ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 26 января 2012 г. N 9
МОСКВА
Об осуществлении контроля и надзора в сфере правовой охраны и
использования результатов интеллектуальной деятельности
гражданского назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований
федерального бюджета, а также контроля
и надзора в установленной сфере деятельности в отношении
государственных заказчиков и организаций - исполнителей
государственных контрактов, предусматривающих проведение
научно-исследовательских, опытно-конструкторских
и технологических работ
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации
от 18.11.2017 г. N 1397)
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от
24 мая 2011 г. N 673 "О Федеральной службе по интеллектуальной
собственности" Правительство Российской Федерации
п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемое Положение об осуществлении контроля
и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов
интеллектуальной деятельности гражданского назначения, созданных
за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также
контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении
государственных заказчиков и организаций - исполнителей
государственных контрактов, предусматривающих проведение
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических
работ.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября
2006 г. N 696 "Об осуществлении контроля в сфере правовой охраны и
использования результатов научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических работ гражданского
назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 48,
ст. 5027);
пункт 27 изменений, которые вносятся в акты Правительства
Российской Федерации по вопросам государственного контроля
(надзора), утвержденных постановлением Правительства Российской
Федерации от 21 апреля 2010 г. N 268 "О внесении изменений и
признании утратившими силу некоторых актов Правительства
Российской Федерации по вопросам государственного контроля
(надзора)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010,
N 19, ст. 2316).
Председатель Правительства
Российской Федерации В.Путин
__________________________
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 января 2012 г.
N 9
П О Л О Ж Е Н И Е
об осуществлении контроля и надзора в сфере правовой охраны
и использования результатов интеллектуальной деятельности
гражданского назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований
федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной
сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и
организаций - исполнителей государственных контрактов,
предусматривающих проведение научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических работ
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации
от 18.11.2017 г. N 1397)
1. Настоящее Положение определяет порядок осуществления
контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования
результатов интеллектуальной деятельности гражданского назначения,
созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а
также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в
отношении государственных заказчиков и организаций - исполнителей
государственных контрактов, предусматривающих проведение
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических
работ (далее - федеральный государственный надзор).
2. Федеральный государственный надзор осуществляется
Федеральной службой по интеллектуальной собственности.
3. Под федеральным государственным надзором понимается
деятельность Федеральной службы по интеллектуальной собственности,
направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений
государственными органами, органами управления государственных
внебюджетных фондов, федеральными казенными учреждениями, иными
получателями средств федерального бюджета, федеральными бюджетными
и автономными учреждениями, а также Государственной корпорацией по
атомной энергии "Росатом" и Государственной корпорацией по
космической деятельности "Роскосмос", размещающими заказы на
выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и
технологических работ гражданского назначения на основании
государственных контрактов и договоров, финансирование которых
осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета,
в том числе за счет субсидий (далее - заказчики), и организациями -
исполнителями государственных контрактов и договоров,
финансирование которых осуществляется за счет бюджетных
ассигнований федерального бюджета, в том числе за счет субсидий, на
выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и
технологических работ (далее - исполнители), требований,
установленных законодательством Российской Федерации в сфере
интеллектуальной собственности (далее - обязательные требования),
посредством организации и проведения проверок заказчиков и
исполнителей, принятия предусмотренных законодательством Российской
Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий
выявленных нарушений, а также деятельность Федеральной службы по
интеллектуальной собственности по систематическому наблюдению за
исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию
состояния исполнения заказчиками и исполнителями обязательных
требований. (В редакции Постановления Правительства Российской
Федерации от 18.11.2017 г. N 1397)
4. Федеральный государственный надзор осуществляется в целях
реализации государственной политики в области создания и
использования результатов научно-технической деятельности в
гражданском обороте и обеспечения защиты прав Российской
Федерации, российских физических и юридических лиц на созданные
результаты научно-технической деятельности.
5. К отношениям, связанным с осуществлением федерального
государственного надзора, организацией и проведением проверок
заказчиков и исполнителей применяются положения Федерального
закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля
(надзора) и муниципального контроля".
6. Предметом проверок заказчиков является соблюдение ими при
осуществлении деятельности обязательных требований, касающихся:
а) распоряжения правами Российской Федерации на результаты
интеллектуальной деятельности;
б) включения в государственные контракты и договоры,
финансирование которых осуществляется за счет бюджетных
ассигнований федерального бюджета, в том числе за счет субсидий,
предусматривающие проведение научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических работ гражданского
назначения, условий в части распределения и закрепления прав на
результаты интеллектуальной деятельности, осуществления
государственного учета и использования таких результатов,
обеспечения их правовой охраны, а также проведения патентных
исследований;
в) обеспечения защиты прав Российской Федерации на результаты
интеллектуальной деятельности;
г) обеспечения правовой охраны результатов интеллектуальной
деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации;
д) осуществления государственного учета результатов
интеллектуальной деятельности;
е) организации использования результатов интеллектуальной
деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации.
7. Предметом проверки исполнителей является соблюдение ими
обязательных требований, касающихся выполнения условий
государственных контрактов и договоров, финансирование которых
осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального
бюджета, в том числе за счет субсидий, в части:
а) распределения и закрепления прав на результаты
интеллектуальной деятельности;
б) проведения патентных исследований;
в) обеспечения правовой охраны результатов интеллектуальной
деятельности;
г) представления сведений для осуществления государственного
учета результатов интеллектуальной деятельности;
д) использования результатов интеллектуальной деятельности,
права на которые принадлежат Российской Федерации.
8. Проверка заказчиков и исполнителей осуществляется в форме
плановых и внеплановых проверок.
9. При разработке проекта ежегодного плана проведения
плановых проверок определение заказчиков или исполнителей,
плановые проверки которых включаются в проект указанного плана,
осуществляется с учетом данных единого реестра результатов
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических
работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств
федерального бюджета, государственных реестров (реестров)
охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, а также
реестра государственных контрактов, заключенных от имени
Российской Федерации, ведение которых осуществляют уполномоченные
федеральные органы исполнительной власти.
10. В целях получения в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации, данных для осуществления
федерального государственного надзора Федеральная служба по
интеллектуальной собственности имеет право:
а) использовать сведения, содержащиеся в государственных
реестрах (реестрах) охраняемых результатов интеллектуальной
деятельности, едином реестре результатов научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических работ гражданского
назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета,
реестре государственных контрактов, заключенных от имени
Российской Федерации, ведение которых осуществляют уполномоченные
федеральные органы исполнительной власти, а также в
государственных базах данных, включающих в себя сведения о
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических
работах гражданского назначения, ведение которых осуществляют
заказчики;
б) запрашивать и получать на основании мотивированных
письменных запросов от заказчиков и исполнителей документы и
материалы, указанные в пункте 12 настоящего Положения.
11. Федеральная служба по интеллектуальной собственности
обязана выдавать предписания заказчикам (исполнителям) об
устранении выявленных в ходе проверки нарушений обязательных
требований.
12. В ходе проверки подлежат рассмотрению следующие документы
и материалы:
а) государственные контракты, в том числе прилагаемая к ним
документация, касающаяся предмета проверки;
б) договоры, финансирование которых осуществляется за счет
бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе за счет
субсидий, включая прилагаемую к ним документацию, касающуюся
предмета проверки;
в) акты сдачи-приемки научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических работ;
г) отчеты о научно-исследовательских, опытно-конструкторских
и технологических работах;
д) отчеты о проведении патентных исследований;
е) материалы заявок на выдачу охранных документов (патентов,
свидетельств);
ж) официально опубликованные заявки и патенты (описания к
патентам);
з) приказы (распоряжения) об отнесении информации о
результатах интеллектуальной деятельности к коммерческой
(служебной) тайне;
и) документы государственного учета результатов
интеллектуальной деятельности;
к) инвентаризационные описи, ведомости, акты инвентаризации,
передаточные акты, касающиеся результатов интеллектуальной
деятельности;
л) договоры об отчуждении исключительного права на результаты
интеллектуальной деятельности;
м) лицензионные договоры о предоставлении права использования
результатов интеллектуальной деятельности;
н) документы, касающиеся использования (внедрения)
результатов интеллектуальной деятельности;
о) документы бухгалтерского учета прав на результаты
интеллектуальной деятельности;
п) формы статистического наблюдения, касающиеся результатов
интеллектуальной деятельности;
р) отчеты об оценке стоимости исключительного права на
результаты интеллектуальной деятельности;
с) договоры о международном научно-техническом сотрудничестве;
т) иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения
проверки документы, относящиеся к предмету проверки.
13. В случаях выявления нарушений прав Российской Федерации,
российских юридических и физических лиц на результаты
интеллектуальной деятельности, а также неисполнения (ненадлежащего
исполнения) предписания Федеральной службы по интеллектуальной
собственности по решению руководителя Службы информация о
нарушении законодательства Российской Федерации и материалы
проверки направляются в правоохранительные органы Российской
Федерации, Счетную палату Российской Федерации, Федеральную службу
финансово-бюджетного надзора и иные органы государственной власти
Российской Федерации.
____________