Расширенный поиск
Постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2000 № 955ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 14 декабря 2000 г. N 955 г. Москва О федеральной целевой программе "Культура России (2001-2005 годы)" (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 03.12.2001 г. N 837; от 19.07.2002 г. N 540) В целях комплексного решения проблем сохранения и развития культурного потенциала страны, сохранения и эффективного использования культурного наследия народов Российской Федерации Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Культура России (2001-2005 годы)" (далее именуется - Программа). (В состав федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 годы)" введена подпрограмма "Поддержка полиграфии и книгоиздания России (2002-2005 годы)" - Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2001 г. N 837) 2. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации начиная с 2001 года включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета. Установить, что в ходе реализации Программы мероприятия Программы и объемы их финансирования подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей федерального бюджета. 3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять участие в финансировании мероприятий Программы. Председатель Правительства Российской Федерации М.Касьянов __________________________ УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. N 955 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "КУЛЬТУРА РОССИИ (2001-2005 ГОДЫ)" (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 03.12.2001 г. N 837; от 19.07.2002 г. N 540) П А С П О Р Т федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 годы)" Наименование Программы - федеральная целевая программа "Культура России (2001-2005 годы)" Основание для разработки - распоряжение Правительства Российской Программы Федерации от 3 июня 2000 г. N 764-р Государственный заказчик - - Министерство культуры Российской координатор Программы Федерации Государственный заказчик - Федеральная архивная служба России Программы - Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (Министерство включено в число государственных заказчиков Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2001 г. N 837) Основные разработчики - Министерство культуры Российской Программы Федерации, Федеральная архивная служба России Исполнители Программы - организации культуры, искусства и кинематографии, архивные учреждения, научные организации, творческие союзы и объединения деятелей культуры и искусства, общественные объединения и организации издательства, организации, осуществляющие издательскую деятельность, и полиграфические предприятия (в части подпрограммы "Поддержка полиграфии и книгоиздания России (2002-2005 годы)")(Дополнено - Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2001 г. N 837) Цели Программы - создание условий для сохранения культурного потенциала и культурного наследия страны, обеспечение преемственности развития российской культуры наряду с поддержкой многообразия культурной жизни, культурных инноваций; обеспечение единого культурного пространства страны, создание условий для диалога культур в многонациональном государстве, равных возможностей доступа к культурным ценностям для жителей различных территорий России и представителей разных социальных групп; формирование ориентации личности и социальных групп на ценности, обеспечивающие успешную модернизацию российского общества Сроки реализации - 2001-2005 годы Программы Перечень подпрограмм - подпрограмма "Развитие культуры и сохранение культурного наследия России" подпрограмма "Кинематография России" подпрограмма "Архивы России" подпрограмма "Поддержка полиграфии и книгоиздания России (2002-2005 годы)" (Подпрограмма введена в состав федеральной целевой программы Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2001 г. N 837) Объемы и источники - средства федерального бюджета - финансирования Программы 28408,7 млн. рублей; средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 7836,4 млн. рублей; внебюджетные источники - 12908,8 млн. рублей (Общий объем финансирования федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 годы)" с учетом мероприятий подпрограммы "Поддержка полиграфии и книгоиздания России (2002-2005 годы)" определен в размере 49882,9 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 28865 млн. рублей, средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 7836,4 млн. рублей и внебюджетных источников - 13181,5 млн. рублей. - Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2001 г. N 837) Ожидаемые конечные - расширение возможностей для приобщения результаты реализации граждан к культурным ценностям и Программы культурным благам; сохранение кадрового потенциала культуры; укрепление единого культурного пространства страны; эффективное сохранение и использование культурного наследия, включая возрождение и развитие Валаамского архипелага и реставрацию памятников ансамбля Троице-Сергиевой лавры; развитие отечественного кинематографа; сохранение Архивного фонда Российской Федерации Система организации - контроль за реализацией Программы контроля за исполнением осуществляется Министерством культуры Программы Российской Федерации и Федеральной архивной службой России в порядке, установленном для контроля за реализацией федеральных целевых программ 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами Федеральная целевая программа "Культура России (2001-2005 годы)" (далее именуется - Программа) разработана в целях реализации Основных направлений социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Преобразование российского общества и осуществляемые в стране экономические реформы не могли не затронуть культурную жизнь, которая в последнее десятилетие испытывала воздействие двух противоположных тенденций. Формирование демократических основ государства обусловило рост творческой инициативы граждан, возникновение театров, музеев, творческих коллективов и объединений. Свободы, полученные деятелями и организациями культуры, обеспечили оптимальные условия для ее развития. Появились новые типы потребителей и заказчиков профессионального искусства, строящие свои отношения с творческими деятелями на рыночных принципах. В то же время государство последовательно сокращало свое участие в поддержке отечественной культуры, полагая, что формирующийся рынок решит возникающие проблемы. Стало уменьшаться влияние культуры на российское общество, на формирование позитивных установок и ценностных ориентаций граждан. Несмотря на сложную, в некоторых областях культурного развития - кризисную, ситуацию, частично удалось преодолеть господство патерналистской психологии в сфере культуры, добиться распространения программных методов организации культурной деятельности, расширения форм и объемов участия общества в поддержке культуры. В настоящее время имеются необходимые социальные, экономические и психологические предпосылки для начала радикального обновления системы государственного управления и государственного регулирования в сфере культуры. Сегодняшнюю ситуацию в отрасли можно охарактеризовать как начало принципиально нового этапа ее устойчивого развития. Вместе с тем в условиях становления рыночных отношений и демократизации общества накопленный потенциал культуры требует преобразований, на осуществление которых и направлена Программа. Многообразие явлений, составляющих отрасль "Культура", делает невозможным решение стоящих перед ней проблем изолированно, в отдельных регионах или организациях, без широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и других субъектов культурной деятельности, обусловливает необходимость применения программных методов. 2. Основные цели, задачи и сроки реализации Программы Основными целями Программы являются: сохранение культурного потенциала и культурного наследия страны, обеспечение преемственности развития российской культуры наряду с поддержкой многообразия культурной жизни; обеспечение единства культурного пространства, равных возможностей доступа к культурным ценностям для жителей различных территорий страны и представителей разных социальных групп, создание условий для диалога культур в многонациональном государстве; формирование ориентации личности и социальных групп на ценности, обеспечивающие успешную модернизацию российского общества. Сохраняя преемственность с федеральными целевыми программами развития культуры Российской Федерации в 1993-1999 годах, Программа в наибольшей степени ориентирована на последовательное реформирование отрасли и призвана обеспечить: гарантированную поддержку государством профессионального творчества, создание условий для его развития и участия граждан в культурной жизни; сохранение культурного наследия России, Архивного фонда Российской Федерации, их эффективное использование; развитие и укрепление инфраструктуры отрасли, обеспечение условий для доступа граждан к культурным благам и информационным ресурсам государственных музейных, библиотечных и архивных фондов, включение России в мировое информационное пространство; достижение устойчивого развития кинематографии посредством структурной реорганизации государственного сектора и активизации рыночных механизмов взаимодействия сферы производства, проката и показа аудиовизуальной продукции; повышение роли культуры в укреплении институтов гражданского общества, формировании социально активной личности, защите социально уязвимых категорий граждан; концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях развития культуры. Программа взаимосвязана с программами в области науки, образования, молодежной и национальной политики, охраны окружающей среды, федеративных отношений. Программа рассчитана на период с 2001 до 2005 года. 3. Ресурсное обеспечение Программы Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета с привлечением средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. Общий объем финансирования Программы составляет 49153,9 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 28408,7 млн. рублей, средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 7836,4 млн. рублей и внебюджетных источников - 12908,8 млн. рублей. Участие в реализации и финансировании мероприятий Программы субъектов Российской Федерации (за счет средств бюджетов) определяется соглашениями между государственными заказчиками Программы и соответствующими субъектами Российской Федерации. Объемы финансирования Программы на 2001-2005 годы за счет средств федерального бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов федерального бюджета и федеральной адресной инвестиционной программы на соответствующий год, исходя из возможностей федерального бюджета. Распределение прогнозируемых объемов финансирования Программы по источникам и направлениям расходования средств (млн. рублей, в ценах 2000 года) ------------------------------------------------------------------- ¦Объем ¦ В том числе Источники и ¦финан- +---------------------------------------- направления ¦сирова-¦2001 год¦ 2002 ¦ 2003 ¦ 2004 ¦ 2005 финансирования ¦ния - ¦ ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------- Всего 49153,9 5071,2 8297 9796 12039,6 13950,1 в том числе: федеральный бюджет 28408,7 2231,1 4844,3 5839,3 7235,8 8258,2 бюджеты субъектов 7836,4 1146,9* 1328,5 1522,5 1785,3 2053,2 Российской Федерации внебюджетные 12908,8 1693,2 2124,2 2434,2 3018,5 3638,7 источники Государственные инвестиции - всего 12871,8 772 2291,7 2755,8 3423 3629,3 в том числе: федеральный бюджет 12017,2 737,9 2163,8 2580,1 3194,2 3341,2 бюджеты субъектов 824 30 122,4 169,2 221,8 280,6 Российской Федерации внебюджетные 30,6 4,1 5,5 6,5 7 7,5 источники НИОКР - всего 122,3 11,5 24,8 25,6 28,6 31,8 в том числе: федеральный бюджет 120,3 11,3 24,5 25,2 28,1 31,2 бюджеты субъектов - - - - - - Российской Федерации внебюджетные 2 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 источники Прочие нужды - 36159,8 4287,7 5980,5 7014,6 8588 10289 всего в том числе: федеральный бюджет 16271,2 1481,9 2656 3234 4013,5 4885,8 бюджеты субъектов 7012,4 1116,9 1206,1 1353,3 1563,5 1772,6 Российской Федерации внебюджетные 12876,2 1688,9 2118,4 2427,3 3011 3630,6 источники __________________ * Объемы финансирования программных мероприятий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в 2001 году согласованы государственными заказчиками Программы с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 4. Механизм реализации Программы Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых в установленном порядке Министерством культуры Российской Федерации (государственным заказчиком - координатором) и Федеральной архивной службой России (государственным заказчиком) с исполнителями программных мероприятий. Отбор проектов в рамках программных мероприятий осуществляется по конкурсу. Исполнители программных мероприятий определяются в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд". Финансирование Программы за счет средств федерального бюджета в соответствии с утвержденными ассигнованиями на очередной финансовый год осуществляется в установленном порядке через государственных заказчиков. При изменении объемов бюджетного финансирования по сравнению с предусмотренными Программой государственный заказчик - координатор в установленном порядке уточняет объемы финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников, а также мероприятия Программы для ее реализации в установленные сроки. Механизм реализации Программы предусматривает формирование ежегодно рабочих документов: организационного плана действий по реализации мероприятий каждой подпрограммы, плана проведения конкурсов на исполнение конкретных программных мероприятий, проектов соглашений (договоров), заключаемых с исполнителями программных мероприятий по итогам конкурсов, перечня работ по подготовке и реализации программных мероприятий конкретными исполнителями с определением объемов и источников финансирования. 5. Организация управления и контроль за ходом реализации Программы Учитывая масштабность и сложность программных мероприятий, а также с целью рациональной организации управления реализацией Программы она разделена на подпрограммы. Министерство культуры Российской Федерации отвечает за реализацию Программы в целом, обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств федерального бюджета, разрабатывает и представляет в установленном порядке сводную бюджетную заявку на ассигнования из федерального бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год, а также подготавливает доклады о ходе реализации Программы за отчетный год. Руководителем Программы является Министр культуры Российской Федерации. Руководитель Программы несет персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых финансовых средств. Для текущего управления Программой государственный заказчик формирует дирекцию, утверждает положение о дирекции и ее состав. Государственные заказчики информируют Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации о всех заключенных с исполнителями Программы государственных контрактах (договорах), об их финансировании из федерального бюджета, внебюджетных источников, бюджетов субъектов Российской Федерации, а Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации - о проектах, содержащих НИОКР гражданского назначения. Государственные заказчики организуют внедрение информационных технологий для управления, анализа и контроля за ходом выполнения программных мероприятий. Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых подпрограмм, а также продление срока ее реализации осуществляется в установленном порядке по предложению государственного заказчика - координатора Программы. Срок действия Программы может каждый раз продлеваться не более чем на один год. При необходимости продления срока действия Программы более чем на один год разрабатывается новая программа. Государственный заказчик - координатор Программы совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по статистике организует ведение статистической отчетности по реализации Программы, а также направляет доклады о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации (в части НИОКР гражданского назначения). Государственные заказчики Программы с участием Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации организуют в установленном порядке экспертные проверки хода ее реализации. Контроль за выполнением Программы на основе государственной и ведомственной отчетности и заключенных договоров (контрактов, соглашений) осуществляет в установленном порядке государственный заказчик - координатор Программы. Контроль включает периодическую отчетность о реализации программных мероприятий и рациональном использовании исполнителями выделяемых им финансовых средств, качестве реализуемых программных мероприятий, сроках выполнения договоров (контрактов, соглашений). Исполнители программных мероприятий отчитываются о целевом использовании выделенных им финансовых средств в установленном порядке. 6. Оценка эффективности реализации Программы Социально-экономический эффект от реализации Программы выражается в повышении социальной роли культуры вследствие: укрепления единого культурного пространства страны как фактора сохранения государственной целостности России, преодоления изоляционистских и сепаратистских тенденций; создания благоприятных условий для творческой деятельности, интеграции российской культуры в мировой культурный процесс, освоения новых форм и направлений культурного обмена; увеличения доступности и расширения предложения населению культурных благ и информации в сфере культуры; активизации экономических процессов развития культуры, рост негосударственных ресурсов, привлекаемых в отрасль; обеспечения конкурентоспособности молодых специалистов творческих профессий в условиях свободного рынка труда, развития эстетического воспитания молодежи; оптимизации расходования бюджетных средств, сосредоточения ресурсов на решении приоритетных задач в области культуры, модернизации ее материальный базы. 7. Система программных мероприятий Программой предусматривается разработка и реализация комплекса мероприятий, направленных на решение поставленных задач в рамках трех подпрограмм: "Развитие культуры и сохранение культурного наследия России"; "Кинематография России"; "Архивы России". Подпрограммы "Развитие культуры и сохранение культурного наследия России" и "Кинематография России" охватывают сферы деятельности Министерства культуры Российской Федерации, подпрограмма "Архивы России" - Федеральной архивной службы России. ПОДПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ" Предпринятые в 1993-1999 годах усилия по реализации федеральных целевых программ сохранения и развития культуры и искусства в Российской Федерации позволили в целом замедлить нарастание кризисных явлений в российской культуре, сохранить основной массив памятников истории и культуры, остановить закрытие и перепрофилирование государственных учреждений культуры и искусства, образовательных учреждений отрасли, оказать поддержку в создании и становлении национально-культурных центров, реализации региональных программ сохранения и развития культуры и искусства. Особое место в этот период отводилось становлению новых форм культурной деятельности в условиях развивающихся рыночных отношений, адаптации организаций и деятелей культуры к изменившимся экономическим условиям. Система мероприятий подпрограммы "Развитие культуры и сохранение культурного наследия России" (далее именуется - подпрограмма) разработана как взаимоувязанная совокупность действий, направленных на обеспечение в 2001-2005 годах устойчивого развития культуры и искусства. I. Основные цели подпрограммы Основными целями подпрограммы являются: обеспечение свободы творчества, создание условий для развития профессионального искусства и литературного творчества; сохранение традиций отечественного театрального и музыкального искусства, исполнительских школ, развитие театров и филармонических коллективов, создание условий для выявления и становления одаренной творческой молодежи; обеспечение реализации права на равные условия для развития всех видов, жанров и направлений изобразительного искусства, повышение социального статуса и социальной защищенности профессиональных художников; сохранение и развитие различных форм культурной досуговой деятельности и любительского творчества; развитие лучших традиций российского циркового искусства, расширение зрительской аудитории, повышение роли циркового искусства в культурной жизни страны, поддержание престижа российского цирка за рубежом; обеспечение эффективной государственной охраны недвижимых памятников истории и культуры, имея в виду их выявление, государственный учет, реставрацию, введение в научный и культурный оборот, а также использование их как объектов культурного наследия и как недвижимого имущества; обеспечение сохранения, пополнения, изучения и представления Музейного фонда Российской Федерации, в первую очередь его государственной части, совершенствования деятельности музеев, включая использование новых информационных технологий в работе по учету, хранению и популяризации музейных предметов и музейных коллекций, создание современных экспозиций, форм и методов управления, повышение эффективности государственного учета музейного фонда и контроля за его сохранением, обеспечение доступа граждан к музейным коллекциям; создание условий для обеспечения безопасности музейных собраний и библиотечных фондов; обеспечение деятельности по предотвращению незаконного вывоза и ввоза культурных ценностей, передачи права собственности на них, возвращению украденных либо незаконно вывезенных культурных ценностей, реституции культурных ценностей; обеспечение свободного доступа к информации посредством создания качественно новой системы информационно-библиотечного обслуживания населения России, обеспечение модернизации деятельности библиотек, содействие созданию единого информационного пространства России, ее интеграции в мировую информационную инфраструктуру; сохранение национальной школы подготовки творческих кадров, обеспечение доступности дополнительного образования в сфере культуры, модернизация деятельности образовательных учреждений отрасли, развитие системы непрерывного образования и переподготовки кадров в области культуры; развитие принципов федерализма при осуществлении социальной политики в сфере культуры; достижение кардинального улучшения состояния материально-технической базы организаций культуры, в первую очередь особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации; реализация комплексных целевых проектов по возрождению Валаамского архипелага и реставрации памятников ансамбля Троице-Сергиевой лавры. Мероприятия подпрограммы объединены в разделы "Искусство России", "Цирковое искусство России", "Культурное наследие России", "Библиотеки России", "Выявление и поддержка молодых дарований, профессиональное образование", Культурные основы федерализма, национальной и региональной политики", "Модернизация технического и технологического оснащения организаций культуры", "Комплексные целевые проекты", "Правовое, научное и информационное обеспечение". Кроме того, система мероприятий подпрограммы включает в себя мероприятия по ее организационному обеспечению, а также инвестиционные мероприятия согласно приложению. II. Ресурсное обеспечение подпрограммы Стоимость реализации подпрограммы в 2001-2005 годах составляет 27783 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 19968,3 млн. рублей, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 4130,5 млн. рублей, за счет внебюджетных источников - 3684,2 млн. рублей, в том числе за счет средств Русской православной церкви и Международного благотворительного христианского фонда - 328,7 млн. рублей (по согласованию). Объемы и источники финансирования подпрограммы "Развитие культуры и сохранение культурного наследия России" в 2001-2005 годах (млн. рублей, в ценах 2000 года) -------------------------------------------------------------------- ¦Объем ¦ В том числе Источники и ¦финан- +--------------------------------------- направления ¦сирова-¦2001 год¦ 2002 ¦ 2003 ¦ 2004 ¦ 2005 финансирования ¦ния - ¦ ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -------------------------------------------------------------------- Всего 27783 2476,1 4418,8 5509 7069,4 8309,7 в том числе: федеральный бюджет 19968,3 1426,6 3136 3994,5 5259,9 6151,3 бюджеты субъектов 4130,5 572,5 690 804,5 949 1114,5 Российской Федерации внебюджетные 3684,2 477 592,8 710 860,5 1043,9 источники Государственные инвестиции - всего 10363,9 717 1831,9 2191 2742 2882 в том числе: федеральный бюджет 9876,9 687 1762,9 2103 2616 2708 бюджеты субъектов 487 30 69 88 126 174 Российской Федерации внебюджетные - - - - - - источники Научно- 42,7 5,7 7,9 7,4 9,7 12 исследовательские и опытно- конструкторские работы - всего в том числе: федеральный бюджет 42,7 5,7 7,9 7,4 9,7 12 бюджеты субъектов - - - - - - Российской Федерации внебюджетные - - - - - - источники Прочие нужды - всего 17376,4 1753,4 2579 3310,6 4317,7 5415,7 в том числе: федеральный бюджет 10048,7 733,9 1365,2 1884,1 2634,2 3431,3 бюджеты субъектов 3643,5 542,5 621 716,5 823 940,5 Российской Федерации внебюджетные 3684,2 477 592,8 710 860,5 1043,9 источники Система программных мероприятий подпрограммы "Развитие культуры и сохранение культурного наследия России" -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Стои- ¦В том ¦ ¦ ¦ ¦ Срок ¦мость -¦числе ¦ Наименование мероприятия ¦ Ожидаемый результат ¦ Исполнитель ¦исполнения¦ всего ¦сред- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (млн. ¦ства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рублей)¦феде- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦раль- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюд- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦жета -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Раздел I. Искусство России 1. Обеспечение реализации прав граждан расширение предложения в организации 2001-2005 1516 1180 на доступ к различным видам сфере профессионального культуры, годы искусств, расширение социальной искусства, создание творческие 2001 год 139 95 сферы и географии востребованности возможностей приобщения к союзы 2002 год 240 184 профессионального искусства нему широких слоев 2003 год 312 248 населения 2004 год 377 297 2005 год 448 356 2. Создание необходимых условий для выявление и поддержка организации 2001-2005 264 39 выявления, становления и развития одаренной творческой культуры, годы талантов, творческой реализации молодежи; сохранение и творческие 2001 год 34 4 мастеров искусств и расширения сферы развитие творческого союзы 2002 год 42,5 5,5 их востребованности потенциала страны 2003 год 51 8 2004 год 61,5 8,5 2005 год 75 13 3. Развитие и совершенствование адресная поддержка и организации 2001-2005 329 180 практики заказов и приобретения оптимизация культуры, годы произведений драматургии, государственной политики в творческие 2001 год 56 36 музыкального и изобразительного сфере профессионального союзы 2002 год 60 36 искусства, а также государственного искусства 2003 год 65 36 заказа (на конкурсной основе) на 2004 год 71 36 создание спектаклей, концертных 2005 год 77 36 программ, проведение выставок. Целевая поддержка создания произведений на общественно значимые темы, а также разножанровых произведений искусства, в том числе для детей и юношества 4. Проектирование памятников, увековечение памяти организации 2001-2005 374 81 монументов, мемориальных досок, выдающихся деятелей культуры, годы памятных знаков, создание отдельных российской и мировой творческие 2001 год 52 9 произведений монументального культуры союзы 2002 год 58 9 искусства 2003 год 69 13 2004 год 86 20 2005 год 109 30 5. Реализация мер по адаптации знаний и оптимизация системы организации 2001-2005 167 35 навыков деятелей искусств к трудовых отношений, культуры, годы изменяющимся условиям (стажировки, использование адресной творческие 2001 год 22 4 мастер-классы, лаборатории, семинары социальной поддержки и союзы 2002 год 26 5 и т. д.); адаптации работников сферы 2003 год 32 7 мониторинг использования трудовых, профессионального 2004 год 40 9 административных, управленческих искусства; обновление 2005 год 47 10 ресурсов в творческих коллективах. состава творческих Создание условий для появления и коллективов развития новых организационных форм и моделей организаций (в том числе негосударственных) в сфере профессионального и народного творчества 6. Сотрудничество с международными поддержка и развитие организации 2001-2005 49 15 организациями, в том числе Советом международных культурных культуры годы Европы, ЮНЕСКО, Евросоюзом и др. связей, повышение роли 2001 год 7 2 российского искусства 2002 год 8 2 2003 год 9 3 2004 год 12 4 2005 год 13 4 Раздел II. Цирковое искусство России 7. Поддержка деятельности циркового функционирование циркового Росгосцирк, 2001-2005 453 258 комплекса и развития циркового творческо-производственно- цирковые годы искусства, направленная на го комплекса, расширение организации 2001 год 53 18 техническое переоснащение циркового зрительской аудитории в 2002 год 100 60 конвейера (аттракционов, номеров, России и за рубежом 2003 год 100 60 коллективов) и создание произведений 2004 год 100 60 циркового искусства (шоу, 2005 год 100 60 спектаклей, программ) 8. Выявление, привлечение и поддержка привлечение талантливой Росгосцирк, 2001-2005 40 25 молодых исполнителей в сфере молодежи к цирковому цирковые годы циркового искусства: искусству, сохранение его организации 2001 год 8 5 оказание творческой и преемственности и традиций 2002 год 8 5 материально-финансовой помощи 2003 год 8 5 участникам и выпускникам 2004 год 8 5 образовательных цирковых учреждений 2005 год 8 5 при постановке цирковых номеров; привлечение молодежи из спорта, самодеятельных и любительских коллективов, подготовка исполнителей цирковых номеров на базе циркового комплекса; организация ученичества в цирковых номерах и стажировок молодых артистов у ведущих мастеров цирка; организация и проведение российских и международных цирковых фестивалей, смотров, конкурсов 9. Оснащение стационарных и передвижных модернизация циркового Росгосцирк, 2001-2005 178 128 цирковых организаций современным творческо-производственно- цирковые годы оборудованием, создание на их основе го комплекса, расширение организации 2001 год 26 16 культурно-развлекательных центров, зрительской аудитории, 2002 год 38 28 приобретение животных развитие гастрольной 2003 год 38 28 деятельности 2004 год 38 28 2005 год 38 28 10. Улучшение социально-бытовых условий повышение уровня Росгосцирк, 2001-2005 10 - для работников циркового конвейера и социальной защиты цирковые годы передвижных цирковых организаций работников циркового организации 2001 год 2 - путем организации добровольного комплекса 2002 год 2 - медицинского страхования, создания 2003 год 2 - условий для профилактики и лечения 2004 год 2 - заболеваний, а также обеспечения 2005 год 2 - условий проживания Раздел III. Культурное наследие России Недвижимые памятники истории и культуры 11. Проведение противоаварийных, преодоление кризисного учреждения 2001-2005 1590 1190 консервационных работ по сохранению состояния сохранности культуры, годы памятников истории и культуры памятников истории и реставра- 2001 год 150 70 федерального (общероссийского) культуры федерального ционные 2002 год 230 150 значения значения организации 2003 год 320 240 2004 год 390 310 2005 год 500 420 12. Поддержка реставрационных работ по восстановление памятников реставра- 2001-2005 1560 1060 сохранению памятников культового культового зодчества ционные годы назначения, переданных в пользование организации, 2001 год 140 40 религиозным организациям общественные 2002 год 220 120 объединения 2003 год 280 180 2004 год 370 270 2005 год 550 450 13. Проведение консервационных и сохранение уникальных учреждения 2001-2005 930 850 реставрационных работ по сохранению памятников деревянного культуры, годы памятников деревянного зодчества зодчества реставра- 2001 год 36 20 ционные 2002 год 76 60 организации 2003 год 146 130 2004 год 276 260 2005 год 396 380 14. Осуществление полного комплекса возвращение в культурный, учреждения 2001-2005 2905 1605 реставрационных работ по сохранению научный и хозяйственный культуры, годы памятников федерального значения оборот памятников истории реставра- 2001 год 270 100 и культуры федерального ционные 2002 год 360 160 (общероссийского) значения организации 2003 год 480 250 2004 год 800 500 2005 год 995 595 15. Создание и поддержка общероссийской обеспечение учреждения 2001-2005 390 190 системы мониторинга сохранности и государственного учета и культуры, годы использования памятников истории и эффективного использования реставра- 2001 год 50 10 культуры памятников истории и ционные 2002 год 60 20 культуры организации 2003 год 70 30 2004 год 90 50 2005 год 120 80 16. Участие в работе международных повышение статуса России в учреждения 2001-2005 577 77 организаций в области охраны мировом культурном культуры, годы памятников истории и культуры сообществе реставра- 2001 год 32 2 ционные 2002 год 65 5 организации 2003 год 110 10 2004 год 160 20 2005 год 210 40 Музейный фонд Российской Федерации и музеи Российской Федерации 17. Реставрация музейных предметов, сохранение Музейного фонда музейные 2001-2005 113 93 входящих в государственную часть Российской Федерации учреждения и годы Музейного фонда Российской Федерации реставра- 2001 год 16 12 (в первую очередь из собраний ционные 2002 год 19 15 региональных музеев), имея в виду организации 2003 год 22 18 приоритетность проведения 2004 год 26 22 консервационных и профилактических 2005 год 30 26 работ, непрерывное обследование технического состояния музейных предметов, подготовку предметов к включению в постоянные экспозиции или внутрироссийские выставки; поддержание системы стажировок музейных реставраторов в крупнейших национальных реставрационных центрах 18. Пополнение государственной части формирование Музейного музеи 2001-2005 185 120 Музейного фонда Российской Федерации фонда Российской Федерации Российской годы в приоритетном порядке Федерации 2001 год 23 15 произведениями и памятниками 2002 год 29 19 общемирового значения, а также 2003 год 36 23 произведениями и памятниками, 2004 год 44 28 включаемыми в экспозиции музеев 2005 год 53 35 19. Формирование и ведение создание единой системы музеи 2001-2005 203 68 Государственного каталога Музейного учета музейных предметов, Российской годы фонда Российской Федерации, обеспечение доступа к Федерации, 2001 год 20 6 предполагающее организацию ведения Музейному фонду Российской специали- 2002 год 28 10 базы данных Государственного Федерации зированные 2003 год 40 13 каталога Музейного фонда Российской организации 2004 год 51 17 Федерации ежегодно по музеям 5 в области 2005 год 64 22 регионов с обеспечением к 2005 году компьютерной ввода в базу данных не менее 1,5 техники и млн. описаний музейных предметов, программного обеспечение представления информации обеспечения базы данных Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации в мировых информационных сетях 20. Совершенствование учета и хранения обеспечение сохранности музеи 2001-2005 44 34 предметов Музейного фонда Российской Музейного фонда Российской Российской годы Федерации, организация непрерывного Федерации Федерации 2001 год 3,5 2,5 мониторинга деятельности музеев по 2002 год 6 4 учету и хранению музейных предметов, 2003 год 8,5 6,5 обеспечение системы адаптации 2004 год 11 9 навыков и знаний персонала музеев к 2005 год 15 12 современным требованиям, методическое обеспечение работы по учету и хранению музейных предметов в негосударственных музеях, иных организациях, частных собраниях 21. Изучение и представление собраний расширение форм музеи 2001-2005 232 117 музеев России посредством представления музейных Российской годы обеспечения подготовки и издания предметов, доступа граждан Федерации, 2001 год 29 15 научных каталогов собраний к Музейному фонду проектные 2002 год 35 18 Российской Федерации организации, 2003 год 48 23 издательства 2004 год 56 27 2005 год 64 34 22. Обеспечение разработки и реализации расширение социальных музеи 2001-2005 157 92 генеральных схем и программ функций музейных Российской годы комплексного развития учреждений, сохранение Федерации, 2001 год 18 10 музеев-заповедников, внедрение новых историко-культурной среды проектные 2002 год 25 13 форм и методов обслуживания организации 2003 год 31 17 посетителей, участие 2004 год 37 22 музеев-заповедников в программах 2005 год 46 30 социального развития соответствующих регионов, имея в виду создание новых рабочих мест, возрождение экономически оправданных традиционных форм хозяйственной деятельности 23. Реализация международных проектов: интеграция российского музеи 2001-2005 38,5 3,5 программа "Новые технологии", культурного наследия в Российской годы создание цифровой базы данных по мировое культурное Федерации, 2001 год 7,7 0,7 собраниям российских провинциальных пространство выставочные 2002 год 7,7 0,7 музеев в период с 1860 по 1941 годы, организации, 2003 год 7,7 0,7 выставочный проект Совета Европы специали- 2004 год 7,7 0,7 "Хаос и порядок" и др. зированные 2005 год 7,7 0,7 организации в области компьютерных технологий Безопасность музейных и библиотечных фондов 24. Создание организационных, защита музейных и музеи 2001-2005 187 102 научно-технических, финансовых библиотечных фондов от Российской годы условий для обеспечения безопасности разрушения, криминальных Федерации, 2001 год 21 12 музейных собраний и библиотечных посягательств и иных специализи- 2002 год 26 15 фондов путем организации экспертизы, негативных воздействий рованные 2003 год 35 19 сертификации и поддержки внедрения организации 2004 год 46 24 конструкторских разработок в области 2005 год 59 32 создания систем пожарной и охранной сигнализации, скрытой охранной маркировки музейных предметов; модификация фондового и экспозиционного оборудования, средств и способов защиты музейных предметов и книг от биологического заражения и других негативных воздействий окружающей среды. Осуществление мониторинга состояния безопасности музейных собраний и библиотечных фондов, обеспечение адаптации знаний и навыков персонала музеев и библиотек к современным требованиям в данной сфере, методическое и организационное обеспечение деятельности собственных служб безопасности музеев и библиотек. Разработка отраслевых стандартов и нормативов в области обеспечения безопасности музеев и библиотек Сохранение культурных ценностей 25. Подготовка и издание очередных томов выявление и публикация учреждения 2001-2005 50 35 сводного каталога российских документально культуры, годы культурных потерь в период Второй установленных сведений о научные 2001 год 6 5 мировой войны и каталога перемещенных и утраченных учреждения, 2002 год 8 6 перемещенных культурных ценностей, в годы Второй мировой издательства 2003 год 10 7 осуществление в этих целях поисковой войны культурных 2004 год 12 8 и исследовательской работы в архивах ценностях, информационное 2005 год 14 9 России и зарубежных государств обеспечение процесса послевоенной реституции культурных ценностей 26. Формирование и ведение электронной информационное обеспечение учреждения 2001-2005 25 20 базы данных (с организацией доступа деятельности по культуры, годы к ней через глобальные предотвращению незаконного специализи- 2001 год 3 2 информационные сети), содержащей вывоза, ввоза и передачи рованные 2002 год 4 3 информацию о похищенных, незаконно права собственности на организации 2003 год 5 4 вывезенных, находящихся в культурные ценности, по в области 2004 год 6 5 международном розыске, перемещенных розыску похищенных компьютерных 2005 год 7 6 в годы Второй мировой войны культурных ценностей, технологий культурных ценностях, а также о послевоенной и текущей культурных ценностях, запрещенных к реституции культурных вывозу из Российской Федерации ценностей 27. Обеспечение возвращения в Российскую защита целостности учреждения 2001-2005 43 33 Федерацию украденных, незаконно культурного наследия культуры, годы вывезенных и перемещенных в годы народов Российской правоохра- 2001 год 6 4 Второй мировой войны культурных Федерации, укрепление нительные 2002 год 7 5 ценностей, взаимодействие и международного престижа органы, 2003 год 9 7 сотрудничество в этих целях с России как правового специали- 2004 год 10 8 зарубежными и международными государства зированные 2005 год 11 9 организациями, осуществление организации издательских проектов по этим по оказанию вопросам юридических услуг Раздел IV. Библиотеки России 28. Создание и развитие общероссийской создание качественно новой федеральные, 2001-2005 638,3 211 информационно-библиотечной системы информационно- региональные, годы компьютерной сети "Либнет" библиотечного муниципальные 2001 год 50,3 10 (федеральные и региональные обслуживания населения библиотеки, 2002 год 72,5 24 библиотеки). Внедрение системы России, включение России в специали- 2003 год 108 34 международных машиночитаемых мировую информационную зированные 2004 год 173 58 форматов, разработка и внедрение инфраструктуру фирмы 2005 год 234,5 85 стандартов и других нормативных материалов, переход на корпоративные электронные технологии, создание библиотечных он-лайн центров. Подключение региональных библиотек к действующим компьютерным сетям. Создание электронных информационных ресурсов и развитие автоматизированных технологий в библиотеках субъектов Российской Федерации 29. Реализация национальной программы повышение сохранности федеральные и 2001-2005 397,08 107 сохранения библиотечных фондов библиотечных фондов; региональные годы Российской Федерации. Обеспечение создание единого библиотеки, 2001 год 53,3 5 нормативного режима хранения, распределенного фонда федеральные и 2002 год 63,45 10 реставрации и консервации книжных памятников России, региональные 2003 год 78,99 19 библиотечных фондов. Развитие базы данных и центры 2004 год 92,07 30 федеральных региональных центров государственного реестра консервации, 2005 год 109,27 43 консервации, материально-технической книжных памятников, научные и базы сохранения библиотечных фондов. федеральной части общественные Создание страхового фонда документов страхового фонда организации библиотек и регистра страховых документов библиотек на микрофильмов, его интеграция в микроносителях и регистра европейский регистр микроформ. страховых копий; Организация единого распределенного распространение фонда книжных памятников России и электронных изданий государственного регистра книжных книжных памятников памятников, создание электронных изданий книжных памятников 30. Приобретение особо ценной, научной и совершенствование и федеральные и 2001-2005 59 23 методической литературы, повышение развитие системы региональные годы качественного состава и комплектования библиотеки, 2001 год 9 3 эффективности расходов при библиотечных фондов Центральный 2002 год 12,5 5 комплектовании фондов для российских коллектор 2003 год 12,5 5 библиотек научных 2004 год 12,5 5 библиотек, 2005 год 12,5 5 книготор- говые организации и издательства 31. Осуществление комплекса мер по повышение качества работы федеральные и 2001-2005 164 48 адаптации знаний и навыков российских библиотек региональные годы библиотечных работников к новым библиотеки, 2001 год 16 2 требованиям путем проведения научные, 2002 год 26 8 семинаров, курсов, конференций образова- 2003 год 34 10 (региональных, зональных, тельные 2004 год 41 13 общероссийских и международных), в организации, 2005 год 47 15 том числе в федеральных и общественные региональных библиотеках организации 32. Комплектование и обеспечение обеспечение доступа специали- 2001-2005 277,2 102 специальными техническими средствами инвалидов по зрению к зированные годы библиотек для слепых. Выпуск и информационным ресурсам библиотеки, 2001 год 25,2 10 поставка брошюр серии "Круг чтения" общественные 2002 год 50 16 и брайлевских малотиражных изданий в организации, 2003 год 61 23 библиотеки для слепых. Изготовление издательства 2004 год 67 25 и поставка информационных, 2005 год 74 28 тифлотехнических, инновационных средств и "говорящих книг" в библиотеки для слепых 33. Организация работы библиотек по повышение качества и федеральные, 2001-2005 277,2 102 информационной поддержке органов развитие информационно- региональные и годы государственной власти, содействию библиотечного муниципальные 2001 год 25,2 10 органам местного самоуправления, а обслуживания, в том числе библиотеки, 2002 год 50 16 также по осуществлению правовой детей, молодежи и издательства, 2003 год 61 23 реформы. Обеспечение прав детей, инвалидов другие 2004 год 67 25 молодежи и инвалидов на специализи- 2005 год 74 28 библиотечно-информационное рованные обслуживание. Осуществление организации мониторинга информационно-библиотечного обслуживания населения, издательской деятельности. Участие в международных проектах по развитию библиотечного дела, конференциях, стажировках, выставках и других мероприятиях. Поддержка проектов, направленных на развитие новых форм деятельности библиотек Раздел V. Выявление и поддержка молодых дарований, профессиональное образование 34. Поддержка молодых дарований поддержка наиболее учебные и 2001-2005 1009,5 501 Пересмотр условий выплаты стипендии одаренных детей и научные годы "Юные дарования России". Учреждение молодежи, обучающихся в учреждения 2001 год 94,5 25 грантов для участия в международных высших и средних 2002 год 171 89,5 конкурсах стипендиатов "Юные профессиональных учебных 2003 год 215,5 112,5 дарования". Проведение творческих заведениях, детских школах 2004 год 243,5 126,5 школ, мастер-классов, в том числе искусств 2005 год 285 147,5 для одаренных детей из государств - участников СНГ и стран Балтии, презентаций стипендиатов, создание банка данных о стипендиатах. Организация и проведение фестивалей, конкурсов, выставок, в том числе и международных 35. Банк образовательных технологий совершенствование системы учебные и 2001-2005 148 98 Создание условий для модернизации профессионального научные годы деятельности федеральных художественного учреждения 2001 год 13 8 образовательных учреждений. Создание образования 2002 год 22,5 15 базового методического комплекта к 2003 год 30 20 государственным образовательным 2004 год 37,5 25 стандартам, разработка и реализация 2005 год 45 30 программ "Экспериментальные образовательные технологии", "Дистанционное образование" 36. Молодые ученые стимулирование творчества учебные и 2001-2005 93 68 Присуждение грантов и премий. молодых ученых-аспирантов, научные годы Разработка программы "Издания студентов учреждения 2001 год 13 8 молодых ученых". Проведение 2002 год 15 10 конференций и конкурсов. Создание 2003 год 20 15 информационного бюллетеня 2004 год 20 15 2005 год 25 20 37. Кадры приведение уровня учебные и 2001-2005 176 86 Создание отраслевой системы профессиональной научные годы повышения квалификации, отражающей подготовки в соответствие учреждения 2001 год 16 6 все формы и уровни повышения с современными 2002 год 30 15 квалификации, их взаимосвязь требованиями 2003 год 40 20 2004 год 40 20 2005 год 50 25 38. Рынок труда и вакансий оптимизация подготовки учебные и 2001-2005 20 10 Исследование потребности в специалистов творческих научные годы специалистах культурологического профессий, обеспечение их учреждения 2001 год 4 2 направления, разработка прогноза конкурентоспособности на 2002 год 5 2,5 развития и спроса на специальности, рынке труда 2003 год 5 2,5 разработка и составление 2004 год 6 3 образовательных паспортов территорий 2005 год Раздел VI. Культурные основы федерализма, национальной и региональной политики 39. Поддержка реализации региональных и реализация равных прав учреждения 2001-2005 131 65 межрегиональных программ культурного народов Российской культуры годы развития, проектов, направленных на Федерации на сохранение и 2001 год 18 8 сохранение и развитие культурного развитие культурной 2002 год 22 11 потенциала субъектов Российской самобытности, на защиту, 2003 год 24 12 Федерации восстановление и 2004 год 29 15 сохранение 2005 год 38 19 культурно-исторической среды обитания 40. Реализация системы мер по адаптации приведение учреждения 2001-2005 36,5 17,5 знаний и навыков административных профессиональных знаний в культуры годы кадров субъектов культурной соответствие с меняющимися 2001 год 4,5 1,5 деятельности потребностями отрасли 2002 год 6 3 2003 год 8 4 2004 год 8 4 2005 год 10 5 41. Организация и проведение фестивалей, содействие развитию учреждения 2001-2005 51,5 25,5 смотров, гастролей фольклорных, культуры в регионах культуры годы этнических, национальных страны, где уровень 2001 год 7,5 3,5 коллективов, выставок традиционного культурного обслуживания 2002 год 10 5 национального искусства и населения существенно 2003 год 10 5 художественных промыслов и ремесел, отстает от 2004 год 12 6 поддержка выявления и развития среднероссийского, а также 2005 год 12 6 мастеров народного творчества культуры народов и этнических групп, не имеющих своих национально- территориальных образований 42. Поддержка создания и развития поддержка деятельности учреждения 2001-2005 25,5 12,5 национально-культурных центров, национально-культурных культуры годы национально-культурных автономий, центров и 2001 год 3,5 1,5 поддержка информационной национально-культурных 2002 год 4 2 инфраструктуры межнационального автономий различных 2003 год 4 2 общения уровней, развития культуры 2004 год 6 3 малочисленных народов 2005 год 8 4 Севера, а также развития культуры в малых, средних городах, селах, мегаполисах 43. Организация и проведение культурных повышение качества организации 2001-2005 9,5 9,5 и просветительских мероприятий среди культурного обслуживания культуры, годы военнослужащих социально уязвимых групп Минобороны 2001 год 1,5 1,5 населения России, 2002 год 2 2 МВД России, 2003 год 2 2 МЧС России, 2004 год 2 2 ФСБ России 2005 год 2 2 44. Поддержка самобытных национальных создание единого организации 2001-2005 179 39 коллективов, межнационального культурного пространства. культуры, годы культурного обмена Сохранение аутентичности творческие 2001 год 21 3 национальных культур союзы 2002 год 29 6 2003 год 35 8 2004 год 43 10 2005 год 51 12 45. Организация и проведение стимулирование и поддержка организации 2001-2005 105,2 43,2 общероссийских и международных международного, культуры годы акций, направленных на укрепление межнационального и 2001 год 13,2 6,2 диалога культур в многонациональном межрегионального 2002 год 17 7 государстве культурного сотрудничества 2003 год 22 9 2004 год 25 10 2005 год 28 11 Раздел VII. Модернизация технического и технологического оснащения организаций культуры 46. Паспортизация технической выявление реальных организации 2001-2005 54 54 оснащенности объектов культуры потребностей отрасли в культуры годы техническом перевооружении 2001 год 10 10 2002 год 10 10 2003 год 10 10 2004 год 12 12 2005 год 12 12 47. Разработка и внедрение в замещение импорта исполнители 2001-2005 71 71 организациях культуры отечественными на конкурсной годы конкурентоспособного оборудования и разработками, перевод основе 2001 год 10 10 прогрессивных производственных отрасли на экономичные, 2002 год 13 13 технологий рентабельные технологии 2003 год 13 13 2004 год 15 15 2005 год 20 20 48. Приобретение оборудования для преодоление существующей исполнители 2001-2005 500 250,0 организаций культуры технической отсталости, на конкурсной годы обеспечение нормального основе 2001 год 104 52 уровня жизнедеятельности 2002 год 102 51 учреждений культуры 2003 год 102 51 2004 год 96 48 2005 год 96 48 Раздел VIII. Комплексные целевые проекты Возрождение и развитие Валаамского архипелага 49. Восстановление историко-культурного проведение реставрационных реставра- 2001-2005 47 17 потенциала территории Валаамского работ по ционные годы архипелага Спасо-Преображенскому организации, 2001 год 12 3 собору, историческому организации 2002 год 7,5 3 причалу в Монастырской Русской 2003 год 7,5 3 бухте, создание православной 2004 год 7,5 3 ремонтно-реставрационной церкви 2005 год 12,5 5 базы, системы пожаротушения памятников 50. Восстановление и сохранение проведение неотложных МПР России, 2001-2005 4,4 4,4 природного комплекса Валаамского работ по восстановлению Правительство годы архипелага межозерных каналов Республики 2001 год 1 1 (Московский и Владимирский Карелия 2002 год 0,8 0,8 каналы), первоочередных 2003 год 0,8 0,8 лесоустроительных работ, 2004 год 0,8 0,8 инвентаризации отдельных 2005 год 1 1 элементов природного комплекса 51. Социально-экономическое развитие разработка (окончание) Правительство 2001-2005 4,2 4,2 Валаамского архипелага генерального плана Республики годы развития Валаамского Карелия, 2001 год 0,8 0,8 архипелага, генерального проектные 2002 год 0,8 0,8 плана Центральной усадьбы, организации 2003 год 0,8 0,8 выполнение (корректировка) 2004 год 0,8 0,8 инженерно-геодезических и 2005 год 1 1 геологических изысканий, выполнение аэрофотосъемки архипелага Реставрация памятников ансамбля Троице-Сергиевой лавры 52. Проведение реставрационных работ укрепление холма Маковец, специали- 2001-2005 164 - крепостных сооружений фундаментов, устройство зированные годы Троице-Сергиевой лавры водоотводов и стоков, организации 2001 год 17 - восстановление 2002 год 22 - исторического облика 2003 год 30 - крепостных сооружений 2004 год 43 - Троице-Сергиевой лавры 2005 год 52 - 53. Проведение реставрационных работ восстановление уникальных реставра- 2001-2005 175,2 80,2 церквей и соборов Троице-Сергиевой памятников русского ционные годы лавры зодчества организации 2001 год 14,2 5,2 2002 год 25 15 2003 год 32 15 2004 год 45 20 2005 год 59 25 54. Проведение реставрационных работ восстановление специали- 2001-2005 38 - служебных и жилых строений исторического облика зированные годы Троице-Сергиевой лавры строений лавры, организации 2001 год 4 - обеспечение их 2002 год 6 - использования в служебных 2003 год 8 - и других целях без ущерба 2004 год 10 - для сохранения памятников 2005 год 10 - 55. Реконструкция объектов увеличение мощности специали- 2001-2002 2,7 - энергетического хозяйства отопительных систем зированные годы Троице-Сергиевой лавры организации 2001 год 1,2 - 2002 год 1,5 - Раздел IX. Правовое, научное и информационное обеспечение Правовое обеспечение 56. Экспертное обеспечение разработки совершенствование правовой специали- 2001-2005 23,7 23,7 проектов нормативных правовых актов базы отрасли зированные годы в сфере культуры на основе изучения организации 2001 год 2,6 2,6 и обобщения правоприменительной 2002 год 4,0 4,0 практики 2003 год 4,9 4,9 2004 год 5,7 5,7 2005 год 6,5 6,5 57. Обеспечение доступа субъектов создание правовых условий специали- 2001-2005 14,7 13,8 культурной деятельности к правовой для реализации зированные годы информации подпрограммы организации 2001 год 1,8 1,7 2002 год 2,2 2 2003 год 3,2 3 2004 год 3,2 3 2005 год 4,3 4,1 Научное обеспечение 58. Проведение исторического анализа формирование современной научные 2001-2005 12 12 культуры России конца XIX-XX вв. концепции учреждения годы историко-культурного отрасли 2001 год 1 1 развития России на рубеже 2002 год 2 2 веков, издание 2003 год 2 2 междисциплинарного 2004 год 3 3 научного труда "Культура 2005 год 4 4 России конца XIX-XX вв.", выпуск аналитического прогноза "Культура России. Шаг в XXI век", периодический (раз в два года) выпуск научного доклада о состоянии культуры России 59. Проведение междисциплинарных научных издание фундаментальных научные 2001-2005 12 12 исследований по культуре и искусству историко-культурных и учреждения годы искусствоведческих трудов отрасли 2001 год 1,5 1,5 по базовым разделам наук о 2002 год 1,5 1,5 культуре и искусстве 2003 год 2,5 2,5 2004 год 3 3 2005 год 3,5 3,5 60. Разработка современных научных совершенствование научные 2001-2005 11 11 методов в сфере сохранения и технологий описания, организации годы использования культурного наследия изучения, реставрации и отрасли 2001 год 1 1 сохранения недвижимых 2002 год 1,9 1,9 памятников истории и 2003 год 1,9 1,9 культуры, повышение уровня 2004 год 2,7 2,7 их сохранности 2005 год 3,5 3,5 61. Разработка инновационных технологий совершенствование научные 2001-2005 5 5 и современной модели подготовки стандартов учреждения годы высококвалифицированных научных профессионального отрасли 2001 год 1 1 работников в сфере культуры и образования в сфере 2002 год 1 1 искусства культуры и искусства 2003 год 1 1 2004 год 1 1 2005 год 1 1 62. Формирование научных основ разработка концепции, научные 2001-2002 2,7 2,7 менеджмента в сфере культуры и программы, плана учреждения годы искусства мероприятий и отрасли 2001 1,2 1,2 научно-методических 2002 1,5 1,5 материалов по совершенствованию экономики и правовой базы организаций культуры и искусства, предложений по оптимизации системы управления и финансирования отрасли, развитие внебюджетных источников финансирования культуры и искусства, повышение доходности платных услуг в сфере культуры Информационное обеспечение 63. Автоматизация учреждений культуры, модернизация деятельности организации 2001-2005 173 115 разработка программного обеспечения. учреждений культуры на конкурсной годы Приобретение и поставка Российской Федерации основе 2001 год 18 10 вычислительной техники. Проведение 2002 год 29 20 работ по системной интеграции 2003 год 38 25 2004 год 44 30 2005 год 44 30 64. Развитие телекоммуникационной обеспечение единства организации 2001-2005 116 96 инфраструктуры. Подключение информационного на конкурсной годы организаций культуры к сети Интернет пространства культуры в основе 2001 год 10 6 масштабах страны 2002 год 19 15 2003 год 24 20 2004 год 29 25 2005 год 34 30 65. Создание в сети Интернет обеспечение доступа организации 2001-2005 73 63 централизованных баз данных текущей граждан к информации в на конкурсной годы национальной библиографии, сфере культуры основе 2001 год 5 3 памятников истории и культуры и 2002 год 15 13 т. п. 2003 год 15 13 2004 год 14 12 2005 год 24 22 Организационное обеспечение подпрограммы 66. Текущее управление подпрограммой реализация программных дирекция 2001-2005 11 11 мероприятий подпрограммы годы 2001 год 1 1 2002 год 2 2 2003 год 2 2 2004 год 3 3 2005 год 3 3 Инвестиционные мероприятия 67. Строительство, реконструкция и развитие специали- 2001-2005 10363,9 9876,9 техническое перевооружение объектов материально-технической зированные годы культуры и искусства согласно базы организаций культуры организации 2001 год 717 687 приложению и искусства 2002 год 1831,9 1762,9 2003 год 2191 2103 2004 год 2742 2616 2005 год 2882 2708 ПОДПРОГРАММА "КИНЕМАТОГРАФИЯ РОССИИ" (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19.07.2002 г. N 540) Подпрограмма "Кинематография России" (далее именуется - подпрограмма) основана на положениях Концепции развития кинематографии Российской Федерации до 2005 года, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1561, разработана с учетом позитивных тенденций, наметившихся в отечественном кинематографе к концу 90-х годов. I. Основные цели подпрограммы Основными целями подпрограммы являются: обеспечение условий для создания художественно и общественно значимых кинопроизведений, усиление социальной направленности российского киноискусства; расширение производства и повышение конкурентоспособности отечественных фильмов в условиях массового проката на экранах страны зарубежной кинопродукции, изменение структуры репертуара показа в пользу национальных фильмов; создание мощной российской киноиндустрии как целостной, сбалансированной системы производства, проката и демонстрации аудиовизуальных произведений, играющей существенную роль в хозяйственной жизни страны, в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации; совершенствование механизма распространения отечественной кинопродукции, создание оптимальных условий для широкого доступа к произведениям киноискусства всех возрастных и социальных групп общества, возрождение показа фильмов в кинотеатрах; обеспечение преемственности художественных традиций отечественного киноискусства, сохранения и восстановления кинематографического наследия; укрепление экономической и правовой основы кинематографии; усиление роли продюсерской инициативы в формировании многоканальных источников финансирования кинопроцесса; обеспечение устойчивого развития кинематографических структур как одного из главных условий их привлекательности для внебюджетных инвесторов; развитие новых технологий производства, тиражирования, показа и хранения кинофильмов, совершенствование технической базы кинематографии; государственная поддержка инвестиционной программы в сфере кинематографии в целях сохранения в работоспособном состоянии ее производственных мощностей и повышения уровня кинообслуживания населения; расширение присутствия российского кино в мировом культурном пространстве, активизация делового сотрудничества российских организаций кинематографии с зарубежными партнерами; расширение контактов и повышение эффективности взаимодействия кинематографии с телевидением. Возрождение отечественного кинопроизводства, переоснащение его материально-технической базы, увеличение количества фильмов будут осуществляться за счет последовательного расширения внебюджетных источников финансирования, повышения рентабельности фильмопроизводства и формирования возвратного финансового механизма. Проблемы повышения художественного уровня и содержательности кинематографической продукции будут решаться в первую очередь посредством целенаправленной государственной финансовой поддержки кинопроизводства, осуществляемой на конкурсной основе, а также посредством формирования системы государственного заказа, что даст возможность корректировать стихию рынка кинопродукции и явится альтернативой как сугубо авторскому, так и сугубо коммерческому подходу к отечественному кино. Государственная финансовая поддержка должна быть направлена на создание проблемных произведений, обогащающих духовную жизнь российского общества; фильмов популярных жанровых форм (в первую очередь комедий, мелодрам, музыкальных фильмов), возрождающих интерес зрителей к российскому кино; картин, расширяющих содержательный диапазон кино, содействующих творческому поиску в киноискусстве; масштабных совместных проектов, способствующих укреплению авторитета российского кино за рубежом; фильмов для детской и подростковой аудитории; фильмов-дебютов, содействующих профессиональному становлению творческой молодежи; кинолетописи России, полнометражных произведений кинопублицистики. В области анимационного кино первостепенное внимание должно быть уделено сохранению традиций и развитию анимации, производству крупных мультсериалов и полнометражных картин с высоким художественным и коммерческим потенциалом. В целях привлечения внебюджетных инвестиций для реализации мероприятий по кинообслуживанию населения осуществляется переоборудование созданных совместно с администрациями субъектов Российской Федерации центров российской кинематографии. Опыт работы обновленных кинотеатров подтверждает их способность обеспечить рентабельное функционирование на основе профильной деятельности. Однако проблема возрождения российского кинопоказа на качественно новом уровне неразрешима силами отдельно взятых кинотеатров или регионов, а требует общенационального подхода, скоординированных усилий Министерства культуры Российской Федерации, Союза кинематографистов Российской Федерации, других заинтересованных организаций. Первоочередной задачей на этом пути является создание федеральной государственной киносети, на базе которой возможны проведение единой рекламной, репертуарной и технической политики, внедрение государственной электронной системы учета билетов и валового сбора средств от их продажи, обеспечение защиты обладателей прав на фильмы, улучшение обслуживания зрителей. За счет технического переоснащения действующих кинотеатров, реконструкции, а также строительства новых многозальных кинотеатров предполагается создание 25 федеральных кинотеатров вместимостью около 20 тыс. мест, ввод которых позволит обеспечить до 2005 года валовой сбор от продажи билетов в размере 800-1200 млн. рублей и окупаемость созданной сети в течение 5-6 лет. Для обеспечения функционирования федеральных кинотеатров необходимо создание федеральных кинопрокатных организаций, имеющих собственный фильмофонд и осуществляющих закупку фильмов, а также развитие производства современного отечественного кинооборудования. Реализация результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ позволит решить задачу производства различных видов операторского, светотехнического и звукотехнического оборудования для киностудий, а также кинопроекционных комплексов и звукотехнического оборудования для оснащения кинотеатров, отвечающих современным требованиям фильмопроизводства и кинопоказа. Модернизация кинопроката станет одним из решающих факторов привлечения зрителей, осуществления возможности реинвестирования средств в развитие кинематографии в целом. Для реализации мероприятий подпрограммы необходимо внести коррективы в отдельные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы кинематографии. Предусматриваются также разработка предложений по совершенствованию правового регулирования авторских, трудовых, социальных, финансовых, имущественных и иных правоотношений в сфере кинематографии, подготовка федеральными органами исполнительной власти рекомендаций, методических материалов по вопросам заключения договоров между различными участниками процесса создания (производства) и использования фильмов. II. Ресурсное обеспечение подпрограммы Федеральным законом "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" предусмотрено, что кинематография должна сохраняться и развиваться при поддержке государства, во многом определяющей активность внебюджетных инвесторов, наличие альтернативных бюджету источников финансирования. Стоимость реализации подпрограммы в 2001-2005 годах составляет 19728,9 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 7457,7 млн. рублей, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 3147,7 млн. рублей, за счет внебюджетных источников - 9123,5 млн. рублей. Объемы и источники финансирования подпрограммы "Кинематография России" в 2001-2005 годах (млн. рублей, в ценах 2000 года) ------------------------------------------------------------------- ¦ Объем ¦ В том числе Источники и ¦ финан- +--------------------------------------- направления ¦ сиро- ¦ 2001 ¦ 2002 ¦ 2003 ¦ 2004 ¦ 2005 финансирования ¦ вания -¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------- Всего 19728,9 2478,7 3620,3 3925,6 4539,3 5165 в том числе: федеральный 7457,7 744,1 1563,6 1639,9 1712,8 1806,3 бюджет бюджеты 3147,7 534,1 543,1 590,2 691,5 788,8 субъектов Российской Федерации внебюджетные 9123,5 1200,5 1513,6 1704,5 2135 2569,9 источники Государственные 1614,2 35 314,2 340,5 433,2 491,3 инвестиции - всего в том числе: федеральный 1583,6 30,9 308,7 334 426,2 483,8 бюджет бюджеты - - - - - - субъектов Российской Федерации внебюджетные 30,6 4,1 5,5 6,5 7 7,5 источники Научно- 53,1 3,2 12,9 12,4 12,3 12,3 исследовательские и опытно- конструкторские работы - всего в том числе: федеральный 53,1 3,2 12,9 12,4 12,3 12,3 бюджет бюджеты - - - - - - субъектов Российской Федерации внебюджетные - - - - - - источники Прочие нужды - 18061,6 2440,5 3293,2 3572,7 4093,8 4661,4 всего в том числе: федеральный 5821 710 1242 1284,5 1274,3 1310,2 бюджет бюджеты 3147,7 534,1 543,1 590,2 691,5 788,8 субъектов Российской Федерации внебюджетные 9092,9 1196,4 1508,1 1698 2128 2562,4 источники Система программных мероприятий подпрограммы "Кинематография России" -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Стои- ¦В том ¦ ¦ ¦ ¦ Срок ¦мость -¦числе ¦ Наименование мероприятия ¦ Ожидаемый результат ¦ Исполнитель ¦исполнения¦ всего ¦сред- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (млн. ¦ства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рублей)¦феде- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦раль- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюд- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦жета -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Раздел I. Кинопроизводство 1. Поддержка производства проблемных и создание 457 игровых Федеральный 2001-2005 12053,9 3964,2 творчески значимых кинопроизведений, фильмов (в том числе 202 фонд социа- годы фильмов популярных жанровых форм, при господдержке), льной и 2001 год 1544,7 476,7 творческих дебютов, фильмов для неигровых, включая экономичес- 2002 год 2194,1 833,3 детской и подростковой аудитории, кинолетопись, - 8647 кой 2003 год 2392,5 881,5 анимационного кино и кинолетописи частей (в том числе 3147 поддержки 2004 год 2767,9 878 при господдержке), отечествен- 2005 год 3154,7 894,7 мультипликационных 514,5 ной кинема- частей (в том числе 314,5 тографии, при господдержке), организации, киновидеосериалов - 60, осуществля- снятых кинопроизводящими ющие организациями (за счет производство внебюджетных источников кинопродукции финансирования) (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19.07.2002 г. N 540) Раздел II. Кинопрокат и кинообслуживание населения 2. Создание федеральных киносети и модернизация организации 2001-2005 4867,7 810,7 системы киновидеопроката; развитие государственного кинематогра- годы сети центров российской кинопроката и приближение фии, Союз 2001 год 761,6 116 кинематографии; реализация уровня кинообслуживания кинема- 2002 год 875,4 202 межрегиональной программы населения к мировым тографистов 2003 год 941 181,8 реконструкции и модернизации стандартам; повышение Российской 2004 год 1073,2 163,6 кинотеатров и программы перевода средней посещаемости Федерации 2005 год 1216,5 147,3 сельских киноустановок на киносеансов и их видеопоказ; введение сертификации доходности; формирование кинотеатров; государственная федерального фильмофонда и поддержка проката и продвижения осуществление закупки фильмов; сохранение и пополнение фильмов; сохранение, фильмофонда региональных пополнение и продвижение кинопрокатных организаций; региональных фильмофондов; реставрация и использование возрождение отечественной действующего фильмофонда; ведение кинопромышленности; замена реестра киновидеозрелищных кинопроекционной и организаций; разработка и внедрение звуковоспроизводящей государственной электронной системы техники современными продажи билетов; создание образцами и отказ от информационно-статистической базы импортной; расширение данных российской кинематографии и зрительской аудитории ее внедрение в мировое информационное пространство; модернизация и создание современного кинотехнологического оборудования, переоснащение им киносети и кинопроката; проведение кинофестивалей, тематических показов и кинопремьер; создание специальных телепередач, проведение информационно-рекламной работы Раздел III. Международные связи 3. Участие в деятельности международных расширение географии Росзарубеж- 2001-2005 903,5 809,6 кинематографических и представительства и центр, ор- годы аудиовизуальных организаций; зрительской аудитории ганизации 2001 год 95,7 78,8 проведение мероприятий российских фильмов за кинемато- 2002 год 175,2 158,2 некоммерческого общественного рубежом; повышение графии, 2003 год 194,7 176,7 проката; организация объединенных престижа российского кино; творческие 2004 год 203,2 183,2 стендов российского кино на привлечение зарубежных союзы 2005 год 234,7 212,7 международных кинорынках за рубежом; инвестиций; создание осуществление международного единого сотрудничества в области кинематографического кинообразования, истории и теории пространства на киноискусства, кинотехники и территории государств - технологии; осуществление проектов участников СНГ совместного кинопроизводства; проведение Московского международного кинофестиваля и других международных кинофестивалей; оказание государственной финансовой поддержки участию российских национальных фильмов в международных кинофестивалях за рубежом Раздел IV. Прочие мероприятия по поддержке и развитию кинематографии 4. Обеспечение организаций развитие технологического специализи- 2001-2005 167 167 кинематографии России импортными процесса кинопроизводства рованные годы кинопленками в требуемых объемах и и тиражирования фильмов, организации 2001 год 26 26 номенклатуре осуществляемых при 2002 год 29 29 государственной финансовой 2003 год 32 32 поддержке 2004 год 37 37 2005 год 43 43 5. Создание условий по формированию и сохранение и развитие организации 2001-2005 69,5 69,5 сохранности музейных фондов культурного наследия и кинемато- годы и фондов хронокально-документальной творческого потенциала в графии, 2001 год 12,5 12,5 и учебной кинопродукции кинематографии учреждения 2002 год 19,5 19,5 (фильмофонда); содействие пропаганде культуры 2003 год 12,5 12,5 отечественного киноискусства, 2004 год 12,5 12,5 совершенствованию актерского 2005 год 12,5 12,5 мастерства, исполнению и записи музыки, повышению профессионального уровня кавалерийского контингента для специальных и трюковых киносъемок (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19.07.2002 г. N 540) Раздел V. Научно-техническая политика 6. Фундаментальные исследования в подготовка и издание научно- 2001-2005 53,1 53,1 области теории и истории российского научных трудов и исследова- годы кино, киноискусства зарубежных научно-справочной тельские 2001 год 3,2 3,2 стран, социологии кино; проведение литературы; создание организации 2002 год 12,9 12,9 научно-исследовательских и опытных образцов кинемато- 2003 год 12,4 12,4 опытно-конструкторских работ по киноосветительных приборов графии 2004 год 12,3 12,3 разработке и совершенствованию и киносъемочной техники, 2005 год 12,3 12,3 техники и технологии киносъемки, аппаратуры для современной синтеза и обработки изображения, технологии монтажа светотехники, печати фильмокопий, кинофильмов и обработки и ретротиражирования и сохранности копирования кинопленки; фильмовых материалов, записи, подготовка документации по обработки и воспроизведения звука, унификации и кинопоказа; разработка отраслевых стандартизации стандартов; проведение проектных и операторского исследовательских работ оборудования, исследованию аппаратурного обеспечения киносъемочных процессов, технологии перевода фильмовых материалов на современные виды носителей с использованием цифровых форматов Раздел VI. Инвестиционные мероприятия 7. Строительство, реконструкция и создание федеральной специализи- 2001-2005 1614,2 1583,6 техническое переоснащение государственной киносети; рованные годы организаций и объектов оснащение центров организации 2001 год 35 30,9 кинематографии; модернизация российской кинематографии, 2002 год 314,2 308,7 кинопроекционной аппаратуры кинотеатров и сельских 2003 год 340,5 334 кинотеатров и технологического киноустановок кино- и 2004 год 433,2 426,2 оборудования организаций видеопроекционной и 2005 год 491,3 483,8 кинопроката, внедрение звуковоспроизводящей звуковоспроизводящей аппаратурой нового стереофонической аппаратуры в поколения, запасными киносети; строительство жилья частями к ней, специализированным автомобильным транспортом, повышение социальной защищенности деятелей и работников кинематографии ПОДПРОГРАММА "АРХИВЫ РОССИИ" Коренные политические и социально-экономические преобразования в стране обусловили позитивные явления в архивном деле. Выполнение в 1993-1999 годах мероприятий по развитию архивного дела, предусмотренных федеральными целевыми программами сохранения и развития культуры, способствовало созданию необходимого законодательного обеспечения архивного дела, значительному увеличению объема и видового состава Архивного фонда Российской Федерации, изданию документальных публикаций и справочников о хранящихся документах, обеспечению доступности архивов, а также удовлетворению потребностей государственных и иных институтов в архивной информации. I. Основные цели подпрограммы Основными целями подпрограммы являются: сохранение и пополнение Архивного фонда Российской Федерации как одного из важнейших элементов и символов российской государственности и составной части историко-культурного, информационного и интеллектуального достояния народов Российской Федерации; совершенствование нормативной базы, выработка комплекса организационных мер, нейтрализующих угрозу национальным интересам России в архивном деле; Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|