Расширенный поиск
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18.01.2001 № 7-ОИменем Российской Федерации О П Р Е Д Е Л Е Н И Е КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ об отказе в принятии к рассмотрению запроса Законодательного Собрания Нижегородской области о проверке конституционности части второй статьи 6 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" город Москва 18 января 2001 года Конституционный Суд Российской Федерации в составе заместителя Председателя Т.Г.Морщаковой, судей Н.С.Бондаря, Н.В.Витрука, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, В.Д.Зорькина, А.Л.Кононова, В.О.Лучина, Ю.Д.Рудкина, А.Я.Сливы, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева, заслушав в пленарном заседании заключение судьи Н.В.Витрука, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Законодательного Собрания Нижегородской области, у с т а н о в и л: 1. В запросе Законодательного Собрания Нижегородской области оспаривается конституционность части второй статьи 6 Федерального закона от 14 апреля 1995 года "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", согласно которой органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - региональные энергетические комиссии субъектов Российской Федерации осуществляют государственное регулирование тарифов по вопросам, отнесенным в соответствии с данным Федеральным законом к их полномочиям. По мнению заявителя, названная норма не соответствует статьям 11 (часть 2), 16 (часть 1) и 77 (часть 1) Конституции Российской Федерации, поскольку, учреждая на ее основании орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, федеральный орган государственной власти вмешивается в компетенцию субъектов Российской Федерации. 2. Согласно статье 71 (пункты "ж", "и") Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится установление правовых основ единого рынка, регулирование основ ценовой политики, а также вопросы, связанные с федеральными энергетическими системами, ядерной энергетикой, расщепляющимися материалами. В соответствии с указанными положениями и закрепленными в статьях 1, 5 (часть 3), 8, 11 (часть 3), 76 (часть 1) и 78 (часть 2) Конституции Российской Федерации принципами федерализма был принят Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", в котором определены основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (в частности, цели и принципы такого регулирования), что обусловлено естественной монополией энергоснабжающих организаций. Сочетание общефедеральных и региональных интересов, а также необходимость учета интересов различных ведомств обусловливают потребность единообразной структурной организации государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию. Поэтому в Федеральном законе "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" определено, что в государственном регулировании тарифов участвуют Правительство Российской Федерации, Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование тарифов по вопросам, отнесенным к ее полномочиям, и региональные энергетические комиссии как органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное регулирование тарифов по вопросам, отнесенным к их полномочиям. Региональные энергетические комиссии субъектов Российской Федерации, согласно названному Федеральному закону, действуют в соответствии с положениями о региональных энергетических комиссиях, утверждаемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основании типового положения, утвержденного Правительством Российской Федерации (часть третья статьи 9), т. е. субъект Российской Федерации сам определяет, какой именно орган государственной власти утверждает указанный нормативный акт, какие особенности, механизмы принятия решений и другие обстоятельства, значимые для данного субъекта Российской Федерации, могут и должны быть в нем закреплены. Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" предусмотрено, что формирование региональных энергетических комиссий, в том числе порядок назначения на должности членов комиссий и их председателей, осуществляется также самими субъектами Российской Федерации; председатели комиссий назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, определенном субъектом Российской Федерации, по согласованию с Федеральной энергетической комиссией (части первая и вторая статьи 9). В целях установления правовых основ единого рынка и основ ценовой политики (пункт "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации) названный Федеральный закон определил полномочия Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти - Федеральной энергетической комиссии и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - региональных энергетических комиссий в области государственного регулирования тарифов на электрическую энергию в Российской Федерации. Региональные энергетические комиссии, согласно статье 12, исходя из основ ценообразования на электрическую и тепловую энергию, установленных Правительством Российской Федерации, определяют тарифы на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую всеми энергоснабжающими организациями (кроме организаций, находящихся в муниципальной собственности, для которых тарифы устанавливаются органами местного самоуправления) потребителям, расположенным на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, за исключением потребителей, энергоснабжение которых с согласия региональных энергетических комиссий осуществляется с федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности). Кроме того, региональные энергетические комиссии наделены полномочиями, которые обеспечивают учет интересов субъектов Российской Федерации при принятии федеральными органами государственной власти решений по вопросам развития электроэнергетики на федеральном уровне, находящимся в соответствии с пунктом "и" статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации (федеральные энергетические системы; ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы). Таким образом, Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", закрепляя распределение компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами в области государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, по разрешению возникающих споров и разногласий, а также по определению состава, порядка формирования региональных энергетических комиссий, их финансирования и т. д. (статьи 8, 9, 11, 12, 13 и 14), не вступает в противоречие с конституционными установлениями о том, что система органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается субъектом Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, устанавливаемыми федеральными законами, и не нарушает принципы федерализма, закрепленные Конституцией Российской Федерации. Следовательно, в вопросе о соответствии Конституции Российской Федерации части второй статьи 6 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" какая-либо неопределенность отсутствует, а потому запрос Законодательного Собрания Нижегородской области не может быть принят Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению. Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации о п р е д е л и л: 1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Законодательного Собрания Нижегородской области, поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми запрос может быть признан допустимым. 2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит. 3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации". Конституционный Суд Российской Федерации N 7-О Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|