Расширенный поиск

Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 19.05.1995 № 788-I ГД

 



                ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

            ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


                 Об обращении Государственной Думы
            Федерального Собрания Российской Федерации
                "К Президенту Российской Федерации
      в связи с направлением Президенту Российской Федерации
                  для подписания и обнародования
        принятых Государственной Думой федеральных законов"

     Государственная Дума    Федерального    Собрания    Российской
Федерации  п о с т а н о в л я е т:
     Принять обращение Государственной Думы  Федерального  Собрания
Российской  Федерации  "К Президенту Российской Федерации в связи с
направлением  Президенту  Российской  Федерации  для  подписания  и
обнародования принятых Государственной Думой федеральных законов".

     Председатель Государственной Думы
     Федерального Собрания
     Российской Федерации                              И. П. Рыбкин

     Москва
     19 мая 1995 года
     N 788-I ГД
     ----------------



       ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                             ОБРАЩЕНИЕ

                       ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

                 К Президенту Российской Федерации
                      в связи с направлением
          Президенту Российской Федерации для подписания
          и обнародования принятых Государственной Думой
                        федеральных законов

     В связи  с  возникшим  вопросом   о   направлении   Президенту
Российской   Федерации  для  подписания  и  обнародования  принятых
Государственной  Думой  федеральных  законов  Государственная  Дума
считает необходимым изложить свою позицию по данной проблеме.
     Конституция Российской  Федерации   не   содержит   положений,
конкретизирующих    порядок   направления   Президенту   Российской
Федерации  для  подписания  и  обнародования  федеральных  законов,
принятых  Государственной  Думой и не рассмотренных в установленные
     Конституцией Российской Федерации сроки Советом Федерации.
     Норма, регламентирующая    такую    ситуацию,   содержится   в
Регламенте Государственной Думы.  Согласно части третьей статьи 116
Регламента   Государственной   Думы   "в   случаях,  если  принятый
Государственной Думой федеральный закон не  подлежит  обязательному
рассмотрению  Советом  Федерации  в соответствии со статьей 106 или
статьей 108 Конституции Российской Федерации и если  в  течение  14
дней он не был рассмотрен Советом Федерации, то в течение пяти дней
данный  федеральный  закон   направляется   Государственной   Думой
Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования".
     Поскольку данная норма Регламента Государственной Думы не была
оспорена    в    Конституционном    Суде    Российской   Федерации,
Государственная  Дума  с  полным  правом  руководствуется  ею   при
направлении   Президенту  Российской  Федерации  для  подписания  и
обнародования принятых федеральных законов.  Именно в таком порядке
были  направлены  Президенту  Российской Федерации для подписания и
обнародования  Гражданский  кодекс  Российской   Федерации   (Часть
первая)  и  другие  федеральные  законы.  Их  подписание не вызвало
никаких  недоразумений,  поэтому  нельзя  согласиться,  что   такая
практика  приводила  к  игнорированию  мнения  Совета  Федерации  в
законодательном процессе.
     Таким образом,  сложился конституционный обычай,  базирующийся
на  Регламенте  Государственной  Думы,  и  довольно  долгое   время
законодательные  и  исполнительные  органы власти успешно следовали
этому обычаю.
     Юридико-технические трудности,    связанные    с   подписанием
федеральных законов,  стали возникать с того момента,  когда  Совет
Федерации  перестал  считаться с положениями Конституции Российской
Федерации,  устанавливающими строго определенные сроки рассмотрения
этой палатой принятых Государственной Думой федеральных законов.
     Этим же,  вероятно,  следует  объяснить  и  тот  факт,  что  к
Президенту  Российской  Федерации одновременно поступают два текста
одного и того же федерального  закона.  Разумеется  при  этом,  что
подлинным    является    текст    федерального   закона,   принятый
Государственной  Думой,  так  как  в  соответствии  с  Конституцией
Российской Федерации (статьи 105 - 108) Совет Федерации уполномочен
рассматривать принятые Государственной  Думой  федеральные  законы,
одобрять или отклонять их, но не вправе вносить в них изменения.
     Положения регламентов  обеих  палат  Федерального  Собрания  в
развитие  положений  Конституции Российской Федерации устанавливают
порядок    рассмотрения    законопроектов,    порядок    повторного
рассмотрения Государственной Думой федеральных законов, отклоненных
Советом Федерации,  и порядок повторного  рассмотрения  федеральных
законов,  отклоненных  Президентом  Российской  Федерации.  Из этих
положений однозначно вытекает,  что изменение  текста  федерального
закона во всех случаях возможно только Государственной Думой.
     В случае   рассмотрения   и   одобрения   Советом    Федерации
федерального   закона,   принятого   Государственной  Думой,  Совет
Федерации направляет Президенту Российской Федерации без  изменений
именно текст федерального закона, принятый Государственной Думой.
     Практика законодательной деятельности за период с января  1994
года по настоящее время подтвердила,  что соблюдение установленного
Конституцией Российской Федерации и регламентами палат Федерального
Собрания  порядка  позволяет  избежать  недоразумений  и обеспечить
эффективность законодательного процесса.


     Государственная Дума
     Федерального Собрания
     Российской Федерации

     Москва
     19 мая 1995 года

Информация по документу
Читайте также