Расширенный поиск
Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 12.09.2002 № 93нП Р И К А З Министерства финансов Российской Федерации от 12 сентября 2002 г. N 93н Об утверждении Временного положения о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 27 ноября 2002 г. Регистрационный N 3957 (В редакции приказов Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 г. N 46н; от 11.05.2006 г. N 77н; от 27.11.2007 г. N 119н) В соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33 (часть I), ст. 3422; N 51, ст. 4829; 2002, N 1 (часть I), ст. 2) и постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2002 г. N 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 6, ст. 583) приказываю: 1. Утвердить прилагаемое Временное положение о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации. 2. Департаменту регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности обеспечить регулирование системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации. (В редакции Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 г. N 46н) 3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя Министра финансов Российской Федерации С.Д.Шаталова. (В редакции приказов Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 г. N 46н; от 11.05.2006 г. N 77н) ____________ ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12 сентября 2002 г. N 93н (В редакции приказов Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 г. N 46н; от 11.05.2006 г. N 77н; от 27.11.2007 г. N 119н) Общие положения 1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" и постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2002 г. N 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации". 2. Министерство финансов Российской Федерации организует в установленном законодательством Российской Федерации порядке систему аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации. Аттестация, обучение и повышение квалификации аудиторов проводятся в учебно-методических центрах, включенных в государственный реестр учебно-методических центров (далее именуются - учебно-методические центры). Порядок включения, отказа на включение учебно-методических центров в государственный реестр учебно-методических центров и исключения учебно-методических центров из государственного реестра 3. Министерство финансов Российской Федерации ведет государственный реестр учебно-методических центров, издает приказы о включении, отказе на включение учебно-методических центров в государственный реестр учебно-методических центров, а также об исключении учебно-методических центров из государственного реестра. 4. Министерство финансов Российской Федерации проверяет соблюдение учебно-методическими центрами следующих условий для включения в государственный реестр учебно-методических центров: а) учебно-методический центр действует (создан) в структуре образовательного учреждения или с участием образовательного учреждения и аккредитованного профессионального аудиторского объединения; б) образовательное учреждение имеет лицензию на право осуществления образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования по специальностям "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" и (или) "Финансы и кредит". Длительность обучения, предусмотренная лицензией, должна быть не менее 200 часов; в) учебно-методический центр имеет в штате или привлекает преподавателей высшей квалификации по специальностям "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" и (или) "Финансы и кредит", "Налоги и налогообложение" либо по кафедрам, читающим курсы по аудиту, бухгалтерскому учету, анализу, налогообложению, финансам и кредиту; г) учебно-методический центр имеет необходимую материально-техническую базу; д) образовательное учреждение имеет трехлетний опыт работы по подготовке (переподготовке) или повышению квалификации кадров экономического профиля. 5. Министерство финансов Российской Федерации проверяет наличие следующих документов, представляемых образовательным учреждением, претендующим на включение в государственный реестр учебно-методических центров: а) заявление по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению; б) заверенные в установленном порядке копии учредительных документов и документа о государственной регистрации образовательного учреждения; в) заверенную в установленном порядке копию лицензии на осуществление образовательной деятельности с приложениями к ней; г) заверенную в установленном порядке копию свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения (если имеется); д) общие сведения об образовательном учреждении по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению; е) сведения о материально-технической базе образовательного учреждения. 6. Министерство финансов Российской Федерации вправе отказать учебно-методическому центру во включении в государственный реестр учебно-методических центров в случае, если: а) учебно-методический центр не представил какие-либо из указанных в пункте 5 настоящего Положения документы или представил документы, оформленные с нарушением требований, установленных настоящим Положением; б) учебно-методический центр не соответствует критериям, указанным в пункте 4 настоящего Положения; в) учебно-методический центр отказался дать письменные разъяснения положений заявления на включение в государственный реестр учебно-методических центров и (или) прилагаемых к нему документов; г) учебно-методический центр предоставил о себе и (или) своей деятельности недостоверные сведения либо документы; д) учебно-методический центр был ранее (менее чем за 5 лет до представления заявления) исключен из государственного реестра учебно-методических центров. 7. Решение о включении или отказе на включение учебно-методического центра в государственный реестр учебно-методических центров принимается Министерством финансов Российской Федерации в срок не более 60 дней с даты поступления (регистрации) полного комплекта документов, предусмотренного пунктом 5 настоящего Положения, с учетом возможного рассмотрения данного вопроса Советом по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации. 8. После издания Министерством финансов Российской Федерации приказа о включении в государственный реестр учебно-методических центров учебно-методическому центру в течение 5 рабочих дней направляется письменное уведомление (письмо) с копией данного приказа. 9. Сведения о включении учебно-методического центра в государственный реестр учебно-методических центров публикуются Министерством финансов Российской Федерации в официальных средствах массовой информации Министерства финансов Российской Федерации (в "Финансовой газете"). 10. При отказе на включение учебно-методического центра в государственный реестр учебно-методических центров Министерство финансов Российской Федерации обязано в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об отказе во включении в государственный реестр учебно-методических центров направить письменное уведомление с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения. 11. В целях осуществления государственного регулирования аудиторской деятельности<1> Министерство финансов Российской Федерации заключает в установленном законодательством Российской Федерации порядке договоры с образовательными учреждениями, в структуре или с участием которых созданы учебно-методические центры, о проведении в учебно-методических центрах квалификационных экзаменов и повышении квалификации аудиторов и перечисляет им необходимые средства на организацию мероприятий по проведению квалификационных экзаменов и повышению квалификации из средств, поступающих на специальный счет Министерства финансов Российской Федерации, в счет платы за проведение аттестации<2>. 12. Министерству финансов Российской Федерации при заключении договора на проведение аттестации и повышение квалификации аудиторов в учебно-методическом центре предусматривать возможность приостановления проведения аттестации и повышения квалификации аудиторов в учебно-методическом центре. При этом основаниями для приостановления проведения аттестации и повышения квалификации аудиторов будут являться: а) нарушение требований пункта 4 настоящего Положения; б) неоднократное нецелевое использование средств, перечисленных Министерством финансов Российской Федерации на проведение квалификационных экзаменов; в) невыполнение решений Министерства финансов Российской Федерации, обязывающих учебно-методические центры устранить выявленные нарушения в установленные сроки; г) неоднократное (более 2 раз в год) несоблюдение сроков представления в Министерство финансов Российской Федерации списков групп претендентов, итоговых протоколов экзаменационных комиссий и документов претендентов; (В редакции Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 27.11.2007 г. N 119н) д) неправильное отражение сведений о претендентах, предусмотренных пунктом 19 настоящего Положения, вносимых в списки групп претендентов в соответствии с полученными от них документами, а также предоставление недостоверных сведений о результатах квалификационных экзаменов; е) непредставление Министерству финансов Российской Федерации в установленные сроки отчетов о деятельности учебно-методического центра по итогам календарного года; ж) наличие неоднократных обоснованных жалоб слушателей на низкий уровень качества занятий и отсутствие практической пользы в результате их посещения; з) несоответствие календарного плана проведения занятий с группой аудиторов утвержденным программам повышения квалификации аудиторов. (Дополнен - Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 27.11.2007 г. N 119н) Об устранении нарушений, повлекших за собой приостановление Министерством финансов Российской Федерации проведения аттестации и повышения квалификации аудиторов в учебно-методическом центре, учебно-методический центр в письменной форме информирует Министерство финансов Российской Федерации и предоставляет соответствующие документы. (В редакции Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 г. N 46н) 13. Министерству финансов Российской Федерации при заключении договора на проведение аттестации и повышение квалификации аудиторов в учебно-методическом центре предусматривать возможность прекращения проведения аттестации и повышения квалификации аудиторов в учебно-методическом центре и исключения учебно-методического центра из государственного реестра в случаях: а) если нарушения, повлекшие приостановление проведения аттестации и повышения квалификации аудиторов в учебно-методическом центре, не устранены в течение 6 месяцев с даты указанного приостановления; б) если в течение одного календарного года учебно-методический центр не проводил аттестацию и повышение квалификации аудиторов; в) нарушения порядка проведения аттестации; г) реорганизации образовательного учреждения (кроме преобразования), изменения типа или ликвидации образовательного учреждения, прекращения действия лицензии на образовательную деятельность; д) выявления факта выдачи аудитору документа о прохождении курсов повышения квалификации без прохождения таким аудитором обучения. (Дополнен - Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 27.11.2007 г. N 119н) 14. При принятии решения об исключении учебно-методического центра из государственного реестра учебно-методических центров Министерством финансов Российской Федерации издается приказ и производится соответствующая запись в государственном реестре. После издания Министерством финансов Российской Федерации приказа об исключении из государственного реестра учебно-методических центров образовательному учреждению в течение 5 рабочих дней направляется письменное уведомление (письмо) с копией данного приказа. 15. Сообщения об исключении учебно-методического центра из государственного реестра публикуются Министерством финансов Российской Федерации в официальных средствах массовой информации Министерства финансов Российской Федерации (в "Финансовой газете"). _____________ <1> В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2002 г. N 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации". <2> В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 482 "Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 6.02.2002 г. N 80). Порядок проведения аттестации 16. Аттестация проводится с целью проверки квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, в форме квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, по итогам которого выдаются квалификационные аттестаты аудиторов следующих типов: а) в области общего аудита; б) в области аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов; в) в области аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудита страховщиков); г) в области аудита кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковского аудита). 17. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора соответствующего типа без ограничения срока действия по форме, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 апреля 2002 г. N 34н "Об утверждении формы бланка квалификационного аттестата аудитора"<1>. 18. К аттестации допускаются лица, имеющие высшее экономическое и (или) юридическое образование, полученное в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо имеющие документ о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельство об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании; а также стаж работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет из последних пяти на территории Российской Федерации (либо в российских или совместных с российскими организациях и учреждениях на территории иностранных государств). 19. Претенденты на получение квалификационного аттестата аудитора представляют в Министерство финансов Российской Федерации через учебно-методические центры следующие документы: а) заявление, заполненное в печатном виде, о допуске к аттестации по форме согласно приложению 3 к настоящему Положению; б) заверенную в установленном порядке копию диплома о высшем экономическом или юридическом образовании; в) заверенную в установленном порядке копию трудовой книжки (в случае невозможности нотариального заверения трудовой книжки представляется копия трудовой книжки, заверенная по последнему месту работы, либо справка с места работы с указанием занимаемой должности и срока пребывания в ней); г) свидетельство Министерства образования Российской Федерации о признании эквивалентности иностранного документа об образовании (при наличии высшего экономического и (или) юридического образования, полученного в иностранном образовательном учреждении); д) копию платежного документа о внесении платы за проведение аттестации; е) копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации. 20. Для обеспечения проведения аттестации Советом по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации создаются комиссия по разработке и обновлению программ квалификационных экзаменов и программ повышения квалификации аудиторов, а также комиссия по формированию и обновлению экзаменационной базы билетов и тестов и утверждается состав указанных комиссий. 21. База данных для формирования экзаменационных билетов и тестов рекомендуется Советом по аудиторской деятельности и используется Министерством финансов Российской Федерации в процессе аттестации. База данных для формирования экзаменационных билетов и тестов состоит из не менее 800 вопросов по экзаменационным билетам, не менее 1000 вопросов тестов для проведения квалификационного экзамена в соответствии с разделами Программ; не менее 150 практических задач по аудиту. Обновление базы данных для формирования экзаменационных билетов и тестов осуществляется на регулярной основе с учетом внесенных изменений и дополнений в законодательные и нормативные акты. 22. На основе полного комплекта документов, предусмотренного пунктом 19 настоящего Положения, учебно-методические центры формируют списки групп претендентов на сдачу квалификационного экзамена в количестве не менее 10 и не более 20 человек. Указанные списки представляются в Министерство финансов Российской Федерации не менее чем за 15 дней до даты проведения квалификационного экзамена и рассматриваются Министерством финансов Российской Федерации в срок, не превышающий 10 дней. Представители учебно-методических центров получают в Министерстве финансов Российской Федерации списки претендентов, допущенных Министерством финансов Российской Федерации к сдаче квалификационного экзамена, не позднее чем за 5 дней до даты проведения квалификационного экзамена. В случае ненадлежащего оформления списков групп претендентов указанные списки возвращаются на переоформление в учебно-методический центр. 23. Списки претендентов включают следующие данные: а) номер по порядку; б) фамилия, имя, отчество претендента; в) место жительства; г) данные документа, удостоверяющего личность; д) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии); е) места работы и должности, занимаемые претендентом за последние пять лет (при несоответствии занимаемой должности примерному перечню экономических и юридических специальностей, указанному в пункте 18 настоящего Положения, в случае необходимости предоставляется расшифровка должностных обязанностей); ж) полное наименование учебного заведения, существовавшее на момент окончания его претендентом (номер диплома, специальность, год окончания), номер свидетельства о государственной аккредитации; з) наличие свидетельства Министерства образования Российской Федерации о признании эквивалентности иностранного документа об образовании (в случае, если высшее экономическое или юридическое образование получено в иностранном образовательном учреждении); и) номер и дата платежного документа, подтверждающего внесение платы за проведение аттестации, фамилия, имя, отчество (наименование организации) плательщика. 24. Министерство финансов Российской Федерации рассматривает результаты квалификационных экзаменов в срок, не превышающий 45 дней со дня представления учебно-методическими центрами соответствующих документов, с учетом предварительного рассмотрения результатов квалификационных экзаменов Советом по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации и принимает решение о выдаче (отказе в выдаче) квалификационных аттестатов аудитора. Министерство финансов Российской Федерации выдает квалификационные аттестаты аудитора по установленной форме в месячный срок со дня принятия решения об их выдаче. Выдача квалификационных аттестатов осуществляется по предъявлении документа, удостоверяющего личность, самому аудитору либо иному лицу на основании заверенной в установленном порядке доверенности. 25. За проведение аттестации взимается плата (на дату подачи претендентом полного комплекта документов, предусмотренных пунктом 19 настоящего Положения) в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации. При неудовлетворительных итогах аттестации плата за ее проведение не возвращается. 26. Взамен утерянного (утраченного) действующего квалификационного аттестата может быть выдан дубликат. За выдачу дубликата взимается плата в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации. При отказе аудитора от получения дубликата аттестата плата за его выдачу не возвращается. Для получения дубликата аудитору необходимо представить следующие документы: а) заявление с указанием причины получения дубликата; б) копию платежного документа о внесении платы за выдачу дубликата; в) 2 фотографии размером 4 х 6 см (для аттестатов с ограниченным сроком действия и для бессрочных аттестатов, выданных согласно решениям Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссии Министерства финансов Российской Федерации в период с 9 сентября 2001 г. по 13 июня 2002 г.). Министерство финансов Российской Федерации рассматривает и оформляет документы, представленные для получения дубликата квалификационного аттестата в случае соответствия их установленным требованиям, включая поступление платы за выдачу дубликата квалификационного аттестата, в месячный срок, со дня регистрации в Министерстве финансов Российской Федерации их полного комплекта. Выдача дубликатов квалификационных аттестатов производится по предъявлении документа, удостоверяющего личность, самому аудитору либо иному лицу на основании заверенной в установленном порядке доверенности. ____________ <1> Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 мая 2002 г., регистрационный N 3445. Порядок проведения квалификационных экзаменов на право осуществления аудиторской деятельности 27. Квалификационные экзамены по направлениям аудита, соответствующим отдельным типам квалификационных аттестатов аудитора, указанным в пункте 16 настоящего Положения, проводятся один раз в месяц одновременно во всех учебно-методических центрах, своевременно подавших необходимые документы. 28. Квалификационные экзамены проводятся в течение трех дней и состоят из тестирования и выполнения письменной работы по экзаменационным билетам (с перерывом между тестированием и проведением письменной работы по экзаменационным билетам от одного до трех дней). В период квалификационного экзамена письменная работа проводится исключительно по местонахождению учебно-методического центра. Квалификационные экзамены сдаются на русском языке без помощи переводчика. (В редакции Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 г. N 46н) 29. Информация о дате и месте проведения квалификационного экзамена доводится до сведения претендентов учебно-методическими центрами не менее чем за 5 дней до намеченной даты его проведения. Конкретные даты проведения квалификационных экзаменов устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации. 30. Министерство финансов Российской Федерации утверждает Программы проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора (далее - Программы). Претенденты сдают квалификационные экзамены в соответствии с Программами. До утверждения Программ действуют Программы, утвержденные Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией Министерства финансов Российской Федерации и Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией Центрального банка Российской Федерации, согласованные с Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, с учетом нововведений в законодательстве Российской Федерации. 31. Министерство финансов Российской Федерации формирует состав экзаменационных комиссий для проведения квалификационного экзамена в письменной форме за пять дней до даты проведения экзаменов. (В редакции Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 г. N 46н) Тестирование без информационно-технического обеспечения проводится экзаменационной комиссией. Экзаменационная комиссия (не менее 5 человек) должна состоять из председателя, членов комиссии - специалистов в области гражданского права, бухгалтерского учета, налогообложения юридических и физических лиц, финансов организаций, аудита, а также технического секретаря. Обоснованиями понятия "специалист" являются: а) наличие ученой степени кандидата (доктора) наук или ученого звания доцента (профессора) по специальности, входящей в Программу проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора; б) при наличии других ученых степеней и званий или при отсутствии степеней и званий - наличие пятилетнего опыта работы либо пятилетнего опыта преподавания, предусматривающих знание вопросов по разделам Программы проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора. Председатель экзаменационной комиссии определяется из сформированного Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Советом по аудиторской деятельности состава кандидатов в председатели экзаменационных комиссий по проведению квалификационных экзаменов. В состав экзаменационной комиссии могут включаться представители Министерства финансов Российской Федерации, и (или) федеральных органов исполнительной власти, участвующих в регулировании профессиональной деятельности организаций, подлежащих обязательному аудиту, и (или) Центрального банка Российской Федерации, и (или) аккредитованных профессиональных аудиторских объединений. Членами комиссии могут являться специалисты, в том числе рекомендованные аккредитованными профессиональными аудиторскими объединениями. (В редакции Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 г. N 46н) Не допускается включать в состав экзаменационной комиссии (в том числе в качестве председателя комиссии) представителей учебно-методического центра (за исключением технического секретаря), в котором проводится экзамен, а также участников предэкзаменационной подготовки претендентов экзаменационной группы, в которой проводится экзамен. (В редакции Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 г. N 46н) 32. Министерство финансов Российской Федерации формирует и утверждает для каждого учебно-методического центра индивидуальный экзаменационный комплект билетов и тестов, не повторяющий экзаменационные комплекты билетов и тестов для других учебно-методических центров. Формирование экзаменационных комплектов билетов и тестов осуществляется централизованно методом выборки из базы данных для формирования экзаменационных билетов и тестов. 33. Претенденты допускаются к квалификационным экзаменам при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность. Претенденты, не имеющие при себе паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность, либо опоздавшие на экзамены, считаются не явившимися на экзамен. 34. Для проведения тестирования формируются 20 вариантов тестов, каждый из которых содержит 50 вопросов (10 вопросов по каждому из пяти разделов Программы), для выполнения письменной работы по экзаменационным билетам - экзаменационные билеты в количестве 25 штук. Экзаменационный билет состоит из двух частей. Первая часть экзаменационного билета включает в себя 5 вопросов в соответствии с каждым из разделов Программы, вторая часть - одну практическую задачу по аудиту. (В редакции Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 г. N 46н) Представители учебно-методических центров получают в Министерстве финансов Российской Федерации экзаменационные билеты и тесты, скрепленные штампом Министерства финансов Российской Федерации. При информационно-техническом обеспечении проведения квалификационных экзаменов Министерством финансов Российской Федерации формируются индивидуальные варианты экзаменационных тестов и через телекоммуникационные средства связи доводятся до каждого претендента. Во время проведения тестирования (при условии его информационно-технического обеспечения), а также письменной работы допускается присутствие по поручению Министерства финансов Российской Федерации представителей Министерства финансов Российской Федерации, Совета по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации и аккредитованных профессиональных аудиторских объединений в качестве наблюдателей без права общения с претендентами. (В редакции Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 г. N 46н) 35. Тестирование проводится в течение 3 академических часов. Экзаменационная комиссия оформляет протокол результатов тестирования и через учебно-методические центры доводит данные результаты до сведения претендентов на следующий день после даты проведения тестирования. При информационно-техническом обеспечении проведения квалификационных экзаменов тестирование проводится с 10 до 12 часов 15 минут (по московскому времени) в режиме реального времени, промежуточный протокол результатов тестирования оформляется Министерством финансов Российской Федерации и через учебно-методические центры доводится до сведения претендентов на следующий день после даты проведения тестирования. Письменная работа в первый день проводится по экзаменационным билетам, включающим 3 вопроса по следующим разделам Программы: "Основы правового регулирования имущественных отношений", "Налогообложение юридических и физических лиц", "Финансы организаций". На подготовку ответа по каждому вопросу билета в первый и во второй день письменной работы претенденту предоставляется 1 академический час. После ответа на каждый вопрос билета и сдачи экзаменационной комиссии подписанных листов с письменным ответом по данному вопросу претендент имеет право выхода из аудитории на 10 минут. После возвращения в аудиторию претенденту выдается следующий вопрос билета. Во второй день проводится письменная работа по билетам, включающим два вопроса по разделам Программы "Бухгалтерский учет и отчетность" и "Аудит" и практическую задачу. После ответа на каждый вопрос билета и сдачи экзаменационной комиссии подписанных листов с письменным ответом по данному вопросу претендент имеет право выхода из аудитории на 10 минут. После возвращения в аудиторию претенденту выдается практическая задача, на решение которой предоставляется 2 академических часа. Претенденты не имеют права выхода из аудитории до сдачи практической задачи экзаменационной комиссии. (В редакции Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 г. N 46н) 36. Результаты квалификационного экзамена объявляются претендентам экзаменационной комиссией в срок не более 2 дней после их проведения. 37. При проведении квалификационных экзаменов претендентам запрещается пользоваться законодательными и нормативными актами Российской Федерации, инструктивными и справочными материалами, за исключением периода решения практической задачи. Вести переговоры с другими претендентами запрещается. Претенденты, нарушившие эти требования, удаляются из аудитории и считаются не сдавшими экзамены. 38. Лицам, не принимающим участие в экзамене, присутствовать на квалификационных экзаменах не разрешается (кроме лиц, упомянутых в абзаце четвертом пункта 34 настоящего Положения). 39. Результаты квалификационных экзаменов оцениваются следующим образом: за каждый правильный ответ на поставленный вопрос тестов дается 2 балла, за неправильный ответ - 0 баллов; за каждый ответ на поставленный вопрос в билете, оцененный экзаменационной комиссией "отлично", дается 10 баллов, соответственно "хорошо" - 8 баллов, "удовлетворительно" - 6 баллов, "неудовлетворительно" - ноль баллов. За решение практической задачи даются следующие баллы: 50 баллов, либо 25 баллов, либо 0 баллов. Претендент, набравший по тестированию менее 86 баллов, считается не сдавшим экзамен и к письменной работе по экзаменационным билетам не допускается. (В редакции Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 г. N 46н) Экзаменационная комиссия после проведения квалификационного экзамена выносит положительное или отрицательное решение по результатам сдачи претендентами квалификационных экзаменов. При этом успешно сдавшими квалификационные экзамены считаются претенденты, набравшие по второму этапу квалификационного экзамена от 67 до 100 баллов при условии получения за ответы на вопросы экзаменационных билетов не менее 42 баллов. 40. По истечении времени, отведенного на проведение экзаменов, претенденты обязаны сдать в экзаменационную комиссию тесты и билеты вместе с подписанными на них ответами. Претенденты, нарушившие эти требования, считаются не сдавшими квалификационный экзамен. При информационно-техническом обеспечении проведения квалификационных экзаменов тестирование проводится в режиме реального времени. 41. Итоговые протоколы экзаменационных комиссий и документы претендентов в течение пяти рабочих дней после объявления результатов квалификационного экзамена претендентам передаются в Министерство финансов Российской Федерации. Совет по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации может в предварительном порядке рассматривать результаты аттестации, в том числе с участием соответствующей комиссии по вопросам аттестации и повышения квалификации аудиторов. В случае возникновения сомнений в объективности выставленной экзаменационной комиссией оценки Министерство финансов Российской Федерации вправе назначить претенденту переэкзаменовку. (В редакции Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 27.11.2007 г. N 119н) 42. Претенденты, в отношении которых экзаменационной комиссией по результатам сдачи квалификационных экзаменов вынесено отрицательное решение, имеют право апеллировать в Совет по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации в течение 30 календарных дней с даты объявления результатов экзаменов. Аргументированная апелляция представляется в письменной форме. Для ее рассмотрения Министерство финансов Российской Федерации по согласованию с учебно-методическими центрами устанавливает специальный день, который заранее сообщается претендентам, представившим апелляцию. Апелляция рассматривается апелляционной комиссией, создаваемой Советом по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, в месячный срок со дня получения ею материалов на апелляцию в присутствии претендента. Совет по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации может рассматривать материалы проверок по апелляциям претендентов. Апелляция может по письменному заявлению претендента рассматриваться в его отсутствии. (Дополнен - Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 г. N 46н) 43. Заключение апелляционной комиссии в течение трех дней после рассмотрения апелляции направляется в Министерство финансов Российской Федерации для принятия окончательного решения. Окончательное решение по апелляции Министерство финансов Российской Федерации принимает и сообщает претенденту в месячный срок после получения заключения апелляционной комиссии. 44. При выявлении фактов представления в Министерство финансов Российской Федерации недостоверных сведений и (или) подложных документов претендент лишается права на получение квалификационного аттестата аудитора, а необоснованно выданный аттестат аннулируется. При повторном представлении недостоверных сведений вопрос о выдаче нового аттестата не рассматривается. 45. Письменные работы претендентов, сдававших квалификационные экзамены, а также протоколы экзаменационных комиссий хранятся в Министерстве финансов Российской Федерации в течение 3 лет. 46. Министерство финансов Российской Федерации организует регулярные проверки правильности проведения квалификационных экзаменов и использования выделенных для этого средств. Материалы проверок в предварительном порядке могут рассматриваться на заседаниях Совета по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации. По результатам проверок Министерством финансов Российской Федерации выносятся соответствующие решения. Порядок обучения и повышения квалификации аудиторов 47. Порядок предаттестационного (или предквалификационного) обучения претендентов на получение квалификационного аттестата аудитора определяется федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Образование аудитора". В период до принятия постановления Правительства Российской Федерации по данному вопросу претендентам рекомендуется проходить предэкзаменационное (предквалификационное) обучение в учебно-методических центрах по Программам проведения квалификационных экзаменов. 48. Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата (продления на неограниченный срок либо обмена), проходить обучение по Программам повышения квалификации аудиторов, утверждаемым Министерством финансов Российской Федерации. До утверждения Министерством финансов Российской Федерации программ повышения квалификации аудиторов действуют программы повышения квалификации аудиторов, утвержденные Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией Министерства финансов Российской Федерации. 49. Повышение квалификации для аудиторов, имеющих квалификационный аттестат одного типа, осуществляется в объеме не менее 40 академических часов в год. Повышение квалификации для аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты двух и более типов, осуществляется в объеме не менее 10 академических часов в год по каждому направлению аудита, которому соответствует тип квалификационного аттестата, но не менее 40 академических часов в общем объеме. 50. Курсы повышения квалификации аудиторов проводятся учебно-методическим центром на основе составляемого им до начала занятий календарного плана проведения занятий с группой аудиторов. Проведение повышения квалификации аудиторов учебно-методическим центром вне местонахождения этого учебно-методического центра возможно при наличии договора образовательного учреждения, в структуре или с участием которого создан учебно-методический центр, с образовательным учреждением, на базе которого планируется проведение повышения квалификации аудиторов, и лицензии на осуществление вторым образовательным учреждением образовательной деятельности. (В редакции Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 27.11.2007 г. N 119н) По итогам проведения курсов повышения квалификации учебно-методические центры выдают аудиторам документы о прохождении курсов повышения квалификации. 51. Министерство финансов Российской Федерации вправе отменить проведение повышения квалификации аудиторов, уведомив об этом учебно-методический центр. Отмена проведения повышения квалификации аудиторов осуществляется в случаях: а) (Исключен - Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 27.11.2007 г. N 119н) б) (Исключен - Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 27.11.2007 г. N 119н) в) отсутствия лицензии на образовательную деятельность (с приложениями) и (или) договора с образовательным учреждением, на базе которого проводится повышение квалификации вне местонахождения учебно-методического центра. 52. Не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором проводилось повышение квалификации аудиторов, учебно-методические центры представляют в Министерство финансов Российской Федерации информацию о выданных аудиторам документах о прохождении курсов повышения квалификации аудиторов с указанием номеров документов, количества прослушанных аудитором академических часов по повышению квалификации в разрезе разделов программы, фамилии, имени, отчества аудитора, номера и типа его квалификационного аттестата. Данные сведения представляются в печатном и электронном виде (на дискете). 53. Министерство финансов Российской Федерации организует регулярные проверки проведения повышения квалификации аудиторов. Министерство финансов Российской Федерации вправе отменить решение учебно-методического центра о выдаче аудитору документа о прохождении курса повышения квалификации в случае предоставления учебно-методическим центром недостоверных сведений о прохождении аудитором повышения квалификации. 54. В срок не позднее 4 лет с момента выдачи впервые оформленного, продленного либо выданного в порядке обмена квалификационного аттестата аудитора аудитор представляет сведения о соблюдении им требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленного статьей 15 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (далее - подтверждение соблюдения требования о ежегодном повышении квалификации). В дальнейшем аудитор подтверждает соблюдение требования о ежегодном повышении квалификации в срок не позднее 3 лет с момента предыдущего подтверждения соблюдения требования о ежегодном повышении квалификации. (Пункт в редакции Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 11.05.2006 г. N 77н) 55. Подтверждение соблюдения требования о ежегодном повышении квалификации может производиться аудитором в аккредитованном при Министерстве финансов Российской Федерации профессиональном аудиторском объединении (далее - АПАО), членом которого является аудитор, а в случаях, когда аудитор не является членом хотя бы одного АПАО, - в любом из АПАО по выбору аудитора. Если аудитор является членом двух и более АПАО, подтверждение соблюдения требования о ежегодном повышении квалификации производится таким аудитором в одном АПАО, членом которого он является, по выбору аудитора. Аудитор должен письменно уведомить другие АПАО, членом которых он является, о подтверждении соблюдения требования о ежегодном повышении квалификации в избранном им АПАО. (Пункт в редакции Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 11.05.2006 г. N 77н) 56. На основании документов, представленных аудитором, АПАО осуществляет заполнение оборотной стороны бланка квалификационного аттестата аудитора и проставление отметки о соблюдении аудитором требования о ежегодном повышении квалификации (далее - проставление отметки АПАО). Отметка о соблюдении аудитором требования о ежегодном повышении квалификации должна содержать подпись руководителя АПАО или лица, уполномоченного им, заверенную печатью АПАО, и дату проставления этой отметки. 57. Аудитор представляет в АПАО: а) заявление (приложение 4 к настоящему Положению); б) оригинал квалификационного аттестата аудитора; в) документы о повышении квалификации (оригиналы или заверенные в установленном порядке копии). АПАО не вправе отказать аудитору, представившему указанные документы в соответствии с пунктом 55 настоящего Положения, в принятии таких документов. 58. Документы, предусмотренные пунктом 57 настоящего Положения, представляются аудитором непосредственно в АПАО или направляются заказным почтовым отправлением с описью вложений и уведомлением о вручении. Оригиналы документов, за исключением заявления, возвращаются представившим их лицам непосредственно под расписку или путем направления заказного почтового отправления с описью вложений и уведомлением о вручении в течение 7 календарных дней со дня, следующего за днем проставления отметки АПАО. В материалы АПАО в этом случае помещаются заверенные АПАО копии. 59. Документы, предусмотренные пунктом 57 настоящего Положения, поступившие до 1 июня 2006 г. в Министерство финансов Российской Федерации, рассматриваются Министерством финансов Российской Федерации. Документы, предусмотренные пунктом 57 настоящего Положения, поступившие в Министерство финансов Российской Федерации не ранее 1 июня 2006 г., возвращаются с сопроводительным письмом аудитору без рассмотрения для последующего их представления аудитором в АПАО. 60. Проставление отметки АПАО производится не позднее 30 календарных дней со дня, следующего за днем получения АПАО заявления, предусмотренного пунктом 57 настоящего Положения. Днем получения АПАО заявления считается: а) для заявления, направленного заказным почтовым отправлением, - дата вручения почтового отправления, указанная в уведомлении о вручении; б) для заявления, представленного в АПАО непосредственно, - дата, указанная в отметке АПАО о принятии заявления. По истечении указанного срока АПАО обязано осуществить проставление отметки либо представить мотивированный отказ в проставлении отметки (далее - мотивированный отказ). Не допускается обусловливать принятие документов, предусмотренных пунктом 57 настоящего Положения, а также сроки и (или) результаты рассмотрения таких документов выполнением аудитором каких-либо действий. 61. До проставления отметки АПАО: а) сверяет данные квалификационного аттестата аудитора с данными государственного реестра аттестованных аудиторов аудиторских организаций и реестра лицензий индивидуальных аудиторов; б) сверяет данные документов о повышении квалификации с государственным реестром учебно-методических центров и сведениями о прохождении аудиторами повышения квалификации в учебно-методических центрах. 62. Проставление отметки АПАО производится в порядке поступления документов независимо от того является или не является аудитор, представивший документы, членом данного АПАО. 63. Плата за проставление отметки АПАО не взимается. 64. В целях сверки АПАО данных, предусмотренной пунктом 61 настоящего Положения, Министерство финансов Российской Федерации обеспечивает доступ уполномоченным представителям АПАО к информации, содержащейся в государственном реестре аттестованных аудиторов аудиторских организаций, реестре лицензий индивидуальных аудиторов и государственном реестре учебно-методических центров, а также сведениям о прохождении аудиторами ежегодного повышения квалификации в учебно-методических центрах. 65. Отказ в проставлении отметки АПАО допускается только в случае, если: а) аудитором не представлен полный комплект документов, предусмотренных пунктом 57 настоящего Положения; б) представленные аудитором документы не отвечают требованиям настоящего Положения; в) в представленных аудитором документах выявлены недостоверная информация, противоречащие или не соответствующие друг другу сведения; г) представленный аудитором квалификационный аттестат аудитора аннулирован; д) вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 57 настоящего Положения, аудитором не представлены отдельные документы о повышении квалификации, подтверждающие соблюдение аудитором требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленного статьей 15 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и пунктами 48 и 49 настоящего Положения. Отказ в проставлении отметки АПАО в случаях, не указанных в настоящем пункте, не допускается. 66. В мотивированном отказе должен быть указан подпункт пункта 65 настоящего Положения, на основании которого АПАО отказывает в проставлении отметки АПАО, и приведена конкретная причина отказа в проставлении отметки АПАО. Мотивированный отказ подписывает руководитель АПАО или лицо, уполномоченное им, и заверяется печатью АПАО. Мотивированный отказ вручается АПАО под расписку самому аудитору либо иному лицу на основании заверенной в установленном порядке доверенности или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В случае отказа в проставлении отметки АПАО по причине, указанной в подпункте "д" пункта 65 настоящего Положения, АПАО не позднее 15 календарных дней со дня, следующего за днем представления аудитору мотивированного отказа, направляет в Министерство финансов Российской Федерации информацию о таком мотивированном отказе с приложением заверенной АПАО копии квалификационного аттестата аудитора. В случае, если полученный от АПАО мотивированный отказ, по мнению аудитора, не отвечает требованиям пункта 65 настоящего Положения, он вправе направить в Министерство финансов Российской Федерации документы, предусмотренные пунктом 57 настоящего Положения, вместе с копией такого мотивированного отказа. В этом случае Министерство финансов Российской Федерации: 1) устанавливает соответствие полученного аудитором от АПАО мотивированного отказа пункту 65 настоящего Положения; 2) возвращает аудитору без рассмотрения полученные документы с сопроводительным письмом - при соответствии полученного аудитором от АПАО мотивированного отказа пункту 65 настоящего Положения; 3) проставляет отметку о соблюдении аудитором требования о ежегодном повышении квалификации в порядке, предусмотренном пунктами 56-58, 60-61, 63 настоящего Положения, - при несоответствии полученного аудитором от АПАО мотивированного отказа пункту 65 настоящего Положения. При этом отметка о соблюдении аудитором требования о ежегодном повышении квалификации должна содержать подпись уполномоченного лица Министерства финансов Российской Федерации и дату проставления этой отметки. 67. После устранения аудитором указанных в подпунктах "а" - "в" пункта 65 настоящего Положения причин отказа в проставлении отметки АПАО аудитор вправе повторно обратиться в то же АПАО, в которое он представлял документы первоначально, для проставления отметки АПАО в соответствии с настоящим Положением. 68. АПАО: 1) ведет учет документов, поступивших для проставления отметки АПАО; 2) обеспечивает сохранность документов, представляемых для проставления отметки АПАО, в течение 5 лет; 3) ежемесячно в срок до 15 числа каждого месяца представляет в Министерство финансов Российской Федерации сведения о проставлении отметок АПАО (на бумажном носителе и в электронном виде), включающие по каждому аудитору, подтвердившему повышение своей квалификации, фамилию, имя, отчество, номер квалификационного аттестата аудитора, дату проставления отметки АПАО, наименование АПАО, проставившего отметку. 69. Министерство финансов Российской Федерации проводит проверки работы АПАО с документами, представленными аудиторами для проставления отметки АПАО (далее - проверки). Основанием для проведения проверок является распоряжение уполномоченного должностного лица Министерства финансов Российской Федерации или письменное обращение аудитора в Министерство финансов Российской Федерации. Проверки проводятся Министерством финансов Российской Федерации также при осуществлении им контроля в соответствии с Временным положением о порядке аккредитации профессиональных аудиторских объединений при Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 апреля 2002 г. N 38н. В случае выявления Министерством финансов Российской Федерации нарушений АПАО порядка проведения указанной работы Министерство финансов Российской Федерации направляет проверенному АПАО предупреждение с указанием выявленных нарушений и сроков их устранения. При неоднократном выявлении нарушений АПАО установленного порядка Министерство финансов Российской Федерации лишает соответствующее АПАО права проставлять отметки АПАО. При этом члены АПАО, которое лишено права проставлять отметки АПАО, представляют документы, предусмотренные пунктом 57 настоящего Положения, в любое другое АПАО по собственному выбору. (Пункты 56 - 69 дополнены - Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 11.05.2006 г. N 77н) _____________ Приложение 1 к Положению о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации ОБРАЗЕЦ Министерство финансов Российской Федерации от __________________________________________ (наименование образовательного учреждения) ЗАЯВЛЕНИЕ Просим включить в государственный реестр учебно-методических центров ___________________________________________________________ (наименование образовательного учреждения) Представляем на рассмотрение следующие документы: 1. Заверенные в установленном порядке копии учредительных документов. 2. Заверенную в установленном порядке копию свидетельства о государственной регистрации образовательного учреждения. 3. Заверенную в установленном порядке копию лицензии на осуществление образовательной деятельности с приложениями к ней. 4. Заверенную в установленном порядке копию свидетельства о государственной аккредитации (если имеется). 5. Общие сведения об образовательном учреждении по установленной форме. 6. Сведения о профессорско-преподавательском составе по установленной форме. 7. Сведения о материально-технической базе образовательного учреждения. 8. Вопросы экзаменационных билетов (не менее 250 вопросов) и тестов (не менее 300 вопросов) по каждому из пяти разделов Программы проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора, 25 практических задач по аудиту. Руководитель образовательного учреждения _______________ Ф. И. О. (подпись) Дата Печать _______________ Приложение 2 к Положению о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации Общие сведения об образовательном учреждении ___________________________________________________________________ (полное наименование образовательного учреждения (филиала) +-----------------------------------------------------------------+ |N | Наименование |Сведения и реквизиты| |п/п| | | +---+----------------------------------------+--------------------| | 1 |Устав (положение о филиале).| | | |Свидетельство о регистрации | | +---+----------------------------------------+--------------------| | 2 |Лицензия (с приложениями) | | +---+----------------------------------------+--------------------| | 3 |Свидетельство о государственной| | | |аккредитации | | +---+----------------------------------------+--------------------| | 4 |Наличие территориально обособленных| | | |структурных подразделений| | | |(местонахождение с указанием вида) | | +---+----------------------------------------+--------------------| | 5 |Лицензии филиалов, сведения об их| | | |аккредитации | | +-----------------------------------------------------------------+ Приведенные сведения подтверждаю. Руководитель образовательного учреждения _______________ Ф. И. О. (подпись) Дата Печать _______________ Приложение 3 к Положению о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации ОБРАЗЕЦ Министерство финансов Российской Федерации от ____________________________________ (фамилия, имя, отчество претендента) ЗАЯВЛЕНИЕ Прошу аттестовать меня для получения права на осуществление аудиторской деятельности в области ________________________________ (наименование типа квалификационного аттестата аудитора) О себе сообщаю следующие сведения: ------------------------------------------------------------------- (год рождения, число, месяц и место рождения, гражданство) ------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------- (паспортные данные: номер, серия, кем и когда выдан) ------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------- (образование: учебное заведение, год окончания, специальность по диплому) ------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------- (место жительства) ------------------------------------------------------------------- (идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) ------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------- (места работы и занимаемые должности в течение последних пяти лет) "___"__________________ 20___ г. ____________________________ (личная подпись претендента) "__" __________________ 20___ г. (дата представления претендентом полного комплекта документов указывается учебно-методическим центром) ______________ Приложение 4 к Временному положению о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации (В редакции Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 11.05.2006 г. N 77н) В _________________________________ (наименование АПАО) от ________________________________ (Ф. И. О. аудитора) ___________________________________ (место жительства аудитора с указанием почтового индекса) +----------------------------------+ +----------------------------------+ (номер квалификационного аттестата аудитора) З А Я В Л Е Н И Е о соблюдении требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации Настоящим сообщаю, что в 200__-200__ гг. я соблюдал(а) требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленное статьей 15 Федерального закона "Об аудиторской деятельности". В связи с этим прошу внести сведения о прохождении мною обязательного ежегодного повышения квалификации в мой квалификационный аттестат аудитора. Приложение: (перечень документов, предусмотренных пунктом 57 Временного положения о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации). ___________________/ ________________ (подпись аудитора) (Ф .И. О.) Дата _____________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|