П Р И К А З
Министерства юстиции Российской Федерации
от 7 сентября 2010 г. N 219
Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской
обороны в Министерстве юстиции Российской Федерации
Зарегистрирован Минюстом России 4 октября 2010 г.
Регистрационный N 18619
В соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г.
N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799; 2002, N 41, ст. 3970;
2004, N 25, ст. 2482; N 35, ст. 3607; 2007, N 26, ст. 3076; 2009,
N 48, ст. 5717), Положением о гражданской обороне в Российской
Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской
Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о
гражданской обороне в Российской Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6165),
приказываю:
Утвердить прилагаемое Положение об организации и ведении
гражданской обороны в Министерстве юстиции Российской Федерации.
Министр А.В.Коновалов
_______________
Приложение
П О Л О Ж Е Н И Е
об организации и ведении гражданской обороны в Министерстве
юстиции Российской Федерации
I. Общие положения
1. Настоящее Положение об организации и ведении гражданской
обороны в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее -
Положение) разработано в соответствии с федеральными законами от
12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799; 2002,
N 41, ст. 3970; 2004, N 25, ст. 2482; N 35, ст. 3607; 2007, N 26,
ст. 3076; 2009, N 48, ст. 5717), от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ
"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2002, N 44, ст. 4294;
2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 50, ст. 5284; N 52 (ч. I), ст. 5498;
2007, N 45, ст. 5418; 2009, N 1, ст. 17; N 19, ст. 2274; N 48,
ст. 5717; 2010, N 21, ст. 2529), постановлениями Правительства
Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении
Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6165), от
30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2005,
N 23, ст. 2269; 2006, N 41, ст. 4256; 2008, N 47, ст. 5481; 2009,
N 12, ст. 1429; N 29, ст. 3688), от 10 июля 1999 г. N 782
"О создании (назначении) в организациях структурных подразделений
(работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской
обороны" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999,
N 29, ст. 3750; 2004, N 50, ст. 5065; 2005, N 7, ст. 560), от
2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения об организации
обучения населения в области гражданской обороны" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2000, N 45, ст. 4490; 2006,
N 34, ст. 3689; 2008, N 43, ст. 4948), от 4 сентября 2003 г. N 547
"О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2003, N 37, ст. 3585; 2005, N 7, ст. 560;
2009, N 25, ст. 3064), от 27 апреля 2000 г. N 379 "О накоплении,
хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов
материально-технических, продовольственных, медицинских и иных
средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000,
N 18, ст. 1991; 2005, N 7, ст. 560; 2009, N 25, ст. 3056), от
29 ноября 1999 г. N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов
гражданской обороны" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1999, N 49, ст. 6000), от 22 июня 2004 г. N 303-дсп
"О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей
в безопасные районы", от 3 октября 1998 г. N 1149 "О порядке
отнесения территорий к группам по гражданской обороне" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1998, N 41, ст. 5024; 2005,
N 7, ст. 560), приказами МЧС России от 21 июля 2005 г. N 575
"Об утверждении Порядка содержания и использования защитных
сооружений гражданской обороны в мирное время" (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 21 сентября 2005 г.,
регистрационный N 7032; Бюллетень нормативных актов федеральных
органов исполнительной власти, 2005, N 39), от 27 мая 2003 г. N 285
"Об утверждении и введении в действие Правил использования и
содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной,
химической разведки и контроля" (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 29 июля 2003 г., регистрационный
N 4934; Российская газета, 8 августа 2003 г., N 157; Бюллетень
нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2006,
N 14), от 21 декабря 2005 г. N 993 "Об утверждении Положения об
организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты"
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
19 января 2006 г., регистрационный N 7384; Бюллетень нормативных
актов федеральных органов исполнительной власти, 2006, N 6; 2010,
N 24), от 23 декабря 2005 г. N 999 "Об утверждении Порядка создания
нештатных аварийно-спасательных формирований" (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 19 января 2006 г.,
регистрационный N 7383; Бюллетень нормативных актов федеральных
органов исполнительной власти, 2006, N 6), от 31 июля 2006 г. N 440
"Об утверждении Примерного положения об уполномоченных на решение
задач в области гражданской обороны структурных подразделениях
(работниках) организаций" (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 31 октября 2006 г., регистрационный N 8421;
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной
власти, 2006, N 46), организационно-методическими и
распорядительными документами МЧС России.
2. Положение определяет основы организации гражданской обороны
в Минюсте России, в его территориальных органах (далее - органы),
федеральных государственных учреждениях (далее - учреждения) и
подведомственных ему федеральных службах (далее - федеральные
службы), а также порядок подготовки к ведению и ведения гражданской
обороны в Минюсте России и в его органах.
3. Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны
в федеральных службах и учреждениях Минюста России определяется в
положениях об организации и ведении гражданской обороны в
федеральных службах и учреждениях Минюста России, согласованных с
МЧС России.
4. Гражданская оборона в Минюсте России - комплекс мероприятий
по подготовке к защите и защите федеральных государственных
гражданских служащих (далее - служащие) и работников, материальных
и иных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных
действий или вследствие этих действий, а также при возникновении
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
5. Гражданская оборона в Минюсте России организуется и ведется
в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными
принципами и нормами международного права, международными
договорами Российской Федерации, федеральными конституционными
законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами
Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации, Минюста России и
настоящим Положением.
6. Руководство гражданской обороной в Минюсте России,
федеральных службах, органах и учреждениях осуществляют их
руководители (далее - руководители гражданской обороны).
Непосредственное управление гражданской обороной, контроль за
ее состоянием и готовностью в Минюсте России, органах и учреждениях
осуществляет первый заместитель Министра юстиции Российской
Федерации.
7. Подготовка к ведению гражданской обороны в Минюсте России,
федеральных службах, органах и учреждениях заключается в
заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите
служащих и работников, материальных и иных ценностей от опасностей,
возникающих при ведении военных действий или вследствие этих
действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера.
8. Ведение гражданской обороны в Минюсте России, федеральных
службах, органах и учреждениях начинается с момента объявления
состояния войны, фактического начала военных действий или введения
Президентом Российской Федерации военного положения на территории
Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также при
возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера на основе планов гражданской обороны (далее - план ГО).
9. Планы ГО разрабатываются в Минюсте России, федеральных
службах, органах и учреждениях. В них определяются объем,
организация, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по
приведению гражданской обороны в установленные степени готовности
при переводе ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, при
возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера.
10. План ГО Минюста России утверждает Министр юстиции
Российской Федерации (далее - Министр) по согласованию с МЧС
России.
11. Планы ГО федеральных служб, органов и учреждений Минюста
России утверждают их руководители по согласованию с
территориальными органами МЧС России.
12. Оповещение служащих и работников Минюста России,
федеральных служб, органов и учреждений об опасностях, возникающих
при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также
при возникновении чрезвычайных ситуаций производится дежурными
(оперативными дежурными) через ведомственные системы оповещения по
сигналам, полученным от территориальных автоматизированных систем
централизованного оповещения населения, создаваемых на федеральном
уровне, в субъектах Российской Федерации, городах, районах и иных
муниципальных образованиях.
13. Проведение эвакуации в Минюсте России, федеральных
службах, органах и учреждениях (в целях снижения вероятных потерь
служащих и работников, материальных и иных ценностей) планируется
заблаговременно в мирное время в соответствии с Правилами эвакуации
населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы,
утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от
22 июня 2004 г. N 303-дсп "О порядке эвакуации населения,
материальных и культурных ценностей в безопасные районы".
14. Для укрытия служащих и работников Минюста России,
федеральных служб, органов и учреждений заблаговременно создаются
защитные сооружения гражданской обороны (далее - защитные
сооружения) в соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О порядке
создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" и используются
в соответствии с приказом МЧС России от 21 июля 2005 г. N 575
"Об утверждении Порядка содержания и использования защитных
сооружений гражданской обороны в мирное время". При отсутствии
защитных сооружений или недостаточном их количестве для укрытия
служащих и работников Минюста России, федеральных служб, органов и
учреждений используются заглубленные помещения, метрополитены и
другие сооружения подземного пространства, осуществляется
заблаговременное закрепление служащих и работников за защитными
сооружениями других организаций на договорной основе.
15. Обеспечение служащих и работников Минюста России,
федеральных служб, органов и учреждений средствами индивидуальной
защиты осуществляется в соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379 "О накоплении,
хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов
материально-технических, продовольственных, медицинских и иных
средств", приказами МЧС России от 27 мая 2003 г. N 285
"Об утверждении и введении в действие Правил использования и
содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной,
химической разведки и контроля" и от 21 декабря 2005 г. N 993
"Об утверждении Положения об организации обеспечения населения
средствами индивидуальной защиты".
16. На объектах Минюста России, федеральных служб, органов и
учреждений в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля
1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" должно быть организовано
проведение аварийно-спасательных работ. Для выполнения этой задачи
привлекаются силы:
аварийно-спасательных отрядов территориальных органов МЧС
России;
нештатных аварийно-спасательных формирований, создаваемых (при
необходимости) в соответствии с приказом МЧС России от 23 декабря
2005 г. N 999 "Об утверждении Порядка создания нештатных
аварийно-спасательных формирований".
17. В целях повышения устойчивости функционирования в военное
время на объектах Минюста России, федеральных служб, органов и
учреждений в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля
1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" разрабатываются планы по
повышению устойчивости функционирования, в которых отражаются
мероприятия гражданской обороны:
выполнение на объектах мероприятий по повышению надежности
функционирования сетей энерго- и водоснабжения;
организация выполнения мероприятий по борьбе с пожарами,
возникшими при ведении военных действий или вследствие этих
действий;
осуществление световой и других видов маскировки объектов.
18. В соответствии с Положением о накоплении, хранении и
использовании в целях гражданской обороны запасов
материально-технических, продовольственных, медицинских и иных
средств, утвержденным постановлением Правительства Российской
Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379 "О накоплении, хранении и
использовании в целях гражданской обороны запасов
материально-технических, продовольственных, медицинских и иных
средств", в Минюсте России, федеральных службах, органах и
учреждениях создаются запасы материальных средств, которые
предназначены для:
первоочередного обеспечения служащих и работников,
пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих
действий;
оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований (если
предусмотрено) при проведении аварийно-спасательных и других
неотложных работ.
19. Медицинское обеспечение (проведение
лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических,
противоэпидемических мероприятий, государственного
санитарно-эпидемиологического надзора и ветеринарно-санитарного
надзора) в интересах гражданской обороны в Минюсте России,
федеральных службах, органах и учреждениях организуется в
соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О
гражданской обороне" силами и средствами территориальных учреждений
здравоохранения Российской Федерации во взаимодействии с органами,
уполномоченными осуществлять государственный
санитарно-эпидемиологический надзор в субъектах Российской
Федерации, в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
20. Отнесение территории, на которой расположены объекты
Минюста России, федеральных служб, органов и учреждений, к группам
по гражданской обороне осуществляется в соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября
1998 г. N 1149 "О порядке отнесения территорий к группам по
гражданской обороне".
21. В целях оперативного решения задач гражданской обороны,
защиты от чрезвычайных ситуаций в Минюсте России, федеральных
службах, органах и учреждениях создаются специальные органы
управления (далее - органы управления ГОЧС):
подразделения (служащие, работники), уполномоченные на решение
задач в области гражданской обороны, которые создаются
(назначаются) в порядке, определенном постановлением Правительства
Российской Федерации от 10 июля 1999 г. N 782 "О создании
(назначении) в организациях структурных подразделений (работников),
уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны" и
приказом МЧС России от 31 июля 2006 г. N 440 "Об утверждении
Примерного положения об уполномоченных на решение задач в области
гражданской обороны структурных подразделениях (работниках)
организаций". В Минюсте России, федеральных службах, органах и
учреждениях издаются соответствующие приказы (распоряжения) о
назначении уполномоченных на решение задач в области гражданской
обороны;
оперативные органы управления гражданской обороной и
действиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(далее - штаб ГОЧС). Начальником штаба ГОЧС Минюста России является
первый заместитель Министра. Начальники штабов ГОЧС федеральных
служб, органов и учреждений Минюста России назначаются приказами
соответствующих федеральных служб, органов и учреждений Минюста
России. Штабы ГОЧС являются постоянно действующими органами
управления ГОЧС. Как правило, в состав штабов ГОЧС входят служащие,
работники или ответственные, уполномоченные на решение задач в
области гражданской обороны;
эвакуационные комиссии, создаваемые в соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня
2004 г. N 303-дсп "О порядке эвакуации населения, материальных и
культурных ценностей в безопасные районы". Председателем
эвакуационной комиссии Минюста России назначается один из
заместителей Министра, в ведении которого находятся вопросы
материально-технического и финансового обеспечения Минюста России.
Председатели эвакуационных комиссий федеральных служб, органов и
учреждений Минюста России назначаются приказами соответствующих
федеральных служб, органов и учреждений Минюста России;
комиссии по повышению устойчивости функционирования (далее -
комиссии ПУФ), председатели комиссий ПУФ назначаются
соответствующими приказами Минюста России, федеральных служб,
органов и учреждений.
22. Управление гражданской обороной в Минюсте России,
федеральных службах, органах и учреждениях в режиме повседневной
деятельности осуществляют штабы ГОЧС в порядке, установленном
Министром (для центрального аппарата, органов и учреждений Минюста
России), и директорами федеральных служб (для соответствующих
федеральных служб).
23. При введении в действие плана ГО управление гражданской
обороной в Минюсте России, федеральных службах, органах и
учреждениях осуществляется соответствующими органами управления
ГОЧС.
24. При выполнении мероприятий гражданской обороны и защиты
от чрезвычайных ситуаций руководители гражданской обороны в
пределах своих полномочий, определенных нормативными правовыми
актами и организационно-распорядительными документами Минюста
России, федеральных служб, органов и учреждений, организуют
взаимодействие с:
территориальными органами МЧС России;
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
(органами местного самоуправления);
территориальными органами Минздравсоцразвития России;
территориальными органами МВД России;
органами военного управления.
25. Обучение служащих и работников Минюста России, федеральных
служб, органов и учреждений по вопросам гражданской обороны, защиты
от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
организуется в соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении
Положения об организации обучения населения в области гражданской
обороны", постановлением Правительства Российской Федерации от
4 сентября 2003 г. N 547 "О подготовке населения в области защиты
от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера",
нормативными актами МЧС России в порядке, установленном Министром и
настоящим Положением, и осуществляется в рамках единой системы
подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
посредством:
самостоятельной подготовки;
переподготовки и повышения квалификации в учебных заведениях
МЧС России, учреждениях повышения квалификации федеральных органов
исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах
ГОЧС субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской
обороны муниципальных образований;
проведения занятий по месту службы (работы).
26. В целях подготовки к выполнению задач в области
гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера (далее - область гражданской обороны) в
Минюсте России, федеральных службах, органах и учреждениях
проводятся командно-штабные учения или командно-штабные (штабные)
тренировки, а также учебные (учебно-методические) сборы, групповые
и практические занятия по отработке вопросов оповещения, приведения
гражданской обороны в различные степени готовности, организации
укрытия служащих и работников в защитных сооружениях, эвакуации
служащих, работников и членов их семей, материальных и иных
ценностей, действий при пожаре, чрезвычайных ситуациях природного и
техногенного характера.
II. Основные задачи, функции и полномочия
в области гражданской обороны
27. Основные задачи по организации гражданской обороны в
Минюсте России, федеральных службах, органах и учреждениях:
поддержание органов управления ГОЧС, нештатных
аварийно-спасательных формирований (если предусмотрено) в
готовности к работе;
организация обучения служащих и работников в области
гражданской обороны;
создание системы оповещения об опасностях, возникающих при
ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при
возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера;
создание и содержание запасов материально-технических,
продовольственных, медицинских и иных средств в интересах
гражданской обороны;
планирование и подготовка к эвакуации служащих, работников и
членов их семей, материальных и иных ценностей в безопасные районы;
планирование и подготовка мероприятий по повышению
устойчивости функционирования объектов в военное время;
планирование и подготовка мероприятий по укрытию служащих и
работников в защитных сооружениях и их обеспечению средствами
индивидуальной защиты;
организация взаимодействия с территориальными органами МЧС
России и органами местного самоуправления по вопросам гражданской
обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,
пожарной безопасности.
28. Основные задачи по ведению гражданской обороны в Минюсте
России, федеральных службах, органах и учреждениях:
оповещение служащих и работников об опасностях, возникающих
при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также
при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера;
выдача служащим и работникам средств индивидуальной защиты и
их укрытие в защитных сооружениях;
организация работы органов управления ГОЧС и нештатных
аварийно-спасательных формирований (если предусмотрено);
организация эвакуации служащих, работников и членов их семей,
материальных и иных ценностей в безопасные районы;
проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам
маскировки объектов;
организация аварийно-спасательных работ на объектах,
пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих
действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера;
организация тушения пожаров и ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций;
организация обеспечения, в том числе медицинского
обслуживания, служащих и работников, пострадавших при ведении
военных действий или вследствие этих действий, при возникновении
чрезвычайных ситуаций, принятие других необходимых мер.
29. Основные функции и полномочия Минюста России в области
гражданской обороны:
принимает и доводит до федеральных служб, органов и
учреждений Минюста России нормативные правовые акты и
организационно-распорядительные документы Минюста России в области
гражданской обороны;
организует планирование и выполнение мероприятий гражданской
обороны, включая подготовку необходимых сил и средств, в Минюсте
России, органах и учреждениях;
организует устойчивое и безопасное функционирование Минюста
России, федеральных служб, органов и учреждений при ведении
гражданской обороны, при возникновении чрезвычайных ситуаций;
организует финансирование мероприятий гражданской обороны в
Минюсте России, органах и учреждениях в порядке, установленном
федеральным законодательством;
направляет в установленные сроки в МЧС России доклад о
состоянии гражданской обороны Министерства юстиции Российской
Федерации за истекший год, материалы в ежегодный государственный
доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской
Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера, сводные статистические данные по пожарам в Минюсте
России, федеральных службах, органах и учреждениях, другие отчетные
документы в области гражданской обороны.
30. Министр, являющийся руководителем гражданской обороны,
отвечает за организацию и ведение гражданской обороны в Минюсте
России и осуществляет следующие функции и полномочия в области
гражданской обороны:
организует проведение в Минюсте России, федеральных службах,
органах и учреждениях единой государственной политики в области
гражданской обороны;
устанавливает организационную структуру гражданской обороны в
центральном аппарате, органах и учреждениях Минюста России;
определяет функции и полномочия своих заместителей в области
гражданской обороны, поручает им исполнение части своих полномочий,
а также определяет функции и полномочия структурных подразделений,
органов и учреждений Минюста России в области гражданской обороны;
устанавливает порядок создания и комплектования в Минюсте
России, органах и учреждениях подразделений (порядок назначения
служащих, работников или ответственных), уполномоченных на решение
задач в области гражданской обороны;
вводит в действие в установленном порядке план ГО Минюста
России;
принимает решения, подписывает приказы и распоряжения, иные
ведомственные документы о проведении мероприятий по переводу
Минюста России на работу в условиях военного времени, повышению
устойчивости функционирования его объектов в военное время,
эвакуации в Минюсте России;
представляет Минюст России в отношениях с органами
государственной власти Российской Федерации по вопросам
гражданской обороны, отнесенным к компетенции Минюста России.
31. Первый заместитель Министра, являющийся начальником штаба
ГОЧС Минюста России, осуществляет следующие функции и полномочия в
области гражданской обороны:
организует выполнение задач по организации и ведению
гражданской обороны в Минюсте России, федеральных службах, органах
и учреждениях;
координирует деятельность органов и учреждений Минюста России
по вопросам планирования и выполнения задач в области гражданской
обороны;
организует подготовку руководящего состава органов и
учреждений Минюста России в области гражданской обороны;
вносит предложения Министру по совершенствованию работы в
области гражданской обороны в Минюсте России.
32. Заместители Министра осуществляют следующие функции и
полномочия в области гражданской обороны:
контролируют выполнение задач по организации и ведению
гражданской обороны в курируемых ими структурных подразделениях и
учреждениях Минюста России;
выполняют функции в области гражданской обороны, определенные
нормативными правовыми актами и организационно-распорядительными
документами Минюста России и настоящим Положением;
участвуют в планировании инженерно-технических мероприятий
гражданской обороны, предусматривающих выделение капитальных
вложений, материально-технических средств и ассигнований для
осуществления мероприятий в области гражданской обороны, в принятии
решений по проблемным вопросам при переводе на работу в условиях
военного времени и в военное время.
33. Функции и полномочия отдела структурного подразделения
Минюста России (далее - отдел), уполномоченного на решение задач в
области гражданской обороны:
осуществляет координацию работы в Минюсте России, федеральных
службах, органах и учреждениях при решении задач в области
гражданской обороны;
разрабатывает проекты нормативных правовых актов и
организационно-распорядительных документов Минюста России по
вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и при необходимости осуществляет их
согласование с МЧС России;
осуществляет планирование основных мероприятий в области
гражданской обороны в Минюсте России на текущий год;
осуществляет методическое руководство при планировании
мероприятий гражданской обороны в органах и учреждениях Минюста
России;
разрабатывает план ГО Минюста России и документы по его
реализации;
организует подготовку и обучение служащих и работников Минюста
России, федеральных служб, органов и учреждений в Институте
развития МЧС России по вопросам гражданской обороны;
разрабатывает методические материалы в области гражданской
обороны, осуществляет методическое руководство подготовкой органов
и учреждений Минюста России к выполнению задач в области
гражданской обороны;
контролирует состояние гражданской обороны в органах и
учреждениях Минюста России, выполнение ими требований нормативных
правовых актов и организационно-распорядительных документов Минюста
России в области гражданской обороны и настоящего Положения;
осуществляет взаимодействие с МЧС России по вопросам
организации и ведения гражданской обороны в Минюсте России,
федеральных службах, органах и учреждениях;
в порядке, установленном в Минюсте России, запрашивает в
федеральных службах, органах и учреждениях Минюста России
необходимые данные в области гражданской обороны;
подготавливает проект доклада о состоянии гражданской обороны
Министерства юстиции Российской Федерации за истекший год,
материалы в ежегодный государственный доклад о состоянии защиты
населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера, сводные
статистические данные по пожарам в Минюсте России, федеральных
службах, органах и учреждениях;
осуществляет другие функции и полномочия, определяемые
нормативными правовыми актами и организационно-распорядительными
документами Минюста России по вопросам гражданской обороны, защиты
от чрезвычайных ситуаций.
34. Функции и полномочия структурных подразделений Минюста
России (далее - структурные подразделения) в области гражданской
обороны:
принимают участие в решении задач в области гражданской
обороны в пределах полномочий, определенных нормативными правовыми
актами и организационно-распорядительными документами Минюста
России;
возлагают на служащих структурного подразделения
ответственность за решение задач в области гражданской обороны;
представляют в отдел, уполномоченный на решение задач в
области гражданской обороны, справки-доклады по вопросам
гражданской обороны, заявки на обеспечение служащих структурных
подразделений средствами индивидуальной защиты, приборами
радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля и
иным имуществом гражданской обороны, другие необходимые данные для
решения задач в области гражданской обороны;
в порядке, установленном в Минюсте России, участвуют в
подготовке документов по гражданской обороне.
35. Функции и полномочия органов и учреждений Минюста России
в области гражданской обороны:
в пределах полномочий, определенных нормативными правовыми
актами Минюста России, организуют выполнение задач в области
гражданской обороны;
разрабатывают и согласуют с территориальным органом МЧС России
положение об организации и ведении гражданской обороны, другие
документы в области гражданской обороны, определенные нормативными
правовыми актами и организационно-распорядительными документами
Минюста России и настоящим Положением;
возлагают на служащих и работников ответственность за решение
задач в области гражданской обороны;
осуществляют взаимодействие с территориальными органами МЧС
России и органами местного самоуправления по вопросам организации и
ведения гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций.
Главные управления Министерства юстиции Российской Федерации
по субъектам Российской Федерации (далее - главное управление
Минюста России) дополнительно:
в пределах полномочий, определенных нормативными правовыми
актами Минюста России и настоящим Положением, координируют в
управлениях Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам
Российской Федерации, входящим в федеральный округ (далее -
управление Минюста России), работу по выполнению задач в области
гражданской обороны;
доводят до управлений Минюста России нормативные правовые
акты и организационно-распорядительные документы Минюста России в
области гражданской обороны, контролируют их выполнение;
осуществляют:
сбор и обобщение отчетных материалов (данных), относящихся к
области гражданской обороны и пожарной безопасности, полученных из
управлений Минюста России;
подготовку отчетных материалов (данных), относящихся к
области гражданской обороны и пожарной безопасности, в целом за
главное управление Минюста России и управления Минюста России;
направляют вышеуказанные материалы (данные) в Минюст России;
осуществляют представительство в органах исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и в органах военного управления при
рассмотрении и решении вопросов гражданской обороны.
Управления Минюста России дополнительно:
разрабатывают проекты отчетных материалов (данных),
относящихся к области гражданской обороны, и направляют их в
главное управление Минюста России;
осуществляют представительство в органах исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и в органах военного управления при
рассмотрении и решении вопросов гражданской обороны.
Учреждения Минюста России дополнительно разрабатывают проекты
отчетных материалов (данных), относящихся к области гражданской
обороны и пожарной безопасности, и направляют их в Минюст России.
36. Федеральные службы осуществляют функции и полномочия в
области гражданской обороны с учетом особенности сферы деятельности
согласно положениям об организации и ведении гражданской обороны в
федеральных службах, а также разрабатывают проекты отчетных
материалов (данных), относящихся к области гражданской обороны и
пожарной безопасности, и направляют их в Минюст России.
III. Основные мероприятия по гражданской обороне,
организация и порядок их выполнения
37. Основные мероприятия по организации гражданской обороны,
проводимые в Минюсте России, федеральных службах, органах и
учреждениях:
издание приказов (распоряжений) в целях выполнения задач в
области гражданской обороны;
ежегодное планирование основных мероприятий по вопросам
гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций;
подготовка органов управления ГОЧС и нештатных
аварийно-спасательных формирований (если предусмотрено) для решения
задач в области гражданской обороны;
подготовка руководителей к проведению эвакуации служащих,
работников и членов их семей, материальных и иных ценностей в
безопасные районы, развертыванию лечебных и иных учреждений,
необходимых для функционирования в военное время;
организация переподготовки и повышения квалификации
должностных лиц и работников гражданской обороны в учебных
заведениях МЧС России, учреждениях повышения квалификации
федеральных органов исполнительной власти и организаций,
учебно-методических центрах ГОЧС субъектов Российской Федерации, на
курсах гражданской обороны муниципальных образований и на занятиях
по месту службы (работы);
проведение командно-штабных учений или командно-штабных
(штабных) тренировок, а также учебных (учебно-методических) сборов,
групповых и практических занятий по вопросам гражданской обороны,
защиты от чрезвычайных ситуаций;
пропаганда знаний в области гражданской обороны, подготовка
учебных, учебно-методических материалов по вопросам гражданской
обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной
безопасности;
разработка, уточнение и корректировка плана ГО и документов
по его реализации;
разработка и осуществление организационных и практических
мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности,
готовности к тушению пожаров при ведении военных действий или
вследствие этих действий;
организация взаимодействия с органами управления и
подразделениями пожарной охраны в целях обеспечения пожарной
безопасности и тушения пожаров на объектах;
поддержание в работоспособном состоянии системы оповещения,
регулярное уточнение и корректировка схемы оповещения;
выполнение мероприятий по повышению устойчивости
функционирования объектов в военное время;
подготовка отчетных материалов (данных), относящихся к
области гражданской обороны и пожарной безопасности;
накопление согласно действующим нормам индивидуальных средств
защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля,
хранение и поддержание их в технической исправности и готовности к
использованию по назначению, обеспечение в установленные сроки
служащих и работников средствами индивидуальной защиты, приборами
радиационной, химической разведки и контроля и другим имуществом;
накопление, пополнение (освежение) запасов
материально-технических, продовольственных, медицинских и иных
средств в интересах гражданской обороны;
подготовка безопасного района для размещения служащих,
работников и членов их семей, материальных и иных ценностей;
строительство (при необходимости) защитных сооружений или
приспособление под них существующих, реконструируемых и вновь
строящихся зданий и сооружений;
организация и осуществление мероприятий по обеспечению
сохранности и готовности существующих защитных сооружений к приему
укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и
замене вышедших из строя ограждающих конструкций, гидроизоляции,
защитных устройств и оборудования;
подготовка к строительству в период перевода гражданской
обороны с мирного на военное время быстровозводимых защитных
сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним
оборудованием и простейших укрытий;
определение объектов, подлежащих световой маскировке и другим
видам маскировки;
создание и поддержание в состоянии готовности к использованию
по назначению запасов материальных средств, необходимых для
проведения мероприятий по световой маскировке и другим видам
маскировки;
создание, оснащение и подготовка нештатных
аварийно-спасательных формирований гражданской обороны (если
предусмотрено) для проведения аварийно-спасательных и других
неотложных работ на объектах;
организация взаимодействия с силами гражданской обороны
Российской Федерации, органами военного управления, Вооруженных
Сил Российской Федерации и других войск и другими формированиями в
интересах проведения аварийно-спасательных и других неотложных
работ на объектах;
планирование и организация основных видов жизнеобеспечения
служащих и работников, пострадавших при ведении военных действий
или вследствие этих действий, при возникновении чрезвычайных
ситуаций;
выявление, обобщение и внедрение в практику передового опыта
в организации и выполнении мероприятий в области гражданской
обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций.
38. Основные мероприятия по ведению гражданской обороны в
Минюсте России, федеральных службах, органах и учреждениях:
оповещение руководящего состава, служащих и работников в
рабочее и нерабочее время, организация управления и связи на
пункте постоянной дислокации;
организация работы органов управления ГОЧС;
выполнение мероприятий по степеням готовности гражданской
обороны;
выдача служащим и работникам средств индивидуальной защиты;
укрытие служащих и работников в убежищах;
эвакуация служащих, работников и членов их семей,
материальных и иных ценностей в безопасные районы;
организация управления и связи с запасного пункта управления
в безопасном районе;
выполнение мероприятий по повышению устойчивости
функционирования объектов в военное время;
организация проведения аварийно-спасательных и других
неотложных работ;
организация проведения санитарно-гигиенических и
противоэпидемических мероприятий среди служащих и работников,
пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих
действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций;
организация выполнения мероприятий гражданской обороны по
видам обеспечения: разведка, радиационная, химическая и
биологическая защита, противопожарное, медицинское,
морально-психологическое обеспечение и др.;
эвакуация пострадавших служащих, работников и членов их семей
в лечебные учреждения;
предоставление служащим, работникам и членам их семей
информационно-психологической поддержки;
взаимодействие с территориальными органами МЧС России по
вопросам:
контроля за радиационной, химической и биологической
обстановкой;
проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
санитарной обработки служащих и работников, специальной
обработки материальных средств, обеззараживания объектов;
тушения пожаров.
39. Организация повседневной работы в Минюсте России,
федеральных службах, органах и учреждениях по планированию и
выполнению мероприятий в области гражданской обороны возлагается на
подразделения (служащих, работников или ответственных),
уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.
40. Перечень основных документов в области гражданской
обороны, разрабатываемых в Минюсте России, органах и учреждениях
(далее - документы ГОЧС), их формы и содержание, порядок
разработки, уточнения и корректировки определяются нормативными
правовыми актами и организационно-распорядительными документами
МЧС России.
41. Разработка документов ГОЧС осуществляется в соответствии с
приказами (распоряжениями) Минюста России, органов и учреждений, в
которых должны быть определены сроки разработки документов ГОЧС,
служащие и работники, ответственные за их разработку, а также
привлекаемые для этих целей силы и средства. При разработке
документов ГОЧС должны учитываться особенности дислокации
конкретных объектов, а также данные по гражданской обороне,
полученные из территориальных органов МЧС России и органов местного
самоуправления.
42. Разработанные и утвержденные документы ГОЧС доводятся до
служащих и работников в части, их касающейся, и хранятся в порядке,
установленном нормативными правовыми актами и
организационно-распорядительными документами МЧС России и Минюста
России.
VI. Заключительные положения
43. Минюст России планирует и осуществляет финансирование
мероприятий гражданской обороны за счет средств федерального
бюджета.
44. Категорически запрещается расходовать не по назначению
имущество и материальные средства, предназначенные для нужд
гражданской обороны. Допускается использование средств
индивидуальной защиты, приборов разведки и дозиметрического
контроля для учебных целей с последующим приведением их в
надлежащий порядок и восполнением пришедших в негодность.
45. Персональный состав, функции и полномочия штабов ГОЧС,
эвакуационных комиссий, комиссий ПУФ и нештатных
аварийно-спасательных формирований (если предусмотрено)
определяются в приказах (распоряжениях) Минюста России, органов и
учреждений и ежегодно уточняются.
46. В органах и учреждениях Минюста России, в которых не
предусмотрено создание нештатных аварийно-спасательных
формирований, их функции осуществляют привлекаемые для этого
служащие и работники в порядке, определяемом нормативными правовыми
актами и организационно-распорядительными документами Минюста
России.
47. Контроль за выполнением мероприятий по гражданской
обороне в органах и учреждениях Минюста России осуществляется в
соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ
"О гражданской обороне" в ходе комплексных и контрольных проверок
с выездом в органы и учреждения Минюста России, анализа их
деятельности по отчетным документам и иной запрашиваемой
информации.
48. Руководители, служащие и работники органов и учреждений
Минюста России за несоблюдение законодательства Российской
Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных
ситуаций несут ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
_______________