимых с территории Азербайджанской Республики, ранее 1 июля 2001 года, подтверждается обстоятельствами их принятия и одобрения. Федеральный закон N 31-ФЗ о ратификации межправительственного Соглашения принят Государственной Думой Российской Федерации 21 февраля 2001 года, а Федеральный закон от 24 марта 2001 года N 33-ФЗ - 22 февраля 2001 года. При этом оба Федеральных закона одобрены Советом Федерации 14 марта 2001 года, а подписаны Президентом Российской Федерации 24 марта 2001 года.
Таким образом, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о том, что у таможенного органа отсутствовали основания для отказа в возврате истцу излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в сумме 436423 рублей.
Излишне уплаченная сумма налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанного налога (статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации).
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что у истца отсутствует задолженность по уплате налогов перед таможенным органом. Таким образом, вывод судебных инстанций о правомерности заявленных истцом требований о возврате излишне уплаченных сумм налога на добавленную стоимость в размере 436423 рублей является обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.08.2002 и постановление от 25.09.2002 апелляционной инстанции по делу N А15-1354/2002-1 оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Судебная практика: Северо-Кавказский регион »
Читайте также