Расширенный поиск
Постановление Федеральной службы занятости Российской Федерации от 22.07.1992 № 13/53, Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации от 22.07.1992 № 777, Министерства образования Российской Федерации от 22.07.1992 № 26-13П О С Т А Н О В Л Е Н И Е ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ РОССИИ от 22 июля 1992 г. N 13/53, МИНИСТЕРСТВА НАУКИ, ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 22 июля 1992 г. N 777, МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 22 июля 1992 г. N 26-13 г. Москва Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения Во исполнение пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 14 мая 1992 г. N 315 "О системе профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения" Федеральная служба занятости России, Министерство науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации, Министерство образования Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации ПОСТАНОВЛЯЮТ: Утвердить прилагаемое Положение об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения. Руководитель Федеральной службы занятости России Ф.Т.Прокопов Первый заместитель Министра науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации - Председатель Комитета по высшей школе В.Г.Кинелев Заместитель Министра образования Российской Федерации - Председатель Комитета по профессиональному образованию В.М.Заварыкин ПРИЛОЖЕНИЕ к постановлению Федеральной службы занятости России, Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации от 22 июля 1992 г. N 13/53/777/26-13 П О Л О Ж Е Н И Е об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения I. Общие положения 1. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка <1> высвобождаемых работников и незанятого населения призвана способствовать обеспечению эффективной, свободно избранной занятости граждан, удовлетворению их потребностей в обучении и повышении роста профессионального мастерства, усилению конкурентоспособности кадров в условиях рыночной экономики, их профессиональной мобильности и социальной защищенности. Решение этих задач должна обеспечивать система профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения, являющаяся составной частью непрерывного образования кадров народного хозяйства. Она представляет собой совокупность учебных центров службы занятости, ее подразделений, организующих профессиональное обучение граждан, учебных заведений министерств, ведомств, учебных подразделений предприятий, учреждений, организаций<2>, негосударственных организаций (учебных заведений), осуществляющих обучение по договорам с соответствующими органами службы занятости. 2. Органами службы занятости на профессиональное обучение направляются лица, зарегистрированные в службе занятости в качестве ищущих работу, в случаях, предусмотренных законодательством. _______________________ <1> В дальнейшем именуется "профессиональное обучение" <2> В дальнейшем именуются "предприятия" Право быть направленным на обучение в приоритетном порядке имеют безработные граждане по истечению срока выплаты пособий, в том числе направленные службой занятости на оплачиваемые общественные работы в случае отсутствия свободных учебных мест. 3. Профессиональное обучение высвобождаемых работников и незанятого населения осуществляется, как правило, по профессиям (специальностям), пользующимся повышенным спросом на рынке рабочей силы. Обучение граждан под конкретные рабочие места проводится в случаях заключения службой занятости договоров с предприятиями на трудоустройство граждан, выделения предприятиями рабочих мест в соответствии с установленными законодательством квотами, создания рабочих мест с использованием средств службы занятости. 4. Органы службы занятости на договорных условиях оказывают предприятиям услуги по профессиональному обучению кадров. 5. Профессиональное обучение высвобождаемых работников и незанятого населения включает в себя: подготовку (первоначальное обучение) рабочих - для лиц, не имеющих профессий, желающих приобрести профессии и трудиться по этим профессиям; переподготовку (переобучение) рабочих и специалистов в целях обучения граждан новым профессиям (специальностям), если им службой занятости не может быть предложена подходящая работа по имеющимся у них профессиям (специальностям), либо ими утрачена способность к выполнению работы по этим профессиям (специальностям); обучение рабочих вторым (смежным) профессиям, проводимое в случаях, если трудоустройство на новом рабочем месте требует от них умения работать по нескольким профессиям; Повышение квалификации рабочих и специалистов в целях совершенствования знаний, умений и навыков по имеющимся у граждан профессиям (специальностям), повышения роста профессионализма и компетентности, освоения новых функциональных обязанностей, особенностей предстоящей трудовой деятельности, изучения рыночных экономических отношений, предпринимательства и других вопросов. 6. Профессиональное обучение высвобождаемых работников и незанятого населения осуществляется: в государственных учебных заведениях профессионально- технического, среднего специального и высшего образования, учебных заведениях системы повышения квалификации и переподготовки кадров, учебных подразделениях предприятий (учебно-курсовых комбинатах, учебных пунктах, школах, постоянно действующих курсах); в государственных учебных центрах, создаваемых службой занятости; в негосударственных организациях (учебных заведениях). Для обучения граждан должны широко использоваться возможности предприятий, имеющих необходимые условия, и прежде всего тех, на которых возможно трудоустройство граждан после обучения. 7. Учебные центры, создаваемые для профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения, осуществляют свою деятельность в соответствии с Примерными положениями о них, разрабатываемыми и утверждаемыми Федеральной службой занятости России, проходят в установленном порядке аттестацию. 8. Деятельность негосударственных организаций (учебных заведений) по осуществлению профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения допускается по лицензиям, выдаваемым в порядке, определенном органами исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством. 9. Территориальные органы службы занятости могут при необходимости создавать хозрасчетные учебные центры для профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения. При районных, межрайонных, городских центрах (бюро) занятости могут создаваться временные учебные пункты, школы, учебно- производственные мастерские и участки, рабочие места, сориентированные прежде всего на профессиональное обучение социально слабо защищенных граждан (молодежи, лиц с ограниченной трудоспособностью, многодетных граждан и др.), предусмотренных Законом РСФСР "О занятости населения в РСФСР". 10. Органы службы занятости создают с учетом рекомендаций Федеральной службы занятости России банки данных об учебно- производственной базе для профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения, организуют учет незанятых граждан, информационное обслуживание министерств, ведомств, учебных заведений, предприятий, организаций, осуществляющих профессиональное обучение. 11. Методическое обеспечение профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения осуществляется Министерством науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации, Министерством образования Российской Федерации совместно с Федеральной службой занятости России, Главным управлением по подготовке кадров для государственной службы при Правительстве Российской Федерации, если иное не предусмотрено договорами с органами службы занятости. II. Организация профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения 12. Федеральная служба занятости России участвует в формировании системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения, осуществляет координацию территориальных (республиканских в составе Российской Федерации, краевых, областных, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга) органов службы занятости по организации профессионального обучения, определяет объемы и приоритетные направления обучения. 13. Территориальные органы службы занятости формируют систему профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения на данной территории, координируют деятельность районных, межрайонных, городских центров (бюро) занятости, оказывают им необходимую организационно-методическую и финансовую помощь в этой области, заключают договоры с учебными заведениями, предприятиями на обучение граждан. 14. Районные, межрайонные, городские центры (бюро) занятости осуществляют практическую работу по профконсультированию, организации профессионального обучения граждан. Центры (бюро) занятости городов и районов заключают с учебными заведениями, предприятиями договоры на обучение высвобождаемых работников и незанятого населения и финансируют их в случаях, если территориальные органы службы занятости делегировали им эти права. 15. Организацию профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения в органах службы занятости осуществляют соответствующие подразделения (отделы, бюро, секторы) или работники, выполняющие эти функции. Деятельность таких подразделений осуществляется в соответствии с Примерным положением о них, утверждаемом Федеральной службой занятости России. 16. Территориальные органы службы занятости планируют и осуществляют мероприятия, связанные с организацией профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения, с учетом прогнозных расчетов и оценок рынка труда на планируемый период, потребности предприятий в квалифицированных кадрах, численности незанятых граждан, подлежащих обучению, состояния и возможностей учебно-производственной базы, на которой будет проводиться обучение, наличия финансовых и материально- технических средств, кадрового и методического обеспечения. В своей работе органы службы занятости тесно взаимодействуют с органами образования, учебными заведениями, предприятиями, органами исполнительной власти. 17. Высвобождаемые работники, обратившиеся в службу занятости по вопросам профессионального обучения, лица, зарегистрированные в службе занятости в качестве ищущих работу и нуждающиеся в обучении, проходят профконсультирование с целью ознакомления с рынком рабочей силы, требованиями к уровню квалификации по профессиям (специальностям), возможностями и условиями обучения. При этом им должно быть предложено несколько возможных и доступных вариантов выбора профессии (специальности), места учебы, из которых они вправе выбрать наиболее подходящие. 18. Органы службы занятости заключают с учебными заведениями, предприятиями договоры на профессиональное обучение высвобождаемых работников и незанятого населения, предусматривающие численность обучающихся граждан по профессиям ( специальностям, направлениям обучения), уровню квалификации, сроки обучения и его стоимость, взаимные обязательства. 19. С лицами, зарегистрированными в службе занятости в качестве ищущих работу и нуждающихся в обучении, органы службы занятости заключают договоры на обучение, на основании которых этим лицам выдаются направления на обучение установленной формы. В случаях направления граждан на обучение в другую местность они обеспечиваются местами для проживания, им предоставляются необходимые средства для оплаты проезда к месту учебы и обратно. 20. Профессиональное обучение высвобождаемых в плановом порядке работников предприятий организуется этими предприятиями, либо предприятиями, принимающими на работу указанных работников, а также органами службы занятости на договорных условиях с предприятиями, высвобождающими работников. 21. Профессиональное обучение высвобождаемых работников и незанятого населения организуется и проводится как по курсовой, так и индивидуальной формам. При курсовой форме обучения учебные группы укомплектовываются численностью, как правило, не менее 10 человек в каждой из лиц, обучаемых по одной или родственным (смежным) профессиям (специальностям), имеющих близкую квалификацию, с учетом их общеобразовательной и профессиональной подготовки. Комплектование учебных групп осуществляется как органами службы занятости, так и учебными заведениями, предприятиями по их взаимной договоренности и в сроки, определяемые службой занятости. Учебные заведения, предприятия могут включать граждан, направляемых на обучение службой занятости, в состав комплектуемых ими в плановом порядке учебных групп. Профессиональное обучение граждан по профессиям, связанным с обслуживанием объектов и подъемных сооружений, производством работ повышенной опасности (машинисты котлов, машинисты (кочегары) котельной, машинисты кранов (крановщики), электромеханики по лифтам, стропальщики, лифтеры и т.п.) проводится в профессионально- технических училищах, в учебных центрах, учебно-курсовых комбинатах. Обучение граждан по указанным профессиям может осуществляться также непосредственно на предприятиях по курсовой форме обучения по согласованию с органами государственного надзора (Госпроматомнадзором, Госгортехнадзором и иными органами). Индивидуальное обучение граждан по этим профессиям не допускается. 22. Профессиональное обучение высвобождаемых работников и незанятого населения осуществляется по учебным планам и программам, разрабатываемым и утверждаемым в установленном порядке. При необходимости изменений и дополнений учебных планов и программ органами службы занятости вносятся предложения, которые отражаются в договорах с учебными заведениями, предприятиями. Разработка необходимых учебных планов и программ учебными заведениями , предприятиями, на базе которых проводится обучение граждан, осуществляется по заказам и за счет средств органов службы занятости. 23. Сроки профессионального обучения устанавливаются учебными заведениями, предприятиями, на базе которых проводится обучение, как правило, до 6 месяцев, а в отдельных случаях - до одного года и более. При этом исходя из необходимости полного освоения соответствующих учебных программ сроки обучения могут изменяться с учетом категории обучаемых, уровня их профессиональной подготовки, практического опыта, возможностей и форм обучения (дневной, вечерней). 24. Высвобождаемые и незанятые граждане из числа специалистов, изъявивших желание освоить профессии рабочих и трудиться по этим профессиям, проходят обучение в установленном порядке. При этом сроки обучения устанавливаются в каждом отдельном случае. 25. Лица, направленные службой занятости на обучение, могут при возможности проходить ускоренный курс обучения. Решение об этом на основании письменных заявлений обучающихся принимают учебные заведения, предприятия, где проводится обучение, по согласованию со службой занятости. 26. Профессиональное обучение незанятых граждан может совмещаться с их участием в оплачиваемых общественных работах и проводиться в форме вечерних (сменных) занятий. 27. Органы службы занятости оказывают помощь учебным заведениям, предприятиям в подборе педагогических работников и повышении их квалификации. 28. Органы службы занятости могут предъявлять учебным заведениям, предприятиям, осуществляющим обучение граждан, рекламации на качество оказываемых ими образовательных услуг, участвовать в контроле за выполнением учебных планов и программ, соблюдением сроков обучения. 29. Отчисление лиц, направленных службой занятости на обучение, за непосещение занятий, нарушение учебной дисциплины и другим причинам осуществляется в установленном порядке учебными заведениями, предприятиями с предварительным уведомлением соответствующих органов службы занятости. 30. Профессиональное обучение высвобождаемых работников и незанятого населения заканчивается сдачей квалификационных экзаменов или зачетов (защитой рефератов, выпускных работ), предусмотренных учебными планами и программами и проводимых в установленном порядке учебными заведениями, предприятиями, которыми проводилось обучение. Лицам, прошедшим обучение в полном объеме, учебными заведениями, предприятиями выдаются документы об окончании обучения государственного образца. Период профессионального обучения незанятых граждан засчитывается в их трудовой стаж. 31. Органы службы занятости по всем вопросам, связанным с профконсультированием и организацией профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения, осуществляют учет своей работы, составляют отчеты по установленным формам, регулярно проводят анализ состояния и эффективности работы, разрабатывают и реализуют мероприятия, направленные на дальнейшее ее совершенствование. III. Финансирование профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения 32. Профессиональное консультирование граждан, обратившихся в службу занятости, подготовка, повышение квалификации и переподготовка лиц, зарегистрированных в службе занятости в качестве ищущих работу и направленных на обучение, осуществляется за счет средств государственного фонда занятости населения, предусмотренных на эти цели. В затраты на профессиональное обучение входят: оплата труда педагогических работников, квалифицированных рабочих и специалистов учебных заведений, предприятий, осуществляющих обучение; оплата труда членов квалификационных комиссий по аттестации лиц, окончивших профессиональное обучение; оплата за приобретение, аренду необходимых для профессионального обучения учебно-производственных площадей, оборудования, других материальных ресурсов, предоставление учебными заведениями, предприятиями услуг при обучении; оплата за разработку, приобретение, изготовление учебных планов и программ, учебно-методических материалов; оплата за проведение научно-исследовательских работ по проблемам профконсультирования и профессионального обучения граждан; выплата гражданам стипендии за период их обучения на условиях и в размерах, установленных законодательством; транспортные расходы и расходы, связанные с проживанием граждан, направленных на обучение в другую местность; иные расходы, связанные непосредственно с организацией и осущствлением профконсультирования и профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения. 33. В случаях, когда профессиональное обучение проходят по направлению службы занятости работники, которые, работая в течение двух лет, предшествующих высвобождению, не имели возможности повысить квалификацию или получить смежную профессию на предприятиях, с которых произошло высвобождение, все затраты на обучение этих лиц производятся за счет средств данных предприятий. Указанные средства возмещаются предприятиями государственному фонду занятости населения Российской Федерации по фактическим затратам на обучение высвобожденных работников, направленных органами службы занятости, в соответствии с п.4 постановления Правительства Российской Федерации от 14.05.92 г. N 315. Прохождение работниками профессионального обучения за два года, предшествующих высвобождению, подтверждается соответствующими документами (удостоверениями, свидетельствами и др.) установленной формы, записями в трудовых книжках, предусмотренными законодательством. 34. Работодатели полностью возмещают затраты службы занятости по созданию специализированных рабочих мест и профессиональной подготовке в связи с трудоустройством работников, получивших профессиональное заболевание или инвалидность на данном производстве, путем перечисления средств в фонд занятости. 35. Органы службы занятости могут при необходимости компенсировать предприятиям полностью или частично затраты на организацию профессионального обучения принятых на работу граждан, высвобождаемых с других предприятий, в соответствии с п. 4 ст. 29 Закона РСФСР "О занятости населения в РСФСР". * * * На основе настоящего Положения территориальные органы службы занятости могут разрабатывать и утверждать совместно с органами образования соответствующие положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения с учетом особенностей территорий. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|