Расширенный поиск

Письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 02.03.2000 № КА-16-27/1630

  
               ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
                            ПИСЬМО
               от 2 марта 2000 г. N КА-16-27/1630
 
                О ПРИМЕНЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
                 от 20 НОЯБРЯ 1999 Г. N 197-ФЗ
 
       С 1 января 2000 года вступил в действие Федеральный
закон от 20 ноября 1999 г. N 197-ФЗ "О тарифах страховых
взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд
социального страхования Российской Федерации, Государственный
фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды
обязательного медицинского страхования на 2000 год",
определивший для всех плательщиков страховых взносов тарифы
страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации,
базу для начисления и уплаты страховых взносов, а также
льготы по уплате страховых взносов для отдельных категорий
плательщиков, включая работающих граждан из числа инвалидов.
       Наряду с Федеральным законом от 20 ноября 1999 г. N
197-ФЗ действует Федеральный закон от 2 января 2000 г. N
38-ФЗ, внесший изменения и дополнения в Порядок уплаты
страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный
фонд Российской Федерации, утвержденный Постановлением
Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г.
N 2122-1.
       В 2000 году вопросы начисления и уплаты страховых
взносов кроме названных нормативных правовых актов
регулируются также Указом Президента Российской Федерации от
29 января 2000 г. N 116 "О дополнительных мерах по
нормализации расчетов с Пенсионным фондом Российской
Федерации" (до принятия федерального закона о бюджете
Пенсионного фонда Российской Федерации на 2000 год) и
Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в
Пенсионный фонд Российской Федерации (Постановление
Правительства Российской Федерации от 7 мая 1997 г. N 546).
       Федеральным законом от 20 ноября 1999 г. N 197-ФЗ для
всех категорий плательщиков размеры тарифов страховых взносов
в ПФР на 2000 год оставлены без изменений. Также не
претерпела изменений база (совокупность выплат в пользу
работников) для начисления и уплаты страховых взносов.
       При этом законодатель уточнил необходимость начисления
и уплаты страховых взносов с выплат работникам и физическим
лицам (не состоящим в трудовых отношениях с работодателем)
при заключении с ними договоров гражданско - правового
характера, предметом которых является выполнение работ и
оказание услуг.
       Из смысла данного Закона следует, что на
вознаграждения, выплачиваемые работникам и иным физическим
лицам по вышеназванным договорам, страховые взносы в ПФР
начисляются и уплачиваются всеми плательщиками страховых
взносов. Исключением являются только индивидуальные
предприниматели, если они по указанным договорам являются
исполнителями работ (услуг). Предприниматели относятся к
обособленной категории плательщиков страховых взносов и
осуществляют расчеты с ПФР с дохода от предпринимательской
деятельности за вычетом расходов, связанных с его
извлечением, либо с доходов, определяемых из стоимости
патента, либо по ставкам и в порядке, установленным
Федеральным законом "О едином налоге на вмененный доход для
определенных видов деятельности".
       Пунктом "в" статьи 1 Федерального закона от 20 ноября
1999 г. N 197-ФЗ родовым, семейным общинам коренных
малочисленных народов Севера, занимающимся традиционными
отраслями хозяйствования, и крестьянским (фермерским)
хозяйствам установлена новая база для исчисления страховых
взносов, а именно выплаты, начисленные в пользу членов общин
и хозяйств. Впредь до внесения изменений в Постановление
Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N
1020 "О порядке уплаты крестьянскими (фермерскими)
хозяйствами, родовыми, семейными общинами малочисленных
народов Севера, занимающихся традиционными отраслями
хозяйствования, страховых взносов в Пенсионный фонд
Российской Федерации" датой уплаты указанными плательщиками
страховых взносов следует считать 1 апреля следующего года.
       Постановлением Конституционного Суда Российской
Федерации от 23 декабря 1999 года N 18-П "По делу о проверке
конституционности отдельных положений статей 1, 2, 4 и 6
Федерального закона от 4 января 1999 года "О тарифах
страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации,
Фонд социального страхования Российской Федерации,
Государственный фонд занятости населения Российской Федерации
и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год"
и статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года "О
внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О
тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации,
Государственный фонд занятости населения Российской Федерации
и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год"
в связи с жалобами граждан, общественных организаций
инвалидов и запросами судов" положения пунктов "б" и "в"
статьи 1 Федерального закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ и
абзацев 3 и 6 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 30
марта 1999 г. N 59-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "О тарифах страховых взносов в Пенсионный
фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования
Российской Федерации, Государственный фонд занятости
населения Российской Федерации и в фонды обязательного
медицинского страхования на 1998 год" признаны не
соответствующими Конституции Российской Федерации в отношении
правового регулирования страховых взносов в Пенсионный фонд
Российской Федерации для индивидуальных предпринимателей,
занимающихся частной практикой нотариусов, глав крестьянских
(фермерских) хозяйств и адвокатов.
       Также подлежат пересмотру в установленном порядке
положения Федерального закона от 20 ноября 1999 г. N 197-ФЗ
как воспроизводящие нормы Федерального закона от 4 января
1999 г. N 1-ФЗ.
       Вместе с тем согласно пункту 4 резолютивной части
впредь до установления законодателем нового правового
регулирования индивидуальные предприниматели, занимающиеся
частной практикой нотариусы, главы крестьянских (фермерских)
хозяйств и адвокаты уплачивают в Пенсионный фонд Российской
Федерации страховые взносы за 1999 и 2000 годы в
установленном Федеральными законами от 4 января 1999 г. N
1-ФЗ и от 20 ноября 1999 г. N 197-ФЗ размере 20,6 процента от
заработка (дохода). После введения нового правового
регулирования излишне уплаченные страховые взносы подлежат
зачету в счет будущих платежей.
       Таким образом, расчеты по страховым взносам в ПФР до
принятия нового законодательного акта осуществляются
перечисленными категориями плательщиков исходя из тарифа 20,6
процента.
       Федеральным законом от 20 ноября 1999 г. N 197-ФЗ
предусмотрено освобождение от уплаты страховых взносов
некоторых категорий плательщиков страховых взносов.
       Однако Постановлением Конституционного Суда Российской
Федерации признан не соответствующим Конституции Российской
Федерации пункт "б" статьи 6 Федерального закона от 4 января
1999 г. N 1-ФЗ в той части, в какой он не освобождает от
уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской
Федерации общественные организации инвалидов, не входящие в
состав общероссийских общественных организаций инвалидов.
       В соответствии с частью третьей статьи 79 Федерального
конституционного закона от 27 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О
Конституционном Суде Российской Федерации" утрата актом или
его отдельными положениями, признанными неконституционными,
юридической силы означает, как определено в Постановлении,
что с момента начала действия решения Конституционного Суда
Российской Федерации данный акт или его положения не должны
применяться.
       На основании изложенного с 23 декабря 1999 года от
уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской
Федерации освобождаются общественные организации инвалидов,
отвечающие требованиям статьи 33 Федерального закона от 24
ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации".
       Пункты 1 и 2 раздела II письма Пенсионного фонда
Российской Федерации от 16 февраля 1999 г. N ЕВ-16-27/1388 в
части освобождения от уплаты страховых взносов только
общероссийских общественных организаций инвалидов, их
региональных и территориальных организаций не применять.
       В соответствии с пунктом "а" статьи 6 Федерального
закона от 20 ноября 1999 г. N 197-ФЗ от уплаты страховых
взносов в размере 28% освобождаются все юридические лица,
независимо от форм собственности, подчиненности и
организационно - правовых форм, в части выплат, начисленных в
пользу работников, являющихся инвалидами I, II и III групп и
получающих пенсии по инвалидности в соответствии с
законодательством Российской Федерации. Эта норма осталась
неизменной по сравнению с Федеральным законом от 4 января
1999 г. N 1-ФЗ, действовавшим в 1999 году. Следует иметь в
виду, что Постановление Конституционного Суда Российской
Федерации от 23 декабря 1999 г. N 18-П о проверке
конституционности отдельных положений статей указанного
Закона не содержит каких-либо указаний в части пункта "а"
статьи 6 Закона, так как он не был предметом рассмотрения
Конституционным Судом Российской Федерации.
       Также не являлся предметом рассмотрения в
Конституционном Суде Российской Федерации вопрос о
хозяйственных обществах общественных организаций инвалидов,
уставный капитал которых полностью состоит из вкладов
общественных организаций инвалидов, и об организациях,
единственным собственником имущества которых являются эти
общественные организации.
       Следовательно, на основании пункта "б" статьи 6
Федерального закона от 20 ноября 1999 г. N 197-ФЗ от уплаты
страховых взносов в ПФР в 2000 году могут быть освобождены
хозяйственные общества, уставный капитал которых полностью
состоит из вкладов только общероссийских общественных
организаций (в том числе созданных как союзы), их
региональных и местных организаций, а также организации,
собственником имущества которых являются только
общероссийские общественные организации, их региональные и
местные организации. Хозяйственные общества и учреждения
других общественных организаций инвалидов права на льготу не
имеют, как не предусмотренные пунктом "б" статьи 6 Закона.
       Признан не соответствующим Конституции Российской
Федерации пункт "в" статьи 6 Федерального закона от 4 января
1999 г. N 1-ФЗ в той части, в которой он не освобождает от
уплаты страховых взносов работающих инвалидов I, II и III
групп, получающих пенсии по старости.
       Определено также, что Постановление Конституционного
Суда Российской Федерации от 23 декабря 1999 г. N 18-П
является основанием для отмены в установленном порядке
отдельных положений нормативных актов, носящих
дискриминационный характер в отношении иных категорий
работающих инвалидов I, II, III групп, получающих пенсии по
инвалидности или по старости, поскольку в этих актах не
предусматривается их освобождение от уплаты страховых взносов
в ПФР. Такие акты в указанной части не подлежат применению
судами и другими правоприменительными органами.
       Таким образом, с 23 декабря 1999 года от уплаты
страховых взносов в ПФР освобождаются поименованные в пункте
"в" статьи 6 Федеральных законов от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ и
от 20 ноября 1999 г. N 197-ФЗ категории граждан и
одновременно поименованные в пункте "д" статьи 1 Федерального
закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ и в пункте "е" статьи 1
Федерального закона от 20 ноября 1999 г. N 197-ФЗ граждане
(физические лица), работающие по трудовым договорам, а также
получающие вознаграждения по договорам гражданско - правового
характера, предметом которых является выполнение работ и
оказание услуг, являющиеся инвалидами I, II, III групп,
получающие пенсии как по инвалидности, так и по старости.
       С учетом изложенного раздел III письма ПФР от 16
февраля 1999 г. N ЕВ-16-27/1388 применяется в части, не
противоречащей настоящему письму.
 
 Первый заместитель
 Председателя Правления                       А.В.КУРТИН

Информация по документу
Читайте также