Расширенный поиск

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.12.2003 № 455-О

 



                       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

            КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


 об отказе в принятии к рассмотрению запроса Правительства Москвы
 о проверке конституционности абзаца девятого статьи 2 и пункта 3
 статьи 29 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"

     город Москва                              25 декабря 2003 года

     Конституционный Суд    Российской    Федерации    в    составе
Председателя   В.Д.Зорькина,   судей    М.В.Баглая,    Н.С.Бондаря,
Г.А.Гаджиева,      Ю.М.Данилова,     Г.А.Жилина,     С.М.Казанцева,
М.И.Клеандрова,   А.Л.Кононова,   Л.О.Красавчиковой,    В.О.Лучина,
Н.В.Селезнева,      А.Я.Сливы,     В.Г.Стрекозова,     Б.С.Эбзеева,
В.Г.Ярославцева,
     заслушав в  пленарном  заседании заключение судьи Н.С.Бондаря,
проводившего на основании статьи 41  Федерального  конституционного
закона    "О    Конституционном    Суде    Российской    Федерации"
предварительное изучение запроса Правительства Москвы,

                        у с т а н о в и л:

     1. В  запросе  Правительства  Москвы  в  Конституционный   Суд
Российской   Федерации   оспаривается  конституционность  положения
абзаца  девятого  статьи  2  Федерального  закона   от  26  октября
2002 года  "О  несостоятельности  (банкротстве)",  в соответствии с
которым органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
и органы местного самоуправления уполномочены представлять в деле о
банкротстве и  в  процедурах  банкротства  требования  по  денежным
обязательствам  соответственно  субъектов  Российской  Федерации  и
муниципальных  образований,  и  пункта  3   статьи   29   того   же
Федерального   закона,  устанавливающего,  что  федеральные  органы
исполнительной власти,  отнесенные  в  соответствии  со  статьей  2
данного  Федерального  закона к уполномоченным органам,  в пределах
своей компетенции представляют в деле о банкротстве и в  процедурах
банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования
Российской Федерации по денежным обязательствам.
     По мнению  заявителя,  из  названных взаимосвязанных положений
вытекает,  что органам исполнительной власти  субъектов  Российской
Федерации  не  предоставлено право самостоятельно и непосредственно
представлять в делах  о  банкротстве  и  в  процедурах  банкротства
требования  по  обязательным  платежам  в  бюджет  соответствующего
субъекта Российской Федерации; тем самым нарушается право субъектов
Российской   Федерации  на  получение  части  своей  собственности,
ограничивается их компетенция в  области  бюджетного  и  налогового
регулирования, а также нарушается их право на судебную защиту своей
собственности,  что противоречит статьям 8 (часть 2),  46,  73 и 76
(части 4 и 6) Конституции Российской Федерации.
     2. Под обязательными платежами согласно абзацу пятому статьи 2
Федерального  закона "О несостоятельности (банкротстве)" понимаются
налоги,  сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего
уровня   и  государственные  внебюджетные  фонды  в  порядке  и  на
условиях,   которые   определяются   законодательством   Российской
Федерации.
     Закрепленная в  статье  57  Конституции  Российской  Федерации
обязанность     платить    налоги    распространяется    на    всех
налогоплательщиков в качестве безусловного требования  государства,
необходимого  условия его существования.  В соответствии с правовой
позицией    Конституционного     Суда     Российской     Федерации,
сформулированной им в Постановлении от 17 декабря 1996 года по делу
о проверке конституционности положений статьи 11 Закона  Российской
Федерации  "О  федеральных  органах  налоговой полиции",  взыскание
налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника
его  имущества,  -  оно  представляет  собой законное изъятие части
имущества,   вытекающее   из   конституционной    публично-правовой
обязанности   (пункт  3  мотивировочной  части).  Обязательность  и
принудительность изъятия налога,  в  том  числе  в  рамках  решений
арбитражных судов, касающихся уплаты обязательных платежей по делам
о   банкротстве   и   в   процедурах   банкротства,   вытекают   из
публично-правовой  природы  налога,  вследствие  чего  и  споры  по
требованиям обязательных платежей  находятся  в  рамках  публичного
права.
     Особенностями публично-правовой природы отношений, связанных с
требованиями уплаты обязательных платежей в делах о банкротстве и в
процедурах   банкротства,   предопределяются   характер   правового
регулирования,   основания   разграничения   предметов   ведения  и
полномочий  между  органами   государственной   власти   Российской
Федерации  и  органами  государственной власти субъектов Российской
Федерации в этой сфере общественных отношений.
     3. Единство  экономического  пространства  как  одна  из основ
конституционного строя Конституции Российской Федерации (статья  8,
часть   1,   Конституции  Российской  Федерации)  гарантируется,  в
частности,  осуществлением   находящейся   в   ведении   Российской
Федерации (статья 71,  пункты "а",  "е", "ж", "о"; статья 75, часть
3,  Конституции Российской Федерации) единой  финансовой  политики,
включающей  и  единую  налоговую  политику,  установлением правовых
основ единого рынка, федеральным финансовым, в том числе бюджетным,
регулированием,  принятием гражданского, гражданско-процессуального
и   арбитражно-процессуального   законодательства,    формированием
федеральных  экономических  служб,  к которым относятся и налоговые
органы,  органы федеральной службы по  финансовому  оздоровлению  и
банкротству.
     Вне пределов  ведения  Российской   Федерации   и   полномочий
Российской  Федерации  по  предметам совместного ведения Российской
Федерации  и  ее  субъектов  последние   обладают   всей   полнотой
государственной    власти   (статья   73   Конституции   Российской
Федерации),  включая право управлять  своей  собственностью,  иметь
собственный  бюджет и самостоятельно осуществлять бюджетный процесс
(Определение   Конституционного   Суда   Российской  Федерации   от
6 декабря 2001 года  N 228-О по запросу Народного Хурала Республики
Бурятия).  Бюджет субъекта Российской Федерации образуется за  счет
налоговых   и   неналоговых   доходов,   которые   в  свою  очередь
подразделяются  на   собственные   и   регулирующие.   Распоряжение
собственными  доходами  относится к бюджетной компетенции субъектов
Российской Федерации (статья 73 Конституции  Российской  Федерации;
статьи 56, 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
     Бюджетный кодекс  Российской  Федерации   устанавливает,   что
доходы  бюджетов,  включая  бюджеты субъектов Российской Федерации,
формируются   в    соответствии    с    бюджетным    и    налоговым
законодательством   Российской   Федерации  (пункт  1  статьи  39).
Налоговые доходы считаются  уплаченными  доходами  соответствующего
бюджета   с   момента,  определяемого  налоговым  законодательством
Российской  Федерации  (пункт  1  статьи  40   Бюджетного   кодекса
Российской   Федерации).   В  силу  статьи  45  Налогового  кодекса
Российской Федерации право распоряжаться  причитающимися  денежными
средствами,  поступившими  в  том числе за счет налоговых платежей,
возникает у субъекта Российской  Федерации  с  момента  поступления
налоговых  платежей  на  счет соответствующего органа казначейства.
Соответственно,  взыскание  обязательных  платежей  -  как  вопрос,
относящийся к сфере налоговых правоотношений,  - является предметом
ведения Российской Федерации (статья 71,  пункты "ж",  "з";  статья
78,  часть  1,  Конституции  Российской  Федерации;  статьи 31 и 32
Налогового кодекса Российской Федерации).
     4. Согласно  Конституции  Российской  Федерации  (статья  114,
пункты "б"  и  "ж";  статья  115,  часть  1)  и  в  соответствии  с
Федеральным  конституционным  законом  "О  Правительстве Российской
Федерации"   Правительство   Российской   Федерации    обеспечивает
проведение  в  Российской  Федерации  единой  финансовой и денежной
политики,  руководит  работой  федеральных  органов  исполнительной
власти,   на  основании  и  во  исполнение  Конституции  Российской
Федерации,  федеральных  законов,  нормативных  указов   Президента
Российской   Федерации   издает   постановления   и   распоряжения,
обеспечивает их исполнение.
     4.1. По   смыслу   статей  10  и  114  Конституции  Российской
Федерации,  полномочия предъявлять от имени государства  в  деле  о
банкротстве   и   в  процедуре  банкротства  требования  об  уплате
обязательных платежей и по денежным обязательствам по своей природе
относятся  к  полномочиям  исполнительной  власти.  Устанавливая  в
соответствии со статьями 71 (пункты "г",  "о"),  76 (часть 1) и 114
(пункты "е",  "ж" части 1) Конституции Российской Федерации порядок
организации  и  деятельности  федеральных  органов   исполнительной
власти,  законодатель  вправе  возложить полномочие по предъявлению
требования  об  уплате  обязательных  платежей  на  какой-либо   из
федеральных    органов    исполнительной    власти,    по    своему
функциональному  предназначению  наиболее  приспособленный  к   его
осуществлению.
     На основании и во исполнение Конституции Российской  Федерации
и   Федерального   закона   "О   несостоятельности   (банкротстве)"
Правительство  Российской  Федерации  осуществляет  соответствующие
полномочия  в  целях  проведения  государственной  политики в сфере
финансового оздоровления и  банкротства,  в  том  числе  определяет
порядок   объединения   и   представления   требований   об  уплате
обязательных  платежей  по  делам  о  банкротстве  и  в   процедуре
банкротства,  осуществляет  координацию деятельности представителей
федеральных  органов  исполнительной  власти  как   кредиторов   по
денежным  обязательствам и обязательным платежам (пункт 1 статьи 29
Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
     В соответствии   с   Постановлением  Правительства  Российской
Федерации от 14 февраля 2003 года N 100 "Об уполномоченном органе в
делах  о  банкротстве  и  в  процедурах  банкротства и регулирующем
органе,  осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями
арбитражных  управляющих" уполномоченным органом,  представляющим в
делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате
обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным
обязательствам,  является Федеральная служба России по  финансовому
оздоровлению  и банкротству;  регулирующим органом,  осуществляющим
контроль за деятельностью саморегулируемых организаций  арбитражных
управляющих,  с  3  марта  2003  года является Министерство юстиции
Российской Федерации (пункт 1).
     Дела о  банкротстве,  связанные  с рассмотрением требований об
уплате  обязательных  платежей  и   по   денежным   обязательствам,
разрешаются   арбитражными  судами  в  соответствии  с  Федеральным
законом   "О   несостоятельности   (банкротстве)"   и   на   основе
находящегося  в  ведении  Российской Федерации (пункт "о" статьи 71
Конституции   Российской   Федерации)    арбитражно-процессуального
законодательства.
     Таким образом,  установление  процедуры   разрешения   дел   о
банкротстве,  в  том  числе определение состава лиц,  участвующих в
таких делах, является прерогативой федерального законодателя.
     4.2. Абзац    девятый    статьи    2    Федерального    закона
"О несостоятельности (банкротстве)" в системной связи с  пунктом  5
его статьи 29 устанавливает, что Правительство Российской Федерации
определяет  порядок  учета  мнений  органов  исполнительной  власти
субъектов  Российской  Федерации  и органов местного самоуправления
при определении позиции федеральных органов  исполнительной  власти
как   кредиторов   по   обязательным   платежам   в  ходе  процедур
банкротства.
     Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября
2003 года N 688 утверждено Положение о Межведомственной комиссии по
определению целесообразности подачи заявлений о признании должников
банкротами.  В соответствии с его пунктами 1,  3,  4 и 5  названная
комиссия  заслушивает мнение органов исполнительной власти субъекта
Российской  Федерации  о  целесообразности   подачи   заявления   о
признании  должников  категории  А  и  Б банкротами,  рассматривает
поступившие от них  документы,  а  также  в  установленном  порядке
запрашивает  и  заслушивает  мнение  органов  исполнительной власти
субъекта  Российской  Федерации   по   вопросу  о  целесообразности
возбуждения   дела   о   банкротстве.   Положением  о  предъявлении
требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах  о
банкротстве  и  в процедурах банкротства (утверждено постановлением
Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2003  года  N  218)
устанавливается  порядок  объединения и представления требований об
уплате обязательных платежей и требований Российской  Федерации  по
денежным  обязательствам  в  делах  о  банкротстве  и  в процедурах
банкротства.
     Кроме того,  в  соответствии  с правовой позицией,  изложенной
Конституционным  Судом  Российской  Федерации  в  Постановлении  от
12 ноября  2003  года  по  делу  о  проверке конституционности ряда
положений  статьи  19  Федерального   закона   "О   государственном
регулировании производства и оборота этилового спирта,  алкогольной
и  спиртосодержащей  продукции",   участие   субъектов   Российской
Федерации в процессе принятия решений на федеральном уровне - с тем
чтобы более полно обеспечивался учет  их  потребностей  и  законных
интересов    (в   социально-экономическом   развитии,   в   области
общественной безопасности, традиционного образа жизни малочисленных
этнических  общностей  и  т. д.) -  при условии,  что такое участие
носит  субсидиарный  характер,   может   осуществляться   в   форме
предварительного  согласования,  не предопределяющего окончательное
решение вопроса.
     При таких   обстоятельствах   наделение   федеральных  органов
исполнительной власти правом предъявлять в делах  о  банкротстве  и
процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей с
учетом мнения органов исполнительной  власти  субъектов  Российской
Федерации  и  органов  местного  самоуправления  как  кредиторов по
обязательным платежам в ходе процедур банкротства само по  себе  не
нарушает права субъектов Российской Федерации.
     4.3. В соответствии с  пунктом  17  Положения  о  предъявлении
требований  по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о
банкротстве и в процедурах банкротства  уполномоченный  федеральный
орган  исполнительной  власти,  участвуя  в  судебной  защите  прав
субъекта  Российской  Федерации,  принимает  во   внимание   мнение
соответствующего  органа  исполнительной власти субъекта Российской
Федерации  в  отношении  применения  процедур  банкротства  и  хода
процедуры банкротства,  а также учитывает предоставленные гарантии,
налоговые кредиты,  отсрочки и рассрочки по уплате налогов  и  иных
обязательных платежей в бюджет субъекта Российской Федерации.
     Установление Федеральным    законом    "О    несостоятельности
(банкротстве)"  и  принятыми  в  соответствии с ним постановлениями
Правительства  Российской  Федерации  особого  режима  предъявления
требований по обязательным платежам к должнику,  не предполагающего
самостоятельное    предъявление    этих     требований     органами
исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации  в делах о
банкротстве и в процедурах банкротства,  по существу,  основано  на
обеспечении   взаимодействия   федеральных  органов  исполнительной
власти  и  органов  исполнительной  власти   субъектов   Российской
Федерации,   в   том   числе    при    решении    в   установленных
законодательством   Российской   Федерации   случаях   вопроса    о
целесообразности подачи заявлений о признании должников банкротами.
     В случае  же  сохранения  разногласий  между  Межведомственной
комиссией   по  определению  целесообразности  подачи  заявлений  о
признании должников банкротами  и  органами  исполнительной  власти
субъекта   Российской   Федерации  по  решению  о  целесообразности
возбуждения дела о банкротстве за  органами  исполнительной  власти
субъекта   Российской   Федерации   сохраняется  право  обжалования
указанного решения в суд.
     Следовательно, положения, содержащиеся в абзаце девятом статьи
2 и пункте 3 статьи 29  Федерального  закона  "О  несостоятельности
(банкротстве)",   не   могут   рассматриваться  как  ограничивающие
субъекты Российской Федерации в  праве  на  судебную  защиту  права
собственности,  а  лишь  устанавливают  особый  процедурно-правовой
режим предъявления требований по обязательным платежам к  должнику,
который   вводится   при  рассмотрении  арбитражным  судом  дела  о
банкротстве.
     5. Согласно    части    второй    статьи    36    Федерального
конституционного  закона   "О   Конституционном   Суде   Российской
Федерации"  основанием  к  рассмотрению  дела Конституционным Судом
Российской Федерации  является  обнаружившаяся  неопределенность  в
вопросе  о  том,  соответствуют ли Конституции Российской Федерации
оспариваемые заявителем законоположения.
     Поскольку неопределенность    в    вопросе    о   соответствии
Конституции Российской Федерации положений абзаца девятого статьи 2
и  пункта  3  статьи  29  Федерального  закона "О несостоятельности
(банкротстве)" отсутствует,  запрос Правительства Москвы  не  может
быть   принят   Конституционным   Судом   Российской   Федерации  к
рассмотрению.
     Исходя из  изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой
статьи 43 и частью первой статьи 79  Федерального  конституционного
закона    "О    Конституционном    Суде    Российской   Федерации",
Конституционный Суд Российской Федерации

                        о п р е д е л и л:

     1. Отказать в принятии к  рассмотрению  запроса  Правительства
Москвы,   поскольку   он   не   отвечает  требованиям  Федерального
конституционного  закона   "О   Конституционном   Суде   Российской
Федерации",  в  соответствии  с  которыми запрос может быть признан
допустимым.
     2. Определение  Конституционного  Суда Российской Федерации по
данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
     3. Настоящее  Определение  подлежит  опубликованию в "Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации".


     Конституционный Суд
     Российской Федерации

     N 455-О


Информация по документу
Читайте также