Расширенный поиск

Письмо Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 24.12.1999 № ВГ-6-02/1049

 



                            П И С Ь М О

                МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

                        24 декабря 1999 г.

                          N ВГ-6-02/1049

                                   Утратилo силу с 1 января 2002
                                   года - Письмо Министерства по
                                    налогам и сборам Российской
                                             Федерации
                                   от 06.06.2002 г. N ВГ-6-02/800

               О постановлении Конституционного Суда
              Российской Федерации от 28.10.99 N 14-П

     Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в  связи
с    принятием    Конституционным    Судом   Российской   Федерации
Постановления   от   28.10.99   N   14-П   по   делу   о   проверке
конституционности   статьи   2   Федерального  закона  "О  внесении
изменений и дополнений в Закон Российской Федерации  "О  налоге  на
прибыль   предприятий   и   организаций"  в  связи  с  жалобой  ОАО
"Энергомашбанк" сообщает следующее.
     Указанным Постановлением     признана    не    соответствующей
Конституции Российской Федерации,  её статьям 35, 46 и 57, статья 2
Федерального  закона  от  31.12.95 N 227-ФЗ "О внесении изменений и
дополнений в  Закон  Российской  Федерации  "О  налоге  на  прибыль
предприятий  и  организаций"  в  той  части,  в какой она допускает
действие подзаконного акта,  на основании которого в противоречие с
действующим  налоговым  законодательством  при начислении налога на
прибыль   банка   в   налогооблагаемую   базу   включаются    суммы
присужденных,  но не полученных штрафов,  пеней и других санкций, а
также  позволяет  судам  при  рассмотрении  споров   ограничиваться
установлением только формальных условий применения данной нормы.
     В соответствии с пунктом 2 мотивировочной части  Постановления
Конституционного  Суда  Российской  Федерации  от  28.10.99  N 14-П
неполученные доходы в  виде  присужденных  и  признанных  должником
штрафов,  пеней и других санкций за нарушение условий договора,  не
признаются объектами  налогообложения  применительно  к  налогу  на
прибыль предприятий и организаций.
     В   соответствии   с  частью  второй  статьи  87  Федерального
конституционного  закона  от  21.07.94  N  1-ФКЗ "О Конституционном
Суде  Российской  Федерации" признание статьи 2 Федерального закона
от  31.12.95  N  227-ФЗ  "О внесении изменений и дополнений в Закон
Российской   Федерации   "О   налоге   на   прибыль  предприятий  и
организаций"  неконституционной  в той части, в какой она допускает
включение  в налогооблагаемую базу при начислении налога на прибыль
банка-кредитора  сумм  присужденных,  но  не полученных им штрафов,
пеней  и других санкций, является основанием отмены в установленном
порядке  других  норм,  которые,  исходя  из  их  места  в  системе
действующих  правовых  актов, имеют тот же неконституционный смысл.
Такие  нормы  не  могут  применяться  судами,  другими  органами  и
должностными    лицами.    Это    требование   во   всяком   случае
распространяется  на  норму  об  отнесении  к  расходам  и  потерям
банков-должников  присужденных  или  признанных  ими  сумм штрафов,
пеней   и   других   санкций  (пункт  58  Положения,  утвержденного
Постановлением   Правительства  Российской  Федерации  от  16.05.94
N 490)   и   на  аналогичные  нормы,  касающиеся  других  должников
банка-кредитора.
     Таким образом,  при  определении налоговой базы для начисления
налога на  прибыль  не  следует  учитывать  присужденные  в  пользу
банка-кредитора или признанные его должником, но неполученные суммы
штрафов,  пеней и других подлежащих взысканию с должника санкций за
нарушения им условий договора,  а также присужденные или признанные
банком-должником,  но не уплаченные  им  кредитору  суммы  штрафов,
пеней  и других подлежащих взысканию с него санкций за нарушения им
условий договора.
     В отсутствие   федерального   закона,  необходимость  которого
вытекает  из статьи  4 Закона   Российской  Федерации  от  27.12.91
N 2116-I   и   статьи  2 Федерального  закона от 31.12.95 N 227-ФЗ,
именно суд при рассмотрении конкретного дела по спору о включении в
налогооблагаемую   прибыль   банка-кредитора  присужденных,  но  не
полученных санкций призван обеспечить сочетание частных и публичных
интересов общества и государства.
     В связи с этим,  суды,  в силу закона обязанные  устанавливать
фактические  обстоятельства  дела,  должны  по таким делам выявлять
возможность изменения срока  уплаты  налогов  (глава  9  Налогового
кодекса      Российской     Федерации),     виновное     непринятие
банком-кредитором всех предусмотренных законом мер  по  обеспечению
реального  получения  присужденных  или  признанных  должником сумм
штрафов,  пеней  и  других  санкций,   необоснованность   отнесения
должником  банка  на  свои  расходы  и  потери  этих  сумм без цели
реальной     их     выплаты     кредитору,      факты      создания
банком-налогоплательщиком   искусственной  ситуации  с  отсутствием
денег  на  его  расчетном  счете,  а   также   другие   фактические
обстоятельства,  которые  в  соответствии  с  действующим налоговым
законодательством  должны  учитываться  при   решении   вопроса   о
привлечении  к  налоговой  ответственности  банка-кредитора или его
должников и о возложении на одну  из  этих  сторон  обязанности  по
уплате налога.
     С учетом      вышеназванных      положений       Постановления
Конституционного  Суда  Российской Федерации с 28 октября 1999 года
налоговым органам при  определении  налоговой  базы  по  налогу  на
прибыль  у  организаций,  кроме  банков,  для  начисления налога на
прибыль следует руководствоваться действующими  нормами  налогового
законодательства,  в том числе пунктами 14 и 15 Положения о составе
затрат по  производству  и  реализации  продукции  (работ,  услуг),
включаемых  в себестоимость продукции (работ,  услуг),  и о порядке
формирования    финансовых     результатов,     учитываемых     при
налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства
Российской  Федерации  от  05.08.92  N  552,   до   их   отмены   в
установленном порядке.
     Доведите указанное до нижестоящих налоговых органов.


     Первый заместитель министра
     Главный государственный
     советник налоговой службы                            В.В.Гусев



Информация по документу
Читайте также