П Р И К А З
Министерства Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий
от 4 марта 2011 г. N 94
Об утверждении Положения о функциональной подсистеме мониторинга,
лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций
Зарегистрирован Минюстом России 5 апреля 2011 г.
Регистрационный N 20424
В соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной
системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2,
ст. 121; 2005, N 23, ст. 2269; 2006, N 41, ст. 4256; 2008, N 47,
ст. 5481; 2009, N 12, ст. 1429; N 29, ст. 3688; 2010, N 37,
ст. 4675; N 38, ст. 4825) приказываю:
Утвердить прилагаемое Положение о функциональной подсистеме
мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных
ситуаций единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Министр С.К.Шойгу
_____________
Приложение
П О Л О Ж Е Н И Е
о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и
прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
1. Общие положения
1.1. Положение о функциональной подсистеме мониторинга,
лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций разработано в соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О
единой государственной системе предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций" и определяет основные задачи, функции,
организацию управления, состав сил и средств, а также деятельность
функциональной подсистемы мониторинга, лабораторного контроля и
прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее -
функциональная подсистема СМП ЧС).
1.2. Деятельность функциональной подсистемы СМП ЧС
осуществляется на федеральном, межрегиональном и региональном
уровнях и объединяет органы управления, силы и средства
федерального, межрегионального и регионального уровней МЧС России.
2. Задачи функциональной подсистемы СМП ЧС
2.1. Основными задачами функциональной подсистемы СМП ЧС
являются:
организация и проведение работ по заблаговременному выявлению
и прогнозированию чрезвычайных ситуаций природного, техногенного
характера и их источников с учетом риска их возникновения;
определение возможного характера чрезвычайных ситуаций и
масштаба их развития;
выработка рекомендаций по управлению рисками чрезвычайных
ситуаций, по их предупреждению, локализации, ликвидации и смягчению
негативных последствий.
3. Функции функциональной подсистемы СМП ЧС
3.1. Основными функциями функциональной подсистемы СМП ЧС
являются:
организация и ведение работ по мониторингу источников
чрезвычайных ситуаций, лабораторному контролю и прогнозированию
чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка и анализ информации об источниках чрезвычайных
ситуаций и показателях риска возникновения чрезвычайных ситуаций;
осуществление мониторинга и прогнозирование последствий
чрезвычайных ситуаций;
проведение оперативного лабораторного контроля с целью
обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического
(бактериологического) заражения (загрязнения) объектов окружающей
среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья;
координация деятельности, организационное и методическое
обеспечение сети наблюдения и лабораторного контроля;
выработка рекомендаций по управлению рисками чрезвычайных
ситуаций и оценки эффективности реализации комплекса мер,
направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и снижение
негативных последствий при их возникновении;
разработка типовых сценариев возникновения и развития
чрезвычайных ситуаций и оценка риска их возникновения;
информационное обеспечение органов управления единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (далее - РСЧС) прогнозными данными и рекомендациями в
области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
создание специализированных геоинформационных систем, банка
данных по источникам чрезвычайных ситуаций и оценка риска
возникновения чрезвычайных ситуаций;
обеспечение готовности сил и средств, предназначенных для
осуществления мониторинга, лабораторного контроля и
прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера;
методическое руководство и оперативный контроль за ходом
работ по прогнозированию и мониторингу чрезвычайных ситуаций и
снижению их негативных последствий.
4. Организация управления, силы и средства функциональной
подсистемы СМП ЧС
4.1. На каждом уровне функциональной подсистемы СМП ЧС
создаются координационные органы, постоянно действующие органы
управления, органы повседневного управления, силы и средства, а
также резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи,
оповещения и информационного обеспечения.
4.2. Координационными органами функциональной подсистемы СМП
ЧС являются:
на федеральном уровне - Правительственная комиссия по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных
организаций, имеющих функциональные подсистемы единой
государственной системы РСЧС;
на межрегиональном уровне - полномочный представитель
Президента Российской Федерации в федеральном округе;
на региональном уровне (в пределах территории субъекта
Российской Федерации) - комиссия по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа
исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
4.3. Постоянно действующими органами управления
функциональной подсистемы СМП ЧС являются:
на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий;
на межрегиональном уровне - региональные центры по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий (далее - региональные центры МЧС
России);
на региональном уровне - главные управления МЧС России по
субъектам Российской Федерации.
4.4. Органами повседневного управления функциональной
подсистемы СМП ЧС являются:
на федеральном уровне - Национальный центр управления в
кризисных ситуациях;
на межрегиональном уровне - центры управления в кризисных
ситуациях региональных центров МЧС России;
на региональном уровне - центры управления в кризисных
ситуациях МЧС России по субъектам Российской Федерации.
4.5. Силами и средствами функциональной подсистемы СМП ЧС
являются:
на федеральном уровне - осуществляющие методическое
сопровождение в части, касающейся управления рисками чрезвычайных
ситуаций, государственное учреждение "Всероссийский центр
мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера МЧС России" (далее - Центр "Антистихия"),
федеральное государственное учреждение "Всероссийский
научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны
и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (далее - ФГУ ВНИИ ГОЧС),
учреждения и организации МЧС России, уполномоченные на проведение
работ в области мониторинга и прогнозирования чрезвычайных
ситуаций;
на межрегиональном уровне - центры мониторинга, лабораторного
контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций региональных
центров МЧС России, учреждения и организации МЧС России,
уполномоченные на проведение работ в области мониторинга и
прогнозирования чрезвычайных ситуаций на территории
соответствующего федерального округа;
на региональном уровне - оперативная дежурная смена центра
управления в кризисных ситуациях МЧС России по субъектам
Российской Федерации, территориальные центры мониторинга,
лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций,
учреждения и организации МЧС России, уполномоченные на проведение
работ в области мониторинга и прогнозирования чрезвычайных
ситуаций на территории субъекта Российской Федерации.
5. Режимы функционирования функциональной подсистемы СМП ЧС
5.1. Функциональная подсистема СМП ЧС на федеральном,
региональном и территориальном уровнях осуществляет деятельность в
следующих режимах:
режим повседневной деятельности;
режим повышенной готовности;
режим чрезвычайной ситуации.
5.2. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных
ситуаций на территории Российской Федерации функциональная
подсистема СМП ЧС на всех уровнях осуществляет деятельность в
режиме повседневной деятельности.
5.3. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации
федерального, межрегионального, регионального, межмуниципального,
муниципального, локального уровней в режим повышенной готовности
частично или полностью переводится региональный уровень
функциональной подсистемы СМП ЧС.
5.4. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации
федерального, межрегионального, регионального уровней в режим
повышенной готовности переводится межрегиональный уровень
функциональной подсистемы СМП ЧС.
5.5. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации
федерального, межрегионального уровней в режим повышенной
готовности переводится федеральный уровень функциональной
подсистемы СМП ЧС.
5.6. При возникновении чрезвычайной ситуации федерального,
межрегионального, регионального, межмуниципального, муниципального
и локального уровней в режим чрезвычайной ситуации частично или
полностью переводится региональный уровень функциональной
подсистемы СМП ЧС.
5.7. При возникновении чрезвычайной ситуации федерального,
межрегионального и регионального уровней в режим чрезвычайной
ситуации переводится межрегиональный уровень функциональной
подсистемы СМП ЧС.
5.8. При возникновении чрезвычайной ситуации федерального и
межрегионального уровней в режим чрезвычайной ситуации переводятся
координационные органы управления, органы управления, силы и
средства федерального уровня функциональной подсистемы СМП ЧС.
5.9. Решение о переводе функциональной подсистемы СМП ЧС в
целом или частично в режим повышенной готовности и режим
чрезвычайной ситуации принимается постоянно действующими органами
управления РСЧС.
6. Деятельность функциональной подсистемы СМП ЧС в различных
режимах функционирования
6.1. Функционирование в режиме повседневной деятельности
включает:
нормативное и методическое обеспечение деятельности
функциональной подсистемы СМП ЧС;
сбор, обработку и обмен в установленном порядке информацией в
области мониторинга;
прогноз, предупреждение, предотвращение и управление рисками
чрезвычайных ситуаций и кризисных явлений;
защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и
обеспечение пожарной безопасности;
подготовку и доведение прогнозной информации (оперативного,
ежедневного, недельного, ежемесячного, сезонного и годового
прогнозов) о возможных чрезвычайных ситуациях и их последствиях с
учетом риска их возникновения и соответствующих рекомендаций до
координационных органов и органов управления РСЧС в целях
своевременного принятия управленческих решений, обеспечивающих
минимизацию риска гибели людей и снижение ущерба от чрезвычайных
ситуаций;
осуществление мониторинга и прогнозирование последствий
чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработку и анализ информации об источниках чрезвычайных
ситуаций и показателях риска возникновения чрезвычайных ситуаций,
формирование банков данных;
разработку типовых сценариев возникновения и развития
чрезвычайных ситуаций и оценку риска их возникновения;
выработку рекомендаций по управлению рисками чрезвычайных
ситуаций и оценку эффективности реализации комплекса мер,
направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и снижение
негативных последствий при их возникновении;
обеспечение готовности сил и средств, предназначенных для
осуществления мониторинга, лабораторного контроля и
прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
организацию работы по повышению квалификации сотрудников,
задействованных в функциональной подсистеме СМП ЧС;
участие в выполнении целевых и научно-технических программ по
совершенствованию системы мониторинга, лабораторного контроля и
прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
осуществление лабораторного контроля за химической,
радиационной и биолого-социальной обстановкой на территории
Российской Федерации в местах, где прогнозируется возникновение
или возникла чрезвычайная ситуация;
проведение оперативных радиометрических, радиохимических,
химических, микробиологических, токсикологических и других
анализов, объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой
воды, пищевого и фуражного сырья;
участие в проведении научно-технических экспертиз методов и
средств проведения лабораторных исследований по определению
загрязнения (заражения) объектов окружающей среды, продовольствия,
питьевой воды, пищевого и фуражного сырья;
ведение и актуализация баз данных о чрезвычайных ситуациях.
6.2. Функционирование в режиме повышенной готовности включает:
усиление контроля за состоянием окружающей среды и источниками
чрезвычайных ситуаций в зоне, где прогнозируется возникновение
чрезвычайных ситуаций;
установление соответствующего режима сбора и обмена
информацией с подразделениями, обеспечивающими мониторинг
источников и прогноз чрезвычайной ситуации в предполагаемой зоне
возникновения чрезвычайной ситуации;
разработку вероятных сценариев возникновения и развития
чрезвычайной ситуации;
проведение уточняющих расчетов параметров прогноза, возникших
и прогнозируемых чрезвычайных ситуаций;
разработку оперативных ежедневных и экстренных предупреждений
о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях и динамику их развития;
осуществление оперативного лабораторного контроля за
химической, радиационной и биолого-социальной обстановкой на
территории Российской Федерации в местах возможного возникновения
чрезвычайных ситуаций;
разработку предложений по принятию оперативных мер по
предупреждению чрезвычайных ситуаций, снижению размера ущерба в
случае угрозы его возникновения;
организацию и поддержание непрерывного взаимодействия с
оперативными группами в зоне угрозы возникновения чрезвычайной
ситуации;
оперативное доведение прогнозной информации о возможных
чрезвычайных ситуациях и их последствиях с учетом риска их
возникновения до координационных органов и органов управления РСЧС
в целях своевременного принятия управленческих решений,
обеспечивающих минимизацию риска гибели людей и снижение размеров
ущерба от чрезвычайных ситуаций, а также уточненного прогноза и
рекомендации по порядку реагирования на него.
6.3. Функционирование в режиме чрезвычайной ситуации включает:
постоянный мониторинг состояния окружающей среды и источников
чрезвычайных ситуаций в зоне чрезвычайной ситуации;
оперативный сбор и обмен информацией с подразделениями,
обеспечивающими мониторинг, контроль и прогноз развития
чрезвычайной ситуации, и с экспертными группами;
уточнение или корректировку вероятных сценариев развития
чрезвычайной ситуации;
прогнозирование параметров вероятных негативных последствий
чрезвычайной ситуации;
осуществление оперативного лабораторного контроля за
химической, радиационной и биолого-социальной обстановкой в местах
возникновения чрезвычайных ситуаций;
выработку предложений по принятию оперативных мер,
направленных на смягчение последствий чрезвычайной ситуации;
обеспечение устойчивого взаимодействия с оперативными группами
в зоне чрезвычайной ситуации;
оперативное доведение прогнозной информации о возможных
чрезвычайных ситуациях и их последствиях с учетом риска их
возникновения до координационных органов и органов управления РСЧС
в целях своевременного принятия управленческих решений,
обеспечивающих минимизацию риска гибели людей и снижение ущерба от
чрезвычайных ситуаций, а также уточненного прогноза и рекомендации
по порядку реагирования на него.
7. Система информационного обеспечения функциональной подсистемы
СМП ЧС
7.1. Информационное обеспечение функциональной подсистемы СМП
ЧС осуществляется путем информационного обмена с функциональными и
территориальными подсистемами РСЧС сведениями о прогнозируемых и
возникших чрезвычайных ситуациях и их последствиях, о
радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной
и экологической безопасности на соответствующих территориях, а
также сведениями о деятельности организаций независимо от форм
собственности, органов местного самоуправления, государственных
органов исполнительной власти.
7.2. В целях оперативного реагирования на информацию о
возникновении, развитии и параметрах чрезвычайных ситуаций,
размещаемую в средствах массовой информации, осуществляется
непрерывный мониторинг средств массовой информации.
___________