Расширенный поиск

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 08.06.1998 № 30

  
  МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
                             ФЕДЕРАЦИИ
 
                       ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО
                      от 8 июня 1998 г. N 30
 
               О СТАТУСЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
 
     В    связи   с   многочисленными   запросами   образовательных
учреждений    и   органов   управления   образованием   о   статусе
образовательных учреждений, Минобразование России разъясняет.
     В    соответствии   с   Законом   Российской   Федерации   "Об
образовании"  в  редакции  Федерального  закона от 13.01.96 N 12-ФЗ
образовательное учреждение является юридическим лицом (ст. 12).
     Юридическим  лицом  признается  организация,  которая  имеет в
собственности,  хозяйственном  ведении  или  оперативном управлении
обособленное  имущество  и  отвечает  по  своим обязательствам этим
имуществом,  может  от  своего  имени  приобретать  и  осуществлять
имущественные  и  личные  неимущественные права, нести обязанности,
быть истцом и ответчиком в суде.
     Юридические  лица  должны  иметь  самостоятельный  баланс  или
смету (ст. 48 ГК Российской Федерации).
     Юридическое   лицо   считается   созданным   с   момента   его
государственной регистрации (ст. 51 ГК Российской Федерации).
     Образовательному  учреждению  для  осуществления в полной мере
прав  юридического  лица  необходимо  иметь расчетный счет. Наличие
такого  счета необходимо и для участия в судах в качестве истца или
ответчика, заключения договоров и в других случаях.
     Для   производства   различного   рода   финансовых   расчетов
образовательному  учреждению  не  обязательно  иметь  в своем штате
бухгалтера.   Достаточно   заключить   соответствующий   договор  с
централизованной   бухгалтерией,   если  она  является  юридическим
лицом,  или с органом управления образованием, если эта бухгалтерия
является его структурным подразделением.
     Образовательное  учреждение,  не  имеющее статуса юридического
лица,  не может претендовать на получение лицензии на право ведения
образовательной    деятельности    и   последующие   аттестацию   и
государственную аккредитацию.
     Отсутствие  у образовательного учреждения статуса юридического
лица  может явиться основанием для отказа органов социальной защиты
засчитывать  в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, периода
работы   в   этих   образовательных  учреждениях,  что  приведет  к
ущемлению прав педагогических работников.
     Образовательное  учреждение  отвечает  по своим обязательствам
находящимися    в   его   распоряжении   денежными   средствами   и
принадлежащей    ему    собственностью.   При   недостаточности   у
образовательного    учреждения   указанных   средств   субсидиарную
ответственность  по  его обязательствам несет учредитель в порядке,
определяемом  законом  (п. 9 ст. 39 Закона Российской Федерации "Об
образовании").
     При   этом   важно   иметь  в  виду  два  момента.  
     Во-первых,  субсидиарная  ответственность согласно абз. 2 п. 1
ст.  399  ГК  Российской  Федерации  наступает в тех случаях, когда
основной   должник   (в   данной  ситуации  -  государственное  или
муниципальное    образовательное    учреждение)    либо   отказался
удовлетворить  требование  кредитора  (поставщика), либо не ответил
на  это  требование  в  разумный срок. Применительно к субсидиарной
ответственности   собственников  образовательных  учреждений  закон
выдвигает  дополнительное  условие  - недостаточность находящихся в
их   распоряжении   денежных   средств   (а  не  только  их  полное
отсутствие).  При  подтверждении  данного  условия  образовательное
учреждение   перестает  быть  ответчиком,  ибо  возложить  на  него
имущественную   ответственность   действительно   невозможно  из-за
недостатка   имущества,   на   которое  по  закону  можно  обратить
взыскание.  Поэтому  ответчиком становится учредитель - собственник
(который  и  должен  привлечь  основного должника - образовательное
учреждение  -  к  участию  в  деле в соответствии с п. 3 ст. 399 ГК
Российской  Федерации). Иск же предъявляется к такому собственнику,
а не к образовательному учреждению.
     Во-вторых,  следует  иметь  в  виду,  что  в роли собственника
учредителя  выступают  не  органы  государственной  власти  (ибо  в
гражданско  -  правовых  отношениях  они сами являются учреждениями
несобственниками),    а   соответствующие   публично   -   правовые
образования   в   целом   -   Российская  Федерация,  ее  субъекты,
муниципальные  образования  (п.  1  ст.  214  и  п.  1  ст.  215 ГК
Российской Федерации).
     Следовательно,  именно  об  их  ответственности  идет речь. 
     От   имени  публично  -  правовых  образований  в  гражданском
обороте  выступают  их  органы в рамках имеющейся у них компетенции
(п.  п.  1  и  2  ст. 125, п. 3 ст. 214, п. 2 ст. 215 ГК Российской
Федерации).    Имуществом,   предназначенным   для   удовлетворения
претензий  кредиторов  публично - правовых образований, является не
распределенное     между    государственными    и    муниципальными
юридическими  лицами имущество, составляющее казну соответствующего
публично  - правового образования (абз. 1 п. 1 ст. 126, абз. 2 п. 4
ст. 214, абз. 2 п. 3 ст. 215 ГК Российской Федерации).
     Подробнее   о  некоторых  вопросах,  связанных  с  применением
Гражданского   кодекса  Российской  Федерации,  изложено  в  письме
Минобразования России от 23.12.97 N 65.
 
 Заместитель Министра                      В.А.БОЛОТОВ

Информация по документу
Читайте также