Расширенный поиск

Закон Российской Федерации от 20.03.1992 № 2551-I

                                   Утратил силу - Федеральный закон
                                       от 13.04.98 г. N 60-ФЗ



                             З А К О Н

                       РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


     О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации

         (В редакции Указа Президента Российской Федерации
                      от 24.12.93 г. N 2288)

     Настоящий Закон  определяет   правовые   основы   деятельности
оборонных   и   сопряженных   с  ними  предприятий,  объединений  и
организаций в условиях снижения или прекращения оборонных заказов и
связанной   с   этим   конверсией  их  производственных  мощностей,
научно-технического потенциала и трудовых ресурсов.
     Закон регулирует   взаимоотношения   органов  государственного
управления  Российской   Федерации   и   органов   государственного
управления               национально-государственных              и
административно-территориальных   образований   с    предприятиями,
объединениями  и  организациями  в процессе конверсии и гарантирует
защиту интересов всех его участников в условиях рыночных отношений,
использования экономических методов управления.
     Закон предусматривает     порядок     разрешения     правовых,
экономических   и   социальных  вопросов,  возникающих  в  процессе
конверсии,  и направлен на  наиболее  эффективное  использование  в
гражданских  целях производственных мощностей,  научно-технического
потенциала и трудовых ресурсов конверсируемых предприятий.

                          Р А З Д Е Л  1
                          Общие положения

     Статья 1. Основные понятия и определения

     1. Под конверсией оборонной промышленности (далее - конверсия)
в настоящем Законе понимается частичная или полная переориентация в
установленном  этим Законом порядке высвобождаемых производственных
мощностей,  научно-технического  потенциала  и  трудовых   ресурсов
оборонных   и   сопряженных   с  ними  предприятий,  объединений  и
организаций с военных на гражданские нужды.
     2. Конверсируемое      предприятие     -     производственное,
научно-производственное  объединение,  завод,  конструкторская  или
научно-исследовательская   организация,   а   также   любое  другое
предприятие независимо от формы собственности,  занятые  научной  и
(или)  производственной  деятельностью  для  военных  нужд (то есть
производством,  разработкой,  исследованием, испытанием, ремонтом и
обслуживанием вооружения и военной техники,  комплектующих изделий,
материалов и специального технологического оборудования для них,  а
также  добычей,  переработкой,  утилизацией,  хранением специальных
видов сырья и материалов  для  производства  вооружения  и  военной
техники,  используемых  в  Вооруженных  Силах,  органах обеспечения
безопасности и правоохранительных органах Российской Федерации), на
которых  указанная  деятельность  сокращается  или прекращается и в
связи с этим  осуществляются  мероприятия  по  выпуску  гражданской
продукции и утилизации военно-технических средств.
     Конверсируемыми в соответствии с  настоящим  Законом  являются
также оборонные предприятия,  в отношении которых принято решение о
прекращении    их     деятельности     или     ликвидации     из-за
технико-экономической нецелесообразности их перепрофилирования.

     Статья 2. Принципы конверсии

     1. Основанием  для  сокращения  или  прекращения  на оборонном
предприятии производственной деятельности для военных нужд являются
решения  органов  государственной  власти  Российской Федерации,  а
также фактическое сокращение бюджетных расходов на эти цели.
     2. Главным   принципом   работы   конверсируемых   предприятий
является использование высоких технологий оборонного комплекса  для
производства продукции, способной конкурировать на внешнем рынке.
     3. Высвобождающиеся  в  процессе  конверсии   производственные
мощности, научно-технический потенциал и трудовые ресурсы оборонных
отраслей  промышленности  привлекаются  к  реализации  приоритетных
государственных  целевых программ социально-экономического развития
Российской Федерации.  При этом учитываются  потребности  народного
хозяйства,       предложения       конверсируемых      предприятий,
научно-технический  и  производственный  заделы,   накопленные   на
конверсируемых  предприятиях,  профессиональные  навыки работников,
специализация предприятий и их техническое оснащение.
     4. Конверсируемые   предприятия   обеспечивают  на  договорной
основе за счет средств,  выделяемых  для  нужд  обороны,  создание,
сохранение  и  развитие  мобилизационных мощностей в соответствии с
заданиями,  утвержденными Правительством  Российской  Федерации,  а
также сохранение необходимого обслуживающего персонала.
     5. Конверсия  проводится  при  полном  соблюдении  всех   норм
социальной    защиты    работников    конверсируемых   предприятий,
предусмотренных законодательством Российской Федерации.

                          Р А З Д Е Л  2
       Организация, планирование и финансирование конверсии
                     оборонной промышленности

     Статья 3. Планирование оборонного заказа и конверсии

     1. Планирование    государственного   оборонного   заказа   на
разработку,  производство и поставку вооружения и  военной  техники
(далее - оборонный заказ) базируется на военной доктрине Российской
Федерации и ее основных принципах.  На основании  военной  доктрины
Российской   Федерации,   принятой   Верховным  Советом  Российской
Федерации,  Министерство обороны Российской Федерации  при  участии
соответствующих министерств и ведомств,  предприятий, объединений и
организаций   разрабатывает   долгосрочные    программы    развития
вооружения  и  военной  техники,  программы создания,  сохранения и
развития   мобилизационных   мощностей.    Аналогичные    программы
разрабатываются     органами     обеспечения     безопасности     и
правоохранительными органами Российской Федерации.
     В соответствии  с  этими  программами заключаются долгосрочные
договоры и утверждается  оборонный  заказ.  Указанные  долгосрочные
программы   также   используются  для  составления  государственных
программ конверсии и доводятся до  заинтересованных  конверсируемых
предприятий   в   целях   планирования   конверсии   и  организации
производства.(Пункт  1  признан  не  действующим  и  не  подлежащим
применению     -     Указ     Президента    Российской    Федерации
от 24.12.93 г. N 2288)
     2. На  основании республиканского бюджета Российской Федерации
проводятся   уточнение   соответствующих   долгосрочных   программ,
продление  действующих  договоров  и  конкурсы  на выполнение новых
заказов.
     3. Уточненные  планы по оборонному заказу доводятся до каждого
конверсируемого предприятия не позднее чем за два  года  до  начала
конверсии.
     Началом конверсии считается год,  с  которого  на  предприятии
фактически  сокращается  или прекращается производство,  разработка
вооружения и военной техники либо начинается перепрофилирование  не
введенных в строй мощностей.

     Статья 4. Программы конверсии

     1. Главная   роль   в   организации  перехода  с  военного  на
гражданское   производство   и   разработке   программ    конверсии
принадлежит оборонному предприятию.
     Основой для  разработки  программы  конверсии  на  предприятии
являются:
     программы разработки  и  производства  вооружения  и   военной
техники,  программы  обеспечения  деятельности  органов обеспечения
безопасности и правоохранительных органов Российской Федерации;
     программы создания,   сохранения  и  развития  мобилизационных
мощностей;
     заказ на  разработку,  производство  и  поставку  продукции  и
товаров для важнейших государственных нужд (в том  числе  для  нужд
обороны).
     2. Разработка   и   организация   исполнения   государственных
программ   конверсии  осуществляются  Министерством  промышленности
Российской Федерации.
     3. Региональные  программы  конверсии разрабатываются органами
исполнительной      власти      национально-государственных       и
административно-территориальных      образований,      а      также
координационными  советами  по  конверсии  или  другими   органами,
содействующими процессам реализации конверсии в регионе.
     4. Участие  конверсируемых  предприятий  в  государственных  и
региональных   программах   строго   добровольное,   основанное  на
принципах экономической заинтересованности и конкурентности.

     Статья 5. Финансирование и материально-техническое
               обеспечение процесса конверсии

     1. Порядок     финансирования    и    материально-технического
обеспечения оборонного заказа определяется  контрактом  исполнителя
заказа с заказчиком, заключенным в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
     2. Порядок     финансирования    и    материально-технического
обеспечения   работ   по   государственным   программам   конверсии
устанавливается этими программами.
     3. Материальная        заинтересованность         руководителя
государственного    конверсируемого    предприятия    в   улучшении
экономических показателей  (в  том  числе  в  сохранении  занятости
работников)  обеспечивается  условиями  контракта,  заключенного  в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
     4. В    целях    обеспечения    кредитования    и   реализации
государственных программ конверсии создается  государственный  фонд
конверсии.  Источники  и  порядок  финансирования  указанного фонда
определяет Верховный Совет  Российской  Федерации  при  утверждении
республиканского бюджета Российской Федерации.
     5. Конверсируемым предприятиям предоставляется право создавать
специальные     централизованные     фонды    для    финансирования
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ,
а  также  для  освоения  новых  видов  продукции.  Указанные  фонды
формируются за счет отчислений от прибыли в размере до 1,5 процента
себестоимости  товарной  продукции  (работ,  услуг)  предприятий  с
исключением этих  платежей  из  налогооблагаемой  базы  подоходного
налога (налога на прибыль).

     Статья 6. Особенности реорганизации и приватизации
               конверсируемых предприятий

     1. При полной конверсии предприятий,  входящих в объединение и
не являющихся юридическими лицами,  а также цехов, отделов и других
структурных подразделений предприятий   они могут быть  выделены  в
самостоятельные  государственные предприятия с правами юридического
лица.  Решение  о  выделении  в   самостоятельное   государственное
предприятие  принимается  на  общем  собрании  трудового коллектива
подразделения большинством голосов  от  общего  числа  его  членов.
Выделение    в    самостоятельное    государственное    предприятие
осуществляется  в  соответствии  с   законодательством   Российской
Федерации.
     2. Трудовой      коллектив      полностью      конверсируемого
государственного  предприятия  может  подать заявку на приватизацию
своего  предприятия,  участвовать  через  своих  представителей   в
разработке   плана   приватизации,  пользоваться  при  приватизации
льготами,  предоставленными законодательством Российской  Федерации
для членов трудовых коллективов предприятия.
     3. Предприятие или его структурное подразделение при частичной
конверсии   приватизируется   в  соответствии  с  законодательством
Российской Федерации и Государственной программой приватизации.
     4. Участие     иностранных     инвесторов    в    приватизации
конверсируемых  предприятий   осуществляется   в   соответствии   с
Государственной   программой   приватизации,   Законом   РСФСР  "Об
иностранных инвестициях в  РСФСР"  и  законодательством  Российской
Федерации о приватизации.
     5. Предприятия  или  структурные  подразделения   предприятий,
имеющие  мобилизационное  назначение  и  не  используемые в текущем
производстве, приватизации не подлежат.

                          Р А З Д Е Л   3
                  Социальная защита. Компенсации
               и льготы конверсируемым предприятиям

     Статья 7. Социальная защита работников конверсируемых
               предприятий

     1. Граждане Российской Федерации, работающие на конверсируемом
предприятии,  а  также  высвобожденные  в   связи   с   конверсией,
пользуются  правом  на социальную защиту в соответствии с настоящим
Законом и другими законодательными актами Российской Федерации.
     2. Работникам   горных,  металлургических,  радиохимических  и
специальных   сборочных   производств   урановой    промышленности,
высвобожденным в результате конверсии,  период получения пособия по
безработице по решению местных  Советов  народных  депутатов  может
продлеваться на срок до двух лет.
     3. Работникам,  высвобождаемым  в   связи   с   конверсией   и
проработавшим  в оборонных отраслях промышленности не менее 15 лет,
предоставляется  право  на  пользование  ведомственными   объектами
социальной   сферы,   на  ведомственное  медицинское  обслуживание,
сохранение очереди на  получение  жилья,  а  также  предоставляется
преимущественное право на индивидуальное жилищное строительство или
вступление в  жилищно-строительные  кооперативы  в  любых  регионах
Российской Федерации.
     4. Городам и поселкам,  более 20 процентов занятого  населения
которых  подпадает  под  увольнение  в результате конверсии,  может
присваиваться   статус   территорий   приоритетного   развития    в
соответствии  со  статьей  17 Закона РСФСР "О занятости населения в
РСФСР".
     5. Увольнение работников с конверсируемого предприятия в связи
с конверсией является дополнительным условием  увольнения,  которое
обязательно  фиксируется  в  трудовой книжке при оформлении записей
причин увольнения.
     6. Требования,   изложенные   в  пункте  5  настоящей  статьи,
распространяются на работников, уволенных в соответствии с пунктами
5 и 6 статьи 29 и пунктом 1 статьи 33 КЗоТ РСФСР.
     7. На    нетрудоустроенных     работников,     уволенных     с
конверсируемого  предприятия  в  соответствии  с  пунктами  5  и  6
настоящей  статьи  при  проведении   приватизации   государственных
предприятий,   распространяются  все  льготы,  предусмотренные  для
членов трудового коллектива законодательством Российской  Федерации
и Государственной программой приватизации.

     Статья 8. Компенсации и льготы конверсируемым
               предприятиям

     1. Налоговые льготы  предприятиям,  осуществляющим  конверсию,
устанавливаются   в   соответствии  с  налоговым  законодательством
Российской Федерации.
     2. Конверсируемые  государственные  предприятия  по разрешению
Правительства  Российской  Федерации  имеют  право  на   ускоренную
амортизацию  части  основных  производственных  фондов,  а в случае
полного снятия с них оборонного заказа и при отсутствии возможности
использования    этих    фондов    в   гражданской   сфере   -   на
безамортизационное списание узкоспециализированного оборудования.
     3. При  сокращении заказа на производство вооружения и военной
техники,  выпускаемых  на  специальных  технологических  линиях,  в
специализированных   цехах  и  на  производствах  с  расстановочной
численностью,  а также в  других  случаях,  вызывающих  объективное
повышение  себестоимости  данной  продукции,  заказчик  обязан  при
перезаключении контракта  по  требованию  предприятия  пересмотреть
цены   на   заказанную  продукцию  по  представленным  предприятием
расчетам  с  обеспечением  рентабельности  производства   в   новых
условиях  и  сохранением  за  работниками указанных линий,  цехов и
производств достигнутого уровня оплаты труда.
     4. В  случае  несоблюдения  предусмотренных  настоящим Законом
сроков доведения до предприятий оборонной  промышленности  исходных
данных по конверсии убытки, причиненные этим предприятиям, включая:
     расходы на консервацию и содержание мобилизационных мощностей,
на  социальные  мероприятия,  на  возмещение  увеличения  стоимости
продукции в результате сокращения производства вооружения и военной
техники,
     суммы, уплаченные по санкциям поставщиков сырья,  материалов и
комплектующих изделий,
     и иные убытки,  связанные с  неоплатой  заделов  незавершенной
продукции,   со   списанием   инструмента,   оснастки,  приборов  и
оборудования,  которые не могут быть использованы для  производства
гражданской продукции, -
     компенсируются Правительством Российской Федерации из  средств
республиканского   бюджета   Российской  Федерации,  если  иное  не
предусмотрено в долгосрочных контрактах предприятия с заказчиком.
     5. Конверсируемым  предприятиям,  выпускающим в соответствии с
конверсионными  программами  оборудование  и   технику   для   нужд
агропромышленного  комплекса,  предусматривается  компенсация части
накладных расходов,  обеспечивающая уровень  цен  на  них  не  выше
мирового.

                          Р А З Д Е Л  4
           Внешнеэкономическая деятельность предприятий
                       в условиях конверсии

     Статья 9. Виды внешнеэкономической деятельности

     1. Конверсируемые   предприятия   имеют  право  самостоятельно
осуществлять  внешнеэкономическую  деятельность  в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации.
     При этом предприятия имеют право на:
     экспорт сырья,  материалов,  оборудования,  высвобождающихся в
ходе конверсии,  - при условии невозможности их  использования  для
производства    гражданской   продукции,   с   учетом   требований,
содержащихся в статье 10 настоящего Закона;
     импорт новой  техники  и  технологий,  а  также  комплектующих
изделий для производства гражданской продукции;
     передачу (обмен и продажу) в установленном порядке технологий,
лицензий, ноу-хау, научно-технической информации, которые до начала
осуществления  конверсии  использовались  в  создании  вооружения и
военной техники;
     участие в  конференциях,  симпозиумах,  выставках и ярмарках с
демонстрацией новых материалов,  оборудования,  приборов, рекламных
описаний технологий,  которые ранее использовались для производства
вооружения и военной техники;
     разработку, производство  и  реализацию  вооружения  и военной
техники по лицензиям  в  порядке,  установленном  законодательством
Российской Федерации;
     участие в кооперации с  иностранными  фирмами  по  разработке,
производству   и   реализации   продукции   военного  назначения  в
соответствии  с  законодательными  актами   Российской   Федерации,
предусматривающими  защиту  военно-технических интересов Российской
Федерации.
     2. Деятельность   предприятий   с   иностранными  инвестициями
регулируется Законом РСФСР "Об иностранных инвестициях в  РСФСР"  и
другими законодательными актами Российской Федерации.

     Статья 10. Защита военно-экономического и научно-
                технического потенциала Российской
                Федерации

     1. Для предотвращения нанесения ущерба военно-экономическому и
научно-техническому    потенциалу    Российской    Федерации    при
осуществлении   конверсируемыми  предприятиями  внешнеэкономической
деятельности,  а  также  для  нераспространения  оружия   массового
поражения  указанные  предприятия  должны  строго руководствоваться
ограничениями,  установленными   на   экспорт   (передачу,   обмен)
продукции  и технологий,  которые имеют гражданское назначение,  но
могут быть использованы для создания  оружия  массового  поражения.
Ограничения на экспорт (передачу,  обмен) указанных видов продукции
и технологий устанавливаются Верховным Советом Российской Федерации
и Правительством Российской Федерации.
     2. Во    внешнеэкономической    деятельности    конверсируемые
предприятия руководствуются следующими положениями:
     экспорт стратегических видов сырья,  материалов,  оборудования
осуществляется по лицензиям,  выдаваемым в каждом конкретном случае
в соответствии с законодательством Российской Федерации;
     передача технологий,  лицензий,  ноу-хау  и научно-технической
информации  для  организации  производства  продукции  гражданского
назначения и (или) их использования в торговых и научно-технических
связях  с   иностранными   фирмами   осуществляется   при   условии
обеспечения   защиты   военно-экономических   интересов  Российской
Федерации;
     продажа другим  государствам  вооружения  и  военной  техники,
специальных  систем,  комплексов,  функциональных  блоков,   узлов,
входящих в состав вооружения и военной техники,  а также технологий
их   производства   осуществляется   в    порядке,    установленном
Правительством Российской Федерации.


     Президент Российской Федерации                       Б. ЕЛЬЦИН

     Москва, Дом Советов России
     20 марта 1992 года
     N 2551-I

Информация по документу
Читайте также