Расширенный поиск

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.11.2001 № 277-О

 



                              Именем
                       Российской Федерации

                       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

            КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


     об отказе в принятии к рассмотрению запроса Воронежского
  областного суда о проверке конституционности положений пункта 6
   статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации" и пункта 7 статьи 4
  Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и
   права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

     город Москва                               15 ноября 2001 года

     Конституционный    Суд    Российской   Федерации   в   составе
Председателя    М.В.Баглая,    судей    Н.С.Бондаря,   Н.В.Витрука,
Г.А.Гаджиева,      Ю.М.Данилова,      Л.М.Жарковой,     Г.А.Жилина,
В.Д.Зорькина,     А.Л.Кононова,     В.О.Лучина,     Т.Г.Морщаковой,
Ю.Д.Рудкина,      Н.В.Селезнева,     А.Я.Сливы,     В.Г.Стрекозова,
О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
     заслушав  в пленарном заседании заключение судьи Л.М.Жарковой,
проводившей  на  основании  статьи 41 Федерального конституционного
закона    "О    Конституционном    Суде    Российской    Федерации"
предварительное изучение запроса Воронежского областного суда,

                        у с т а н о в и л:

     1. Согласно  пункту   6   статьи  18  Федерального  закона  от
28 августа  1995 года  "Об  общих  принципах  организации  местного
самоуправления   в  Российской  Федерации"  и  пункту  7  статьи  4
Федерального   закона   от  19  сентября  1997  года  "Об  основных
гарантиях  избирательных  прав  и  права  на  участие в референдуме
граждан  Российской  Федерации", ограничения, связанные со статусом
депутата,  выборного  должностного  лица местного самоуправления, в
частности  запрет  находиться  на государственной или муниципальной
службе,   входить  в  состав  законодательного  (представительного)
органа  государственной  власти,  представительного органа местного
самоуправления,   заниматься   иной   оплачиваемой   деятельностью,
устанавливаются  Конституцией  Российской  Федерации,  федеральными
законами,  конституциями,  уставами и законами субъектов Российской
Федерации.
     Как  следует  из  представленных  материалов,  в  производстве
Воронежского   областного   суда   находится   дело   по  заявлению
гражданина  О.В.Берга  о  признании недействующими, противоречащими
статье  43  Федерального  закона  "Об  общих  принципах организации
местного  самоуправления в Российской Федерации" положений пункта 2
статьи  19  и  пункта  5  статьи  25  Закона  Воронежской   области
"О местном самоуправлении в Воронежской области", закрепляющих, что
ограничения,   связанные  со  статусом  депутата  представительного
органа  местного  самоуправления,   выборного   должностного   лица
местного самоуправления,  могут устанавливаться только федеральными
законами и законами Воронежской области.
     Считая,  что  подлежащие применению в этом деле пункт 6 статьи
18  Федерального  закона  "Об  общих принципах организации местного
самоуправления   в   Российской  Федерации"  и  пункт  7  статьи  4
Федерального  закона  "Об  основных  гарантиях избирательных прав и
права  на  участие  в  референдуме  граждан Российской Федерации" в
части,   допускающей   установление  законами  субъекта  Российской
Федерации  любых  ограничений,  связанных  со  статусом депутатов и
выборных  должностных  лиц местного самоуправления, в отсутствие их
исчерпывающего     перечня    в    федеральном    законодательстве,
противоречат  статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации,
в   соответствии   с   которой  ограничения  прав  и  свобод  могут
устанавливаться   только   федеральным   законом  в  конституционно
значимых   целях   и   соразмерно  им,  Воронежский  областной  суд
приостановил  производство  по  делу  и обратился в Конституционный
Суд  Российской  Федерации  с запросом о проверке конституционности
указанных положений.
     2. Согласно   статье   37  (часть  1)  Конституции  Российской
Федерации   каждый   имеет   право  свободно  распоряжаться  своими
способностями  к  труду, выбирать род деятельности и профессию. Это
право  не  предполагает, однако, обязанности государства обеспечить
занятие   гражданином   конкретной   должности   и   не   исключает
возможности  закрепления  в  законе специальных требований к лицам,
осуществляющим    определенные    виды   деятельности   в   органах
государственной власти или местного самоуправления.
     Гражданин  Российской  Федерации,  пожелавший реализовать свое
конституционное  право  быть  избранным  в  органы  государственной
власти  или  органы  местного  самоуправления  (статья 32, часть 2,
Конституции  Российской  Федерации),  добровольно принимает условия
(преимущества,  ограничения),  с  которыми  связан приобретаемый им
публично-правовой    статус    выборного    лица,    и    выполняет
соответствующие    требования    согласно   установленной   законом
процедуре.
     Из  данной  правовой позиции, выраженной Конституционным Судом
Российской  Федерации  в  Определении  от  1  апреля  1999  года по
запросу  Ленинского  районного  суда  города  Воронежа  о  проверке
конституционности  частей  первой и второй статьи 83 Избирательного
кодекса  Воронежской  области,  вытекает, что установленные законом
запреты  -  если  они  обусловлены  специфическим статусом, который
приобретает   избранное   лицо,  -  не  могут  рассматриваться  как
неправомерное ограничение конституционных прав этого лица.
     Пунктом  6  статьи  18 Федерального закона "Об общих принципах
организации  местного  самоуправления  в  Российской  Федерации"  и
пунктом  7  статьи  4  Федерального  закона  "Об основных гарантиях
избирательных  прав  и  права  на  участие  в  референдуме  граждан
Российской   Федерации",  как  и  воспроизводящими  их  положениями
Закона  Воронежской области "О местном самоуправлении в Воронежской
области"  установление  ограничений, связанных со статусом депутата
и   иного  выборного  должностного  лица  местного  самоуправления,
предусматривается   только   в  форме  законов,  что  не  исключает
необходимость   соблюдения   законодательными   органами  субъектов
Российской   Федерации   конституционных   требований,   касающихся
пределов  их  полномочий, в том числе закрепленных в статьях 55, 72
(пункт   "н"  части  1)  и  76  (часть  2)  Конституции  Российской
Федерации.
     Таким  образом,  оспариваемые  законоположения сами по себе не
могут  расцениваться  как   нарушающие  закрепленную   статьей   55
(часть  3)  Конституции Российской Федерации гарантию прав и свобод
человека  и  гражданина, в том числе поскольку ими не затрагивается
общеправовой   статус   личности,   а  потому  запрос  Воронежского
областного  суда  не  может  быть признан допустимым в соответствии
с    требованиями      Федерального     конституционного     закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации".
     Данный    вывод    не   исключает   возможность   проверки   в
установленном  порядке  законности  или конституционности положений
законов  субъектов  Российской  Федерации,  определивших конкретные
ограничения,  связанные  со  статусом  депутатов  и  иных  выборных
должностных   лиц  местного  самоуправления,  в  частности  Законов
Воронежской  области  от  27 октября 1999 года "О статусе выборного
должностного   лица  местного   самоуправления"   (в   редакции  от
5 октября 2000 года)  и  от  21 марта 1995 года "О статусе депутата
представительного  органа  местного  самоуправления  в  Воронежской
области" (в редакции от 20 февраля 2001 года).
     Исходя  из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой
статьи  43  и частью первой статьи 79 Федерального конституционного
закона    "О    Конституционном    Суде    Российской   Федерации",
Конституционный Суд Российской Федерации

                        о п р е д е л и л:

     1. Отказать  в  принятии  к  рассмотрению запроса Воронежского
областного  суда, поскольку он не отвечает требованиям Федерального
конституционного   закона   "О   Конституционном   Суде  Российской
Федерации", в соответствии с которыми запрос признается допустимым.
     2. Определение  Конституционного  Суда Российской Федерации по
данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
     3. Настоящее  Определение  подлежит  опубликованию в "Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации".


     Конституционный Суд
     Российской Федерации

     N 277-О

Информация по документу
Читайте также