Расширенный поиск

Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.12.2003 № 89

 



                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

  Министерства труда и социального развития Российской Федерации
                    от 24 декабря 2003 г. N 89

             Об утверждении разъяснения "Об исчислении
              среднего заработка при расчете пособия
             по временной нетрудоспособности и пособия
               по беременности и родам в 2004 году"

    Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации
             15 января 2004 г. Регистрационный N 5408


     В соответствии  с  пунктом  9 Положения о Министерстве труда и
социального   развития    Российской    Федерации,    утвержденного
постановлением Правительства  Российской  Федерации  от  23  апреля
1997 г.  N 480  (Собрание  законодательства  Российской  Федерации,
1997, N   17,   ст.   2019;  2003,  N  34,  ст.  3369),  пунктом  2
постановления Правительства  Российской  Федерации  от  11   апреля
2003 г.   N   213   "Об  особенностях  порядка  исчисления  средней
заработной платы" (Собрание законодательства Российской  Федерации,
2003, N 16,  ст.  1529),  Министерство труда и социального развития
Российской Федерации   по   согласованию   с   Фондом   социального
страхования Российской Федерации постановляет:
     Утвердить прилагаемое  разъяснение  "Об  исчислении   среднего
заработка  при  расчете  пособия  по временной нетрудоспособности и
пособия по беременности и родам в 2004 году".


                            ___________



                       Р А З Ъ Я С Н Е Н И Е
 Об исчислении среднего заработка при расчете пособия по временной
 нетрудоспособности и пособия по беременности и родам в 2004 году

       Разъяснение Министерства труда и социального развития
                       Российской Федерации
                     от 24 декабря 2003 г. N 5

           (Утверждено постановлением Министерства труда
            и социального развития Российской Федерации
                    от 24 декабря 2003 г. N 89)

     В связи   с   поступающими  запросами  о  расчете  пособий  по
временной нетрудоспособности,  по беременности и родам в 2004 году,
в  соответствии  со  статьей 8 Федерального закона "О бюджете Фонда
социального страхования   Российской   Федерации   на  2004 год"<1>
(Собрание законодательства   Российской   Федерации,  2003,  N  50,
ст. 4852) и Положением об особенностях порядка  исчисления  средней
заработной платы,    утвержденным    постановлением   Правительства
Российской Федерации  от  11  апреля  2003 г.  N  213<2>  (Собрание
законодательства Российской  Федерации,  2003,  N  16,  ст.  1529),
Министерство труда  и  социального  развития  Российской  Федерации
разъясняет:
     Частью первой статьи 8 Закона установлено, что в 2004 году при
расчете  пособия  по  временной  нетрудоспособности  и  пособия  по
беременности  и  родам  исчисление  среднего  заработка   работника
осуществляется  в порядке,  установленном Правительством Российской
Федерации  в  соответствии  со  статьей   139   Трудового   кодекса
Российской    Федерации   (Собрание   законодательства   Российской
Федерации, 2002, N 1 (часть I), ст. 3).
     В связи  с  этим  в 2004 году указанные пособия исчисляются из
среднего заработка,  определяемого в соответствии с  Положением,  с
учетом  положений  статьи  8  Закона и иных условий,  установленных
законодательными  и  иными   нормативными   правовыми   актами   об
обязательном социальном страховании.
     В соответствии  с  частью  первой  статьи  8 Закона пособие по
временной нетрудоспособности и  пособие  по  беременности  и  родам
исчисляются  из  среднего  заработка  работника  по основному месту
работы за последние 12 календарных месяцев,  предшествующих  месяцу
наступления нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.
     В среднем   заработке  при  исчислении  пособия  по  временной
нетрудоспособности и пособия по беременности  и  родам  учитываются
все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат,  применяемые
в  организации,  на  которые  в  соответствии  с  законодательством
Российской  Федерации  начисляются налоги и (или) страховые взносы,
поступающие  в  бюджет  Фонда  социального  страхования  Российской
Федерации.  При этом в соответствии с частью первой статьи 8 Закона
учитывается заработная плата только по основному месту работы.
     В соответствии  с  абзацем  первым пункта 3 Положения и частью
первой  статьи  8  Закона  расчет  среднего   заработка   работника
независимо  от  режима его работы производится исходя из фактически
начисленной ему заработной  платы  и  фактически  отработанного  им
времени в 12 календарных месяцах, предшествующих месяцу наступления
нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.
     Работнику, который  в  последние  12 календарных месяцев перед
наступлением нетрудоспособности,  отпуска по беременности  и  родам
проработал  фактически менее трех месяцев,  в соответствии с частью
второй  статьи  8  Закона  в  2004  году   пособие   по   временной
нетрудоспособности    (за    исключением   пособия   по   временной
нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на  производстве  и
профессиональным  заболеванием),  пособие  по  беременности и родам
выплачиваются в размере, не превышающем за полный календарный месяц
минимального   размера  оплаты  труда,  установленного  федеральным
законом,  а  в  районах  и  местностях,   в   которых   установлены
коэффициенты  к  заработной  плате,  -  минимального размера оплаты
труда с учетом этих коэффициентов.
     При определении  периода  фактической  работы  в  последних 12
календарных месяцах перед наступлением нетрудоспособности,  отпуска
по  беременности и родам не учитываются периоды,  в течение которых
работник фактически не работал:
     работник получал  пособие  по временной нетрудоспособности или
пособие по беременности и родам;
     работник не  работал  в  связи с простоем по вине работодателя
или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;
     работник не  участвовал  в  забастовке,  но  в  связи  с  этой
забастовкой не имел возможности выполнять свою работу;
     работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные
дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства;
     работник в  других случаях освобождался от работы с полным или
частичным  сохранением  заработной   платы   или   без   оплаты   в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
     В период фактической работы в последние 12 календарных месяцев
перед  наступлением  нетрудоспособности,  отпуска по беременности и
родам включается время,  в  течение  которого  работник  фактически
работал   и   за   ним   сохранялась  средняя  заработная  плата  в
соответствии с законодательством Российской Федерации:
     при направлении в служебные командировки;
     при переводе на нижеоплачиваемую работу.
     В случае,  если  работник  в  последние 12 календарных месяцев
работал у нескольких работодателей,  при определении  трех  месяцев
фактической   работы   учитывается   также   период  его  работы  у
предыдущего работодателя (работодателей) в соответствии с  записями
в трудовой книжке или на основании копий трудовых договоров.
     Если работник  в  последние  12  календарных   месяцев   перед
наступлением  нетрудоспособности,  отпуска  по беременности и родам
проработал фактически три  и  более  месяцев,  расчетный  период  в
конкретной ситуации определяется в порядке,  установленном пунктами
4, 5, 6 и 7 Положения.
     Средний дневной     заработок    определяется    в    порядке,
установленном  пунктом  8  Положения.  Средний  часовой   заработок
работника  при  суммированном учете рабочего времени определяется в
порядке,  установленном пунктом 13 Положения.  При расчете среднего
заработка   премии   и   вознаграждения   учитываются   в  порядке,
установленном пунктом 14 Положения.
     Дальнейший порядок    исчисления    пособий    по    временной
нетрудоспособности,  по  беременности  и   родам   производится   в
соответствии  со  статьей  8  Закона  по  общим  правилам  с учетом
непрерывного  трудового  стажа  и   иных   условий,   установленных
законодательными   и   иными   нормативными   правовыми  актами  об
обязательном социальном страховании.
     В соответствии с  частью  первой  статьи  8  Закона  в  случае
повышения  заработной  платы  в  расчетном  периоде такое повышение
учитывается с даты повышения фактической заработной платы.  В связи
с этим при определении среднего заработка для исчисления пособия по
временной нетрудоспособности и  пособия  по  беременности  и  родам
пункты 15 и 16 Положения не применяются.
     Статьей 19 Закона установлено,  что данный  Закон  вступает  в
силу  с  1  января  2004  г.  В  связи с этим по страховым случаям,
наступившим  до  1   января   2004   г.,   пособие   по   временной
нетрудоспособности и пособие по беременности и родам исчисляются по
ранее действующим правилам.
     ________________
     <1> Далее именуется - Закон.
     <2> Далее именуется - Положение.


                            ___________

Информация по документу
Читайте также