Расширенный поиск

Закон Российской Федерации от 13.03.1992 № 2506-I

                                   Утратил силу - Федеральный закон
                                      от 12.08.95 г. N 144-ФЗ



                             З А К О Н

                        РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


               Об оперативно-розыскной деятельности в
                       Российской Федерации

 (В редакции Закона Российской Федерации от 02.07.92 г. N 3181-I)

     Настоящий Закон  определяет  содержание   оперативно-розыскной
деятельности,  осуществляемой на территории Российской Федерации, и
закрепляет   систему    гарантий    законности    при    проведении
оперативно-розыскных мероприятий.

                     Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Оперативно-розыскная деятельность

     Оперативно-розыскная    деятельность   -   вид   деятельности,
осуществляемой,  гласно   и   негласно,   уполномоченными   на   то
настоящим  Законом   государственными   органами   и   оперативными
подразделениями<1>,    в    пределах    их    компетенции     путем
проведения   оперативно-розыскных    мероприятий   в   целях защиты
жизни,   здоровья,  прав    и   свобод   личности,   собственности,
безопасности общества и государства от преступных посягательств.
     ______________
     <1> Далее    -   органы,  осуществляющие  оперативно-розыскную
деятельность.

     Статья 2. Задачи оперативно-розыскной деятельности

     Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:
     выявление,     предупреждение,    пресечение    и    раскрытие
преступлений,  в  том  числе  сокрытия доходов от налогообложения и
уклонения  от  уплаты  налогов,  а  также лиц, их подготавливающих,
совершающих или совершивших; (В    редакции    Закона    Российской
Федерации от 02.07.92 г. N 3181-I)
     осуществление  розыска  лиц, скрывающихся от органов дознания,
следствия  и  суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести
пропавших граждан.

     Статья 3. Принципы оперативно-розыскной деятельности

     Оперативно-розыскная деятельность  основывается  на  принципах
законности, уважения прав и свобод личности, конспирации, сочетания
гласных и негласных начал.

     Статья 4. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности

     Правовой основой  оперативно-розыскной  деятельности  являются
Конституция  РСФСР,  настоящий Закон,  а также другие законы и иные
правовые  акты   Российской   Федерации.   Органы,   осуществляющие
оперативно-розыскную   деятельность,   издают   в   пределах  своей
компетенции, в соответствии с законодательством и по согласованию с
Прокуратурой  Российской  Федерации  и  Верховным  Судом Российской
Федерации нормативные акты,  регламентирующие организацию и тактику
проведения оперативно-розыскных мероприятий.

     Статья 5. Соблюдение прав и свобод личности в
               оперативно-розыскной деятельности

     Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности
для достижения целей и задач, не предусмотренных настоящим Законом.
     Лицо, полагающее,   что   действия   органа,   осуществляющего
оперативно-розыскную деятельность, привели к ограничению его прав и
свобод,  может обжаловать эти действия в вышестоящий  орган  или  в
суд.
     Лицо, виновность  которого  в   совершении   преступления   не
доказана   в  установленном  законом  порядке,  полагающее,  что  в
отношении его проводились оперативно-розыскные мероприятия,  вправе
истребовать   от   органа,   осуществляющего   оперативно-розыскную
деятельность,  сведения о  характере  полученной  в  отношении  его
информации  в  пределах,  допускаемых  требованиями  конспирации  и
исключающих  разглашение  государственной  тайны.  При   отказе   в
предоставлении  запрошенных  сведений либо получении их не в полном
объеме данное  лицо  вправе  обжаловать  эти  действия  в  судебном
порядке.   В   процессе   рассмотрения   дела  в  суде  обязанность
доказывания   обоснованности   такого   решения   возлагается    на
соответствующий    орган,    осуществляющий    оперативно-розыскную
деятельность.
     В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела
орган,   осуществляющий   оперативно-розыскную   деятельность,   по
требованию   судьи   обязан  представить  ему  оперативно-служебные
документы,  содержащие информацию  о  сведениях,  в  предоставлении
которых  было  отказано  заявителю,  за исключением данных о лицах,
конфиденциально  содействовавших  проведению   оперативно-розыскных
мероприятий.
     В случае    признания    необоснованным    решения     органа,
осуществляющего  оперативно-розыскную  деятельность,  об  отказе  в
предоставлении необходимых сведений заявителю судья  может  обязать
указанный  орган  предоставить заявителю сведения,  предусмотренные
частью третьей настоящей статьи.
     Полученные в   результате   оперативно-розыскных   мероприятий
материалы  в  отношении  лиц,  виновность  которых   в   совершении
преступления не доказана в установленном законом порядке,  хранятся
один  год,  а  затем  уничтожаются,   если   исполнение   служебных
обязанностей  или  правосудие  не  требуют иного.  За три месяца до
уничтожения документов,  отражающих результаты оперативно-розыскных
мероприятий,  проведенных с санкции прокурора, об этом уведомляется
соответствующий прокурор.
     Органам      (должностным      лицам),          осуществляющим
оперативно-розыскную   деятельность,   запрещается    предпринимать
действия  в  интересах  какой-либо  политической партии;  принимать
негласное участие в работе органов  представительной  или  судебной
власти,   а   также   общественных   объединений   или  религиозных
организаций,  зарегистрированных в установленном законом порядке, с
целью оказания влияния на характер их деятельности.
     При нарушении  органом  (должностным  лицом),   осуществляющим
оперативно-розыскную   деятельность,   прав  и  законных  интересов
физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья
обязаны   принять  меры  к  восстановлению  этих  прав  и  законных
интересов,  возмещению  причиненного   вреда   в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации.
     Оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая с нарушением
настоящего Закона, влечет за собой ответственность, предусмотренную
законодательством Российской Федерации.

            Раздел II. ПРОВЕДЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ
                       МЕРОПРИЯТИЙ

     Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия

     Оперативно-розыскные мероприятия   проводятся   только  тогда,
когда  иным   путем   невозможно   обеспечить   выполнение   задач,
предусмотренных статьей 2 настоящего Закона.
     Для решения    этих    задач     органами,     осуществляющими
оперативно-розыскную   деятельность,  в  соответствии  с  правилами
конспирации применяются:
     1) опрос граждан;
     2) наведение справок;
     3) сбор образцов для сравнительного исследования;
     4) контрольные закупки;
     5) исследование предметов и документов;
     6) наблюдение;
     7) отождествление личности;
     8) обследование  помещений,   зданий,   сооружений,   участков
местности и транспортных средств;
     9) контроль почтовых отправлений;
     10) цензура корреспонденции осужденных;
     11) прослушивание телефонных и иных переговоров;
     12) снятие информации с технических каналов связи.
     Установленные частью   второй   настоящей   статьи    действия
реализуются   путем  проведения  оперативно-розыскных  мероприятий.
Перечень этих действий является исчерпывающим и может быть  изменен
или дополнен только законом.
     В ходе     проведения     оперативно-розыскных     мероприятий
используются  информационные системы,  видео- и аудиозапись,  кино-
и фотосъемка, а также другие технические средства,  не  причиняющие
вреда жизни и здоровью личности и окружающей среде.
     Должностные лица органов,  осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность,  решают ее задачи путем личного участия в организации
и проведении  оперативно-розыскных  мероприятий,  используя  помощь
должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и
иными специальными познаниями, а также содействие отдельных граждан
с их согласия на гласной и негласной основе.
     Организация и    тактика    проведения    оперативно-розыскных
мероприятий составляет государственную тайну.

     Статья 7. Основания проведения оперативно-розыскных
               мероприятий

     Основаниями для  проведения  оперативно-розыскных  мероприятий
являются:
     1) наличие возбужденного уголовного дела;
     2) ставшие       известными       органам,      осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность, сведения:
     о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном
деянии,  по  которому  обязательно  производство   предварительного
следствия, когда нет данных, указывающих на признаки преступления;
     о лицах,  скрывающихся от органов дознания,  следствия и  суда
или уклоняющихся от уголовного наказания;
     о безвестном отсутствии  граждан  и  обнаружении  неопознанных
трупов;
     3) поручения следователя,  указания прокурора или  определения
суда по уголовным делам, находящимся в их производстве;
     4) запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье;
     5) запросы  международных  правоохранительных  организаций   и
правоохранительных  органов иностранных государств в соответствии с
договорами (соглашениями) о правовой помощи.
     Органы, осуществляющие  оперативно-розыскную  деятельность,  в
пределах  своей   компетенции   вправе   также   собирать   данные,
характеризующие личность граждан, необходимые для принятия решений:
     1) о допуске к сведениям,  составляющим государственную тайну,
или к работам,  связанным с эксплуатацией объектов,  представляющих
повышенную экологическую опасность;
     2) о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или
доступе к материалам,  полученным в  результате  ее  осуществления.
Данное положение не распространяется на судей и прокуроров;
     3) в  связи  с  оказанием  ими  содействия  в   подготовке   и
проведении оперативно-розыскных мероприятий;
     4) о выдаче  разрешений  на  частную  детективную  и  охранную
деятельность.

     Статья 8. Условия проведении оперативно-розыскных
               мероприятий

     Гражданство, национальность, пол, место жительства, социальное
и    имущественное   положение,   принадлежность   к   общественным
объединениям,  отношение  к  религии   и   политические   убеждения
отдельных  лиц  не являются препятствием для проведения в отношении
них  оперативно-розыскных  мероприятий  на  территории   Российской
Федерации, если иное не оговорено законом.
     Проведение   оперативно-розыскных  мероприятий,  затрагивающих
охраняемые  законом тайну переписки, телефонных и иных переговоров,
телеграфных  сообщений, а также право на неприкосновенность жилища,
допускается лишь для сбора информации о лицах, подготавливающих или
покушающихся  на  тяжкие преступления, совершающих либо совершивших
тяжкие  преступления,  а  также  допустивших  уклонение  от  уплаты
налогов  либо  сокрытие  доходов от налогообложения в особо крупных
размерах,   и   только  с  санкции  прокурора  (по  мотивированному
постановлению  одного  из  руководителей  соответствующего  органа,
осуществляющего    оперативно-розыскную   деятельность).   Перечень
категорий   таких   руководителей   устанавливается  ведомственными
нормативными   актами.   При   этом  обследование  жилых  помещений
допускается  в  исключительных случаях и только с санкции прокурора
республики  в  составе Российской Федерации, края, области и других
прокуроров, имеющих их полномочия. (В  редакции  Закона  Российской
Федерации от 02.07.92 г. N 3181-I)
     В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к
совершению  террористического  акта  или  диверсии,  на   основании
мотивированного заключения одного из руководителей соответствующего
органа,    осуществляющего    оперативно-розыскную    деятельность,
допускается     проведение     оперативно-розыскных    мероприятий,
перечисленных в части второй настоящей статьи,  с  незамедлительным
уведомлением  соответствующего  прокурора  и последующим получением
санкции в течение 24 часов.
     В случае возникновения угрозы жизни,  здоровью,  собственности
отдельных лиц  по  их  заявлению  или  с  их  письменного  согласия
разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов или
других  переговорных   устройств,   на   основании   постановления,
утвержденного       руководителем      органа,      осуществляющего
оперативно-розыскную  деятельность,  с  обязательным   уведомлением
соответствующего прокурора в течение 24 часов.
     При проведении оперативно-розыскных мероприятий по основаниям,
предусмотренным   пунктами 1-4 части второй статьи  7,  запрещается
осуществление  действий,  указанных  в  пунктах  8-12  части второй
статьи 6 настоящего Закона.
     Оперативно-розыскные  мероприятия,  обеспечивающие собственную
безопасность  органов  внутренних дел, органов безопасности, Службы
внешней   разведки  и  органов  Государственной  налоговой  службы,
проводятся   в  порядке,  предусмотренном  законодательными  актами
Российской Федерации. (В   редакции   Закона  Российской  Федерации
от 02.07.92 г. N 3181-I)

     Статья 9. Производство оперативной проверки

     При наличии  оснований,  предусмотренных  пунктами  1-3  части
первой   статьи   7   настоящего   Закона,  органы,  осуществляющие
оперативно-розыскную  деятельность,  вправе  проводить  оперативную
проверку. Факт ее проведения подлежит обязательной регистрации.
     Оперативная проверка  проводится  с разрешения и под контролем
руководителя     органа,     ее     осуществляющего.     Результаты
оперативно-розыскных  мероприятий отражаются в оперативно-служебных
документах и систематизируются.
     Оперативно-служебные документы    должны   быть   представлены
прокурору при осуществлении прокурорского надзора или для получения
санкции на проведение оперативно-розыскных мероприятий.
     Оперативная проверка прекращается в случае решения  конкретных
задач оперативно-розыскной деятельности,  предусмотренных статьей 2
настоящего  Закона,  а  также   при   установлении   обстоятельств,
свидетельствующих об объективной невозможности решения этих задач.

     Статья 10. Использование результатов оперативно-розыскной
                деятельности

     Результаты оперативно-розыскной   деятельности   могут    быть
использованы для подготовки и осуществления следственных действий и
проведения  оперативно-розыскных  мероприятий  по   предупреждению,
пресечению   и   раскрытию   преступлений,   а   также  в  качестве
доказательств по уголовным делам после их проверки в соответствии с
уголовно-процессуальным законодательством.
     Материалы оперативной  проверки  не  являются  основанием  для
ограничения прав и законных интересов физических и юридических лиц.

          Раздел III. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОПЕРАТИВНО-
                      РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

     Статья 11. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную
                деятельность

     На территории    Российской   Федерации   право   осуществлять
оперативно-розыскную деятельность предоставлено:
     1) органам внутренних дел Российской Федерации;
     2) органам Министерства безопасности Российской Федерации;
     3) органам пограничной охраны;
     4) Службе внешней разведки Российской Федерации;
     5) оперативным   подразделениям   Главного  управления  охраны
Российской Федерации;
     6)  оперативным  подразделениям  Главного управления налоговых
расследований   при  Государственной  налоговой  службе  Российской
Федерации  и  соответствующим  подразделениям  при  государственных
налоговых инспекциях по республикам в составе Российской Федерации,
краям,  областям,  автономной области, автономным округам, районам,
городам и районам в городах. (Пункт  дополнен  -  Закон  Российской
Федерации от 02.07.92 г. N 3181-I)
     Перечень органов,      осуществляющих     оперативно-розыскную
деятельность, может быть изменен или дополнен только законом.
     Органы, осуществляющие    оперативно-розыскную   деятельность,
решают стоящие перед ними задачи самостоятельно,  во взаимодействии
между собой, а также при содействии граждан.

     Статья 12. Обязанности органов, осуществляющих
                оперативно-розыскную деятельность

     При решении     определенных     настоящим    Законом    задач
оперативно-розыскной   деятельности   органы,   уполномоченные   ее
осуществлять, обязаны:
     1) принимать  в  соответствии  со   своей   компетенцией   все
необходимые  меры  для  защиты  охраняемых  законом  прав  и свобод
личности, собственности, безопасности общества и государства;
     2) исполнять   письменные   поручения   следователя,  указания
прокурора и  определения  суда  о  проведении  оперативно-розыскных
мероприятий по уголовным делам, принятым ими к производству;
     3) выполнять  на  основе  договоров  (соглашений)  о  правовой
помощи  запросы  соответствующих  международных  правоохранительных
организаций и правоохранительных органов иностранных государств;
     4) информировать       другие      органы,      осуществляющие
оперативно-розыскную   деятельность   на   территории    Российской
Федерации, о ставших известными фактах противоправной деятельности,
относящихся к компетенции этих органов,  и оказывать им необходимую
помощь;
     5) соблюдать    правила    конспирации    при    осуществлении
оперативно-розыскной деятельности;
     6) содействовать обеспечению личной безопасности,  сохранности
имущества  своих  сотрудников,  членов их семей,  близких,  а также
участников уголовного судопроизводства,  членов их семей,  близких,
от преступных и иных противоправных посягательств.
     Для надлежащего выполнения служебных обязанностей  должностным
лицам  органов,  осуществляющих  оперативно-розыскную деятельность,
должны  быть   обеспечены   условия   для   получения   специальной
профессиональной  подготовки,  повышения  своей  квалификации и для
медицинского обслуживания.

     Статья 13. Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную
                деятельность

     При решении  задач  оперативно-розыскной  деятельности органы,
уполномоченные ее осуществлять, имеют право:
     1) проводить  гласно и негласно оперативно-розыскные действия,
перечисленные в статье 6 настоящего Закона;
     2) устанавливать   на  безвозмездной  либо  возмездной  основе
отношения сотрудничества с лицами,  изъявившими согласие  оказывать
содействие   на  конфиденциальной  основе  органам,  осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность;
     3) создавать    и    использовать    информационные   системы,
обеспечивающие решение задач оперативно-розыскной деятельности;
     4) использовать  в  ходе  оперативно-розыскных  мероприятий по
договору или  устному  соглашению  служебные  помещения,  имущество
предприятий,  учреждений,  организаций,  воинских  частей,  а также
жилые и нежилые помещения,  транспортные средства и иное  имущество
частных лиц;
     5) использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие
личность     должностных    лиц,    ведомственную    принадлежность
подразделений,  организаций,  помещений  и   транспортных   средств
органов,  осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также
личность   граждан,   сотрудничающих   с    этими    органами    на
конфиденциальной основе.
     Должностные лица  не   вправе   препятствовать   указанным   в
настоящем    Законе   органам   осуществлять   оперативно-розыскную
деятельность в пределах их компетенции.

     Статья 14. Социальная и правовая защита должностных лиц
                органов, осуществляющих оперативно-розыскную
                деятельность

     На должностных       лиц        органов,        осуществляющих
оперативно-розыскную    деятельность,   распространяются   гарантии
правовой и социальной  защиты  сотрудников  тех  органов,  в  штаты
которых они входят.
     Никто не вправе вмешиваться в  законные  действия  должностных
лиц  и  органов,  осуществляющих оперативно-розыскную деятельность,
кроме  лиц,  прямо  уполномоченных  на  то   законом.   Запрещается
оценивать  их  работу  по  количественным  показателям  результатов
оперативно-розыскной деятельности.
     Должностное лицо,      уполномоченное     на     осуществление
оперативно-розыскной    деятельности,     в     ходе     проведения
оперативно-розыскных       мероприятий      подчиняется      только
непосредственному и прямому начальнику.  При получении приказа  или
указания,   противоречащего   закону,   должностное   лицо  обязано
руководствоваться  законом,  а  если  у  него   имеются   основания
полагать,  что  в  результате исполнения приказа или указания может
или могло бы быть совершено преступление,  -  сообщить  об  этом  в
вышестоящий орган или прокуратуру.

       Раздел IV. СОДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАН ОРГАНАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ
                   ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

     Статья 15. Содействие граждан органам, осуществляющим
                оперативно-розыскную деятельность

     Отдельные лица  могут  с их согласия привлекаться к подготовке
или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их
желанию     конфиденциальности     сотрудничества    с    органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность,  в том числе  по
контракту.  Эти лица обязаны сохранять в тайне сведения, ставшие им
известными в ходе подготовки  или  проведения  оперативно-розыскных
мероприятий,   и   не   предоставлять  заведомо  ложной  информации
указанным органам.
     Органы, осуществляющие    оперативно-розыскную   деятельность,
могут заключать контракты с совершеннолетними дееспособными  лицами
независимо от их гражданства,  национальности,  пола,  социального,
должностного    и    имущественного     положения,     образования,
принадлежности   к   общественным   объединениям,   политических  и
религиозных убеждений.
     Органам, осуществляющим   оперативно-розыскную   деятельность,
запрещается использовать конфиденциальное содействие на контрактной
основе    народных   депутатов,   судей,   прокуроров,   адвокатов,
священнослужителей   и   полномочных   представителей    официально
зарегистрированных религиозных объединений.

     Статья 16. Социальная и правовая защита граждан, содействующих
                органам, осуществляющим оперативно-розыскную
                деятельность

     Лица, содействующие           органам,          осуществляющим
оперативно-розыскную   деятельность,    находятся    под    защитой
государства.
     При возникновении     реальной     угрозы      противоправного
посягательства  на  жизнь,  здоровье  или имущество отдельных лиц в
связи с их содействием органам, осуществляющим оперативно-розыскную
деятельность,  а равно членов их семей, близких, эти органы обязаны
принять необходимые меры к предотвращению противоправных  действий,
установлению виновных и привлечению их к ответственности.
     Сведения о  лицах,   сотрудничающих   или   сотрудничавших   с
органами,  осуществляющими  оперативно-розыскную  деятельность,  на
конфиденциальной основе,  являются государственной тайной  и  могут
быть преданы гласности только с письменного согласия этих лиц или в
других случаях, прямо предусмотренных законом.
     Лица, сотрудничающие      с      органами,     осуществляющими
оперативно-розыскную  деятельность,  имеют   право   на   получение
вознаграждения.
     Государство гарантирует     лицам,     изъявившим     согласие
содействовать   на   контрактной   основе  органам,  осуществляющим
оперативно-розыскную   деятельность,    выполнение    обязательств,
предусмотренных контрактом.
     Период сотрудничества  граждан  по   контракту   с   органами,
осуществляющими   оперативно-розыскную   деятельность,  в  качестве
основного рода занятий включается в  их  трудовой  стаж.  Указанные
лица  имеют  право  на  пенсионное  обеспечение  в  соответствии  с
действующим законодательством.
     В целях   обеспечения   безопасности  лиц,  сотрудничающих  по
контракту   с   органами,   осуществляющими    оперативно-розыскную
деятельность, и членов их семей, допускается проведение специальных
мероприятий по их защите  в  порядке,  определяемом  Правительством
Российской Федерации.
     В случае гибели лица, сотрудничающего по контракту с органами,
осуществляющими  оперативно-розыскную  деятельность,  в связи с его
участием  в  проведении  оперативно-розыскных  мероприятий,   семье
пострадавшего  и его иждивенцам из средств соответствующего бюджета
выплачивается  единовременное  пособие  в   размере   десятилетнего
денежного  содержания  погибшего  и в установленном законом порядке
назначается пенсия по случаю потери кормильца.
     При получении  лицом,  сотрудничающим по контракту с органами,
осуществляющими    оперативно-розыскную    деятельность,    травмы,
являющейся  следствием  ранения,  контузии,  увечья,  наступившей в
связи с его участием в проведении оперативно-розыскных  мероприятий
и исключающей для него возможность дальнейшего сотрудничества,  ему
выплачивается из средств  соответствующего  бюджета  единовременное
пособие   в   размере   пятилетнего   денежного   содержания   и  в
установленном законом порядке назначается пенсия по инвалидности.

           Раздел V. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ,
                     ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     Статья 17. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной
                деятельности

     Министерствам и     ведомствам      Российской      Федерации,
уполномоченным  на осуществление оперативно-розыскной деятельности,
выделяются на эти цели финансовые средства,  которые расходуются  в
порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Контроль за
расходованием      финансовых      средств,      выделенных      на
оперативно-розыскную  деятельность,  осуществляется  руководителями
этих министерств и ведомств,  а также специально уполномоченными на
то представителями Министерства финансов Российской Федерации.

            Раздел VI. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ
                       ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

     Статья 18. Парламентский контроль

     Контроль Верховного    Совета    Российской    Федерации    за
оперативно-розыскной  деятельностью  и  расходованием выделяемых на
эти цели финансовых средств осуществляют  соответствующие  комитеты
Верховного  Совета  Российской  Федерации.  Органы,  осуществляющие
оперативно-розыскную   деятельность,   обязаны   представлять    им
информацию  независимо  от  степени ее секретности,  за исключением
сведений о  лицах,  оказывавших  или  оказывающих  конфиденциальное
содействие этим органам.

     Статья 19. Прокурорский надзор

     Надзор за      исполнением      законов     при     проведении
оперативно-розыскных мероприятий и законностью принимаемых при этом
решений  осуществляют  Генеральный  прокурор Российской Федерации и
подчиненные ему прокуроры.

     Статья 20. Ведомственный контроль

     Руководители органов,   осуществляющих    оперативно-розыскную
деятельность,  несут персональную ответственность за законность при
организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий.


     Президент Российской Федерации                        Б.ЕЛЬЦИН

     Москва, Дом Советов России
     13 марта 1992 года
     N 2506-I

Информация по документу
Читайте также