Расширенный поиск

Федеральный закон от 04.05.2000 № 56-ФЗ

 



                       РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                         ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


       О ратификации Договора между Российской Федерацией и
      Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и
       ограничении стратегических наступательных вооружений

     Принят Государственной Думой               14 апреля 2000 года
     Одобрен Советом Федерации                  19 апреля 2000 года

                             Статья 1

     Ратифицировать Договор   между   Российской    Федерацией    и
Соединенными  Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении
стратегических  наступательных  вооружений,  подписанный  в  городе
Москве 3 января 1993 года, далее именуемый Договором СНВ-2, включая
являющиеся его неотъемлемой частью:
     Меморандум о договоренности о зачислении боезарядов и о данных
по тяжелым бомбардировщикам в связи с  Договором  между  Российской
Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и
ограничении стратегических наступательных вооружений, подписанный в
городе Москве 3 января 1993 года;
     Протокол о процедурах,  регулирующих ликвидацию тяжелых МБР, и
о   процедурах,   регулирующих  переоборудование  шахтных  пусковых
установок  тяжелых  МБР,  в  связи  с  Договором  между  Российской
Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и
ограничении стратегических наступательных вооружений, подписанный в
городе Москве 3 января 1993 года;
     Протокол о показах и  инспекциях  тяжелых  бомбардировщиков  в
связи  с  Договором  между  Российской  Федерацией  и  Соединенными
Штатами   Америки   о   дальнейшем   сокращении    и    ограничении
стратегических  наступательных  вооружений,  подписанный  в  городе
Москве 3 января 1993 года;
     Протокол к Договору между Российской Федерацией и Соединенными
Штатами   Америки   о   дальнейшем   сокращении    и    ограничении
стратегических  наступательных  вооружений  от  3 января 1993 года,
подписанный в городе Нью-Йорке 26 сентября 1997 года.

                             Статья 2

     К исключительным обстоятельствам,  дающим Российской Федерации
в  соответствии  со  статьей  VI  Договора  СНВ-2  право  в порядке
осуществления своего государственного суверенитета выйти  из  этого
Договора, наряду с иными, относятся:
     1) нарушение  Соединенными  Штатами  Америки  Договора  СНВ-2,
способное привести к возникновению угрозы национальной безопасности
Российской Федерации;
     2) выход  Соединенных  Штатов Америки из Договора между Союзом
Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки
об  ограничении  систем  противоракетной  обороны,  подписанного  в
городе Москве 26 мая 1972 года,  далее именуемого Договором по ПРО,
либо нарушение Договора по ПРО и связанных с ним соглашений;
     3) наращивание   стратегических   наступательных    вооружений
государствами,  не  являющимися  участниками Договора СНВ-2,  таким
образом,  что это будет создавать угрозу национальной  безопасности
Российской Федерации;
     4) принятие и реализация Соединенными Штатами Америки, другими
государствами   или   союзами   государств,   включая   Организацию
Североатлантического договора,  таких решений  в  области  военного
строительства,  которые  создадут  угрозу национальной безопасности
Российской  Федерации,  в  том  числе  размещение  на   территориях
государств,  вступивших в Организацию Североатлантического договора
после подписания Договора СНВ-2, ядерного оружия;
     5) развертывание   Соединенными   Штатами   Америки,   другими
государствами или  союзами  государств  вооружений,  препятствующих
функционированию   российской  системы  предупреждения  о  ракетном
нападении;
     6) возникновение   чрезвычайных  обстоятельств,  в  том  числе
экономического или  техногенного  характера,  делающих  невозможным
выполнение  Российской  Федерацией  Договора  СНВ-2  либо способных
привести  к   возникновению   угрозы   экологической   безопасности
Российской Федерации.

                             Статья 3

     1. При  исключительных  обстоятельствах,  указанных в статье 2
настоящего  Федерального  закона,  а  равно   иных   исключительных
обстоятельствах,  ставящих  под  угрозу  высшие интересы Российской
Федерации, Президент Российской Федерации:
     а) принимает политические, дипломатические и иные меры в целях
устранения  исключительных  обстоятельств  или   нейтрализации   их
последствий;
     б) обеспечивает  проведение  незамедлительных  консультаций  с
палатами  Федерального  Собрания  Российской  Федерации  и с учетом
результатов  таких  консультаций  принимает   решения,   касающиеся
Договора   СНВ-2,   с   внесением  при  необходимости  предложений,
предусмотренных  Федеральным  законом  "О  международных  договорах
Российской Федерации".
     2. Палаты Федерального Собрания Российской Федерации в случае,
если они сочтут,  что возникли обстоятельства,  которые относятся к
категории  исключительных  в  смысле  статьи  VI  Договора   СНВ-2,
направляют Президенту Российской Федерации предложение о проведении
консультаций   либо   высказывают   ему   свои   рекомендации   или
предпринимают  иные  действия,  предусмотренные Федеральным законом
"О международных договорах Российской Федерации".

                             Статья 4

     Президент Российской   Федерации    обеспечивает    проведение
консультаций  с палатами Федерального Собрания Российской Федерации
и  с  учетом  результатов  таких  консультаций  принимает  решения,
касающиеся   Договора   СНВ-2,   с   внесением   при  необходимости
предложений,  предусмотренных  разделом   V   Федерального   закона
"О международных договорах Российской Федерации", в случае, если до
31  декабря  2003  года  не  будет  подписан  новый  договор  между
Российской  Федерацией  и  Соединенными Штатами Америки по вопросам
дальнейшего  сокращения и ограничения стратегических наступательных
вооружений, обеспечивающий:
     1) сохранение   и   дальнейшее    укрепление    стратегической
стабильности  при  пониженных уровнях стратегических наступательных
вооружений Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки;
     2) сохранение    для    Российской    Федерации    возможности
многовариантного  подхода  к  строительству  своих   стратегических
ядерных   сил,   включая   их   структуру   и   состав  вооружений,
обеспечивающего национальную безопасность  Российской  Федерации  с
учетом существующих экономических условий;
     3) исключение  возможности  быстрого  наращивания   количества
ядерных боезарядов на носителях всех видов базирования;
     4) предоставление   участникам   договора   равных   прав    и
возможностей при ликвидации и утилизации ядерных боезарядов;
     5) экономически   оптимальное    использование    существующей
инфраструктуры  стратегических  ядерных  сил  Российской Федерации,
существенное снижение затрат на реализацию  программ  ликвидации  и
утилизации   стратегических   наступательных  вооружений,  а  также
расширение  возможностей  использования   сокращаемых   компонентов
стратегических ядерных сил Российской Федерации и их инфраструктуры
в интересах развития отечественной экономики;
     6) учет всех видов и систем стратегических вооружений.

                             Статья 5

     Реализация Договора СНВ-2 осуществляется на основе следующего:
     1) сохранение потенциала стратегических ядерных сил Российской
Федерации  на  уровне,  необходимом  для  обеспечения  национальной
безопасности Российской Федерации;
     2) приоритетное   финансирование  стратегических  ядерных  сил
Российской Федерации,  а также работ  по  безопасной  ликвидации  и
утилизации стратегических наступательных вооружений;
     3) соблюдение  Соединенными   Штатами   Америки   Договора   о
сокращении  и ограничении стратегических наступательных вооружений,
подписанного в городе Москве 31 июля 1991  года,  далее  именуемого
Договором СНВ-1;
     4) сокращение  подпадающих   под   действие   Договора   СНВ-2
стратегических  наступательных  вооружений  Российской  Федерации с
учетом сроков их эксплуатации;
     5) поддержание  боевой  готовности  стратегических ядерных сил
Российской Федерации при любых  вариантах  развития  стратегической
обстановки, сохранение необходимых лабораторно-испытательной базы и
производственных мощностей;
     6) обеспечение безопасности эксплуатации, хранения, ликвидации
и утилизации стратегических наступательных вооружений;
     7) обеспечение  равенства  прав и возможностей сторон Договора
СНВ-2 в осуществлении инспекций и контрольных мероприятий,  а также
сохранение  и  совершенствование  национальных  технических средств
контроля Российской Федерации за соблюдением  Соединенными  Штатами
Америки Договора СНВ-1, Договора СНВ-2 и Договора по ПРО.

                             Статья 6

     Выполнение Российской   Федерацией  обязательств  по  Договору
СНВ-2 осуществляется с соблюдением настоящего Федерального  закона,
а   также   иных   законодательных  и  нормативных  правовых  актов
Российской   Федерации,   регулирующих   действия   и    процедуры,
необходимость в которых возникает при реализации Договора СНВ-2.
     Финансовое обеспечение стратегических ядерных  сил  Российской
Федерации,   а   также  производство,  эксплуатация,  ликвидация  и
утилизация  ядерных  вооружений  осуществляется  в  соответствии  с
федеральными законами.
     Президент Российской Федерации в течение  двух  месяцев  после
вступления   в   силу  настоящего  Федерального  закона  утверждает
федеральную   программу   развития   стратегических   ядерных   сил
Российской Федерации и направляет ее в палаты Федерального Собрания
Российской Федерации.
     Правительство Российской  Федерации  в  течение  трех  месяцев
после   вступления   в   силу   настоящего   Федерального    закона
разрабатывает  и  представляет  Президенту  Российской Федерации на
утверждение федеральную целевую программу ликвидации  и  утилизации
вооружений   и   техники   стратегических  ядерных  сил  Российской
Федерации,  предусматривающую возможность использования сокращаемых
компонентов  и  инфраструктуры  в  интересах развития отечественной
экономики.

                             Статья 7

     В процессе выполнения Договора СНВ-2:
     1. Президент Российской Федерации:
     а) определяет основные направления государственной политики  в
области  развития стратегических ядерных сил Российской Федерации и
ядерного разоружения,  порядок и сроки  выполнения  мероприятий  по
реализации   Договора   СНВ-2,   обеспечивая  при  этом  сохранение
потенциала  стратегических  ядерных  сил  Российской  Федерации   и
поддержание   их  боевой  готовности  на  уровне,  необходимом  для
гарантированного сдерживания агрессии против Российской Федерации и
ее союзников;
     б) принимает решения о сроках  и  порядке  вывода  из  боевого
состава  и  деактивации  стратегических  наступательных вооружений,
подлежащих сокращению по Договору СНВ-2,  а также о вводе в  боевой
состав новых образцов стратегических наступательных вооружений;
     в) определяет российскую  концепцию  дальнейших  международных
переговоров  в  области  стратегических наступательных вооружений и
противоракетной  обороны,  проводит  консультации  и  переговоры  с
руководителями  других государств в целях укрепления стратегической
стабильности и  обеспечения  национальной  безопасности  Российской
Федерации.
     2. Правительство Российской Федерации:
     а) обеспечивает  в  соответствии  с  федеральными  законами  и
федеральными  целевыми  программами   приоритетное   финансирование
стратегических   ядерных   сил   Российской   Федерации,  работ  по
безопасной ликвидации и  утилизации  стратегических  наступательных
вооружений,  а  также  мероприятий  по  выполнению Договора СНВ-1 и
Договора СНВ-2;
     б) обеспечивает          сохранение         и         развитие
лабораторно-испытательной  базы   и   производственных   мощностей,
необходимых для поддержания ядерного потенциала и боевой готовности
стратегических ядерных сил Российской Федерации;
     в) в  соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона
регулярно направляет  в  палаты  Федерального  Собрания  Российской
Федерации  доклад о состоянии стратегических ядерных сил Российской
Федерации и  ходе  выполнения  Договора  СНВ-1,  Договора  СНВ-2  и
Договора по ПРО;
     г) представляет  в  палаты  Федерального  Собрания  Российской
Федерации  данные,  предусмотренные Меморандумом о договоренности о
зачислении боезарядов и о  данных  по  тяжелым  бомбардировщикам  в
связи с Договором СНВ-2;
     д) обеспечивает   эффективное    использование    национальных
технических  средств  контроля  за  соблюдением  положений Договора
СНВ-1,  Договора  СНВ-2  и  Договора   по   ПРО,   их   техническое
совершенствование,   а   также   проведение  контрольных  процедур,
предусмотренных указанными договорами;
     е) принимает    меры    по    обеспечению   безопасности   при
эксплуатации,  хранении,  ликвидации  и  утилизации  стратегических
наступательных вооружений,  ядерных боезарядов и ракетного топлива,
а  также  по  исключению  несанкционированного  доступа  к  ядерным
боезарядам;
     ж) принимает меры по  использованию  экономически  оптимальных
методов   и   способов   ликвидации   и  утилизации  стратегических
наступательных вооружений;
     з) по  поручению  Президента Российской Федерации осуществляет
внешнеполитические мероприятия в области сокращения  и  ограничения
стратегических   наступательных   вооружений   и  нераспространения
ядерного оружия;
     и) приглашает    (по    согласованию)   представителей   палат
Федерального Собрания Российской Федерации к участию в рассмотрении
хода переговоров в области стратегических наступательных вооружений
и противоракетной обороны.
     3. Палаты Федерального Собрания Российской Федерации:
     а) при ежегодном рассмотрении проекта  федерального  закона  о
федеральном   бюджете  участвуют  в  принятии  решений  об  объемах
финансирования  научно-исследовательских  и  опытно-конструкторских
работ  в области стратегических наступательных вооружений,  закупок
стратегических наступательных вооружений,  строительства  (ремонта,
модернизации)  основных объектов базирования стратегических ядерных
сил Российской  Федерации  и  управления  ими,  а  также  работ  по
безопасной  ликвидации  и  утилизации стратегических наступательных
вооружений и мероприятий по выполнению Договора  СНВ-1  и  Договора
СНВ-2;
     б) участвуют в разработке федеральных  законов  и  федеральных
целевых  программ,  принимают  федеральные законы,  необходимые для
поддержания стратегических  ядерных  сил  Российской  Федерации  на
уровне,   обеспечивающем   национальную   безопасность   Российской
Федерации,  а также для выполнения мероприятий в области сокращения
ядерных вооружений;
     в) рассматривают  ежегодный  доклад  Правительства  Российской
Федерации   о   состоянии  стратегических  ядерных  сил  Российской
Федерации и  ходе  выполнения  Договора  СНВ-1,  Договора  СНВ-2  и
Договора по ПРО и принимают соответствующие решения;
     г) при необходимости дают поручения Счетной палате  Российской
Федерации о проведении проверок расходования средств, выделенных на
выполнение Договора СНВ-1 и Договора СНВ-2;
     д) в  необходимых  случаях  принимают  меры  в  соответствии с
разделом  V  Федерального   закона   "О   международных   договорах
Российской Федерации".

                             Статья 8

     После вступления   в   силу   Договора   СНВ-2   Правительство
Российской Федерации ежегодно,  не позднее 1 октября,  направляет в
палаты   Федерального   Собрания   Российской  Федерации  доклад  о
состоянии стратегических ядерных сил Российской  Федерации  и  ходе
выполнения  Договора  СНВ-1,  Договора  СНВ-2  и  Договора  по ПРО,
содержащий информацию по следующим вопросам:
     1) изменение  в составе и структуре стратегических ядерных сил
Российской   Федерации,   финансовое   обеспечение   и   результаты
выполненных работ по сохранению их потенциала и боевой готовности;
     2) выполнение Российской  Федерацией  и  Соединенными  Штатами
Америки  обязательств по Договору СНВ-1,  Договору СНВ-2 и Договору
по ПРО;
     3) ход  ликвидации  и утилизации выведенных из боевого состава
стратегических  наступательных  вооружений  Российской   Федерации,
состояние финансирования мероприятий по выполнению Договора СНВ-1 и
Договора СНВ-2, в том числе использование международной помощи;
     4) экологическая  обстановка  в местах хранения,  ликвидации и
утилизации стратегических наступательных вооружений,  прежде  всего
ядерных боезарядов и ракетного топлива;
     5) ход переговоров по заключению новых  соглашений  в  области
сокращения  и ограничения стратегических наступательных вооружений,
а также в области противоракетной обороны;
     6) состояние   работ  в  Соединенных  Штатах  Америки,  других
государствах  и  союзах   государств   в   области   стратегических
наступательных  вооружений  и  противоракетной обороны,  ситуация в
области  нераспространения  ядерного  оружия,  ракет   и   ракетных
технологий.

                             Статья 9

     Обмен грамотами   о   ратификации  Договора  СНВ-2  Российской
Федерацией произвести после завершения Соединенными Штатами Америки
процедуры  ратификации  Договора  СНВ-2,  включая  Протокол к нему,
подписанный в городе Нью-Йорке  26  сентября  1997  года,  а  также
Меморандума   о   договоренности   в  связи  с  Договором  по  ПРО,
подписанного в городе Нью-Йорке  26  сентября  1997  года,  Первого
согласованного заявления в связи с Договором по ПРО, подписанного в
городе Нью-Йорке 26  сентября  1997  года,  Второго  согласованного
заявления  в  связи  с  Договором  по  ПРО,  подписанного  в городе
Нью-Йорке 26 сентября 1997  года,  Соглашения  о  мерах  укрепления
доверия  в  отношении систем борьбы с баллистическими ракетами,  не
являющимися стратегическими баллистическими ракетами,  подписанного
в городе Нью-Йорке 26 сентября 1997 года.

                             Статья 10

     Настоящий Федеральный   закон  вступает  в  силу  со  дня  его
официального опубликования.


     Исполняющий обязанности
     Президента Российской Федерации                        В.Путин

     Москва, Кремль
     4 мая 2000 года
     N 56-ФЗ

Информация по документу
Читайте также