Расширенный поиск

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.12.2003 № 453-О

 



                       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

            КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


     об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации
   муниципального образования "Сертолово" Ленинградской области
  на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 5 статьи 15
          Федерального закона "О статусе военнослужащих"

     город Москва                              25 декабря 2003 года

     Конституционный Суд    Российской    Федерации    в    составе
Председателя    В.Д.Зорькина,    судей   М.В.Баглая,   Н.С.Бондаря,
Г.А.Гаджиева,     Ю.М.Данилова,     Г.А.Жилина,      С.М.Казанцева,
М.И.Клеандрова,    А.Л.Кононова,   Л.О.Красавчиковой,   В.О.Лучина,
А.Я.Сливы,     Н.В.Селезнева,     В.Г.Стрекозова,      Б.С.Эбзеева,
В.Г.Ярославцева,
     заслушав в    пленарном     заседании     заключение     судьи
В.Г.Стрекозова,  проводившего  на  основании статьи 41 Федерального
конституционного  закона   "О   Конституционном   Суде   Российской
Федерации"    предварительное    изучение    жалобы   администрации
муниципального образования "Сертолово" Ленинградской области,

                        у с т а н о в и л:

     1. В   жалобе   администрации    муниципального    образования
"Сертолово"  Ленинградской  области  оспаривается конституционность
пункта  5  статьи  15  Федерального закона  от  27  мая  1998  года
"О статусе   военнослужащих",   устанавливающего,  что   в   случае
освобождения  жилых   помещений,   занимаемых   военнослужащими   и
совместно  проживающими  с  ними  членами их семей,  за исключением
жилых  помещений,  находящихся  в   их   собственности,   указанные
помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
     Как следует  из   представленных   материалов,   администрация
муниципального   образования   "Сертолово"   Ленинградской  области
отказала военнослужащей Н.В.Корневой в выдаче ордера на  выделенную
ей  Министерством  обороны  Российской  Федерации квартиру в городе
Сертолово,  ранее занимаемую военнослужащим,  на том основании, что
квартира  является муниципальной собственностью и ее распределением
могут   заниматься   только   органы    местного    самоуправления.
Всеволожский  городской  суд   Ленинградской  области  решением  от
22 ноября 2002  года,  оставленным   без   изменения   кассационной
инстанцией, удовлетворил жалобу Н.В.Корневой и обязал администрацию
выдать ей ордер на эту квартиру со ссылкой на то,  что  собственник
не  вправе  нарушать права военнослужащих,  гарантированные пунктом
5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
     Заявитель полагает,   что  названная  норма  не  соответствует
статьям 12,  35 (часть 2),  40 (части 1 и 2),  130 (часть  1),  132
(часть  1)  и  133  Конституции  Российской  Федерации,  поскольку,
допуская заселение освобожденных военнослужащими  жилых  помещений,
находящихся в муниципальной собственности,  другими военнослужащими
и членами их семей (при том,  что ею не  учитывается  необходимость
закрепления  данных  помещений  за Министерством обороны Российской
Федерации),  ограничивает тем самым право  местного  самоуправления
владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью.
     2. Согласно   Конституции   Российской    Федерации    местное
самоуправление  в  пределах своих полномочий самостоятельно (статья
12),  в том  числе  в  решении  вопросов  владения,  пользования  и
распоряжения  муниципальной  собственностью (статья 130,  часть 1);
органы    местного    самоуправления    самостоятельно    управляют
муниципальной собственностью (статья 132, часть 1).
     Конкретизируя на  основе  Конституции   Российской   Федерации
принцип    самостоятельности    местного   самоуправления   и   его
компетенцию,  Федеральный  закон  "Об  общих   принципах   местного
самоуправления  в  Российской  Федерации"  такие  вопросы  местного
значения,  как содержание и использование муниципального  жилищного
фонда,  создание  условий  для  жилищного строительства,  относит к
ведению  муниципальных  образований  (подпункты  5  и  10  пункта 2
статьи 6).
     3. Военная служба,  по смыслу  статей  59  и  71  (пункт  "т")
Конституции  Российской  Федерации,  представляет  собой особый вид
федеральной  государственной службы,  что  обусловливает  и  особый
правовой   статус  военнослужащих,  выражающийся,  в  частности,  в
порядке их жилищного обеспечения,  которое осуществляется на основе
специального законодательства и по специальным правилам. В развитие
названных конституционных положений Федеральный  закон  "О  статусе
военнослужащих"  устанавливает  основы  государственной  политики в
области  правовой  и  социальной  защиты  военнослужащих,   граждан
Российской  Федерации,  уволенных  с  военной  службы,  и членов их
семей,  предусматривая механизм  реализации  ими  права  на  жилище
(статья  40  Конституции  Российской  Федерации),  в  том числе при
обеспечении   жилой   площадью   в   домах    государственного    и
муниципального  жилищного  фонда  на  условиях договора социального
найма жилого помещения.
     Жилищный фонд   социального   использования  предназначен  для
удовлетворения  потребностей   граждан,   нуждающихся   в   жилище.
Осуществляя   регулирование  отношений,  связанных  с  обеспечением
функционирования  и   сохранения   целевого   назначения   объектов
жилищного   фонда,   законодатель,  исходя  из  публичных  целей  и
независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной  или
муниципальной  форме  собственности,  вправе установить специальный
порядок их передачи (заселения) той  или  иной  категории  граждан,
нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим.
     Это корреспондирует части второй статьи  6  Закона  Российской
Федерации  "Об  основах  федеральной  жилищной политики",  согласно
которой собственник недвижимости в жилищной  сфере  либо  ее  части
имеет  право в порядке,  установленном законодательством,  владеть,
пользоваться и распоряжаться  ею,  в  том  числе  сдавать  в  наем,
аренду,   отдавать   в  залог  в  целом  и  по  частям,  продавать,
видоизменять,  перестраивать или сносить,  совершать иные действия,
если при этом не нарушаются действующие нормы, жилищные, иные права
и свободы других граждан, а также общественные интересы.
     Возлагая на  органы  местного  самоуправления  обязанность  по
предоставлению освободившихся  жилых  помещений,  ранее  занимаемых
военнослужащими  и  совместно проживающими с ними членами их семей,
другим военнослужащим и членам  их  семей,  оспариваемые  положения
пункта 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" -
в  целях  обеспечения  баланса  таких   конституционно   защищаемых
ценностей,  как  самостоятельность местного самоуправления и защита
прав  военнослужащих,  -  не  исключают  участие  органов  местного
самоуправления в распределении таких жилых помещений,  что призвано
гарантировать    правомочия    муниципального    образования    как
собственника    жилья;    при   этом   самостоятельность   местного
самоуправления  в  распоряжении  муниципальной  собственностью   не
нарушается.
     Однако несмотря  на  то,  что   содержание   и   использование
муниципального  жилищного  фонда в силу закона относится к вопросам
местного значения,  вопросы  обеспечения  жильем  военнослужащих  и
членов   их   семей   как   граждан,   проживающих   на  территории
соответствующего  муниципального  образования,  имеют   не   только
местное,  но   и  общегосударственное  значение,  а  потому  должны
решаться совместно государственными органами  и  органами  местного
самоуправления.  Разрешение  же  вопроса  о  формах участия органов
местного  самоуправления  в   обеспечении   жильем   военнослужащих
составляет прерогативу законодателя.
     4. Разрешая  вопрос  о  принятии  обращения  к   рассмотрению,
Конституционный  Суд Российской Федерации с учетом требований части
второй   статьи    36    Федерального    конституционного    закона
"О Конституционном  Суде  Российской Федерации"  должен  проверить,
имеется  ли  в  действительности  неопределенность  в   вопросе   о
соответствии  Конституции  Российской Федерации оспариваемой нормы,
либо такая неопределенность является мнимой.
     Поскольку неопределенность    в    вопросе    о   соответствии
Конституции Российской Федерации пункта 5  статьи  15  Федерального
закона "О статусе военнослужащих" отсутствует, жалоба администрации
муниципального образования  "Сертолово"  Ленинградской  области  не
может  быть  принята  Конституционным  Судом Российской Федерации к
рассмотрению.
     Исходя из  изложенного  и  руководствуясь частью второй статьи
36,  пунктом 2 части первой статьи 43 и  частью  первой  статьи  79
Федерального   конституционного   закона  "О  Конституционном  Суде
Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

                        о п р е д е л и л:

     1. Отказать в принятии  к  рассмотрению  жалобы  администрации
муниципального   образования   "Сертолово"  Ленинградской  области,
поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного
закона   "О   Конституционном   Суде   Российской   Федерации",   в
соответствии с которыми жалоба может быть признана допустимой.
     2. Определение  Конституционного  Суда Российской Федерации по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
     3. Настоящее  Определение  подлежит  опубликованию в "Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации".


     Конституционный Суд
     Российской Федерации

     N 453-О


Информация по документу
Читайте также