Расширенный поиск

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 28.03.2012 № 62-СФ

 



                  ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

            ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


     О состоянии миграционной политики в Российской Федерации
                   и путях ее совершенствования

     Заслушав информацию Федеральной миграционной службы по вопросу
о   состоянии   миграционной  политики  в  Российской  Федерации  и
совершенствовании  ее  правового  регулирования,  Совет   Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
     Современные тенденции        социально-экономического        и
демографического   развития   страны  предопределяют  необходимость
проведения взвешенной государственной политики  в  сфере  миграции,
адекватной интересам общества и государства.
     В последнее время в  сфере  миграционной  политики  достигнуты
определенные положительные результаты: систематически увеличивается
число вставших на миграционный учет иностранных граждан; возрастает
количество  легально  трудоустроенных иностранных граждан;  созданы
законодательные предпосылки для привлечения высококвалифицированных
иностранных специалистов в целях модернизации российской экономики.
     Имеются позитивные сдвиги и в части реализации Государственной
программы   по  оказанию  содействия  добровольному  переселению  в
Российскую Федерацию соотечественников,  проживающих за рубежом.  С
2007  года  -  начала  реализации  Государственной  программы  - на
территорию Российской Федерации  прибыло  62 590  ее  участников  и
членов  их  семей.  Только  в 2011 году прибыло 31,5 тыс.  человек.
Растет  число  участников  Государственной  программы  в  субъектах
Российской    Федерации,  расположенных  на  Дальнем  Востоке:   от
1 процента в 2009 году до 9,5 процента в 2011 году.
     Учитывая большую   социально-экономическую,   гуманитарную   и
внешнеполитическую значимость Государственной программы, а также то
обстоятельство, что срок ее действия завершается в 2012 году, Совет
Федерации  Федерального  Собрания  Российской   Федерации   считает
необходимым    принять   срочные   меры   по   продлению   действия
Государственной  программы  по  оказанию  содействия  добровольному
переселению  в Российскую Федерацию соотечественников,  проживающих
за рубежом, до принятия новой государственной программы.
     Принятие   Федерального   закона  от  19 мая 2010 года N 86-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный  закон  "О  правовом  положении
иностранных   граждан   в   Российской   Федерации"   и   отдельные
законодательные акты Российской  Федерации"  позволило  существенно
повысить  степень легальной трудовой занятости иностранных граждан,
работающих у физических лиц:  с 1 июля 2010 года по настоящее время
выдано   свыше 1 млн.  патентов,   преимущественно        гражданам
государств - участников Содружества Независимых Государств.
     За 2011   год   разрешения   на   работу     получили   27 370
квалифицированных зарубежных специалистов.
     Однако следует  отметить,  что  в  сфере миграционной политики
имеются серьезные проблемы.
     Одной из  таких  проблем  является  нарушение законодательства
Российской    Федерации    иностранными    гражданами.     Наиболее
распространенными  стали  следующие:  нарушение  срока  пребывания,
несоответствие цели  въезда  и  незаконное  осуществление  трудовой
деятельности.  В частности,  число иностранных граждан,  нелегально
осуществляющих  трудовую  деятельность,   составляет,   по   оценке
Федеральной миграционной службы, 3-5 млн. человек. Как правило, это
неквалифицированные работники.
     В то    же    время    российская    экономика   нуждается   в
квалифицированных иностранных  специалистах.  Особое  внимание  при
решении  кадровых  проблем  в  экономике  страны необходимо уделить
предупреждению эмиграции  российских  граждан,  особенно  из  числа
образованной и перспективной молодежи, а также созданию условий для
возвращения уехавших за рубеж российских специалистов.
     Успешное решение  этих  проблем  зависит  в  том  числе  и  от
обеспечения  достойной  заработной  платой,   социальным   пакетом,
комфортными условиями проживания и многих других составляющих. Пути
их решения нашли  отражение  в  проекте  Концепции  государственной
миграционной    политики    Российской   Федерации,   разработанной
федеральными органами исполнительной власти.
     Важнейшими условиями   обеспечения   адаптации   мигрантов   и
интеграции  их  в   российское   общество,   исключения   возможных
межэтнических противоречий являются знание русского языка,  истории
и культуры России,  а также законопослушное поведение. Это вызывает
необходимость   развития   механизмов   привлечения   мигрантов   с
востребованными   в   Российской    Федерации    профессиональными,
образовательными  и  социокультурными  качествами  (организованного
набора).  Заслуживает внимания и поддержки опыт пилотных проектов в
Республике   Таджикистан   и   Киргизской  Республике,  реализуемых
Федеральной миграционной службой совместно с фондом "Русский  мир",
по  предвыездной подготовке иностранных граждан для трудоустройства
на территории Российской Федерации.
     Однако знание    русского   языка   на   элементарном   уровне
способствует      лишь      первичной      адаптации      временных
трудящихся-мигрантов.    Иностранные    граждане,   стремящиеся   к
постоянному  проживанию  в  Российской   Федерации,   нуждаются   в
серьезной подготовке к интеграции в принимающее общество.
     Притоку квалифицированных   и    адаптированных    в    стране
иностранных   граждан   могла   бы  способствовать  образовательная
миграция,  упрощение  процедуры  получения  вида  на  жительство  и
гражданства   Российской   Федерации   иностранными   гражданами  -
выпускниками российских вузов.
     Особого внимания  заслуживает  внутренняя миграция,  в которой
заложен  значительный  потенциал  развития  российской   экономики,
выравнивания возможностей различных регионов страны.
     Федеральная миграционная служба  с  участием  заинтересованных
федеральных  органов  исполнительной власти осуществляет мониторинг
состояния внутренней миграции иностранных и российских  граждан  по
субъектам Российской Федерации.
     В 2011 году наиболее высокий  показатель  выбывшего  населения
зафиксирован   в  Северо-Кавказском,  Дальневосточном  и  Сибирском
федеральных  округах.  Однако  благодаря   естественному   приросту
населения   в   Северо-Кавказском  федеральном  округе  сохраняется
положительная динамика  прироста  населения,  а  Дальневосточный  и
Сибирский федеральные округа стабильно теряют население как за счет
естественной убыли, так и за счет миграционного оттока.
     Практика показывает,    что    обеспечение   сбалансированного
демографического  развития  невозможно  в  отрыве  от   устойчивого
социально-экономического развития регионов.
     Принимая во  внимание   актуальность   вопросов   миграционной
политики,  входящих  в  число  наиболее  значимых  для  обеспечения
безопасности  граждан  и  соблюдения  прав  человека,   поддержания
оптимального  баланса  трудовых  ресурсов,  сохранения  устойчивого
развития и экономической модернизации Российской  Федерации,  Совет
Федерации     Федерального   Собрания     Российской      Федерации
п о с т а н о в л я е т:
     1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
     а) ускорить доработку  и  принятие  Концепции  государственной
миграционной  политики  Российской Федерации и плана мероприятий по
ее реализации, предусмотрев:
     оптимизацию потоков   внешней   и   внутренней   миграции  для
интенсификации  последней   и   изменение   векторов   передвижения
населения в Российской Федерации;
     совершенствование механизма оценки потребности  в  привлечении
иностранных работников;
     меры по социальному  и  медицинскому  обеспечению  иностранных
работников;
     активизацию использования     уже     имеющегося     механизма
организованного  привлечения  иностранной рабочей силы в Российскую
Федерацию;
     меры по  предоставлению  иностранным  студентам  более широких
возможностей для трудоустройства по специальности во время учебы  и
получения  вида  на  жительство  и российского гражданства после ее
окончания;
     обязательное изучение русского языка иностранными гражданами и
лицами  без  гражданства,  намеревающимися  осуществлять   трудовую
деятельность  в  Российской Федерации,  а лицами,  претендующими на
получение статуса  проживающего  в  Российской  Федерации  и  (или)
желающими  получить  российское гражданство,  - также основ истории
России,  культуры и государственно-правового устройства  Российской
Федерации;
     б) разработать    проекты    нормативных    правовых    актов,
направленных на:
     увеличение срока  ограничения  права  на  въезд  в  Российскую
Федерацию   иностранных   граждан  и  лиц  без  гражданства,  ранее
подвергнутых административному  выдворению  за  пределы  Российской
Федерации,    депортации   или   передаче   Российской   Федерацией
иностранному  государству  и  иностранным  государством  Российской
Федерации  в  соответствии  с  международными договорами Российской
Федерации о реадмиссии,  а также на  увеличение  срока  ограничения
права на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без
гражданства,  совершивших  в  течение  одного  года  два  и   более
административных правонарушения на территории Российской Федерации;
     получение иностранными  гражданами  разрешительных  документов
для  осуществления  трудовой  деятельности на территории Российской
Федерации (разрешение на работу,  патент) при  условии  прохождения
медицинского    освидетельствования,   подтверждающего   отсутствие
заболевания    наркоманией    и    инфекционными     заболеваниями,
представляющими    опасность   для   окружающих,   предусмотренными
перечнем,   утвержденным   соответствующим   федеральным    органом
исполнительной  власти,  а  также  сертификата  об отсутствии у них
заболевания,   вызываемого    вирусом    иммунодефицита    человека
(ВИЧ-инфекции);
     совершенствование порядка   привлечения   физическими   лицами
иностранных  работников  для выполнения работ (оказания услуг),  не
связанных  с  осуществлением  предпринимательской  деятельности  на
основании патентов;
     усиление ответственности за нарушение  миграционных  правил  и
норм регистрации;
     усиление уголовной     ответственности     за     развязывание
межнациональных  конфликтов,  а  также  за  организацию  незаконной
миграции;
     в) уделять   особое   внимание  выработке  общей  миграционной
политики в рамках Единого  экономического  пространства  Республики
Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации;
     г) рассмотреть    вопрос    о    наделении    соответствующего
федерального  органа исполнительной власти полномочием по выявлению
в  ходе  проверок  объектов,  на  которых   осуществляют   трудовую
деятельность   иностранные   граждане,   фактов   их  проживания  с
нарушением санитарных норм.
     2. Рекомендовать Государственной  Думе  Федерального  Собрания
Российской  Федерации  ускорить  рассмотрение  проекта федерального
закона N 462911-5  "О   внесении  изменений  в  Федеральный   закон
"О гражданстве Российской Федерации", принятого в первом чтении.
     3. Рекомендовать субъектам Российской Федерации:
     а) осуществлять постоянный мониторинг состояния рынка труда  и
реальных потребностей в рабочей силе;
     б) вырабатывать  критерии  социально  допустимого  соотношения
национальных  трудовых  ресурсов и иностранной рабочей силы с целью
недопущения напряженности на  региональном  рынке  рабочей  силы  и
межэтнических конфликтов;
     в) активизировать работу по созданию и введению в эксплуатацию
специальных  учреждений  для содержания по решению суда иностранных
граждан,  подлежащих  административному   выдворению   за   пределы
Российской Федерации.
     4. Рекомендовать Федеральной миграционной службе:
     а) совместно с Министерством регионального развития Российской
Федерации,  Министерством  иностранных  дел  Российской   Федерации
усилить работу, направленную на адаптацию мигрантов и их интеграцию
в российское общество,  взаимодействие с диаспорами,  национальными
объединениями и землячествами иностранных граждан;
     б) оказывать содействие в  изучении  иностранными  гражданами,
находящимися   в   Российской   Федерации,  русского  языка,  основ
законодательства  Российской   Федерации,   российских   культурных
традиций, норм и правил поведения в обществе;
     в) распространять  опыт  организации  и  проведения   обучения
потенциальных   трудовых   мигрантов   русскому   языку   в  рамках
предвыездной подготовки в странах их проживания;
     г) продолжить  разработку  проектов  двусторонних  соглашений,
направленных  на  реализацию   механизма   организованного   набора
иностранной рабочей силы;
     д) оптимизировать взаимодействие с  соответствующими  органами
иностранных  государств  в  сфере борьбы с незаконной миграцией,  а
также в предвыездной подготовке иностранных граждан,  прибывающих в
Российскую Федерацию;
     е) усилить   координацию   антикоррупционной   деятельности  с
Федеральной    службой    безопасности    Российской     Федерации,
Министерством  внутренних  дел  Российской Федерации,  Следственным
комитетом Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской
Федерации,  Федеральной налоговой службой, органами государственной
власти  субъектов  Российской   Федерации   и   органами   местного
самоуправления;
     ж) упростить    процедуру   регистрационного   учета   граждан
Российской Федерации  в  целях  снятия  административных  барьеров,
препятствующих изменению места пребывания или жительства;
     з) организовывать  мониторинг  потоков  трудовой  миграции  на
пространстве  Содружества  Независимых Государств в целях выработки
адекватных  и  оперативных   управленческих   решений   в   области
регулирования трудовой миграции;
     и) совершенствовать    систему    государственного    контроля
(надзора)  за  осуществлением трудовой деятельности,  пребыванием и
проживанием иностранных граждан в Российской Федерации;
     к) повысить  уровень  гласности  и прозрачности в деятельности
Федеральной  миграционной  службы,  обеспечив  более  активное   ее
взаимодействие  с общественностью и средствами массовой информации,
в том числе в целях информирования  общественности  о  характере  и
методах антикоррупционной деятельности.
     5. Настоящее  постановление  вступает  в  силу  со   дня   его
принятия.


     Председатель
     Совета Федерации Федерального
     Собрания Российской Федерации                    В.И.МАТВИЕНКО

     Москва
     28 марта 2012 года
     N 62-СФ

Информация по документу
Читайте также