Расширенный поиск

Указ Президента Российской Федерации от 02.08.1999 № 953

 



                              У К А З

                  ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                   Утратил силу - Указ Президента
                                        Российской Федерации
                                      от 21.09.2002 г. N 1011

        Вопросы Министерства Российской Федерации по делам
            гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
            и ликвидации последствий стихийных бедствий

     В   соответствии   с   Федеральным   конституционным   законом
"О Правительстве  Российской Федерации", а также в целях реализации
единой  государственной  политики  в  области  гражданской обороны,
защиты  населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера  п о с т а н о в л я ю:
     1. Утвердить  прилагаемое  Положение о Министерстве Российской
Федерации  по  делам  гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий.
     2. Установить  предельную  численность работников центрального
аппарата  Министерства  Российской  Федерации  по делам гражданской
обороны,  чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий  в  количестве 831 единицы, в том числе 310 военнослужащих
войск  гражданской  обороны (без персонала по охране и обслуживанию
зданий).
     3. Разрешить  иметь  в  Министерстве  Российской  Федерации по
делам  гражданской  обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и ликвидации
последствий  стихийных  бедствий  9  заместителей  Министра,  в том
числе  одного первого заместителя, коллегию в количестве 17 человек
и,   наряду   с   другими  подразделениями  центрального  аппарата,
9 следующих  департаментов  по  основным  направлениям деятельности
Министерства:  предупреждению  и  ликвидации чрезвычайных ситуаций,
войскам   гражданской   обороны   и   спасательным   формированиям,
гражданской     защите,    финансово-экономической    деятельности,
инвестициям   и   эксплуатации   основных  фондов,  инспектированию
территорий  и  сил  гражданской  обороны, кадрам и профессиональной
подготовке,     а     также     организационно-мобилизационный    и
международного сотрудничества.


     Президент Российской Федерации                        Б.Ельцин

     Москва, Кремль
     2 августа 1999 года
     N 953
     ___________________



     УТВЕРЖДЕНО
     Указом Президента
     Российской Федерации
     от 2 августа 1999 г.
     N 953


                             ПОЛОЖЕНИЕ
     о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
                             бедствий

                        I. Общие положения

     1. Министерство  Российской  Федерации  по  делам  гражданской
обороны,  чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий  (МЧС  России) является федеральным органом исполнительной
власти,  специально  уполномоченным  на  решение  задач  в  области
гражданской  обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций  природного  и  техногенного  характера (далее именуются -
чрезвычайные  ситуации), проводящим единую государственную политику
и  осуществляющим  государственное управление в области гражданской
обороны,  предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций,  а
также  координацию  деятельности федеральных органов исполнительной
власти по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
     2. МЧС    России    в   своей   деятельности   руководствуется
Конституцией  Российской  Федерации,  федеральными конституционными
законами,   федеральными   законами,   указами   и   распоряжениями
Президента    Российской   Федерации,   приказами   и   директивами
Верховного   Главнокомандующего   Вооруженными   Силами  Российской
Федерации,    постановлениями    и   распоряжениями   Правительства
Российской    Федерации,   международными   договорами   Российской
Федерации, а также настоящим Положением.
     3. МЧС    России    осуществляет    свою    деятельность    во
взаимодействии  с  федеральными  органами  государственной  власти,
органами  государственной  власти  субъектов  Российской Федерации,
органами местного самоуправления и организациями.
     4. МЧС  России  является  юридическим  лицом,  имеет  печать с
изображением  Государственного  герба  Российской  Федерации  и  со
своим  наименованием,  другие  необходимые  для  своей деятельности
печати,  штампы  и  бланки,  счета,  в том числе валютные, в банках
Российской  Федерации и органах федерального казначейства, эмблему,
флаг.

                  II. Основные задачи МЧС России

     5. Основными задачами МЧС России являются:
     1) реализация  единой   государственной   политики  в  области
гражданской  обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций;
     2) осуществление  по решению Президента Российской Федерации и
Правительства  Российской  Федерации  мер  по организации и ведению
гражданской  обороны, защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций;
     3) осуществление    нормативного    регулирования,   а   также
специальных,  разрешительных,  надзорных  и  контрольных  функций в
области гражданской обороны;
     4) осуществление  государственного  управления  и  координация
деятельности  федеральных  органов  исполнительной власти в области
гражданской  обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций;
     5) осуществление  в  установленном  порядке  сбора и обработки
информации  в  области  гражданской  обороны,  защиты  населения  и
территорий от чрезвычайных ситуаций, а также обмена ею.

                 III. Основные функции МЧС России

     6. МЧС  России  в соответствии с возложенными на него задачами
осуществляет следующие основные функции:
     1) разрабатывает  предложения  по  формированию  основ  единой
государственной    политики    в   области   гражданской   обороны,
предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций,  в том числе
преодоления последствий радиационных аварий и катастроф;
     2) организует  разработку  и вносит на рассмотрение Президента
Российской  Федерации  и Правительства Российской Федерации проекты
законодательных  и  других  нормативных  правовых актов по вопросам
гражданской  обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций,  в  том числе преодоления последствий радиационных аварий
и катастроф;
     3) принимает   в   пределах   своей   компетенции  нормативные
правовые  акты  по  вопросам  гражданской  обороны  и  осуществляет
контроль за их исполнением;
     4) осуществляет   в   соответствии   с  Основами  (концепцией)
государственной   политики   Российской   Федерации   по   военному
строительству    координацию    деятельности    и    взаимодействия
компонентов  военной  организации  при  решении  задач  обеспечения
обороны  страны  и  безопасности  государства в области гражданской
обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     5) участвует  в  подготовке  предложений Президенту Российской
Федерации   о   введении   чрезвычайного  положения  на  территории
Российской  Федерации  или  в  отдельных  ее  местностях  в  случае
возникновения чрезвычайной ситуации;
     6) разрабатывает   и   вносит   в   Правительство   Российской
Федерации   для   представления   Президенту  Российской  Федерации
предложения  о  введении  в  действие  Плана гражданской обороны на
территории  Российской  Федерации  или  в отдельных ее местностях в
полном объеме или частично;
     7) участвует  в  подготовке  предложений Президенту Российской
Федерации   о   привлечении   к  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций
Вооруженных  Сил  Российской  Федерации,  других  войск  и воинских
формирований;
     8) организует    в    установленном    порядке   совместно   с
заинтересованными   федеральными   органами  исполнительной  власти
формирование  и  доставку  гуманитарной помощи населению Российской
Федерации   и   зарубежных   стран,   пострадавшему   в  результате
чрезвычайных ситуаций;
     9) подготавливает   в   установленном  порядке  предложения  о
финансировании  мероприятий  по  ликвидации чрезвычайных ситуаций и
контролирует  использование  выделенных для этих целей материальных
ресурсов и финансовых средств;
     10) осуществляет   на  федеральном  уровне  управление  единой
государственной  системой  предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций,   а   также  руководство  функционированием  и  развитием
федеральной   системы   сейсмологических   наблюдений   и  прогноза
землетрясений;
     11) осуществляет    методическое    руководство   федеральными
органами  исполнительной  власти  и  органами исполнительной власти
субъектов  Российской Федерации при определении состава, размещении
и  оснащении  сил функциональных и территориальных подсистем единой
государственной  системы  предупреждения  и ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
     12) осуществляет   в   установленном   порядке   разработку  и
реализацию  федеральных  целевых  программ  в  области  гражданской
обороны,  защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а
также по преодолению последствий радиационных аварий и катастроф;
     13) осуществляет     методическое    руководство    совместной
деятельностью  федеральных  органов  исполнительной власти, органов
исполнительной   власти  субъектов  Российской  Федерации,  органов
местного  самоуправления  и организаций по вопросам защиты граждан,
пострадавших  от  радиационных  аварий  и катастроф или принимавших
участие   в   ликвидации   их  последствий,  а  также  реабилитации
территорий,  подвергшихся радиоактивному загрязнению, и контроль за
осуществлением мероприятий в этой области;
     14) организует   совместно  с  заинтересованными  федеральными
органами  исполнительной власти разработку концепций и предложений,
касающихся   режимов   природопользования,  безопасного  проживания
населения    и    хозяйственной    деятельности   на   радиоактивно
загрязненных территориях;
     15) координирует    в   установленном   порядке   деятельность
аварийно-спасательных   служб,  аварийно-спасательных  формирований
федеральных   органов   исполнительной   власти,  общероссийских  и
межрегиональных  общественных  объединений, имеющих уставные задачи
по  проведению  аварийно-спасательных  работ  и действующих на всей
или   большей   части  территории  Российской  Федерации,  а  также
организует   и   проводит   в   установленном   порядке  аттестацию
аварийно-спасательных   служб,  аварийно-спасательных  формирований
федеральных  органов исполнительной власти и спасателей, организует
в  пределах  своей  компетенции  проведение подводных работ особого
назначения;
     16) организует  в установленном порядке подготовку должностных
лиц   федеральных   органов   исполнительной   власти   и   органов
исполнительной  власти  субъектов  Российской Федерации по вопросам
гражданской  обороны  и  защиты  от  чрезвычайных ситуаций, а также
подготовку работников мобилизационных органов;
     17) осуществляет   методическое   руководство,  координацию  и
контроль  при  решении  вопросов  подготовки  населения  в  области
защиты от чрезвычайных ситуаций;
     18) организует     проведение    научно-исследовательских    и
опытно-конструкторских   работ   в   области  гражданской  обороны,
предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций,  преодоления
последствий  радиационных  аварий  и катастроф и разработку методик
оценки  последствий  чрезвычайных  ситуаций, участвует в разработке
требований  по  защите  населения  от  опасностей,  возникающих при
ведении  военных  действий или вследствие этих действий, а также от
чрезвычайных ситуаций;
     19) участвует   в   установлении   показателей  для  отнесения
организаций  к  категориям  по гражданской обороне в зависимости от
их  роли  в  экономике  государства  или  влияния  на  безопасность
населения;
     20) разрабатывает   в  установленном  порядке  предложения  об
отнесении   территорий   к   группам   по   гражданской  обороне  в
зависимости  от  количества проживающего на них населения и наличия
организаций,  играющих  существенную  роль  в экономике государства
или  влияющих  на безопасность населения, а также о создании убежищ
и  иных  объектов  гражданской  обороны,  о  накоплении, хранении и
использовании     в     целях     гражданской    обороны    запасов
материально-технических,   продовольственных,  медицинских  и  иных
средств;
     21) осуществляет   нормативное  регулирование  и  контроль  за
разработкой  и  реализацией  федеральными  органами  исполнительной
власти,   органами   исполнительной   власти  субъектов  Российской
Федерации,   органами   местного   самоуправления  и  организациями
мероприятий по гражданской обороне;
     22) участвует    в   проведении   государственной   экспертизы
градостроительной  документации и проектов строительства объектов в
части,  касающейся  соблюдения  требований  по гражданской обороне,
осуществляет  надзор  за  выполнением  установленных  требований по
гражданской обороне;
     23) разрабатывает  и  представляет  в  установленном порядке в
Правительство  Российской  Федерации  для  утверждения  Президентом
Российской Федерации проект плана гражданской обороны;
     24) участвует  в  разработке  мобилизационного плана экономики
Российской  Федерации  в  части,  касающейся  мероприятий в области
гражданской обороны;
     25) осуществляет  меры,  направленные  на  сохранение объектов
МЧС     России,    существенно    необходимых    для    устойчивого
функционирования  экономики  и выживания населения в военное время,
создает   и   содержит   в   целях   гражданской   обороны   запасы
материально-технических,   продовольственных,  медицинских  и  иных
средств,  разрабатывает  и  реализует  план гражданской обороны МЧС
России,  организует  проведение мероприятий по гражданской обороне,
включая   подготовку   необходимых   сил   и   средств,  создает  и
поддерживает  в состоянии постоянной готовности технические системы
управления гражданской обороны МЧС России;
     26) участвует     в     создании     территориальных    систем
централизованного  оповещения гражданской обороны и контролирует их
работу;
     27) осуществляет     методическое     руководство     органами
исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации,  органами
местного  самоуправления и организациями при подготовке гражданских
организаций  гражданской  обороны  и  обучении  населения  способам
защиты  от опасностей, возникающих при ведении военных действий или
вследствие этих действий;
     28) участвует  в разработке Генеральным штабом Вооруженных Сил
Российской  Федерации  Плана  применения Вооруженных Сил Российской
Федерации,   Мобилизационного   плана  Вооруженных  Сил  Российской
Федерации  и  Федеральной  государственной  программы  оперативного
оборудования  территории  Российской  Федерации  в  целях  обороны,
обеспечивает   осуществление   мероприятий   в   части,  касающейся
гражданской  обороны  и  оперативного  оборудования  территорий,  в
целях обороны Российской Федерации;
     29) организует    по   согласованию   с   Генеральным   штабом
Вооруженных   Сил  Российской  Федерации  планирование  действий  и
применение  войск  гражданской обороны для выполнения задач в целях
обороны  Российской  Федерации,  организует в установленном порядке
подготовку  войск  гражданской  обороны к совместным с Вооруженными
Силами  Российской  Федерации  действиям в целях обороны Российской
Федерации,  обеспечивает  боевую и мобилизационную готовность войск
гражданской обороны;
     30) осуществляет   по  согласованию  с  Министерством  обороны
Российской   Федерации   текущее   и   перспективное   планирование
мобилизационного развертывания войск гражданской обороны;
     31) определяет   потребность   войск   гражданской  обороны  в
офицерах  и  организует  их  подготовку  в  военных образовательных
учреждениях МЧС России и других образовательных учреждениях;
     32) создает  и  реорганизует в установленном порядке отдельные
бригады,  воинские части и подразделения войск гражданской обороны,
организации    МЧС    России,   осуществляет   в   соответствии   с
законодательством  Российской  Федерации комплектование соединений,
воинских   частей   и   организаций   войск   гражданской  обороны,
производит  тарификацию  утвержденных  штатов,  а  также организует
материальное,  техническое,  финансовое  и  другие виды обеспечения
войск    гражданской   обороны,   поисково-спасательных   служб   и
организаций МЧС России;
     33) осуществляет  разработку  проектов годовых и перспективных
планов   строительства   и   реконструкции   объектов  жилищного  и
производственного  назначения  МЧС России, их эксплуатацию, а также
капитальное   строительство,  содержание  и  эксплуатацию  объектов
казарменно-жилищного и других фондов;
     34) участвует    в   установленном   порядке   в   организации
экспертизы  деклараций  безопасности объектов, деятельность которых
связана  с  повышенной  опасностью производства, а также в пределах
своей  компетенции  в  работах  по  сертификации,  стандартизации и
метрологии    в   соответствии   с   законодательством   Российской
Федерации;
     35) осуществляет     в     установленном    порядке    функции
государственного  заказчика  по  разработке, производству, поставке
продукции  (работ,  услуг)  для  федеральных государственных нужд в
области  гражданской  обороны  и  защиты  населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
     36) обеспечивает   в  пределах  своей  компетенции  проведение
мероприятий  по  защите государственной тайны, развитию специальной
связи, защите служебной информации;
     37) осуществляет   в   установленном   порядке   международное
сотрудничество  в  области  гражданской  обороны,  предупреждения и
ликвидации    чрезвычайных    ситуаций,   преодоления   последствий
радиационных аварий и катастроф.

                     IV. Полномочия МЧС России

     7. МЧС России в пределах своей компетенции:
     1) принимает  решения,  обязательные  для  исполнения органами
государственной     власти     Российской    Федерации,    органами
государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации, органами
местного самоуправления и организациями;
     2) проводит   в  установленном  порядке  проверки  федеральных
органов исполнительной власти по вопросам гражданской обороны;
     3) осуществляет  по  согласованию  с  органами  исполнительной
власти    субъектов   Российской   Федерации,   органами   местного
самоуправления  проверки  по  вопросам  гражданской обороны, защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     4) запрашивает   и   получает   в   установленном  порядке  от
федеральных  органов исполнительной власти и органов исполнительной
власти  субъектов  Российской Федерации информацию, необходимую для
выполнения возложенных на МЧС России задач;
     5) привлекает   в   установленном   порядке   специалистов   и
организации  для  участия  в  проведении государственной экспертизы
проектов,   оценки  и  контроля  потенциально  опасных  объектов  и
производств и решения других задач;
     6) имеет   специальные  транспортные  средства,  оборудованные
утвержденными  в  установленном  порядке  опознавательными знаками,
специальными сигналами и средствами связи.

                     V. Руководство МЧС России

     8. МЧС  России  возглавляет  Министр  Российской  Федерации по
делам  гражданской  обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и ликвидации
последствий   стихийных   бедствий  (далее  именуется  -  Министр),
назначаемый  на  должность и освобождаемый от должности Президентом
Российской  Федерации  по  представлению Председателя Правительства
Российской Федерации.
     9. Министр  имеет  заместителей,  в  том числе одного первого,
назначаемых  на  должность и освобождаемых от должности Президентом
Российской  Федерации  по  представлению Председателя Правительства
Российской Федерации.
     10. Министр:
     1) организует  работу  МЧС  России  и  осуществляет управление
войсками   гражданской   обороны,   представляет   МЧС   России   в
федеральных     органах     государственной     власти,     органах
государственной    власти    субъектов   Российской   Федерации   и
организациях, а также в международных организациях;
     2) несет  персональную  ответственность  за выполнение задач и
функций, возложенных на МЧС России и войска гражданской обороны;
     3) устанавливает  полномочия своих заместителей и распределяет
обязанности    между    ними,   устанавливает   полномочия   других
должностных  лиц  МЧС  России,  утверждает в пределах установленных
численности  и  фонда  оплаты  труда работников структуру и штатное
расписание  центрального аппарата МЧС России, смету расходов на его
содержание   в  пределах  утвержденных  на  соответствующий  период
бюджетных   ассигнований,   а   также   положения   о   структурных
подразделениях    МЧС    России,    создает    при    необходимости
территориальные  органы  МЧС  России  и утверждает положения о них,
численность их работников и штатное расписание;
     4) вносит  в  установленном порядке на рассмотрение Президента
Российской  Федерации  и Правительства Российской Федерации проекты
нормативных  правовых актов и предложения по вопросам организации и
деятельности МЧС России;
     5) представляет    на    утверждение   Президента   Российской
Федерации   концепцию   и   план  строительства  и  развития  войск
гражданской  обороны,  предложения  по  их  структуре  и составу, а
также  по  штатной  численности  военнослужащих  войск  гражданской
обороны;
     6) решает   в   соответствии  с  законодательством  Российской
Федерации   о   государственной   службе   вопросы,   связанные   с
прохождением федеральной государственной службы в МЧС России;
     7) пользуется   в   полном  объеме  правами,  предусмотренными
общевоинскими  уставами  Вооруженных  Сил  Российской  Федерации, в
отношении военнослужащих войск гражданской обороны;
     8) зачисляет   в   установленном  порядке  граждан  Российской
Федерации   на   военную   службу  в  войска  гражданской  обороны,
назначает  на  должность  и освобождает от должности работников МЧС
России   в   порядке,  установленном  законодательством  Российской
Федерации;
     9) присваивает   военнослужащим   войск   гражданской  обороны
воинские звания до полковника (капитана 1 ранга) включительно;
     10) вносит  на  рассмотрение  Президента  Российской Федерации
предложения  о  включении  воинских  должностей  войск  гражданской
обороны  в  единый перечень воинских должностей, замещаемых высшими
офицерами,  о  назначении  на должность и освобождении от должности
военнослужащих   войск  гражданской  обороны,  для  которых  штатом
предусмотрены  воинские  звания  высших  офицеров,  о присвоении им
воинских  званий  высших  офицеров,  а  также  об  увольнении  их с
военной службы;
     11) имеет  наградной  фонд  и распоряжается им в установленном
порядке;
     12) принимает  решения  по  согласованию  с Генеральным штабом
Вооруженных   Сил  Российской  Федерации,  органами  исполнительной
власти   субъектов   Российской   Федерации   и  органами  местного
самоуправления  о  передислокации  в  пределах Российской Федерации
подразделений  и воинских частей войск гражданской обороны до полка
включительно;
     13) представляет  военнослужащих  войск  гражданской обороны и
работников  МЧС  России  к  награждению  государственными наградами
Российской Федерации;
     14) решает  в  пределах  своей компетенции вопросы обеспечения
правовой  и  социальной  защиты  военнослужащих  войск  гражданской
обороны  и  работников  МЧС  России,  его территориальных органов и
организаций  и  членов  их семей, заключает в установленном порядке
отраслевое    тарифное    соглашение   в   качестве   представителя
работодателей;
     15) направляет  в  установленном  порядке военнослужащих войск
гражданской   обороны   и   работников   МЧС   России  в  служебные
командировки, в том числе за пределы Российской Федерации;
     16) учреждает   нагрудные   знаки  (награды)  МЧС  России  для
награждения  военнослужащих  войск гражданской обороны и работников
МЧС  России,  его  территориальных  органов  и организаций, а также
граждан,  оказавших  содействие в решении возложенных на МЧС России
задач,  утверждает  положения  об  этих  наградах  и их описания, а
также  в установленном порядке описание формы одежды работников МЧС
России   и   его  территориальных  органов  и  организаций,  табель
обмундирования, нормы и порядок его выдачи;
     17) утверждает   в  установленном  порядке  генеральные  планы
строительства   и   развития  военных  городков  войск  гражданской
обороны,  проекты  сооружения  объектов  собственного строительства
войск   гражданской   обороны,   планы  научно-исследовательских  и
опытно-конструкторских   работ   в   области  гражданской  обороны,
предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций,  преодоления
последствий радиационных аварий и катастроф;
     18) является  главным  распорядителем  средств, выделенных МЧС
России  из  федерального  бюджета, включая валютные средства, имеет
право   в   установленном   порядке   списывать,  в  том  числе  по
инспекторским       свидетельствам,      технику      и      другие
материально-технические средства.
     11. В  МЧС России образуется коллегия, в состав которой входят
Министр  (председатель  коллегии), первый заместитель и заместители
Министра,  а также руководители некоторых подразделений МЧС России.
Общая  численность  коллегии устанавливается Президентом Российской
Федерации.
     Члены  коллегии МЧС России, кроме лиц, входящих в ее состав по
должности, утверждаются Президентом Российской Федерации.
     В  случае  разногласий  между  Министром  и  коллегией Министр
проводит  в жизнь свое решение, докладывая о возникших разногласиях
в  установленном  порядке  Президенту Российской Федерации, а члены
коллегии,   имеющие  особое  мнение  по  принятому  решению,  могут
изложить  его  в  письменном виде для доклада Президенту Российской
Федерации.
     12. Для  рассмотрения и выработки рекомендаций по особо важным
проблемам,  отнесенным  к  компетенции  МЧС  России, при МЧС России
создается   научно-технический   совет,  в  состав  которого  могут
входить  представители  федеральных  органов исполнительной власти,
научных   организаций   и  общественных  объединений.  Положение  о
научно-техническом  совете при МЧС России и его состав утверждаются
Министром.


                             _________

Информация по документу
Читайте также